Магистерская работа

«Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся детской школы искусств в процессе изучения курса графики»

  • 107 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы обучения изобразительному искусству в детской художественной школе 10

1.1. Художественно-творческое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования 10

1.2. Возрастные особенности развития художественно-творческих способностей детей 18

1.3. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся детской школы искусств в процессе изучения курса графики 35

Глава II. Экспериментальное исследование развития художественно-творческих способностей учащихся детской школы искусств в процессе изучения курса графики 51

2.1. Констатирующий этап эксперимента по выявлению уровня развития художественно-творческих способностей учащихся детской школы искусств 51

2.2. Описание и результаты формирующего эксперимента по развитию художественно-творческих способностей учащихся детской школы искусств в процессе изучения курса графики 68

2.3. Методические рекомендации по развитию художественно-творческих способностей учащихся детской школы искусств на занятиях по графике. 84

Заключение 91

Список использованной литературы 95

Приложение 99

Введение

Актуальность темы исследования. Одной из основных целей педагогической науки является разработка теоретических подходов к развитию личности и ее способностей. Важнейшими из них являются способности, с помощью которых можно находить новые и оригинальные пути решения проблем. В соответствии с этим подготовка подрастающего поколения к поиску путей по преодолению трудностей и новых способов их решения является одной из важнейших задач педагогики.

Современная система образования нуждается в разработках методик воспитания высокообразованного, всесторонне развитого человека. Особенно актуальными стали идеи формирования инициативной, творческой личности, способной к самоопределению, саморазвитию, самореализации.

Важнейшей проблемой современного образования признается развитие креативности, «творческости» учеников. Обычный подход к этой проблеме - сугубо прагматический: креативность, как принято считать, полезна человеку и стране, гражданином которой он является, она необходима для успешности, конкурентоспособности и т. д. На самом деле вопрос гораздо глубже. Потребность в творчестве - неотъемлемая характеристика нормально развивающегося человека, несводимая к решению каких бы то ни было частных, прагматических задач. Дефицит творчества в современной школе, отсутствие у ребенка положительного опыта свободного творчества искажают нормальный процесс становления личности. Это чревато непредсказуемыми личностными кризисами и асоциальными проявлениями, вплоть до так называемых немотивированных преступлений. Заметим также, что именно дефицит творчества является, скорее всего, главной причиной того парадоксального на первый взгляд факта, что школьная успешность детей от года к году не повышается, а снижается. Именно в области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества - порождения и осуществления собственных замыслов. Опыт, который незаменим для становления самосознания, самоощущения человека в мире и который поможет ему в будущем стать креативным в любой сфере.

Эффективным фактором активизации творческих способностей учащихся является их вовлечение в различные виды художественно-творческой деятельности, одним из которых является изобразительная деятельность. Изобразительное творчество занимает одно из первых мест среди способов творческого самовыражения молодежи, что подтверждается социологическими и педагогическими исследованиями.

В сложившихся условиях возрастает роль учреждений дополнительного образования, деятельность которых проходит в условиях совершенствования образовательного и воспитательного процессов. Вместе с тем изучение опыта работы ДХШ и ДШИ, а также результатов научно-методических поисков показало, что сегодня в профессиональной подготовке обучающихся не использован весь потенциал, имеющийся в дополнительном образовании.

В настоящее время происходит утверждение дополнительного образования в качестве полноценного и необходимого компонента российской системы образования, обусловленного комплексом конкретных социальных потребностей. Речь идет не только о запросах рынка труда, но и о фундаментальных трансформациях образования как социального феномена.

Выявление творческого потенциала детей, создание условий для их личностного развития и творческого труда являются ведущими задачами, определяющими деятельность учреждения дополнительного образования в сфере культуры и искусства.

Образовательный процесс в детских школах искусств призван удовлетворять не только познавательный интерес, но и потребность детей в общении, творчестве, самореализации. Однако анализ педагогической практики показывает, что учителя зачастую ограничиваются обучением технике выполнения художественных произведений, не развивая в учениках способности к творчеству, не в полной мере применяя развивающий потенциал интеграции искусств в образовательном процессе. Проведенный нами опрос преподавателей художественных отделений школ искусств показал, что они испытывают потребность в программах, ориентированных на творческую самореализацию учащихся, в методических рекомендациях, раскрывающих возможности развития творческих способностей учащихся как в процессе обучения, так и во внеучебной деятельности.

Учитывая результаты исследований в области способностей личности, которые понимаются как динамические, развивающиеся в определенной деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Е.П. Ильин, В. П. Озеров, Б.М. Теплов и др.), мы рассматриваем творческие способности как активность обучаемого на высоком интеллектуальном уровне (Н.А. Менчинская) и в качестве продуктивно-познавательной активности (А.М. Матюшкин).

Общеизвестно, что способности - это такое своеобразие индивидуально-типологических особенностей человека, которое позволяет ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. В рамках нашего исследования под творческими способностями учащихся мы будем понимать особенности личности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не существовавшее, умение самостоятельно и гибко мыслить, инициативно и творчески решать профессиональные задачи в процессе выполнения основных профессиональных функций. Художественнотворческие способности включают в себя изобразительные способности, самобытность, оригинальность мышления, мотивацию, волевые качества, потребность в самореализации.

Значительный вклад в разработку проблемы саморазвития и самореализации личности внесли как отечественные, так и зарубежные ученые в области философии (И. Кант, Л. Фейербах, М. Брубер, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Н. Л. Бердяев, В. С. Соловьев) и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, Карен Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг).

Творческий аспект самореализации личности раскрывается в педагогических исследованиях В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, М. Г. Гинзбурга, П. Ф. Каптсрева, Л. И. Рувинского, В. А. Сухомлинского, В. Н. Сорока- Росинского.

В современных психологических и педагогических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эмоционально эстетического развития. В работах А.В.Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддъякова установлено, что в процессе предметно-чувственной деятельности, в том числе и рисования, ребенок учится выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Теоретические и методологические особенности дополнительного образования детей освещены в работах В. В. Беловой, В. А. Березиной, А.К.Бруданова, Г.П.Будановой, Л.Н.Буйловой, В.А.Горского, Е.Б.Евладовой, А.В. Золотаревой, Н.Ю. Конасовой, М.Б. Коваль, О.Е. Лебедева, Л.Г.Логиновой, П.Н. Михайловой, Л.Е. Осиповой и др.

Анализ педагогических, психологических и философских трудов свиде-тельствует о достаточно глубокой изученности проблемы формирования творческих способностей учащихся. Однако такой ее аспект, как развитие художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности учащихся детских школ искусств в процессе изучения курса графики с учетом современных условий, остается неразработанным в плане научнометодического обеспечения образовательного процесса.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и методическая разработанность для ДШИ послужили необходимым основанием для определения цели исследования.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся детской школы искусств в процессе изучения курса графики.

Объект исследовании - процесс обучения младших школьников изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

Предмет исследования - педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся детской школы искусств в процессе изучения курса графики.

Гипотеза исследования: процесс развития художественно-творческих способностей учащихся детской школы искусств будет успешным, если:

- определена сущностная характеристика, разработаны критерии, показатели определения уровня художественно-творческих способностей учащихся в изобразительной деятельности;

- выявлены возможности графики как средства развития художественно-творческих способностей учащихся;

- обучение дисциплине «графика» построено на активизации таких психических процессов и компонентов мышления, как восприятие, воображение, зрительная память, образное мышление;

- использованы проблемные и игровые методы обучения (творческие

задания, упражнения на ассоциации, на создание художественного образа);

- разработаны задания, направленные на развитие творческой активности обучающихся, на самовыражение и самореализацию обучающихся с применением различных приемов и материалов;

-применена организованная система занятий вырабатывания творческой активности в течение обучения графике, которая включает поэтапную систему его формирования и соответственные каждому этапу технологии.

- осуществляется педагогическая поддержка, творческое взаимодействие, сотрудничество педагога и обучающегося;

- использован зрительный ряд (фотографии, репродукции работ художников, методические таблицы и рисунки), раскрывающий основные задачи работы;

- создана творческая эмоционально-насыщенная атмосфера на уроке графики.

Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования определены следующие его задачи:

1) изучить литературу по психологии творчества, восприятия, по педагогике, по методикам преподавания;

2) изучить практику обучения в детской школе искусств;

3) разработать педагогические условия развития художественнотворческих способностей учащихся детской школы искусств в процессе изучения курса графики;

4) экспериментально проверить эффективность разработанной методики на практике;

5) разработать методические рекомендации по проведению занятий по графике в ДШИ.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено содержание таких понятий, как уровень художественного развития учащихся ДШИ, художественно-творческие способности учащихся.

Практическая значимость: предложенные методические

рекомендации могут быть использованы в детских художественных школах, в художественных отделениях детских школ искусств при проведении занятий по графике.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта.

2. Эмпирические: педагогическая диагностика; социологические методы в педагогике (опрос, беседа); тестирование, педагогический эксперимент, ретроспективный анализ личной педагогической деятельности.

3. Методы статистической обработки результатов эксперимента.

Экспериментальная база исследования: МАУ ДО «Детская музыкальная школа» с. Кандры. Экспериментальная работа проводилась в течение 3,5 лет; в ней было задействовано 40 учащихся.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретические основы обучения изобразительному искусству в детской художественной школе.

1.1 Художественно-творческое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования

Эффективным фактором активизации творческих способностей учащихся является их вовлечение в различные виды художественно-творческой деятельности, одним из которых является изобразительная деятельность. Изобразительное творчество занимает одно из первых мест среди способов творческого самовыражения молодежи, что подтверждается социологическими и педагогическими исследованиями.

В сложившихся условиях возрастает роль дополнительного образования, деятельность которых проходит в условиях совершенствования образовательного и воспитательного процессов. Вместе с тем изучение опыта работы детских художественных школ (ДХШ) и детских школ искусств (ДШИ), а также результатов научных поисков ученых показало, что сегодня в профессиональной подготовке обучающихся не использован весь потенциал, имеющийся в дополнительном образовании.

В настоящее время происходит утверждение дополнительного образования в качестве полноценного и необходимого компонента российской системы образования, обусловленного комплексом конкретных социальных потребностей. Речь идет не только о запросах рынка труда, но и о фундаментальных трансформациях образования как социального феномена.

Выявление и развитие творческого потенциала детей, создание условий для их личностного развития и творческого труда являются ведущими задачами, определяющими деятельность учреждения дополнительного образования в сфере культуры и искусства.

Обновление современной системы дополнительного образования, согласно новому Закону об образовании РФ, предполагает необходимость создания таких условий, которые способны обеспечить развитие творческих способностей каждого обучающегося [75].

Система современного художественного образования также находится в стадии перемен. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная Постановлением Правительства от 29.12.2001, «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.» поставили перед собой цели модернизации образования, обеспечение инновационного характера образовательной системы, новые подходы к реализации образовательных программ, качеству обучения, организацию специализированной подготовки (профильное обучение), с ориентацией на индивидуализацию обучения[57]. О вариативности обучения, выстраивании индивидуальных образовательных траекторий, профессиональном самоопределении учащихся говорит и «Концепция развития дополнительного образования детей» от 2014 г. [49]. Здесь же в перечень мероприятий включена разработка и реализация дополнительных предпрофессиональных программ, внедрение и совершенствование современных Федеральных государственных требований к ним. Важнейшей задачей, при этом, является выявление и поддержка талантливых детей и молодежи, выработка механизма, поднимающего качество отечественного образования, сохранение единства и традиций отечественного художественного образования. В 2012 г. введен в действие новый Закон «Об Образовании», регламентирующий образовательные программы дополнительного образования. Его статьи 12, 75, 83 фиксируют обязательность, и как следствие, приоритет государственного заказа по программам предпрофессионального обучения. Таким образом, закрепился возврат к начальному профессиональному образованию на уровне закона, основными конечными целями которого являются требования к обязательному уровню освоения учебного материала, «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [6]. Государственная политика в этом направлении, нормативно-правовое регулирование выражено в Федеральных Государственных требованиях. ФГТ - основа оценки качества образования - утверждены Приказом Министерства культуры РФ. Целями предпрофессионального обучения являются, прежде всего, сохранение единства образовательной системы, требований к содержанию, структуре, условиям реализации данных программ в стране, сохранение отечественных традиций художественного профессиональной педагогики.

Заключение

Система дополнительного образования детей не будет развиваться без серьёзного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения, цели и задачи которых должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Это весьма серьёзная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет и вестись под руководством наиболее квалифицированных педагогов школы или других специалистов: методистов из учреждений дополнительного образования детей, преподавателей ИПК, научных сотрудников.

Современная школа как базовая составляющая отечественного образования направлена на реализацию основных учебных программ, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования [56]. Однако сегодня наблюдается острая потребность не только в специальных знаниях, но и в полноценном развитии личности, способной к самообразованию, творческой деятельности, проявлению активной жизненной позиции.

Особое место в процессе формирования целостной картины мира школьника занимают предметы художественного цикла. Искусство как наиважнейший компонент общего представления обучающегося о мире, его проблемах и взаимосвязях аккумулирует многовековой опыт человечества, обладая большим познавательным потенциалом, способным проникнуть в сложные процессы духовной жизни человека, обогатить его эмоционально-чувственный опыт. Одновременно общение с искусством формирует эстетические потребности и вкусы молодежи, приобщает их к мировым художественным ценностям.

Символически-образная форма искусства позволяет реализовать его нравственный потенциал, выступает средством формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества. Современное художественное образование включает как общее, так и профессиональное образование. В школьной программе предметам художественного цикла отведена второстепенная роль, а количество учебных часов сведено до минимума.

Обучение изобразительному искусству дает импульс развитию познавательных и эстетических способностей подростка, формированию образного мышления, зрительного восприятия и памяти, художественного воображения, творческих способностей. Художественная деятельность в рамках детской художественной школы представлена как теоретическими, так и практическими дисциплинами.

Развитие художественно-творческих способностей - это одна из приоритетных задач образовательного процесса в системе дополнительного художественного образования. Эта задача успешно решается в процессе обучения на занятиях по рисунку. Содержание и организация учебного процесса должны способствовать синтезу знаний, полученных учащимися на занятиях по разным дисциплинам, таким как живопись, композиция, история искусств и др.

Изучение графики как ведущей дисциплины в ДХШ направлено на решение следующих учебно-творческих и общевоспитательных задач (с учетом возрастных особенностей учащихся и обязательным последовательным усложнением):

• совершенствовать навыки изобразительной деятельности, приобретаемые в процессе обучения, осваивать работу разными графическими материалами как средствами художественной выразительности;

• обеспечить знаниями, помогающими раскрыть наиболее важные закономерности сложного процесса развития графической культуры, развивая воображение и творческие способности;

• создать условия для всестороннего развития и формирования целостного мировосприятия школьников;

• представить взаимосвязь исторически сложившихся культурных традиций, причастность человека к процессу их становления;

• способствовать формированию личностного отношения к произведениям мировой, отечественной и региональной художественной культуры, осознанию уникальности своей "малой" родины;

• обогащать духовный мир учащихся, активизируя познавательную деятельность и эстетическую активность, утверждать красоту в повседневной жизни и трудовой деятельности.

Графика - тот вид изобразительного искусства, который помогает в работе с учащимися любого возраста. Близкая живописи со стороны содержания и формы, она имеет свои собственные конкретные задачи и художественные возможности. Очень важное свойство графики - незначительная роль цвета или даже его отсутствие. Это свойство без сомнения можно назвать основным аспектом, дающим право называть графику самым простым и доступным в педагогической деятельности. Ограниченная роль цвета позволяет выполнять работу фломастерами (столь любимыми ребятами за яркость и удобство), графитными карандашами или ручкой. Акварельные краски и гуашь, которые некоторые ученики послушно или периодически приносят на уроки, в данном случае играют вспомогательную роль.

Процесс развития художественно- творческих способностей прошёл успешно благодаря соблюдению в ходе эксперимента следующих педагогических условий:

- педагогом была создана творческая эмоционально-насыщенная атмосфера на уроке композиции;

- творчество понималось как индивидуально-значимая ценность для каждого ученика;

- использовалась проблемная организация учебного процесса;

- высокий уровень развития образного мышления самого педагога;

- развивалась творческая активность обучающихся;

- творческие задания использовались с опорой на знания и навыки, полученные при рисовании с натуры;

- творческая деятельность подростков носила поэтапный характер;

- был выбор материалов и техник для выполнения творческого задания по композиции.

Выделенные психолого-педагогические условия учитывают специфику графики, создают творческую атмосферу на занятиях, актуализируют творческий потенциал каждого обучающегося, что повышает качество учебного процесса, позволяя юному художнику достигнуть индивидуально-высоких результатов своей деятельности.

Результаты формирующего эксперимента показали, что использованная методика работает. Средний бал по итоговой композиции в экспериментальной группе был выше, чем в контрольной, что позволило нам говорить об эффективности использованной методики.

Список литературы

1. Агибалова Г.М. Роль художественного образования в формировании духовно-знаниевых комптенций//Образовательные технологии XXI века / Ред. С.И. Гудилина, К.М. Тихомирова, Д.Т. Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С. 223-225.

2. Акатова М. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития общих (умственных) и творческих способностей младших школьников / Завуч начальной школы. - 2011. - N 1 - с. 43-46.

3. Алёхин А.Д. Когда начинается художник. - Москва: Просвещение, 1993.

4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекопознания /Воронеж, 2003. -339с.

5. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244.

+ еще 80 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся детской школы искусств в процессе изучения курса графики»
Раздел: Дизайн
Тип: Магистерская работа
Страниц: 107
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика