ВКР

«Методика обучения декорированию глинянных изделий в системе дополнительного образования серия декоративных часов (шамот, оксида металлов, глазурь)»

  • 61 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. КЕРАМИКА КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 7

1.1. Эволюция керамики в истории искусства 7

1.2. Развитие основных видов художественной керамики 12

1.3. Основные способы росписи глиняных изделий 17

ГЛАВА II. ХОД РАБОТЫ НАД СЕРИЕЙ ЧАСОВ «КРУЖЕВА ВРЕМЕН» (ГЛИНА, ШАМОТ, ОБЖИГ, НАДГЛАЗУРЬ) 21

2.1. Выбор темы, работа над эскизами, композиционное и цветовое решение 21

2.2. Методические рекомендации по проведению занятий по технологии керамики в учреждениях дополнительного образования 27

2.3. Методические основы занятий по обучению детей декорированию керамики 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

ПРИЛОЖЕНИЕ 46

Введение

Актуальность работы определяется значимостью начавшегося в последнее время процесса переосмысления культурных ценностей в целях поиска собственной идентичности, в условиях набирающих силу глобализации и мультикультурности. В реалиях сегодняшнего дня формирование устойчивых эстетических канонов у подрастающего поколения имеет громадное значение, на фоне все возрастающего объема воздействия информационного пространства на личность. Формирование адекватной системы ценности у молодежи, начиная с самого раннего возраста непосредственно взаимосвязано с процессом обучения и воспитания.

Занятия по декорированию керамики могут обрести сегодня особую актуальность благодаря уникальным возможностям обучения детей творить новое, многообразное, бесценное, неповторимое. Пластичность материалов, оптимальная трудность процесса лепки, вариативность смысловой нагрузки и множественность образного решения изделия, особенности протекания творческой деятельности при создании керамики, задействующей разные психические качества ребенка - все это обуславливает и предполагает успешное развитие творческих способностей юных художников.

Детское изобразительное творчество, общение с искусством, является органичным способом познания мира, расширения опыта жизненных и эстетических отношений, условием самовыражения личности, средством духовной и эмоциональной сфер ребенка. При организации художественной самостоятельной деятельности детей необходимо не только обеспечивать условия проявления творческих способностей, но ставить задачу дальнейшего их развития, формируя определенную систему оценок, обеспечивающих обоснованный выбор способов и средств решения творческих задач.

Очень важным является соответствие содержания образования и возрастных особенностей обучающихся. Для детей дошкольного возраста это, несомненно, актуально особенно в системе художественного образования.

Искусство обучения детей работе с глиной, умению создавать керамические изделия, а затем их украшать и осваивать секреты декорирования сосудов - это занятие, имеющее большой воспитательный и образовательный потенциал, когда дети могут своими руками создавать сосуды и выходить на созидательный уровень работы. Это способствует не только развитию их творческих способностей, но и обогащает их кругозор, расширяет его.

Дополнительное образование в современном российском «образовательном каркасе» очень сильно помогает в плане поиска путей обновления содержания обучения, эффективных методик по работе на воспитание социально адаптированной личности, с развитыми нравственными качествами очень важными для творческого преобразования социальной среды. Поэтому занятия в художественных школах и других учреждениях дополнительного образования - например центров и школ раннего развития, имеют высокий потенциал для развития эстетических качеств и художественных способностей у детей.

Однако следует отметить, что для этого необходимо наличие нескольких условий - материальной базы (помещение, лаборатория, печь) и кадровых ресурсов. Поэтому в контексте данного исследования проанализированы дидактические основы развития творческих способностей школьников при работе с глиной преимущественно в системе дополнительного образования. Дополнительное образование должно быть полноправным партнером основного образования, способным занять только ему присущую нишу, которая, в силу объективных причин, не подвластна семье и школе.

Занятия по декорированию керамики могут обрести сегодня особую актуальность благодаря уникальным возможностям обучения детей творить новое, многообразное, бесценное, неповторимое. Пластичность материалов, оптимальная трудность процесса лепки, вариативность смысловой нагрузки и множественность образного решения изделия, особенности протекания творческой деятельности при создании керамики, задействующей разные психические качества ребенка - все это обуславливает и предполагает успешное развитие творческих способностей юных художников.

Теоретическая подготовка и практические занятия по работе с глиной вырабатывают у учащихся особое чувство формы, материала, понимание законов декоративного искусства, а также подлинное понимание основных принципов национальной художественной культуры. На занятиях керамикой особенно удачно сочетается решение творческих задач с необходимостью знания специфики ремесла, с умением выполнять вещь в материале, что связано для учащихся с получением трудовых навыков, так как керамика, как и всякое прикладное искусство, непосредственно связана с производством.

Пожалуй, ни в одном виде современного искусства не выступают в столь гармоничном единстве объем и цвет, что является залогом обширного поля деятельности для творчества. Специфика творческого процесса скульптуры малых форм является наиболее выгодной как для решения целого комплекса задач художественного образования, воспитания и развития, таки для более частной проблемы - развития творческих способностей, поиска путей решения творческой задачи.

Актуальность проблемы и недостаточная ее разработанность определили тему дипломного исследования: «Методика обучения росписи глиняных изделий в системе дополнительного образования».

Цель работы - исследование проблемы «Методика обучения росписи глиняных изделий в системе дополнительного образования».

Объект исследования: художественная творческая деятельность учащихся системы дополнительно образования на уроках с глиной.

Предмет исследования: декорирование глиняных изделий на занятиях в системе дополнительного образования.

В ходе исследования нужно решить следующие задачи:

1. Осветить историю развития керамики как искусства.

2. Рассмотреть основные виды художественной керамики.

3. Проанализировать основные способы декорирования керамики.

4. Выделить основные этапы работы над дипломным проектом «Серия часов- Кружева времени»

5. Продемонстрировать методические рекомендации по созданию курса технологии керамики и ее декорирования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы, могут позволить повысить эффективность процесса подготовки детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.

Методы исследования: историко-теоретический, сравнительный метод художественного анализа. (анализ литературы, анализ технологий росписи глиняных изделий)

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В первой главе рассмотрена история керамики, ее виды и основные виды росписи глиняных изделий. Во второй главе представлен процесс разработки эскизов серии декоративных часов и процесс создания их в материале, методические рекомендации по освоению технологии росписи глиняных изделий в системе дополнительного образования.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. КЕРАМИКА КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

1.1. Эволюция керамики в истории искусства

Проблема построения адекватной познавательным возможностям и потребностям учащихся напрямую взаимосвязана с изучением эволюции развития керамики в мировой истории и культуре, ее места в жизни человеческого общества, и основных этапов ее развития как вида декоративно-прикладного искусства и использования наиболее интересных фактов при построении образовательной программы дополнительного образования детей.

Современная керамика использует новейшие технологии, среди которых: наноразработки, аэрография, молекулярная физика. Однако как исторически развивалось данное ремесло? В данном параграфе мы уделим этому внимание.

Итак, керамическое производство относится к числу наиболее древних на земле. Наличие легкодоступного материала - глины - обусловило раннее и практически повсеместное развитие керамического ремесла.

Археологические раскопки, проводимые на территории многих стран Европы, Азии, Африки, Америки, дают обширный материал для изучения этой интереснейшей области творческой деятельности человека .

Керамическое мастерство зародилось на самой заре человеческой истории, в период первобытно-общинного строя. Появившись, как свидетельствуют археологические данные, еще в эпоху мезолита (среднекаменного века) 15-12 тыс. лет тому назад, оно уже в эпоху неолита (нового каменного века) получило развитой характер. Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном (придававшим устойчивость при установке в землю). Лепились они от руки путем наращивания отдельных жгутов глины (способом налепа). В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толченые раковины и измельченный гранит или керамогранит.

Происхождение термина «керамика» связано с греческим словом, «керамос», означающим «глина». Со временем содержание данного понятия очень сильно расширилось и на сегодняшний день понятие «керамика» включает в себя не только глину и изделия из нее, но и продукцию, изготовленную из смеси глин, с использованием обжига и образцов, доведенных до состояния камнеподобной формы. Изучение эволюции керамики на протяжении человеческой истории помогает получить более подробное представление о ее роли и месте в мировой культуре.

Керамика неразрывно сопровождает историю человечества еще с эпохи каменного века. Согласно исследованиям археологов уже с каменного века - мезолита, а затем неолита человечество стало использовать обожжённые кусочки мокрой глины для изготовления посуды. И уже в эпоху нового каменного века - на глиняной посуде - одном из важнейших изобретений данной эпохи люди стали оставлять символы-орнамент. Изготовление посуды было преимущественно занятием женщин, которые были носителем семейных традиций и переходя в семью мужа, продолжали быть их носителем. Роль керамики как отображателя эстетических представлений еще с древнейших времен, таким образом, не подлежит сомнению.

Еще в древности человечество научилось технологии производства керамики, и искусству ее изготовления. Керамика-очень важный источник для изучения прошлого, и многие музейные учреждения хранят в своих фондах и выставляют в своей экспозиции различные образцы керамики: сосуды и их фрагменты. Древние мастера создавали шедевры в виде ваз и кувшинов, панно, мозаику и другие образцы древнего искусства, изготовленные ремесленниками тех далеких эпох и ими украшенные. Глина была одним из типов художественно-культурной деятельности человека.

Функциональность и имитативность - это одна из сторон эволюции керамики. Прикладное значение керамики на древнейшем этапе развития человеческого общества было важнейшим фактором ее появления и использования. Среди направлений ее использования изначально выделялись - хранение пищи, ее приготовление, а также ритуальная практика. Упомянутая практика орнаментации керамических изделий и появление традиции украшения сосудов, придания им более изящной формы способствовали приданию керамике еще такой функции как художественная, декоративная.

В древности ярким примером слияния функциональной и эстетической сторон стали античные сосуды. Во время эпохи первобытного общества человек нуждался в наличии бытовых изделий для своего сообщества - племени, а затем рода и в последующем семейной ячейки - в этом и состоит практическая функция появления керамической посуды. Повседневный аспект жизни человеческого общества на его заре проявлялся в создании керамики бытового и утилитарно-декоративного назначения. Духовнонравственные и мистические представления человека, мир его художественно-культурных образов со временем постепенно расширялись и углублялись. По мере развития этого процесса происходило и становление, а затем и рост его эстетических канонов и идеалов.

Самые первые образцы такого вида искусства как декоративная керамика - это вероятно такие ее формы, которые представлены в эпоху Древнего Египта - речь идет о покрытых глазурью и эмалью облицовочных плитах. В частности, обнаруженная на территории Пирамиды в древнем городе Саккар имитированная (иногда ее называют "ложной") дверная конструкция имела выкладку в форме плит, на поверхность которой были нанесены рельефные изображения и иероглифы .

Заключение

Завершая данную дипломную работу, отметим следующее.

Керамика - это важный исторический источник, позволяющий составить впечатление о развитии человеческого общества и особенностях его развития на разных этапах истории. Эволюция ее прошла ряд продолжительных этапов: от каменного века до современности. Керамика стала с древнейших времен важным компонентом повседневности человека и его бытового уклада уже с эпохи каменного века, а также выразителем его эстетических канонов и вкусов.

При наличии существующих на сегодняшний день промышленных технологий возможно производство керамических изделий абсолютно идентичного характера, имеющих практически любой диапазон таких показателей как формы и расцветки, а также любое их количество, причем без каких-либо мало-мальски значащих изъянов. И в этом плане основным критерием выступает творческое воображение и эстетическое чувство мастера, оно же может выступать и в качестве единственного ограничителя или стандарта.

Пройдя длинный путь эволюции на пути развития человеческого общества, керамика приобрела богатое содержание и значимые социальные функции эстетического о бытового плана. Со временем менялся способ производства, состав, и технические возможности ее изготовления.

Правильная продуманность системы подготовки детей при работе с керамикой, очень важна для повышения уровня их мотивации, одно из неотъемлемых условий которой - доступность восприятия. В процессе изучения проблемы прослежены и проанализированы историко-культурные традиции развития искусства художественной керамики, тенденции ее современного развития и практика использования эстетического потенциала искусства керамики как воспитательного средства воздействия на учащихся. Исследование показало, что искусство керамики ведет свое начало с глубокой древности. И на всем протяжении многовековой истории этого искусства приемы создания и эстетические традиции передавались из поколения в поколения, что положительным образом отражалось как на развитии и совершенствовании самого искусства керамики, так и на повышении культуры народов.

Исследование психолого-педагогической литературы, наблюдение за творческой деятельностью учащихся позволило получить следующие результаты и сформулировать основные положения: формирование творческих способностей происходит на основе индивидуальных природных задатков и с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития; осуществляется выбор оптимальных методов, приемов и форм обучения, происходит постепенный переход от простого к сложному, от изученного к новому, от репродуктивной деятельности к творческой, а творческая деятельность учащихся стимулируется самостоятельным поиском новых знаний, открытием субъективно непознанного, освоением новых форм деятельности; базой занятий по керамике стало изучение традиционного керамического искусства, основных способов лепки и декорирования глиняных изделий, что в свою очередь, способствовало активизации творческого начала и его эффективной реализации в процессе созидательной деятельности.

Актуальность разработанной программы обусловлена огромной ролью, которую играет в развитии ребёнка приобщение к ценностям творчества, а также необходимостью воспитания из детей полноценных личностей, что едва ли возможно без эстетического развития.

Успех педагогической деятельности определяется самим характером изучаемого материала, так как:

-ознакомление с традиционным керамическим искусством и народными промыслами находится в русле изучения общенациональной культуры и способствует развитию патриотизма, чувства сопричастности к истории Отечества, что в свою очередь является важнейшим стимулом повышения познавательной и творческой активности;

- декоративность, гармоничность керамических изделий оказывает большое воздействие на формирование у учащихся художественного вкуса, умения разбираться в прекрасном, что стимулирует творческий поиск в стремлении к эстетическому совершенству;

- освоение умений и навыков обработки глины и декорирования глиняных изделий создает прочную основу для развития художественных способностей;

- пластические свойства сырья, разнообразие приемов и методов его декорирования создают большие возможности для использования различных форм самостоятельных и творческих заданий, направленных на стимулирование творческой активности учащихся.

Список литературы

1. Агаркова Г. Д., Астраханцева Т. Л., Петрова Н. Л. «Русский фарфор. Фотоальбом». - М: Изд-во «Планета», 1993. - 239 с

2. Айрапетов Д. Стеновая керамика в современной архитектуре. Проблемы и перспективы / Д. Айрапетов, А. Смиронов // Архитектура СССР, 1982. - № 3. - С. 32-47.

3. Акунова Л.Ф. «Технология производства и декорирования

художественных керамических изделий», М., «Высшая школа», 1994.

4. Андреева Л. В. Фарфоровая промышленность // Русская художественная культура конца XIX-начала XX века. Книга вторая. Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство.- М., 1969. - С. 363-375.

5. Афонькин С.Ю. «Орнаменты народов мира», Санкт-Петербург, 1998.

+ еще 36 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Методика обучения декорированию глинянных изделий в системе дополнительного образования серия декоративных часов (шамот, оксида металлов, глазурь)»
Раздел: Педагогика
Тип: ВКР
Страниц: 61
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика