Дипломная работа

«Организация учебной деятельности детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательной школе»

  • 83 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «АУТИЗМ» И ЕГО ПОНИАМНИЕ В РАЗНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ПОДХОДАХ 8

1.1. Аутизм: понятие, основные признаки и причины 8

1.2. Понимание аутизма в разных коррекционных подходах 17

ГЛАВА 2. АУТИЗМ КАК ОСОБАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ: ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕТОДОВ И ПРАКТИК, ИМЕЮЩИХ НАУЧНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭФФЕКТИВНОСТИ 30

2.1. Нормативно-правовое регулирование права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья 30

2.2. Организация инклюзивного школьного образования детей с расстройством аутистического спектра с использованием образовательной модели «Ресурсный класс» 38

2.3. Методы и приёмы организации учебной деятельности детей с расстройством аутистического спектра 43

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ: «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ) 60

3.1. Описание проекта 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69

ПРИЛОЖЕНИЯ 76

Введение

Актуальность темы. Актуальность развития инклюзивного образования в современной образовательной системе не вызывает сомнений. Выбранная нами тема актуально в виду того, что на сегодняшний день в профессиональном стандарте педагога уже включены требования о том, что каждый педагогический работник должен знать и уметь применять психолого-педагогические технологии, необходимые для адресной работы с различными категориями детей, в том числе и с расстройством аутистического спектра (РАС). Трудовые действия вменяют каждому педагогу умение работать и организовывать обучение с такими детьми, а также владение базовыми навыками появления особенностей поведения при аутизме и выстраивания общения с ними. Эти требования профессионального стандарта пытаются проверять с помощью национальной системы учительского роста - Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Не случайно вопросы о методах и приемах научения детей с РАС отражены даже в современных измерительных материалах профессиональных компетенций учителя. В современных моделях ЕФОМ один из вопросов, в том числе для учителей обществознания, посвящен организации работы лиц с ОВЗ, в том числе с РАС.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.

Целью написания выпускной квалификационной работы является выявление и описание педагогических особенностей организации учебной деятельности детей с РАС, и просветительская деятельность по распространению модели обучения «Ресурсный класс», которая способствует коррекции и реабилитации этих детей.

Для достижения указанной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

- выявить понятие, основные признаки и причины аутизма у детей;

- определить понимание аутизма в различных коррекционных подходах;

- изучить нормативно-правовые требования образования детей с аутизмом;

- описать теоретические и практические подходы к инклюзивному образованию детей с РАС;

- организовать инклюзивное образование детей с РАС с помощью образовательной модели «Ресурсный класс» и изменить представление о возможностях и методах обучения детей с РАС в профессиональном сообществе и в обществе в целом;

- разработать проект «Методических рекомендаций» для обобщения практического опыта организации учебной деятельности детей с РАС.

Объектом исследования выступает процесс организации обеспечения получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Предметом исследования являются организационно-педагогические особенности организации обучения детей с РАС средствами инклюзивного образования в общеобразовательной школе.

Теоретическую и методологическую основу работы составили труды зарубежных, отечественных ученых в аспекте исследуемой проблемы, методологические подходы специалистов в области педагогики, психологии, прикладного анализа поведения.

Источниковая база. В ходе работы были проанализированы и использованы нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Конвенция о правах инвалидов, Федеральный закон «Об Образовании в РФ», постановления Правительства РФ о финансировании обучающихся с расстройством аутистического спектра, приказы и письма Министерства образования и науки по федеральным государственным образовательным стандартам, а также приказы Министерства труда и социальной защиты населения с постановлениями Главного санитарного врача РФ.

Источниковедческую базу составили также статьи В.В. Лебединского («Эмоциональные нарушения в детском возрасте»), О.С. Никольской (Аутичный ребенок: пути помощи), Нейсона «О ключевых проблемах аутизма» (переведенный с английского на русский язык), Т.С. Овчинниковой («Развитие учения об аутизме в России») и др. Были изучены и использованы труды и разработки теоретического и прикладного характера. Например, практическое пособие коллектива авторов А. Козорез, А. Беспалова, М. Гончаренко, А. Калабухова «Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе», учебное пособие Е.Г. Григоренко «Расстройства аутистического спектра. Вводный курс».

Степень изученности проблемы. Исследованию проблем обучения детей с аутизмом, страдающим особыми потребностями и возможностями, на современном этапе посвящено немало исследований в педагогической, психологической и медицинской зарубежной литературе. Однако проблема включения этих детей в общеобразовательную школу требует многогранного изучения, выявления учебно-образовательных возможностей с учетом индивидуальных особенностей абсолютно каждого ребенка. Надо отметить, что в России научные работы по РАС найти очень затруднительно в виду того, что они немногочисленны и, в большинстве случаев, не содержат большого эмпирического материала. К тому же, в этих работах используются англоязычные термины, не всегда совпадающие между собой по содержанию. Надо признать, что в России существуют явные «провалы» в знании о РАС, так как нет ни единой статистики (о частоте встречаемости РАС), ни данных об эффективности используемых программ вмешательства.

Новизна выпускной квалификационной работы заключается в апробации проекта «Внедрение модели инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра на базе средней общеобразовательной школы г. Уфы путём организации ресурсного класса с применением метода прикладного анализа поведения в 2018-2019 учебном году». Эта практика является для г. Уфы и Республики Башкортостан «пилотной» площадкой, где впервые реализуется проект управляемого включения детей с аутизмом в образовательное пространство обычной школы.

Практическая значимость. Практическая значимость исследования способствует новому теоретическому осмыслению возможности включения детей с аутизмом в общеобразовательные школы путем создания специальных условий для их обучения. Важной частью данной тематики, что нашло отражение в работе, становятся «Методические рекомендации по организации учебной деятельности детей с РАС», разработанные на базе «Центра образования №40 с углубленным изучением отдельных предметов». Эти рекомендации и результаты исследования, их теоретические и методологические выводы могут быть полезны и приняты к сведению административными структурами субъектов РФ, системой образования в регионах, а также директорами, учителями, педагогами-дефектологами, педагогами-логопедами, родителями и другими заинтересованными людьми. Кроме того, они могут быть использованы при чтении лекций и проведении практических занятий по основам дефектологии для студентов педагогических вузов, учителей школьных учреждений, на курсах повышения квалификации.

В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в работе использовались теоретические методы исследования: изучение и анализ теоретических и прикладных исследований в области медицины, возрастной, педагогической и специальной педагогики и психологии; изучение и обобщение передового педагогического опыта. Среди эмпирических методов можно выделить следующие: наблюдение за детьми с расстройством аутистического спектра (статическое и динамическое), количественный и качественный анализ данных, прямой и сравнительный анализ полученных фактических данных исследования. Экспериментальные методы базировались на констатирующем и обучающем экспериментах.

Структура данной работы состоит из введения, глав (первая глава содержит два параграфа, вторая - три параграфа, а третья глава содержит описание проекта и методические рекомендации), заключения, списка использованной литературы и источников, приложений. Список литературы и источников включает 69 наименований.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «АУТИЗМ» И ЕГО ПОНИМАНИЕ В РАЗНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ПОДХОДАХ

1.1. Аутизм: понятие, основные признаки и причины

Центр по контролю и профилактике заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention) опубликовал отчет, согласно которому только за два года, с 2012 по 2014, количество постановки диагнозов выросло на 30%. По результатам отчёта у одного ребенка из 68 есть РАС (в 2012 году - у одного ребёнка из 88) .

Статистика носит угрожающий характер. В 2000 году распространенность аутизма приходилась до 26 случаев на 10 тысяч детей. В 2005 году на 270 новорожденных младенцев приходился один случай аутизма. По информации Всемирной организации аутизма, в 2008 году один случай аутизма доводился на 150 детей. Официальных отечественных данных нет, так как ранняя диагностика аутизма в нашей медицине почти отсутствует .

По данным Всемирной организации здравоохранения, на февраль 2016 г., один из 160 детей в мире страдает расстройством аутистического спектра (РАС) . Встречаемость РАС, согласно мировым тенденциям 1% от детской популяции. В России 32 634 000 детей до 19 лет (по данным 2018 года), а значит, примерно 326 634 (1%) из них живут с аутизмом . РАС встречается в 4-5 раз чаще у мальчиков, однако у девочек оно приводит к более обстоятельным интеллектуальным нарушениям.

В Башкирии на сегодняшний день выявлено 795 детей с РАС, из которых 221 посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). Причем 151 ребенок посещает ДОУ компенсирующего и комбинированного видов, еще 574 ребенка обучаются в школах-интернатах (из них 469 - в государственных бюджетных коррекционных учреждениях для инвалидов) .

По подсчетам детского невролога Минздравсоцразвития РФ и профессора Андрея Петрухина, в 2012 году аутизм входил в четвёрку самых распространённых заболеваний детского возраста, уступая бронхиальной астме, сахарному диабету и эпилепсии.

Аутизм или «расстройство аутистического спектра» (РАС) - это нарушение психического развития (нервной системы), которое проявляется в течение первых трёх лет жизни. Основные симптомы («триада») аутизма относятся к трём сферам:

• нарушение социального взаимодействия (способность общаться со взрослыми и детьми);

• нарушения в области взаимной коммуникации (способность пользоваться жестами и мимикой для общения);

• повторяющееся поведение в сочетании с ограниченностью интересов, стереотипными действиями и трудностями с адаптацией к новым условиям) .

Влияние аутизма на человека не всегда очевидно, особенно если симптомы не очень тяжелые. Иногда можно заметить следующие особенности:

• задержку речи - от полного его отсутствия до трудностей в поддержании диалога;

• повторяющиеся, однообразные движения (например, человек трясет кистями рук или раскачивается);

• повышенная чувствительность к громким звукам, запахам и т.д.;

• непонимание социальных условностей, юмора, образной речи;

• проблемное поведение в стрессовой ситуации (например, крики, истерики);

Детский психиатр, Елисей Осин, утверждает, что крайне редко их агрессия бывает намеренной. Чаще она является криком о помощи: всего лишь следствием неумения нормально выражать свои желания, а других людей - неумение понимать состояние людей с аутизмом.

• трудности с координацией движений (люди с аутизмом могут показаться неуклюжими);

• непонимание, что ситуация является опасной.

В каждом случае аутизм проявляется по-своему (см. Таблицу 1) и может варьироваться по той причине, что аутизм - это большой спектр, и при поверхностном взгляде люди с аутизмом могут быть совершенно не похожи друг на друга. Профессор, специалист в области аутизма и сам человек с РАС - Стивен Шор, выразил следующую мысль по этому поводу: «Если вы знаете одного человека с аутизмом - вы знаете только одного человека с аутизмом».

Заключение

Аутизм как психическое расстройство признается специалистами большинства стран. Статистика заболеваемости по всему миру носит угрожающий характер. Если придерживаться мировых тенденций расчетов встречаемости РАС (1% от детской популяции), то в России, примерно 32 634 000 детей живут с аутизмом. Однако статистические показатели заболеваемости в России отсутствуют в связи с поздней выявляемостью аутизма.

Основными, определяющими признаками аутизма являются: аутистические формы контактов, расстройство речи и ее коммуникативной функции, нарушение социальной адаптации, расстройство моторики, стереотипная деятельность, нарушения развития. Аутизм проявляется эмоциональной и поведенческой отгороженностью от реальности, свертыванием или полным прекращением общения, «погружением в себя», либо утратой эмоциональной и коммуникативной дистанции с недифференцированной (избыточной) общительностью и открытостью (аутизм «наизнанку»), связанными с эмоциональной дефицитарностью (неспособностью учитывать эмоциональные реакции собеседника). Однако следует понимать, что в каждом индивидуальном случае аутизм проявляется по-своему и перечисленные признаки могут оказаться вариативными в своих проявлениях.

Главным методом диагностики раннего детского аутизма признано динамическое наблюдение за поведением. К этому методу позже причисляются неврологические, психологические и другие необходимые обследования.

В разных коррекционных подходах существуют различные понимания аутизма. Науке известны следующие подходы: эмоционально-уровневый, холдинг-терапия, поведенческая терапия Ферстера и другие. Каждый из описанных подходов в период своего появления имел значительную популярность. На их основе постепенно разрабатывался прикладной анализ поведения, как единственно-доказанная, научная дисциплина, изучающая принципы поведения, а также способы изменения поведения в лучшую, социально-приемлемую сторону.

Обращаясь к факторам возникновения аутизма, следует отметить, что генетические факторы не всегда соединены с наследственностью. Риск аутизма могут вызвать и факторы окружающей среды. На современном этапе развития науки и медицины признано, что вакцинация не является причиной аутизма: процессы, приводящие к этому расстройству, начинаются задолго до рождения ребёнка.

Пока не существует лекарственных препаратов и процедур, излечивающих от этого диагноза. Однако симптомы аутизма поддаются коррекции с помощью психолого-педагогических методов.

Инклюзивное образование — это доступность образовательного процесса, обеспеченность комфортного обучения ребенка с инвалидностью в условиях обычной школы. Всё это стало возможным благодаря совершенствованию системы российского законодательства, в частности, благодаря утрате в 79 статье Конституции России ограничения по образовательному диагнозу (исчезло понятие «необучаемый ребёнок»), что положило начало развитию инклюзивного образования. Далее были приняты ряд постановлений и приказов федеральных исполнительных органов власти России и Республики Башкортостан по организации и регламентации учебной деятельности детей с РАС в общеобразовательных школах, в том числе и подушевое финансирование на обучающегося с РАС.

Чтобы инклюзивное образование стало повсеместным, необходимо транслировать лучшие практики общественных и образовательных организаций, занимающихся внедрением и развитием инклюзивного образования.

Процесс инклюзии детей с аутизмом в общеобразовательную систему может отличаться от включения детей с другими расстройствами и особенностями развития.

Такие характерные черты, как недоразвитие навыков речи и социального взаимодействия, моторные нарушения, отсутствие баланса в интеграции сенсорных стимулов, пристрастие к рутинным действиям и узкий круг интересов могут стать существенной преградой для включения ребенка с аутизмом, вне зависимости от уровня развития интеллекта или академических способностей. Для того чтобы ребенок с аутизмом мог преодолеть данные сложности и обучаться в обычном классе, требуется применение специфических методов и стратегий, эффективность которых доказана в исследовательской литературе.

Одной из возможных форм внедрения инклюзии в образовательную систему в России является создание ресурсного класса на базе общеобразовательных школ. Ресурсный класс применяется как один из методов создания специальных условий для детей с аутизмом и с проблемами поведения. Это классы, где дети с тьютором могут работать индивидуально, отдыхать, а обычные уроки посещать по времени настолько, насколько позволяют физические и интеллектуальные возможности самих детей. При этом особый ребёнок посещает общеобразовательную школу и закреплён за своим классом. Модель ресурсного класса уже успешно практикуется в московских образовательных учреждениях и в отдельных регионах России (Воронеж, Пенза, Белгород, Новосибирск), в том числе и в Республике Башкортостан, где такая практика, на данный момент, является единственной для РБ.

Организация учебной деятельности рассматриваемой категории обучающихся носит индивидуальный характер и отталкивается из особенностей восприятия информации учениками с РАС. Стратегии включения детей с РАС в общеобразовательную школу представляют собой широкий спектр разнообразных методов обучения с тем или иным уровнем сопровождения и интенсивности поддержки и, в большинстве, основываются на бихевиористской методологии обучения - прикладном анализе поведения (АВА) - это единственно-доказанная, научная дисциплина, которая изучает принципы поведения, а также способы изменения поведения в лучшую, социально-приемлемую сторону. Многие методы и приемы обучения детей с РАС основаны на ней и включают использование методологии подсказок, поощрений и структурализации обучающего процесса (методы дискретных проб (DTT), прайминга, методы составления визуальных расписаний и социальных историй, случайное обучение, методы поведенческих моментов, жетонные или уровневые приёмы обучения и др.).

Оценка уровня того багажа знаний и способностей, с которым ребенок начинает обучение, помогает выделить дополнительные цели для обучения, помимо приобретения академических навыков, а также выбрать методы обучения, соответствующие возможностям ребенка.

Важным преимуществом инклюзивного образования для детей с РАС является то, что школа представляет собой ту естественную среду, в которой происходит подготовка к последующей жизни в обществе. После окончания школы ребенку с РАС предстоит адаптироваться к той же среде, что и выпускникам обычных общеобразовательных школ. Ребенку с РАС, который посещает школу вместе с обычными детьми, будет проще ощущать себя частью социума, чем выпускнику учреждения, реализующего АООП.

Процесс инклюзии требует слаженной работы педагогического коллектива, применения специфических методов и методик, восприятия инклюзии как процесса и большого эмоционального вклада. Комплексность процесса инклюзии не имеет единственного пути решения всех проблем и затруднений. Особенности каждого ребенка с аутизмом, возможности среды, в которую он будет включен, профессионализм и мотивация педагогов представляют собой сложный механизм факторов, для отлаженной работы которого требуется выбор целей и стратегий инклюзии на индивидуальной основе.

Нужно особо обратить внимание на необходимость сотрудничества педагогов, психологов, медицинских работников и родителей в обучении, воспитании и социальной адаптации детей с проблемами расстройства аутистического спектра.

Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 02.09.2013 N 1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. N 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

Опубликованные

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11- ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

3. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 N 46-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 03.05.2012. N 46-ФЗ.

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.03.2019) // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. N 53 (часть I). Ст. 7598.

5. Постановление Правительства РБ от 27.03.2018 N 119 «О нормативах финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования в муниципальных образовательных организациях Республики Башкортостан на 2018 год» // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан. 12.04.2018. N 11(593). Ст. 466.

+ еще 65 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Организация учебной деятельности детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательной школе»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 83
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика