Дипломная работа

«Методика проведения занятий по работе над пейзажными этюдами в детской художественной школе»

  • 60 страниц
Содержание

Введение….…

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ КАК НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

1.1. История и особенности западноевропейской пейзажной живописи …

1.2. Особенности русской пейзажной живописи XVIII-XIX вв. ….

1.3. Роль пейзажной живописи в изобразительном искусстве Башкортостана….

ГЛАВА II. ХУДОЖЕТСВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ И ЕГО ВОПЛОЩЕНИЕ В ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

2.1. Технологические вопросы и этапы работы в масляной живописи….

ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

3.1. Разработка методических рекомендаций по проведению занятий в художественной школе ….….

3.2. Разработка планов-конспектов занятий по работе над этюдами пейзажей в условиях детской художественной школы ….

Заключение….

Список использованной литературы….

Приложения….….

Введение

Актуальность темы исследования. Обучение учащихся выполнению этюдов пейзажной живописи в детской художественной школе занимает ключевую роль в процессе их художественного образования. В условиях детской художественной школы можно обучить выполнению как кратко-срочных этюдов, которые, как правило, выполняют для изучения основных приемов передачи натуры и освоение техник в жанре пейзажной живописи, например на начальных этапах обучения, когда большое внимание уделяется прописыванию основных элементов; так и длительных этюдов, которые вы-полняется в течение нескольких сеансов продолжительностью не менее двух-четырех часов каждый. В связи с этим становится важным, чтобы методика выполнения таких этюдов обеспечивала высокое качество живописи, а также заинтересованное отношение учащихся к задачам этюда на всем протяжении выполнения задания, рациональное и продуктивное использование времени каждого сеанса.

Задача выполнения этюда пейзажной живописи – глубокое и всесто-роннее изучение натуры, характера ее форм, движения, пропорций, конст-руктивного строения, колористических особенностей, освещения. В процессе выполнения этюда учащиеся внимательно изучают натуру, ведут последова-тельный поиск линий, тона, цвета, которые наиболее полно отражают ее ха-рактерные качества композиции пейзажной живописи.

Недостаточно разработанные программы и методики обучения работе над этюдами пейзажа в детской художественной школе и обусловили про-блему нашего исследования.

Цель исследования: Собрать, систематизировать теоретико-искусствоведческий материал по пейзажной живописи, разработать методи-ческие рекомендации занятий пейзажной живописи в условиях детской ху-дожественной школы. Создать серию живописных работ на т ему «Родной край».

Объект исследования – методы и приемы обучения в детской художе-ственной школе.

Предмет исследования – процесс художественного образования в дет-ской художественной школе.

Задачи:

- изучить психолого-педагогическую, философскую, искусствоведче-скую и специальную литературу по теме исследования;

- систематизировать теоретико-искусствоведческий материал по теме исследования;

- выполнить пейзаж «Родной край» в технике масляной живописи;

- разработать методические рекомендации по проведению занятий в детской художественной школе;

- разработать план-конспект занятий по выполнению этюдов пейзаж-ной живописи для учащихся детской художественной школ.

Гипотеза: организация и проведение занятий в детской художествен-ной школе будет эффективным если:

- учащимся в процессе обучению будут продемонстрированы мастер-классы по выполнению этюдов в технике масляной живописи;

- педагоги организуют экскурсии в музеи, где учащиеся смогут позна-комиться с творчеством художников, сравнить технику выполнения пейзажа.

- в конце месяца будут организованы выставки с работами учащихся.

Методы: изучение, анализ, классификация и систематизация научных и специальных литературных источников по теме исследования, изучение работ учащихся, выполненных в условиях детской художественной школы.

Практическая значимость: теоретическая практико-методические главы нашей работы могут быть использованы учителями изобразительного искусства в детских художественных школ при составлении методических пособий, студентами художественно-графических факультетов во время про-хождений педагогической практики.

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ КАК НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

1.1. История и особенности западноевропейской пейзажной живописи

Живопись при естественном свете была известна давно и использова-лась в основном для создания эскизов. Однако, среди художников барбизон-ской школы и импрессионистов эта живописная техника получила новую жизнь [35].

Одной из самых богатых на творческие личности и новые направления в пейзажной живописи в Западной Европе стала эпоха XIX – XX веков. Наи-большее значение для современного изобразительного искусства и мировой истории, имеют такие направления, как реализм и импрессионизм, а также пришедшие на их смену фовизм, постимпрессионизм, пуантилизм, кубизм.

В своих произведениях художники-реалисты XIX века отказались от исторического и мифического изображения пейзажа тем самым, отдав пред-почтение своему времени и жизни простого народа. Но прорыв реализма был лишь началом огромных перемен, которые пережила Западная Европа в XIX – XX веках. Вслед за реалистами на смену пришли импрессионисты, которые внесли новое направление в пейзажную живопись, тем самым, шокировав-шие публику своими смелыми по исполнению и содержанию полотнами. Че-го только стоят такие всемирно известные картины, как «Олимпия» или «Завтрак на траве» [33,с.21].

Мировой успех импрессионистов был настолько ошеломляющим, что взгляды современников на пейзажную живопись сильно изменились, открыв тем самым дорогу к новым более смелым направлениям и молодым талант-ливым художникам, тем самым, можно сказать, что постимпрессионисты, фовисты, кубисты смогли занять достойное место в западноевропейской жи-вописи XIX – XX веков, да и мировом изобразительном искусстве в целом [36].

Изучая историю западноевропейской пейзажной живописи можно ос-тановиться подробней на творчестве некоторых художников, которые на наш взгляд являются основоположниками, положившими начало в пейзажной живописи как направления в изобразительном искусстве.

Самыми известными западноевропейскими пейзажистами были Клод Лоррен (1600 – 1682 гг.), который по праву считается одним из создателей классического пейзажа. Большую часть своей жизни он провел в Риме; суще-ственное влияние оказало на него творчество его великого современника Ни-кола Пуссена. В юности Клод Лоррен учился гравюре во Фрейбурге-им-Брейсгау, а затем, получив навыки, работал в Неаполе, под руководством живописца Готфрида Валса. С 1619 учился в Риме его наставником был Аго-стино Тасси. Спустя около шести лет художник вернулся во Францию. Во Франции художник стал расписывать своды церкви Кармелитов. В 1627 уе-хал в Рим. Начиная с 1630 годов пейзажи Клод Лоррена стали привлекать внимание знатоков искусства. По мнению искусствоведов: «В «идеальных» пейзажах Лоррена господствует мягкое элегическое настроение; рассеянный утренний или вечерний свет окутывает легкой дымкой очертания деревьев и холмов, а Библейские, мифологические или пасторальные сюжетные мотивы полностью подчинены изображению прекрасной, величественной природы». Большую особенность и неповторимость в работах художника искусствове-ды отмечают такие работы, как например, картины «Отплытие св. Урсулы» (1646, Лондон, Национальная галерея); «Изгнание Агари» (1668, Мюнхен, Старая Пинакотека). «Клод Лоррен оставил множество рисунков. Среди них большое количество этюдов с изображением деревьев и растений, а также несколько набросков, сделанных непосредственно с натуры» - Флоренский [41].

Рассмотрим творчество другого художника западноевропейской пей-зажной живописи.

Джованни Антонио Каналетто (1697 – 1768). Итальянский живописец эпохи классицизма и офортист. Каналетто считался мастером архитектурного пейзажа, он писал панорамные виды Венеции, преображая их красочными изображениями городской жизни. Работы художника считались одними из лучших среди живописных работ его современников. Каналетто наполнял свои работы волшебным образом, придавая некую изысканность, особую ма-неру. Работы выделялись живой жизнью и удивительным светом. Художник воспроизводил свои работы, используя, точность рисунка и совершенство перспективного построения, которые сочетаются в его произведениях с на-рядностью и свежестью цветовой гаммы, световоздушными эффектами, на-рядной зрелищностью композиционного решения. Наиболее известными считаются такие работы, как «Двор каменотеса», около 1730, хранящаяся в Национальной галерее, Лондона или, например, «Отъезд венецианского дожа на обручение с Адриатическим морем», выполненная в 1740-е годы – Госу-дарственный музей изобразительных искусств, Москва. Самой известной, на наш взгляд, можно назвать работу «Портик дворца», которая была написана в 1765 г. Художник обладал тонкой наблюдательностью и возможностью пе-редачи светотеневых градаций в пейзажных работах [14].

Немаловажный вклад в искусство пейзажной живописи внес Жан Де-зире Гюстав Курбе. Рассмотрим особенности манеры письма в его произве-дениях.

Жан Дезире Гюстав Курбе (1819 –1877) – французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. По праву считается одним из основателей реализма в живописи.

На творчество художника большое влияние оказали испанские худож-ники, в особенности Веласкес, у которых художник позаимствовал м анеру передачи тёмного тона картин. Курбе обучался живописи в художественных мастерских Шарля де Штейбена.

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живо-писи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направ-ления периодически отвергались.

В 1844 году появилась на свет первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», которая, в последствии была выставлена в Парижском салоне. С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной це-лью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пре-небрегая при этом даже изяществом техники [36].

Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые худож-ник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что жи-вопись – предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изо-бражении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык».

Наиболее известными считаются следующие работы Курбе: «Похоро-ны в Орнане», «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна», которые хранятся в Лувре, или, например, «Послеобеденное кофе в Орнане», «Разбиватели шоссейного камня», «Деревенские священники, возвращающиеся с товари-щеской пирушки», «Купальщицы», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньон-ская скала», «Олень у воды», в которых можно прочувствовать талант ху-дожника [36].

Большой вклад в западноевропейскую живопись внес Моне Клод Ос-кар (1840 – 1926), Художник много работает с натурой, для него было важно не просто запечатлеть пейзаж или бытовую сценку, а также передать непо-средственное впечатление от созерцания природы: каждое мгновение изме-нение природы, окраску предметов, непрерывно меняющихся в зависимости от освещения и от состояния атмосферы или погоды, от соседства с другими предметами, которые отбрасывают цветные отблески. Чтобы воссоздать жизнь в ее непрестанных изменениях, художник работал под открытым не-бом, изображая не только этюды, но и завершая картины. Необычайную ма-неру письма художника можно изучить на примере его картины «Дамы в са-ду, которая была написана в 1865 году, (работа хранится в Санкт-Петербурге), залитой сияющим светом, белый цвет платья словно вбирает в себя все многоцветие природы. Присматриваясь в работу можно наблюдать голубые блики, зеленоватые, охристые, розоватые; столь же тонко разрабо-тан зеленый цвет листвы, травы. В манере письма Моне можно наблюдать особенность передачи объема с помощью рельефного мазка, который переда-ет трепет листвы, тени от скользящих по небу облаков и мерцание солнечных бликов на воде, такая манера наблюдается в работах: «Скалы в Этрета», на-писанная в 1886г, хранящаяся в Музее изобразительных искусств, Москва; «Луга в Живерни» (1888г), «Поле маков» (1880 г.). Художник сознательно строит композицию таким образом, чтобы картина производила впечатление случайно выхваченного фрагмента из жизни, такую небычную манерную композицию, можно наблюдать в работах «Бульвар Капуцинок» (1873). Моне создает серии работ, в которых художник запечатлел один и тот же мотив, в разное время суток: «Руанский собор в полдень» (1894); «Руанский собор ве-чером» (1894); в работе можно наблюдать такую особенность: контуры предметов, объемы начинают растворяться в световоздушной среде. Добива-ясь чистоты и звучности цвета, в работе («Стог сена», около 1886, Моне из-бегает смешивать краски на палитре, чтобы передать нужный тон зеленой листвы, художник кладет рядом мазки желтого и синего, на расстоянии они сливаются, поэтому, создав некий обмен, для зрителя, листья кажутся зеле-ными и словно трепещущими на ветру [34].

Особенность передачи состояний природы можно наблюдать в работах следующего живописца.

Заключение

Изучение природы и рост профессионального живописного мастерства являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании художни-ка-пейзажиста. Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при работе с натуры. Только в результате общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел пейзажных композиций. Пейзаж по своей при-роде – искусство, в котором наиболее непосредственно выражаются эмоции. В этом смысле пейзаж можно было бы сравнить с музыкой. Цветовые оттен-ки красочной палитры передают в картине гамму чувств, даже без ясно обо-значенного литературного сюжета. Поэтому в пейзаже особенно важна по-этичность восприятия и трактовке природы. Пейзаж несет в себе чувственное выражение мысли – в этом его сила и действенность.

Проведенная нами исследовательская и практическая художественно-творческая работа имеет выход на педагогическую практику

Искусствоведческий и исторический материал, собранный и изложен-ный в первой главе дипломной работы активно может быть использована в процессе художественного образования учащихся детских художественных школ и кружковцев по изобразительному искусству.

Изложенные в тексте приемы и методы создания композиции, разрабо-танная программа занятий по пейзажной живописи с младшими школьника-ми, могут стать основой для построения методики обучения младших школь-ников не только в условиях дополнительного образования но и в начальных классах общеобразовательных школ.

Список литературы

1. Аванесьян, О.П. Рисунок. Шрифт. Живопись. Композиция [Текст] / О.П. Аванесьян, С.Ю. Биричев, Н.А. Павлов, А.Н. Чернов: Пособие для поступающих в вузы. – М.: МГУП, 2000. – 110с.

2. Авсиян А.О. Композиция в работе с натуры // Юный художник. - 1989. №3. – с.34-36.

3. Агалетдинов А. Рисунок, живопись, искусство [Текст] / А. Агалетди-нов // Ватандаш. – 1999. – № 7. – с.119-120.

4. Алленов, М. Русское искусство ХVII конца ХХ века. [Текст] / М. Ал-ленов, О. Евангулова, Л. Лившиц. – М.: Искусство, 1989 – 349с.

5. Амшинская, М.М. Алексей Гаврилович Венецианов [Текст] / М.М. Амшинская. – М.: 3нание, 1980. – 48с.

6. Барщ, А.О. Наброски и зарисовки [Текст] / А.О. Барщ. – М.: «Искусство», 1970. – 130с.

7. Башкирские художники. Живопись, графика, скульптура. – Уфа, 1995.

8. Беда, В.Г. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, живопись, композиция [Текст] / В.Г. Беда. – М.: «Просвещение», 1981. – 46с.

9. Бенин, В.Л. Очерки по культуре народов Башкортостана [Текст] / В.Л. Бенин. – Уфа, изд-во: Китап, 1994.

10. Бенуа, А.Н. История русской живописи в XIX веке [Текст] / А. Бенуа. – М.: Искусство, 1993. – 280 с.

11. Беспалова, Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов, 1856-1933. [Текст] / Л.А. Беспалова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Искусство, 1983. – 232 с.: ил.

12. Беспалова, Л.А. М. В.Васнецов. 1856-1933 [Текст] / Л.А. Беспалова. – М., 1956. – 174 с., ил.

13. Богемская, К.Г. Пейзаж. Страницы истории. [Текст] /К.Г.Богемская. – М.: Галактика, 1992.10, с.41

14. Браговский Э.Г. От этюда к пейзажу. // Юный художник. - 1981. - №8. – с.13-16

15. Брук, Я.В. У истоков русского жанра [Текст] / Я.В. Брук. – М.: Искусство, 1990. – 266с.

16. Васнецова, Е.К. Москва в творчестве А. М. Васнецова [Текст] / Е.К. Васнецова. – М.: Моск. рабочий, 1986. – 272с., ил.

17. Геворгян, Н.Р. Основы композиции пейзажа [Текст] / Н.Р. Геворкян. – М.: МГОПУ, 1996. – 130с.

18. Герман, М. Ю.Импрессионизм и русская живопись [Текст] / М.Ю. Герман. М: Азбука, 2008. – 160 с.

19. Гнедич, П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура [Текст] / П.П. Гнедич. – М.: Эксмо, 2009. – 848с.:ил.

20. Государственный Русский музей. Коллекции живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства XII – XX веков: Альбом. – М.: Искусство, 1979. – 390с.

21. Грабиль, И.Э. История русского искусства. [Текст] /И.Э. Грабиль. – М.: Наука, 1960. Том V.

22. Давыдов, В.В.Проблемы развивающего обучения [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Давыдов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288с.

23. Давыдов, В.В. Исторические предпосылки учебной деятельности //Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. – М.,1983. – С.5-22

24. Изобразительное искусство Башкирской АССР. Живопись. Графи-ка. Скульптура. Монументально-декоративное искусство. Театрально-декорационное искусство. Народное искусство: альбом / авт.-сост. Г.С. Куш-неровская. – М.: Советский художник, 1974. -202 с.

25. История русского искусства [Текст] / Под редакцией академика И. Э. Грабаря. – М.: Наука, 1960. Том V. – 531с.

26. Кириллов, А.А. Учителю об изобразительных материалах [Текст] / А.А. Кириллов – М.: Искусство, 1971. – 123с.

27. Кузин, В.С. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство:Рисунок.1-11кл. Живопись.1-11кл. Осно-вы живописи. 5-11кл.Основы дизайна.5-9кл.Основы народного и декоратив-но-прикладного искусства.1-8кл. [Текст]: 4-е изд., стереотип. / В.С. Кузин. – М.:Дрофа, 2002. – 288с.

28. Кузнецова, E.A. Эстетика импрессионизма [Текст] / Е.А. Кузнецова. //Вестник Московского университета. – №2. – 2000. – С. 83-90.

29. Лернер, Л. Бенефис башкирских художников [Текст] / Л. Лернер // Рампа. – 2002. – № 1. – С.8-9.

30. Лихачев, Д.С. Заметки о русском Избранные работы в трех томах. Том 2. / Д.С. Лихачев. – Л.: Худож. лит., 1987. – 250 с.

31. Ломов, С.П./ Русские живописцы XVIII – XIX веков. – М.: Агар, 1999. – 80с.

32. Мавлетов, В.С. История и культура Башкортостана. Хрестоматия. [Текст] / В.С. Мавлетов. – Уфа : Уфимский полиграфкомбинат, 2008.

33. Маслов, Н.Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству [Текст] / Н.Я. Маслов: Учеб. пособие для студ. худож.-граф. фак. пед. институтов. – М.: Просвещение, 1984. – 50с.

34. Пейзажная живопись [электронный ресурс] h**t://ru.wikipedia.org/wiki/

35. Ростовцев, Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов. [Текст] /Н.Н. Ростовцев. –М.: Просвещение, 1989.

36. Русская пейзажная живопись [электронный ресурс] h**t://w*w.artonline.r*/articles-art/20

37. Русские художники. Энциклопедический словарь [Текст]. – СПб.: Азбука, 1998. – 217с.

38. Сокольникова Н.М. /Основы живописи. – Обнинск: «Титул». 1996. – 78с.

39. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы живописи. [Текст] / Н.М. Сокольникова. – Обнинск: «Титул». 1996. – 148с.

40. Стернин, Г. Художественная жизнь России второй половины ХIX века. 70-80-е годы [Текст] / Г.Стернин. – М.: Наука,1997.

41. Флоренский, П.А. Пространство и время в произведениях изобрази-тельного искусства [Текст] /П.А. Флоренский. – М., 1995.

42. Шестимиров, А. А. Морской пейзаж. Русская и европейская живо-пись [Текст] / А.А. Шестимиров. – СПб: Белый город, 2004. – 544 с.

43. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. Выпуск пя-тый [Текст] / ответств.ред. П.М. Сысоев. – М.: Искусство, 1966. – 208с.

Покупка готовой работы
Тема: «Методика проведения занятий по работе над пейзажными этюдами в детской художественной школе»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 60
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика