ВКР

«Методика обучения рисунку в детской художественной школе серия портретов (бумага, карандаш)»

  • 74 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I Портрет в изобразительном искусстве 5

1.1 История развития портрета 5

1.2 Портрет как жанр изобразительного искусства 10

1.3 Художники портретисты РБ 12

Глава II Методика работы над серией портретов (бумага, карандаш).17

2.1 Работа над эскизами к серии портретов 17

2.2 Последовательность работы над дипломным проектом «Серия портретов» 20

2.3 Методы и приемы обучения портрету в детской художественной школе 21

Заключение 29

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования: этическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности, является эффективным средством умственного и общего развития личности ученика, средством формирования его духовного мира.

Создание портрета- дело сложное, ответственное и непростое. Умение понимать сущность, изображаемого человека, а не просто передать его внешние черты, отмечает работы настоящих портретистов. Для этого, нужны дар и большая практика в работе над изображением человека. Портретные задачи в рисунке дают большие возможности для художественного творчества, так как изображение различных по своему характеру и внешним данным людей, требует точного решения. Овладение изобразительными средствами, требуют упорства, внимания, сосредоточенности, умения анализировать и находить ошибки. Каждый раз начинающему художнику приходиться проявлять себя на уроках, где в каждом задании новое испытание. Воспевание красоты человеческого образа, силы его личности отразились в портретном искусстве эпохи возрождения и появились в особой значительности в портретных образах Леонардо да Винчи, Гольбейна Младшего, Тициана, Альбрехта Дюрера, Рубенса , Рембрандта, Франса Хальса - мастеров, которые оставили нам изумительные по психологической точности и глубине характеристики произведения портретного искусства.

Цель исследования: создание серии портретных листов теоретическое обоснование и разработка на этой основе методов и приемов обучения в детской художественной школе основам карандашного портрета.

С учётом поставленной цели были определены следующие задачи: Проанализировать историю техники графических портретов.

Разработать методические рекомендации по проведению занятий по графическому портрету в детской художественной школе.

Создать серию листов графического портрета с разработками эскизов.

Методы исследования: наблюдение за работой учащихся, беседа, проведение классных часов и внеклассных мероприятий, анализ работ учащихся.

Практическая значимость: Методические рекомендации по выполнению серии графических портретов могут быть использованы в практике преподавания в детских художественных школах.

Дипломная работа объемом 30 страниц состоит введения, глав, заключения, списка использованной литературы из источников, приложения, а также серии работ «Портрет», выполненных графическим карандашом.

Фрагмент работы

Глава I Портрет в изобразительном искусстве

1.1 История развития портрета

Искусство портрета зародилось в древности. Образ человека или группы людей называется портретом. Слово «портрет» происходит от французского portrait, устар. portraire- изображать. В развитии портретного жанра в изобразительном искусстве были подъёмы и спады.

В Древнем Египте появился портрет в виде скульптуры [1,2]. После этого портретное искусство развивалось в античные времена.

В Древней Греции скульптурный портрет идеализировали и создавали соблюдая определённые каноны.

В Древнем Риме появляется изображение натуры уже реалистичное, передаётся личность с психологической характеристикой.

В Средние века жанр портрета постигает упадок, так как искусство было подчинено церкви, и создавались в основном религиозные образы.

В эпоху Возрождения начался расцвет портретного жанра.

В XV веке начали создавать портреты на фоне пейзажей, но образ человека, как личность главное закрывает собой ландшафт природы, и нет единства природы и человека. Человек- центр бытия и поэтому вписывается в окружающею его среду. Лишь в XVI веке появляется гармония в портретах.[3]

Знаменитые мастера Возрождения: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Боттичелли обращались к портретному жанру. Тициан создал образы своих современников, чем внёс огромный вклад в развитие европейского портретного жанра. В своих произведениях он показал психологию человеческой души.

В период Ренессанса художники, которые создавали алтарные композиции и на мифологические темы, так же обращались к портрету. Ян ван Эйк в своих портретируемых видел и передавал глубину внутреннего мира. Альбрехт Дюрер был мастером портретного жанра.

В эпоху Возрождения появились формы портрета: погрудный, поясные и в полный рост.

Групповые портреты также получили распространение, как и парные портреты супружеских знатных пар.

Изображения делились на парадные и камерные. В парадных изображались мужчины в богатых мундирах, а женщины в великолепных нарядах. В таких портретах фоном были пейзаж, архитектурные арки и колонны, а также драпировки. [4]

В XVI веке в искусстве маньеризма портрет приобретает черты, которые отражают восприятие эпохи в тревожности, и драматичности. Меняется композиция портрета, усиливается острота и портрет насыщен духовным выражением, например, в портретах Эль Греко.

В XVII веке в жанре портрета преуспели нидерландские художники. Их пути в искусстве разделились на две школы фламандскую и голландскую. Жанр портрета у них приобретал большое значение и техники исполнения совершенствовались. В Голландии популярен групповой портрет. Также художников интересуют люди из народа и создаются портреты таких простых, но интересных образов в работах Хальса. В этот период уделяется внимание выразительному жесту. Поэтому в основе композиции находится движение. Величайшие портретисты того времени Рубенс, Антонис ван Дейк, Рембрандт, Хальс, Диего Веласкес.[5]

Заключение

Задача портрета - изображение конкретного образа человека, передача его характерных особенностей, что требует от художника, прежде всего, глубокого проникновения в личность изображаемого человека, передачи индивидуального облика, раскрытия сущности его характера.

Задача художника показать, передать черты с сохранением выразительных особенностей модели.

Передача индивидуального сходства это фактор существования портрета, портрета как самостоятельного жанра. Не каждое похожее изображение портрета несет в себе личностные качества портретируемого.

Многие учащиеся могут удачно передавать внешнее сходство портретируемого, однако в них нет эмоционального состояния, выразительности.

Передача сходство с оригиналом достигается только тогда, когда художник сможет показать человеческие чувства, показать человека из внутри.

Отношение художника к модели, понимание его психологии, потребует поиска выразительных средств для передачи личности портретируемого.

Одно дело - усвоить теоретические положения и аналитические характеристики при рисовании натюрморта или гипсовых слепков, другое дело - наряду с требованиями технико-аналитического порядка передать эмоционально-образные начала, добиться взаимодействия мысли, эмоции и специальных умений, навыков.

К формированию художественного образа дает объективную действительность, поэтому сама модель должна содержать в себе тот или иной образ.

Необходимо помнить про композицию в портрете. Строгая организация всей плоскости, рациональное использование границ, в известной степени оказывают влияние на понимание логического настроения формы изображаемого, воспитывают эстетический вкус рисующих, формируют чувство гармонии.

Психологи считают, что восприятие происходит путем сравнения. Благодаря сравнению происходит мышление.

Сравнение служит расположением расстоянием предметов, и от наличия противоположных свойств. Это помогает сформировать образ представления, характерной чертой которого является обобщенность.

Рисующий сравнивает сложные формы с простыми геометрическими формами, а также сопоставляет с предметами, дающими им образную характеристику.

Например, голова - овал, «редис хвостом вниз»; нос - призма, цукини или, скажем, груша.

Нарисовать правильно глаз это решение одной задачи, другая в передачи этого взгляда.

Рисую каждую часть лица, нужно не забывать о симметричном их расположении. Нужно рисовать по форме каждой части лица.

Для того, чтобы рисование портрета велось эффективно, нужно помнить, что при рисовании головы следует воспринимать детали внимательно и в постоянном сравнении, не увлекаться выразительностью отдельных частей натуры: ведь если они задерживают внимание рисующих в большей степени, чем другие, то теряется целостный образ головы.

Воспринимая форму, как объем, отграниченный от окружающего пространства многочисленными плоскостями, каждая из которых освещается по-разному, по- разному характеризует форму, и передавая постепенный переход одной плоскости формы в другую, необходимо находить еще более мелкие их членения.

Сам процесс создания портрета можно рассматривать как несложный комплекс взаимодействия эмоционально-образных и вербально-логических начал. Овладение только теорией по рисованию портрета недостаточно, необходима постоянная практика рисования с натуры, где важно проявлять в портрете характерные и личностные качества человека.

Только осознанное и целенаправленная деятельность художника, нацеленная на образное восприятие портретируемого, на постижение соответствующей передаваемому образу техники, обеспечивает формирование художественного образа.

В портрете необходимое условие это сходство с моделью, поскольку без передачи характерных особенностей и его характерных движений, внутреннего состояния не будет и убедительного образа.

Тема данной выпускной квалификационной работы серия графических листов «Портреты». Было выполнено три работы. В графике за счет художественно-выразительных средств, доступность и простота материалов, дают выразительность, ясность, чёткость. Художественный замысел состоял в передаче увиденного эмоционального состояния человека.

Цели и задачи были выполнены полностью.

Список литературы

1. Андроникова, М.А. Об искусстве портрета. [Текст] / М.А. Андронникова. - М.: Искусство, 1975.

2. Андроникова, М.А Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. [Текст] / М.А. Андронниковаю - М.: Искусство, 1980.

3. Андроникова, М.А. Портрет и портретное [Текст] / М.А. Андронникова. - М.: Искусство. 1984.

4. Андреев В.И. Учебный курс для творческого развития / В.И. Андреев. - Казань: КГУ, 2000. - 98 с.

5. Аникушин, М.В. О портретном творчестве. [Текст] / М.В. Аникушин. - М.: Искусство, 1988.

+ еще 38 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Методика обучения рисунку в детской художественной школе серия портретов (бумага, карандаш)»
Раздел: Педагогика
Тип: ВКР
Страниц: 74
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика