Магистерская работа

«Индивидуальный подход как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.»

  • 74 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы развития личности в процессе обучения изобразительному искусству

1.1. Дополнительное образование детей в области изобразительного искусства

1.2. Понятие индивидуального подхода, его значение в развитии художественно-творческих способностей личности

1.3. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

Глава II. Описание и результаты по экспериментальной проверке организационно-педагогических условий развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе обучения изобразительному искусству

2.1. Описание и результаты констатирующего этапа по определению уровня развития художественно-творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

2.2. Описание и результаты формирующего этапа эксперимента по развитию художественно-творческих способностей учащихся в процессе занятий изобразительного искусства

2.3. Методические рекомендации по проведению занятий по изобразительному искусству средствами индивидуального подхода к учащимся в системе дополнительного образования

Заключение 56

Список использованной литературы 59

Приложение 64

Введение

Актуальность проблемы осуществления индивидуального подхода в обучении подростков заключается в том, что от недостаточной разработанности практической составляющей данного вопроса страдает качество, уровень художественного образования, развития художественно-творческих способностей обучающихся.

Исследование, проводимое нами, так же выявило проблемы и трудности осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении изобразительного искусства на практике. Из педагогической практики замечено, как одному ребенку нужно подробно объяснить, как надо начинать работу, другие могут сделать рисунок без подсказки; один тянет руку, даже когда не знает что сказать, а другой знает, но молчит; у одних быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу. Дети в изобразительной деятельности по-разному воспринимают натурную постановку и по-разному ее анализируют, у них разная способность, разное внимание, память, воображение и т.д. Недопустим такой подход в обучении, который бы сводился в основном к разделению учащихся на сильных, средних, слабых; также к педагогической коррекции через подбор учебного материала по степени его сложности. Ведь в остальных сферах человеческой жизни такая дифференциация не имеет существенного значения.

В связи с этим, возникла проблема: как организовать учебный процесс так, чтобы развить у обучающихся художественные навыки и умения, повысить их творческие способности, развить чувство прекрасного, сформировать эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, при этом, сохранив и развив индивидуальные особенности каждого.

Цель исследования: теоретически обосновать и затем экспериментально проверить на практике уровень развития художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к обучающимся на занятиях изобразительного искусства.

Объект исследования: процесс обучения детей изобразительному искусству.

Предмет исследования: методы, приемы и условия развития художественно-творческих способностей обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Гипотеза исследования: процесс развития художественно-творческих способностей учащихся средствами индивидуального подхода в обучении изобразительному искусству будет успешным при соблюдении следующих условий:

- если весь процесс детского творчества, включающий в себя теоретическую, практическую и учебно-познавательную деятельность, а также содержание, формы и методы проведения учебных занятий будут направлены на развитие ученика, как личности, путем преобразования его личного опыта, как важного источника собственного развития;

- творческий потенциал подростков в современных условиях обеспечивается ориентацией педагогического процесса на развитие воображения, обучение, приемы изобразительного искусства;

- учебно-воспитательный процесс развития художественно-творческих способностей подростков в процессе уроков изобразительного искусства в системе дополнительного образования будет организован как специальная художественно-творческая деятельность, направленная на формирование у подростков художественных знаний и умений, составляющих технику рисования;

- если содержание программного материала будет выстроено не только с учетом возрастных особенностей обучающихся, имеющихся у них знаний и умений, но и будет давать обучающимся право выбора практических заданий, разных по уровню сложности. Тогда повышенная склонность обучающихся к изобразительной деятельности будет являться показателем эффективности индивидуального подхода в обучении изобразительному искусству.

С учётом поставленной гипотезы были определены следующие задачи:

1. Изучить литературу по истории искусства, методике его преподавания, педагогике, психологии.

2. Разработать педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе урока по изобразительному искусству.

3. Разработать методические рекомендации по проведению занятий по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

4. Определить уровни сформированности знаний и умений у обучающихся, обосновать систему развития художественно-творческих способностей в условиях современных образовательных технологий.

5. Экспериментально апробировать и теоретически обосновать эффективность и качество педагогических методов, принципов, средств, форм и условий развития художественно-творческих способностей обучающихся.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

На необходимость учета индивидуальных особенностей в обучении детей изобразительному искусству указывали в свои трудах ведущие педагоги-художники: Н.С Боголюбов, Д.И.Воробьев, Н.А Ветлугина, Л.С. Выготский, Р.К Кубышкина, Б.С. Мейлах, Н.Н. Ростовцев, Б.М Неменский и другие. Ведущей идеей исследовательской работы явилась идея личностно-ориентированного подхода по И. С.Якиманской.

У И.С. Якиманской образовательный процесс строится на диалоге «ученик-учитель». Причем обязательно учитывается индивидуальное кредо ученика.

Вклад в развитие художественно-творческих способностей внесли известные зарубежные: А. Фарьер, Э. Кей, и отечественные педагоги: В.А. Левина, Р.С. Немова, Б.М. Теплова, А.А. Мелик-Пашаев.

Проблемы развития творческих способностей подростков нашли своё отражение в трудах: М.В. Богомоловой, О.А. Калимуллиной, Л.В. Мальцевой, С.В. Радостевой.

Современные педагогические проблемы художественного образования анализировали П.П. Чистяков, К.А. Кравченко.

Теоретическая значимость заключается в следующем:

1. Уточнены понятия «индивидуальный подход» для подростков, обучающихся в системе дополнительного образования.

2. Определены компоненты и критерии сформированности развития художественно-творческих способностей подростков в системе дополнительного образования.

3. Предложены рекомендации педагогических условий для развития художественно-творческих способностей подростков в системе дополнительного образования.

Практическая значимость исследования выражается в возможности использовать разработанный рекомендательный комплекс заданий как вспомогательную работу для осуществления развития художественно-творческих способностей подростков в системе дополнительного образования.

Методы исследования: теоретические: анализ научных психолого-педагогических и методических источников по исследуемой проблеме; эмпирические: тестирование рисованием на свободные или заданные темы для выявления проблем зрительной памяти, воображения, восприятия форм, цвета, а так же индивидуальные беседы и анализ учебно-творческих работ; наблюдение за работой учащихся, беседа, анкетирование, работа в творческих группах, творческий практикум, диалог учащихся с преподавателем, проведение мастер-классов.

База исследования: ФГБОУ ВО «БГПУ им. М.Акмуллы»

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- обоснована совокупность педагогических (организационно-методических, социально-педагогических, индивидуально-творческих) условий развития творческих способностей подростков через индивидуальный подход к обучающимся, в процессе занятий изобразительным искусством, в системе дополнительного образования.

- обоснованы критерии (культурно-образовательный, эмоционально-ценностный, коммуникативный, творческо-деятельный), соответствующие им показатели и уровни (высокий, средний, низкий) развития творческих способностей подростков через индивидуальный подход к обучающимся, в процессе занятий изобразительным искусством, в системе дополнительного образования.

- обоснована, разработана и апробирована педагогическая модель развития творческих способностей через индивидуальный подход к обучающимся в процессе занятий изобразительным искусством, в системе дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность развития художественно-творческих способностей подростков в системе дополнительного образования представляет собой совокупность педагогических воздействий на сознание, чувства, поведение и творческие способности личности на основе ее добровольного включения в индивидуальные формы познавательной и практической деятельности с целью выработки знаний по изобразительному искусству, художественно-творческих способностей, нравственных ценностей и коммуникативных качеств.

2. Модель развития художественно-творческих способностей подростков в системе учреждений дополнительного образования направлена на обеспечение, в процессе дополнительного образования, системно, поэтапно и технологически выстроенных взаимодействий педагога и учащихся. На повышение уровня художественно-творческих способностей подростков по показателям: эмоционально-ценностного отношения к традициям, теоретической осведомленности в области изобразительного искусства, способности к социально-нравственному общению и творческому созданию новых сюжетов и художественных образов в художественном рисовании в области дополнительного образования, способности к самостоятельному применению приобретенных знаний и опыта.

3. Программа обучения технологической организации процесса развития художественно-творческих способностей подростков средствами индивидуального подхода в системе учреждений дополнительного образования в ходе реализации содержания трех этапов: I - вводного (познавательно-информационного и ценностно-ориентирующего); II - закрепляющего (социально-коммуникативного и коллективно-творческого); III - итогового (индивидуально-творческого и корректирующего), усвоение учащимися системы знаний в области декоративного рисования, навыков взаимодействия в коллективном творчестве, развитие индивидуальных творческих способностей посредством создания художественных образов в рисовании, умение самостоятельно использовать приобретенные знания и опыт в художественно-исполнительской деятельности.

4. Методические рекомендации, которые обеспечивают эффективность процесса применения индивидуального подхода, как средства развития художественно-творческих способностей подростков в системе дополнительного образования, включают в себя: организационно-методическое обеспечение педагогом художественного содержания познавательной и практической деятельности учащихся; социально-педагогическую поддержку и взаимодействие педагога с учащимися в процессе творческой деятельности коллектива; активное индивидуально-творческое участие подростков в процессе теоретического изучения, эмоционально-ценностного осмысления и создания художественных работ по изобразительному искусству.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные теоретические положения и отдельные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры изобразительного искусства художественно-графического факультета. По теме исследования опубликованы две статьи: в материалах VIII Всероссийской научно-практической конференции (Бирск, Уфа 2019 г.) с.98-102 и следующая в журнале «Вестник БГПУ им. М.Акмуллы» №3 (56) 2020 г. С.72-76.

Личное участие автора заключается в проведении научно-теоретического анализа развития художественно-творческих способностей подростков средствами индивидуального подхода в системе дополнительного образования, разработке и обосновании методических рекомендаций, которые способствуют развитию художественно-творческих способностей; в непосредственной организации констатирующего эксперимента на всех его этапах.

Структура исследования включает в себя введение, две главы и заключение. Завершает работу список использованной и цитируемой литературы, интернет-источники, а также приложения с таблицами и рисунками.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретические основы развития личности в процессе обучения изобразительному искусству

1.1. Дополнительное образование детей в области изобразительного искусства.

Система дополнительного образования детей сегодня все активнее проявляет стремление к построению вариативных, личностно-ориентированных образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка и способствующих многогранному развитию личности.

Цель дополнительной образовательной программы в области изобразительных искусств - развитие творчества, эстетического вкуса, чувства образного представления и воображения посредством обучения детей изображению предметов и явлений как образного отражения жизненных впечатлений.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

- научить владеть средствами художественной выразительности;

- научить составлять законченную композицию по эскизам и выполнять ее разными изобразительными средствами;

- формировать интерес к изобразительному искусству;

- углубить и расширить знания о некоторых приемах работы в творческой деятельности.

- формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

- развитие у детей фантазии, образного мышления;

- формировать эстетический и художественный вкус;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Дополнительная образовательная программа в области изобразительных искусств дает возможность педагогу непрерывно расширять и постоянно дополнять ее творческими заданиями. Расширение круга и возрастающая сложность программы дает возможность учащимся начать понимать специальные художественные термины, поможет научиться определять основные виды искусства. Особенное значение предается умению определить материалы выполнения, прививанию технических навыков (вырезание, наклеивание, лепка, работа с гуашью, работа в технике акварели). Необходимо в процессе освоения образовательной программы дать понимание основ орнамента (симметрия, ритм повторение элементов, чередование, и т. д.). Занятия с ребятами проводятся по всем видам рисования (с натуры, тематические, декоративные и т.д.). Задания предлагаются от простого к более сложному. Игровой момент помогает изучению формы, ее составных частей, пропорции, характера.

Однако, в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с детьми ставят именно обучающие задачи. Среди других видов занятий можно было бы назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. Например, к таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направленные на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. К примеру, «огоньки» и коллективные праздники. Эти занятия тоже предполагают образовательные задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Занятия в системе дополнительного образования всегда предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его обучающихся. В связи с этим, самым главным являются содержание, средства и формы.

Для гармоничного развития ребенка очень важно, что его творчество дает возможность выражать эмоциональное отношение к миру, чего дети зачастую лишены в привычном течении жизни, особенно в современном компьютеризированном мире.

Заключение

Занятия изобразительным искусством в системе дополнительного образования имеют свою специфику, которая оказывает существенное влияние на развитие творческих способностей подростков: предоставляют возможность каждому проявить свою индивидуальность, предусматривают дифференцированный подход учеников к выбору сложности выполнения задания, а также формируют дивергентный тип мышления. При таком типе мышления появляется возможность получить множество вариантов решения одной задачи, в результате чего не возникает условий для формирования изобразительных штампов. Занятия изобразительным искусством в системе дополнительного образования также поддерживают интерес учащихся за счет эмоциональности и конкретности поставленных задач, обогащают знания подростков, формируют художественное видение окружающего мира, способствуют формированию изобразительной грамотности учеников.

Сегодня творческие способности включают в себя комплексное понятие, состоящее из определенных составляющих:

- умение познавать все новое;

- стремление к познанию;

- активность и живость ума;

- умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;

- стремление к постоянным открытиям;

- умение применять на практике полученные опыт и знания;

- свобода воображения;

- интуиция и фантазия, результатом которых являются соответствующие открытия и изобретения.

Творческие способности могут проявляться в различных видах деятельности. Учреждения дополнительного образования обладают уникальными возможностями для раскрытия и реализации творческих возможностей подростков.

Развитие творческих способностей подростков предполагает не просто усвоение информации, но и проявление интеллектуальной инициативы, создание чего-то нового.

Возрастное развитие познавательных потребностей неразрывно связано с развитием способностей. Развитие способностей получает сильнейшие импульсы на фоне ярко выраженных положительных эмоций: чувства удовлетворения, приподнятости, интеллектуального восторга. Критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, которые активизируют творческую продуктивность.

Творчество - это воплощение индивидуальности, форма самореализации личности; возможность выразить свое неповторимое отношение к миру. В процессе обучения учащийся получает начальные профессиональные знания, умения и навыки в области изобразительного искусства. Независимо от того, станет ли он профессиональным художником или нет, изобразительная деятельность будет важной и необходимой частью его жизни. А развитие творческих способностей ведет к творческому подходу в решении определенных жизненных задач. Что поможет стать ему интересной личностью, а также человеком, способным к преодолению возникших на его пути трудностей.

Развитие творческих способностей подростков не завершается на каком-то рубеже, который можно считать пределом желаний и устремлений творческой личности. Каждого, кто возьмётся за решение практических проблем обучения творчеству, ждут новые проблемы, а потому и радостные открытия.

Таким образом, результаты исследований, опыта экспериментальной работы по теме «Индивидуальный подход как средство развития художественно-творческих способностей обучающихся на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительного образования» позволяют подтвердить правильность выдвинутой гипотезы, и сделать следующие выводы:

1. Дано теоретическое обоснование технологий и методов индивидуального подхода в системе обучения детей изобразительному искусству.

2. Полученные результаты экспериментального исследования подтверждают наше предположение о необходимости учета индивидуальных особенностей детей в развитии художественно-творческих способностей на занятиях изобразительным искусством, так как это повышает качество обучения детей.

3. Определены следующие критерии детского изобразительного творчества: линия, форма, цвет, композиция, объем, перспектива, колорит, технические навыки, художественно-образное мышление, оригинальность, передача пространства, процесс изобразительной деятельности. Эти критерии позволили нам установить исходное и итоговое состояние развития изобразительных способностей детей.

4. Разработаны, апробированы и внедрены в педагогическую практику различные методы использования учебно-творческих заданий и упражнений, направленные на развитие художественно-творческих способностей детей с учетом их индивидуальных особенностей.

5. Созданы условия повышения профессионального мастерства педагога, его художественных специальных способностей, художественной технике, педагогического мастерства. Ведь только творческая личность сможет организовать занятие так, чтобы в ходе всего процесса обучения развивались индивидуальные художественно- творческие способности.

Индивидуальный подход в обучении дает огромные возможности в развитии художественно-творческих способностей, всех психических структур (зрительных восприятий, воображения, памяти, эмоционально-чувственных отношений к действительности), которые определяют и выражают собой индивидуальность ребенка.

Список литературы

1) Агибалова Г.М. Роль художественного образования в формировании духовно-знаниевых комптенций//Образовательные технологии XXI века / Ред. С.И. Гудилина, К.М. Тихомирова, Д.Т. Рудакова. М.: Изд-во Ин-та содержания и методов обучения Российской Академии образования, 2006. С. 223-225.

2) Адамчик М.В. 1750 Шедевров мировой живописи. 500 Великих мастеров/авт.-сост. М.В.Адамчик.- Минск: Харвест, 2009.-544 с.: ил.

3) Азаров А.Ю. Проблематика и эстетика современного художественного образования. Москва, Издательство «Московский друг» 2008.

4) Акатова М. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития общих (умственных) и творческих способностей младших школьников / Завуч начальной школы. - 2011. - N 1 - с. 43-46.

5) Алёхин А.Д. Когда начинается художник. - Москва: Просвещение, 1993.

+ еще 68 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Индивидуальный подход как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.»
Раздел: Педагогика
Тип: Магистерская работа
Страниц: 74
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика