Дипломная работа
«Этнокультурное развитие школьника в системе дополнительного образования на примере чувашской вышивке»
- 83 страниц
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Понятия «этнокультура», «этнокультурное воспитание», «этнокультурное развитие» и их сущность 10
1.2 Педагогические возможности народного творчества 15
Выводы по I главе 20
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШСКОЙ ВЫШИВКИ 23
2.1 Педагогические условия этнокультурного развития школьника в системе дополнительного образования 23
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы 27
2.3 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 32
2.4 Анализ результатов экспериментальной работы 38
Выводы по II главе 45
ГЛАВА III. ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОНОЙ РАБОТЫ 48
3.1 Методическая последовательность выполнения 48
3.2 Организационные вопросы 52
Выводы по III главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
В условиях кардинальных социально-экономических и социально-культурных перемен, происходящих в России, выявились тенденции роста национального самосознания населения, усилился интерес к глубинным историческим корням русского народа.
В современном российском обществе появляются нововведения, модернизация системы образования строится на основе демократии и гуманизма, так как в регионах России происходит духовное возрождение исторического и национально-культурного наследия. Благодаря этим преобразованиям происходит развитие самодостаточной личности, интегрированной в культуру окружающего мира. Существующая проблема этнокультурного воспитания и развития личности является предметом исследования этнопедагогики.
В настоящее время наблюдается тенденция внедрения этнокультурных педагогических идей в учебно-воспитательный процесс начальной школы. Разработка и применение национально-региональных этнических особенностей в процессе обучения помогает успешному формированию творчески активной личности.
Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что по мнению многих современных философов, культурологов, психологов в нынешнем времени завершается переход от традиционной культуры к культуре креативной.
Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС II поколения разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [26, С.11].
Теоретический анализ литературы показал, что народное творчество рассматривается как важное средство духовного развития личности, ее ведущих творческих качеств.
Вопросы использования этнокультурных традиций, народного фольклора как воспитательных средств поднимались в работах В.Ф. Афанасьева, Э.Ф. Вертяковой, Г.В. Виноградова, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, Н.Е. Еликбаева, Г.Е. Есима, А.Э. Измайлова, З.Г. Нигматова, К.Ш. Нурлановой, С.Е. Нурмуратова, В.И. Суханова, Я.И. Ханбикова.
Продуктивные пути использования воспитательного потенциала этнокультуры в развитии подрастающего поколения рассмотрены в научных публикациях И. Алтынсарина, Ш.А. Амонашвили, Б.Т. Лихачева, М.И. Махмутова, Н.Д. Никандрова, М.Г. Тайчинова.
Актуальность нашего исследования обусловлена:
- на социальном уровне – необходимостью воспитания личности в соответствии с национальным воспитательным идеалом, закрепленных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- на научном уровне – необходимостью поиска результативных методов по приобщению детей к народным традициям, обычаям, этнокультуре;
- на практическом уровне – недостаточностью существующих программ внеурочной деятельности, направленных на этнокультурное развитие детей средствами народного творчества.
Вопросы теории этноса рассматриваются в работах Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, С.В. Лурье, С.А. Токарева и др.
Научные основы и возможность использования народного творчества в образовательной деятельности раскрываются в исследованиях Н.А. Бердяева, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, В.С. Соловьева и др.
Идеи реализации этнических традиций и теоретические основы процесса воспитания в народной педагогике раскрываются в трудах В.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, М.Т. Картавцевой, И.С. Кона, В.С. Кукушина, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.
Значительный объем научных исследований и публикаций направлен на изучение феноменологии и основ технологии этнохудожественного образования, развития креативности и художественной культуры личности (И.Ю. Костикова, Т.К. Рулина, Л.В. Брюзгина, Н.О. Гафурова, В.В. Демидов и др.).
Таким образом, обнаруживается ряд противоречий: между объективной необходимостью этнокультурного развития школьников и недостаточным методическим обеспечением процесса дополнительного образования на примере обучения чувашской вышивке.
Анализ актуальности темы исследования и обозначенных противоречий позволил сформулировать проблему исследования, каковы возможности программы дополнительного образования, направленной на этнокультурное развитие младших школьников средствами чувашской вышивки?
Цель исследования: теоретически обосновать проблему, разработать и проверить результативность программы внеурочной деятельности, направленной на этнокультурное развитие младших школьников средствами народного творчества.
Объектом исследования является процесс этнокультурного развития младших школьников.
Предмет исследования: этнокультурное развитие школьников в системе дополнительного образования на примере чувашской вышивки.
В основу исследования положена гипотеза исследования. Эффективность этнокультурного развития младших школьников в системе дополнительного образования обеспечивается при разработке и внедрении программы образовательной деятельности с использованием средств народного декоративно-прикладного творчества (чувашской вышивки), основанной на этнокультурном подходе.
Для проверки гипотезы и достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать сущность понятий «этнокультура», «этнокультурное воспитание», «этнокультурное развитие» в контексте рассматриваемой проблемы.
2. Определить педагогические возможности народного творчества.
3. Разработать и апробировать программу дополнительной образовательной деятельности, направленную на этнокультурное развитие младших школьников, и проверить результативность экспериментальным путем.
Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс методов исследования:
- теоретические методы: изучение и анализ философской, исторической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: тестирование, диагностика, педагогический эксперимент;
- метод обработки и интерпретации статистических данных.
Методологическую основу исследования составляют:
1. Основные положения этнокультурного подхода (Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев, В. А. Тишков и др.).
2. Исследования, способствующие развитию этнокультурных традиций младших школьников (В.Ф. Афанасьев, Л.Н. Гумилев, Г.Н. Волков, Э.Ф. Вертякова, Г.Т. Тавадов, В.С. Кукушин, А.П. Садохин и др.).
3. Общефилософские идеи о роли народа в создании духовной культуры, его отношения к наследию прошлого, о своеобразии и самобытности культурных традиций разных народов, о единстве общечеловеческого и национального (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Е.В. Боголюбова, П.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, Н.С. Злобин, И.А. Ильин, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, В.С. Соловьѐв, К.Д. Ушинский, С.Л.Франк и др.).
4. Теории личности и творчества (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, В.А. Сластенин, Б.М. Теплов и др.).
Экспериментальной базой исследования выступила МБОУДО "Центр детского творчества" города Чебоксары. В эксперименте принимали участие учащиеся 12-18 лет. В количестве 34 человек.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке программы внеурочной деятельности «Чувашская вышивка», основанной на принципах этнокультурного подхода.
Практическая значимость исследования: программа на основе этнокультурных традиций, может быть использована учителями начальных классов и дополнительных в учебно-воспитательном процессе и во внеурочной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка литературы и приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Понятия «этнокультура», «этнокультурное воспитание», «этнокультурное развитие» и их сущность
Первоначально остановимся на раскрытии понятия «культура». Под термином «культура» подразумевается не только искусство, литература, живопись, но и другие виды творческой деятельности. Культура включает в себя моду, брачные церемонии и семейную жизнь, труд, религиозные ритуалы и проведение досуга. В нее входят также искусственные предметы, представляющие ценность для человека: луки и стрелы, заводы и машины, компьютеры, книги и дома и т. д.
По мнению ученого Г.Т. Тавадова, «Культура – это сложное понятие, относящееся как к материальным (пища, одежда), социальным (организация и структура общества) явлениям, так и к индивидуальному поведению, репродукции, организованной деятельности (религия и наука). Культура – это все, что создано человечеством. Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (например, культура класca, группы, слоя), социально-этнической общности (этническая культура, национальная культуры) или всего общества в целом» [62, C. 166].
В широком значении этническая культура – это совокупность присущих этносу способов жизнедеятельности, необходимых для сохранения и развития этноса. В узком смысле под этнической культурой понимается совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основным этнодифференцирующим признаком.
Этническая культура – такая же древняя, как и само человечество. В культуре каждого народа переплетаются явления, свойственные только ему одному, с особенностями, распространенными у многих этносов или свойственными всему человечеству в данную историческую эпоху» [62, С. 167].
В современном мире проблема этнического возрождения является значимым событием. Это касается истории культуры любого народа в социально-философском аспекте. Вследствие чего возникает необходимость сохранить этническую уникальность и своеобразие этнокультурного явления, толерантность каждого этноса.
Современная этническая культура представляет собой целостное образование, определенное общностью территории, экономики, истории и других характеристик жизнедеятельности народов. Она является как общечеловеческое содержание, становится качественно своеобразным сочетанием общечеловеческого и национального. Поэтому эти особенности необходимо учитывать в современных условиях возрождения этнических культур, традиций, обычаев, гармонизации межнациональных отношений [44, С. 127].
Согласно положениям «Национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2025 года», являющейся последним документом официального дискурса формирования российской нации, можно оценить насколько обширны и значимы задачи, поставленные перед системой образования. Известно, что образование в настоящее время рассматривается как часть национальной безопасности.
В целом следует отметить задачи, которые свидетельствуют об эффективности этнокультурного развития личности:
1) обеспечение преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к истории и наследию народов России; 2) уважительного отношения к языкам, традициям и культуре других народов, формирования культуры мира и межличностных отношений; 3) развития культуры межнациональных отношений; 4) сохранение и поддержка этнической и национальной культуры, самобытности народов России, гуманистических традиций их культур, сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации [75].
В процессе анализа научной литературы по этнопедагогике мы выяснили, что понятийный аппарат этнопедагогики рассматривается в следующих категориях «этнокультура», «этнокультурное воспитание», «этнокультурное развитие».
Проблемы этнопедагогики рассматривались в научных трудах Шаповалова В.У., Коменского Я.А., Дистервега А., Ушинского К.Д.
Теоретические представления об этнокультурном воспитании представлены в трудах Г.Н. Волкова, В.Н. Ганичева, И.Ф. Гончарова, Г.Б. Корнетова, М.Ю. Новицкой, З.И. Равкина и др.
«Этнокультурное воспитание – чрезвычайно важный аспект в педагогике, так как оно содействует гармоничной социализации личности в полиэтническом мире. Оно представляет собой не только совокупность знаний, ценностных установок определенной этнической общности, но и через знаково-символические основы гарантирует осознание, воспроизводство морально-этических и эстетических мнений своего народа. Этнокультурное воспитание является основой для понимания, уважительного отношения к культуре своего народа в сочетании с подобным отношением к культурам других народов. Результатом такого воспитания является целостное восприятие мира и выстроенная иерархическая система ценностей» [52].
В исследованиях к.п.н. Губы Г.И. этнокультурное воспитание представлено как «деятельность, направленная на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающая успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры» [25, С 8].
Для определения сущности этнокультурного воспитания необходимо рассмотреть само понятие «этнокультура».
А.Б. Афанасьевой дано следующее определение понятия «этнокультура»: «этнокультура – это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей» [2, С.190].
По мнению М.О. Шаваевой «этнокультура представляется прежде всего, как совокупность тех культурных элементов и структур, которые обладают этнической спецификой.
К таким элементам отнесены:
- язык;
- территория;
- национальное самосознание;
- этническая идентичность;
- этническая психология;
- устойчивая межпоколенная преемственность;
- традиции, обычаи, нормы, система ценностей.
Взаимодействие является одним из важнейших условий успешного развития любой этнической культуры и для ее поддержания в полном объеме» [68, С. 5].
По определению Э.Ф. Вертяковой, «этнокультура – это культура конкретного этноса, которая находит свое выражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-эстетических нормах, в образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально-бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе этноса» [17, С. 41].
Этнокультура как форма самосознания и исторической памяти создает и укрепляет цельность и целостность народа, обеспечивая его историческую сохранность, которая в свою очередь дает основу для дальнейшего развития народной культуры. Образование и воспитание являются частью культуры, и роль их состоит в обеспечении передачи и трансляции культурных ценностей от поколения к поколению.
Особенностью этнокультуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена трансформациям, благодаря отбору настоящего ценностного, воплощающего в себе народную мудрость. Поэтому культура народа – это вечный источник обновления и ориентир воспитания [25].
Изучение обычаев русского народа осуществляется на занятиях внеурочной деятельностью в начальной школе. Таким образом, обучающиеся познают традиции быта своих предков. Мастеря своими руками поделки к народным праздникам, дети вовлекаются в этнокультурный процесс.
На первом месте по этнокультурному развитию младших школьников стоит декоративно-прикладное искусство. Именно декоративно-прикладное искусство – один из богатейших источников формирования духовной стороны личности. Созданные образцы народного творчества играют огромную роль для нынешнего поколения не только как продукт деятельности, но и позволяют оценить уровень развития менталитета, идеалов и ценностей определенного этноса.
Этнокультурное развитие обязательно основывается на включение воспитуемых в творческую деятельность по освоению основ ремесла, фольклора, народных игр, призвано помочь приобщаться к духовным, культурным традициям и ценностям родного народа.
По мнению Е.С. Бабуновой этнокультурное развитие представляет собой процесс освоения детьми этнокультурного наследия, становления эмоционально-ценностного отношения к данному опыту, а также в способности ребенка пользоваться усвоенным этнокультурным опытом в различных видах детской жизнедеятельности. Этнокультурное развитие включает содержательный (этнокультурные знания), личностный (личностные качества активного субъекта этнокультурного образовательного процесса) и деятельностный (этнокультурная поведенческая деятельность) компоненты. Этнокультурное развитие представляет собой результат активного взаимодействия мира взрослых и мира детей [6].
А.Р. Еникеева рассматривает этнокультурное развитие личности как «процесс духовного формирования личности через усвоение общественно-исторического опыта через обращение к народным традициям, образцам фольклора» [28, С.15].
Актуальность этнокультурного развития определена полиэтничностью среды жизнедеятельности школьников.
Мы пришли к выводу, что этнокультурное развития предполагает личностное развитие школьников в процессе изучения образцов народного творчества, в частности, чувашской вышивки.
Поэтому в деятельности учреждений дополнительного образования следует опираться, прежде всего, на потребность в самоутверждении себя как личности, в желании стать значимым для других, в стремлении быть равными партнерами.
Для определения уровня этнокультурного развития школьников были использованы:
педагогическое наблюдение;
тестирование;
анкетирование, позволившее изучить особенности этнокультурного развития школьников в экспериментальных и контрольных группах;
практические задания и анализ продуктов творчества школьников;
Основную роль по этнокультурному развитию школьников выполняет педагог. Выполняя эту важную миссию, педагог должен:
• понимать, какие навыки потребуются ученикам в жизни;
• уметь связать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
• планировать занятие с использованием различных видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), применять диалогические и проектно-исследовательские методы;
• оценивать успешность работы как группы в целом, так и отдельных учеников.
Исследование позволило конкретизировать понятие этнокультурного развития и определить его как совокупность этнокультурных знаний, умений и навыков.
Определена структура этнокультурного развития, включающая познавательный или когнитивный, деятельностный или поведенческий, эмоциональный или эмоционально-оценочный компоненты.
Для достижения наибольшей эффективности процесса этнокультурного развития школьников, необходимо создать следующие педагогические условия:
• учет возрастных особенностей учащихся;
• учебно - тематический план, содержание учебного процесса, направленные на формирование каждого компонента этнокультурного развития;
• средства, методы и формы реализации учебно - тематического плана;
• наличие ресурсных условий;
• оценка личностной значимости для каждого учащегося;
• единая ориентация учащегося и преподавателя на конкретный результат;
• взаимодействие с родителями.
Установлено, что этнокультурного развития означает владение компетенцией - знаниями, умениями и навыками деятельности с учетом этнокультурного компонента.
Экспериментальная работа в учреждении дополнительного образования показывает, что объективно существует положительная динамика этнокультурного развития школьников в экспериментальной группе.
Следует подчеркнуть, что при оценивании работы каждой группы оценке подлежит не только результат, но и процесс выработки решения, умение учащихся продуктивно взаимодействовать. Используя сравнительный анализ на каждом этапе опытно-поисковой работы, мы установили прямую зависимость эффективности процесса этнокультурного развития школьников от полноты и качества выполнения заданных педагогических условий.
На начало учебного года в экспериментальной и контрольной группах учащиеся были с одинаковыми задатками, с одинаковым уровнем развития, характерных для данного возраста. Отличие состояло в том, что учащиеся экспериментальной группы, были мотивированы на изучение национальной культуры.
По окончании организационно–деятельностного этапа был сделан вывод, что у школьников, экспериментальной группы повысился уровень знаний в области национальной культуры, они стали более уверенными в себе, атмосфера в коллективе стала доброжелательной.
В процессе исследования мы
• изучили научно-методическую литературу по проблеме этнокультурного развития школьников в системе дополнительного образования;
• рассмотрели понятия «этнокультурное воспитание», «этнокультурная компетенция»;
• выявили специфику этнокультурного развития школьников в системе дополнительного образования;
• определили необходимые педагогические условия этнокультурного развития школьников в объединениях декоративно-прикладной направленности;
• провели опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности этнокультурного развития школьников в системе дополнительного образования.
Проведенное исследование в период реализации программы, позволяет сделать следующие выводы:
1. Эффективность влияния занятий чувашской вышивкой на разностороннее развитие подростка может быть определена на основе комплекса критериев и показателей, выбранных и разработанных в процессе исследования.
2. Создание коллекции предметов обихода в технике чувашской вышивки оказывает положительное влияние на формирование таких качеств личности учащегося как активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие.
3. Систематические занятия в объединении оказывают положительное влияние на динамику энтокультурного развития школьников.
4. Разработаны, научно обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие этнокультурного развития школьников.
Итак, задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Формирование этнокультурной компетентности не заканчивается в школьном периоде, а продолжается на протяжении всей жизни человека.
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
2. Анцыгина А.А. Учимся вышивать: методические рекомендации в помощь любительским объединениям по национальной вышивке и руководителям кружков по народному искусству. Чебоксары, 1992.
3. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. —229 с.
4. Афанасьева А.Б. Актуализация этнокультурного образования в поликультурной среде современной школы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. - №142.
5. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. СПб: Университетский образовательный округ СПб. и ЛО, 2009.
6. Беннет М. Уровни сформированности этнокультурной компетентности. Росмен, 2016
7. Белявская И.Б. Формирование этнокультурной компетентности педагогов в условиях интеграции дополнительного и общего образования / И.Б. Белявская // Методист.-2013.-№6.-С.38-42
8. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. – М.: Диалог культур, 2007. – 512 с.
9. Балтачев В. С. Этнокультурное воспитание школьников в условиях глобализации / Сборник научных статей. – Москва: ЭР-граф, 2010
10. Бондаренко О.Э. Праздники христианской Руси. / О.Э. Бондаренко. М.-1996. – 274 с.
+ еще 55 источников
Тема: | «Этнокультурное развитие школьника в системе дополнительного образования на примере чувашской вышивке» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 83 | |
Цена: | 2100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
Дипломная работа
«Формы организации творческой деятельности школьников в системе дополнительного образования»Дипломная работа
«Повышение географической культуры школьников в системе дополнительного образования»Дипломная работа
«Формирование вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования»Магистерская работа
«Индивидуальный подход как средство развития художественно-творческих способностей учащихся на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.»Магистерская работа
«Педагогические условия развития коммуникативных способностей личности в процессе художественно- творческой деятельности в системе дополнительного образования»