ВКР

«Особенности организованности и ответственности однодетных и многодетных матерей будущих первоклассников»

  • 121 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 9

1.1. Системно-функциональный подход к изучению свойств личности 9

1.2. Изучение организованности в русле системно-функционального подхода 16

1.3. Ответственность как системное свойство личности 21

1.4. Личностные особенности матерей будущих первоклассников 24

1.5. Личностные особенности выпускника ДОУ 29

Выводы по первой главе 37

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОРГАНИЗОВАННОСТИ МАТЕРЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 38

2.1. Организация и методы эмпирического исследования 38

2.2. Анализ результатов исследования 40

2.3. Программа тренинга по развитию организованности матерей будущих первоклассников 63

Выводы по второй главе 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72

ПРИЛОЖЕНИЕ 80

Введение

Актуальность исследования. Поступление детей в школу привлекают внимание психологов, потому что именно в этом возрасте формируется личность школьника и закладывается потенциал дальнейшего развития ребенка. Важную роль в этом процессе играют родители будущего первоклассника. Личностные особенности родителей будущего первоклассника, их организованность в воспитательном процессе и ответственность за будущее своего ребенка играют также важную роль при адаптации ребенка в школе.

Поступление ребенка в школу оказывает влияние на его психическое и личностное развитие. В большинстве случаев появляется повышенная тревожность, дезориентированность, агрессивность, робость, повышенная застенчивость [18, 34]. Основной задачей родителей становится оказание содействия ребенку в преодолении учебных трудностей, предупреждение и преодоление проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами, нарушений эмоционально-волевой сферы [19, 27, 33].

Большинство родителей будущих первоклассников, оказываются не готовы к роли родителей школьников. Они испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением, очень эмоционально реагируют на неудачи и трудности детей в процессе обучения, не всегда способны и могут оказать психологическую поддержку детям [33, 35].

Некоторые родители будущих первоклассников склонны перепоручать воспитание и образование своего ребенка кому-то другому. Часто им становится школьный учитель. Также при поступлении в школу ребенка в практике семейного воспитания наблюдается уменьшение общения в семье, дефицит теплоты и внимательного отношения друг к другу, исчезают совместные формы полезной деятельности со взрослыми. Уменьшение внимания со стороны семьи и повышенная требовательность в школе оказывает содействие в появлении у детей неуверенности в своих силах, негативизма. Кроме того, у детей могут возникнуть барьеры в понимании требований взрослых, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях детей и родителей.

В связи с этим, родителям будущего первоклассника важно поручать ребенку постоянные посильные обязанности и дела, которые будут оказывать содействие выработке ответственности и организованности. Ребенок будет чувствовать доверие родителей, которые могут наблюдать за его деятельностью и оказывать ему помощь.

Цель исследования: изучить особенности организованности и ответственности матерей будущих первоклассников.

Объект исследования: организованность и общительность как системные свойства личности.

Предмет исследования: особенности организованности и ответственности однодетных и многодетных матерей будущих первоклассников.

Гипотезы исследования:

- существуют особенности организованности и ответственности однодетных и многодетных матерей будущих первоклассников, проявляющийся в выраженности переменных мотивационно-смысловой и регуляторно-динамической подсистем, изучаемых свойств личности

- существуют особенности факторной структуры организованности и ответственности у матерей будущих первоклассников

Задачи исследования:

1. Рассмотреть организованность и ответственность в русле системно - функционального подхода.

2. Изучить особенности будущих первоклассников.

3. Эмпирически изучить особенности организованности и ответственности однодетных и многодетных матерей будущих первоклассников.

4. Разработать программу тренинга по развитию организованности матерей будущих первоклассников.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- системно-функциональный подход А.И. Крупнова;

- исследования ответственности (Р.В. Ершова, С.И. Кудинов, А.Г. Лидерс и др.);

- исследования организованности (А.Т. Ишмуратов, К. Муздыбаев, В.Ф. Сафин, Т.Н. Сидорова, Г.Л. Тульчинский и др.);

- исследования личностных особенностей родителей и детей (А.Я. Варга, А.И. Захаров, Г.Л. Ковалев, Р.В. Овчарова, М.В. Пастухова, У.Ю.Севастьянова, Е.А. Славина, В.С. Софьина, Е.Н. Спирева, Ю.А. Токарева и др.).

Методы и методики исследования:

Для достижения поставленных целей, решения задач и проверки выдвинутой гипотезы, в работе использовался комплекс методов исследования:

1. Методы теоретического исследования: анализ, обобщение и систематизация литературы по проблеме исследования.

2. Методы эмпирического исследования: тестирование. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы методики:

- «Бланковый тест-организованность» А.И. Крупнова.

- «Бланковый тест-ответственность» А.И. Крупнова.

3. Статистико-математическая обработка результатов исследования с помощью U-критерия Манна-Уитни и факторный анализ.

База эмпирического исследования: МБДОУ Детский сад № 248, МБДОУ Детский сад № 13.

Выборка исследования: в исследовании приняли участие 40 однодетных матерей и 40 многодетных матерей, 80 человек (40 женщин, имеющих одного и 40 женщин, имеющих три и более детей), средний возраст 38 лет.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап: изучение теоретических аспектов проблемы, определение понятийного аппарата исследования, операционализация понятий, подбор методов и методик исследования, составление программы эмпирического исследования.

Второй этап: эмпирическое исследование особенностей организованности и ответственности матерей будущих первоклассников.

Третий этап: количественный и качественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики, подготовка выводов и заключения, разработка программы тренинга, оформление работы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Однодетные матери чаще проявляют организованность в тех ситуациях, когда важно развивать индивидуальные качества, расширять сферу своих способностей, развивать интеллект, увеличивать собственный авторитет, создавать свой положительный имидж. Тенденции к различиям проявляются в том, что у однодетных матерей проявление организованности чаще предполагает наличие побуждений, связанных с чувством долга и необходимостью выполнения порученных дел; направленности в поведении на удовлетворение потребностей других людей; стремления реализовать намерения близких людей, желания им помочь и наладить дружеские отношения, выступает как неуверенность в себе в связи с новым делом, что влечет за собой переживание тревоги и беспокойства, предчувствие и ожидание неудачного исхода. В случае неудачи наблюдаются раздражительность и упадок сил, а также отказ от дальнейшего выполнения дела.

2. При проявлении ответственности многодетные матери чаще стремятся помочь кому-то, защитить, не подвести, не огорчить, оградить близких людей от неприятностей. У однодетных матерей проявление ответственности обусловлено мнением о том, что ответственность - личный выбор каждого человека, неподвластный внешним обстоятельствам.

3. Существуют специфика факторной структуры организованности и ответственности у однодетных и многодетных матерей будущих первоклассников. В факторной структуре организованности однодетных матерей выделено три фактора: «агармонический», «фактор активности», «результативный». В факторной структуре организованности многодетных матерей выделено три фактора: «фактор осмысленности», «регуляторный», «фактор активности».

4. В факторной структуре ответственности однодетных матерей выделено три фактора: «результативный», «фактор трудностей», «фактор глубокого понимания». В факторной структуре ответственности многодетных матерей выделено три фактора: «фактор внутренней саморегуляции», «фактор пассивности», «фактор отрицательной личностной мотивации».

Научная новизна исследования заключается в обобщении исследований организованности и ответственности в рамках системно-функционального подхода по вопросам реализации организованности и ответственности у однодетных и многодетных матерей будущих первоклассников.

Теоретическая значимость исследования связана с выявлением и описанием особенностей проявлений организованности и ответственности как системных свойств личности у однодетных и многодетных матерей первоклассников в русле системно-функционального подхода.

Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы в работе психологов ДОУ, а также воспитателей подготовительных групп для формирования навыков организованности и ответственности у матерей будущих первоклассников.

Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась применением методик, адекватных цели и объекту исследования, методического аппарата психологической науки, качественным анализом эмпирического материала.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования докладывались на заседании кафедры возрастной и социальной психологии, а также были опубликованы в сборниках очной Международной научно-практической конференции «Человек в условиях социальных изменений» (Уфа, 2019), в очной межвузовской научно-практическом семинаре «Психическое здоровье в реалиях современного мира» (Уфа, 2019), в научно-исследовательском журнале ВАК «Проблемы современного педагогического образования» (Ялта, 2020)

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

1.1. Системно-функциональный подход к изучению свойств личности

Системно-функциональный подход к изучению свойств личности и индивидуальности отталкивается из основных теоретических положений, которые были сформированы в отечественной психологии. Исследователи полагают, что основой системно-функционального подхода к изучению свойств личности стали положения о единстве индивидных и личностных образований субъекта, неразрывности содержательного, результативного и динамического аспектов психической деятельности [5].

Размышляя о системной природе свойств личности, С.Л. Рубинштейн отмечает, что они представляют собой единство образа чувств, мыслей, побуждений и действий [53].

Свойства личности рассматривал и В.Д. Небылицын, который опирался на исследование связей между динамическими, содержательными и результативными аспектами [43].

По мнению Б.Г. Ананьева некоторые свойства личности включают в себя кроме предметных отношений и способы их реализации, мотивы, а также интеллектуальные, эмоциональные и результативные характеристики [4].

Стоит отметить и мнение А.А. Бодалева, который определяет, что свойства личности представляют собой единство поведения, переживания, знания и являются интеграцией личных отношений к разным событиям окружающей действительности [9].

Так, анализ данных положений свидетельствуют о многомерном строении свойств личности. Интерес к изучению свойств личности достаточно широк как среди отечественных, так и зарубежных ученых. Различные авторы называют разное их количество и огромное число их наименований. В отечественной литературе принято делить свойства личности по типам отношений, поскольку именно они определяют их содержательную сторону. Кроме того, помимо типов отношения, необходимо учитывать и функциональное назначение тех или иных свойств.

Опираясь на разные положения и принципы, на основе анализа экспериментальных данных в начале 1980-х годов А.И. Крупнов также рассматривает строение черт личности. Он предложил восьмикомпонентную модель анализа свойств личности. Стоит отметить, что каждая личностная черта включает в себя: динамический, когнитивный, установочно-целевой, мотивационный, эмоциональный, продуктивный регуляторный и рефлексивно-оценочный компоненты. Данные компоненты, содержат по две переменные, которые позволяют представить его более содержательно [31].

Динамический компонент включает в себя переменные энергичность и аэнергичность. Энергичность проявляется в стремлении к реализации изучаемого свойства личности, а аэнергичность - в шаблонности и неустойчивости проявления инициативного и трудового поведения.

Когнитивный компонент состоит из переменных осмысленность и осведомленность. Осмысленность оценивается на основании способности субъекта дать точное определение изучаемой черте личности. Осведомленность - по наполнению суждениями общего характера или указаниями на частные, несущественные признаки и их врожденность.

Установочно-целевой компонент фиксирует конкретные установки, цели и намерения по реализации изучаемой черты с учетом их направленности и подразделяется на общественно-значимые и личностнозначимые цели.

Мотивационный компонент включает в себя переменные социоцентричность и эгоцентричность. Социоцентричность оценивается социально-общественной направленностью мотивации и доминированием альтруистических побуждений. Эгоцентричность оценивается большей направленностью личностных побуждений. 

Совокупность эмоций и чувств, сопровождающих реализацию инициативности и трудолюбия, а астеничность подразумевается, как комплекс отрицательных эмоций и чувств, тормозящих проявления, изучаемых свойств личности.

Продуктивный компонент составляют переменные предметность и субъектность, которые характеризуются по сфере ее приложения в предметной деятельности и в субъектно-личностной сфере.

Регуляторный компонент определяется по активности или пассивности саморегуляции изучаемой черты личности: интернальная и экстернальная. Интернальная оценивается внутренним локусом контроля, а экстернальная - внешним локусом контроля.

Заключение

Поступление детей в школу привлекают внимание психологов, потому что именно в этом возрасте формируется личность школьника и закладывается потенциал дальнейшего развития ребенка. Важную роль в этом процессе играют родители будущего первоклассника. Личностные особенности родителей будущего первоклассника, их организованность в воспитательном процессе и ответственность за будущее своего ребенка играют также важную роль при адаптации ребенка в школе.

Теоретический анализ показал, что системно-функциональный подход к изучению личности направлен на исследование компонентов и свойств личности, которые находятся во взаимозависимости и взаимосвязи. Организованность - это базовое свойство личности, и именно оно составляет основание для развития остальных более частных свойств. Ответственность определяется как достижение результата на основе взаимодействия мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических компонентов.

Личностные особенности родителей играют значимую роль в адаптации в школе будущего первоклассника. Зрелая родительская личность успешно справляется с родительским функционированием.

Личностные особенности будущего первоклассника характеризуются чертами дошкольного возраста:

1) непроизвольным характером

познавательных процессов;

2) двигательным возбуждением;

3) у некоторых вялостью, заторможенностью;

4) системообразующий компонент, включающий интеллект, организованность и психологическую готовность.

Проведенное эмпирическое исследование позволило нам проверить истинность выдвинутых нами гипотез и сделать ряд выводов. Наша первая гипотеза о том, что проявления ответственности и организованности у матерей будущих первоклассников из однодетных и многодетных семей будут иметь различия, нашла свое подтверждение. Многодетные матери чаще проявляют ответственность, когда им надо кому-то помочь. Однодетные матери чаще считают, что проявление ответственности - это личный выбор каждого человека, чаще проявляют организованность в тех ситуациях, когда важно развивать индивидуальные качества.

Наша вторая гипотеза о том, что существуют различия во взаимосвязи организованности и ответственности у родителей будущих первоклассников из однодетных и многодетных семей, также нашла свое подтверждение. Наблюдаются весьма серьезные расхождения между переменными взаимосвязи ответственности и организованности однодетных и многодетных матерей будущих первоклассников.

Наиболее значимые корреляционные связи в группе однодетных матерей говорят о том, что чем чаще однодетные матери проявляют ответственность для того, чтобы утвердиться среди других, тем чаще они по этой же причине проявляют организованность и тем чаще полагают, что организованность человек может проявлять только под воздействием внешних факторов; чем чаще однодетные матери чувствуют себя сильнее, проявляя ответственность, тем реже при проявлении организованности испытывают негативные эмоции; чем чаще однодетные матери испытывают негативные эмоции, когда вынуждены брать ответственность на себя, тем реже они думают, что организованность - это врожденное свойств человека.

Наиболее значимые корреляционные связи в группе многодетных матерей говорят о том, что чем многодетные матери проявляют ответственность для достижения цели всем коллективом, тем чаще в аналогичных ситуациях они проявляют свою организованность; чем чаще многодетные матери ответственность расценивают, как вариант помощи другим людям, тем чаще они проявляют организованность для того, чтобы вся группа достигла результата, тем реже не могут выстроить план действий.

Внутри организованности и ответственности у однодетных и многодетных матерей есть определенные взаимосвязи.

Если однодетные матери проявляют организованность, то, как правило не могут получить всю необходимую информацию, но при этом самовыражаются, самоактуализируются и саморазвиваются. Если однодетные матери проявляют ответственность, то, как правило это не связано с чувством долга, но направляют это свойство на решение проблем и задач.

Если многодетные матери проявляют организованность, то, как правило готовы проявлять данное свойство всегда и во всем, но проявляют это свойство при наличии внешнего контроля. Если многодетные матери проявляют ответственность, то, как правило не готовы направить всю свою энергию на решение проблемы, получают максимум информации для решения проблемы, полагают, что это свойство врожденное. Если многодетные матери проявляют ответственность, то, как правило это не сопровождается подробным изучением имеющейся информации, но проявление этого свойства оказывается нестабильным.

На основании выводов была разработана программа тренинга по развитию навыков ответственности и организованности у родителей будущих первоклассников.

Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.

Список литературы

1. Адлер, А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека [Текст] [Текст] / А. Адлер. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2012. - 117 с.

2. Акимова, А.Р. Особенности уверенности и общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе: автореф. дис

канд. психол. наук: 19.00.01 [Текст] [Текст] / А.Р. Акимова [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - М., 2010. - 22 с.

3. Аликин, И.А. Нормативная динамика родительского отношения в современном обществе: возрастной и гендерный аспекты [Текст] [Текст] / И.А. Аликин, Н.В. Лукьянченко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2016. - № 4. - С. 228-234.

4. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека [Текст] [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Самара: Бахрах-М, 2004. - 256 с.

5. Басюк, В.С. Методы исследования самосознания в психологии личности и возрастной психологии [Текст] [Текст] / В.С. Басюк // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество, 2012. - С. 15-29.

+ еще 68 источников

\

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности организованности и ответственности однодетных и многодетных матерей будущих первоклассников»
Раздел: Психология
Тип: ВКР
Страниц: 121
Цена: 3100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика