Дипломная работа

«Нейропсихологическая коррекция познавательной сферы детей дошкольного возраста в задержкой психического развития»

  • 65 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 8

1.1. Научные представления о природе и проявлениях задержки психического развития 8

1.2. Психологическая характеристика познавательных процессов и их физиологическая основа 17

1.3. Особенности познавательной сферы и причины возникновения задержки психического развития у детей дошкольного возраста 23

Выводы по первой главе 33

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 35

2.1. Организация и методы исследования 35

2.2. Познавательная сфера детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 41

2.3. Программа нейропсихологической коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 42

2.4. Познавательная сфера детей дошкольного возраста с задержкой психического развития при нейропсихологической коррекции 46

Выводы по второй главе 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Введение

Актуальность исследования. По данным различных исследований, в России до 30% детей младшего школьного возраста имеют проблемы в обучении и не справляются с требованиями школьной программы [7]. Это дети, в целом, нормальные: с нормальным слухом и зрением, отсутствием умственной отсталости, заметных дефектов речи и опорно-двигательного аппарата. Они испытывают значительные трудности в обучении из-за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи.

Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем в сегодняшнем мире. А их первопричины дают о себе знать уже в дошкольном периоде.

В зависимости от подхода к изучению этих детей в разных странах их называют по разному: «дети с трудностями обучения», «дети с пониженной обучаемостью», «отстающими в учении», «дети со специфическими трудностями в обучении» и др. В США долгое время проблемами таких детей занимались медики, и они называли их детьми «с минимальными повреждениями мозга» [2]. В Германии использовался термин «дети с нарушениями поведения» так как трудности у таких детей часто сопровождаются проблемами в поведении: невыполнением требований взрослых, эмоциональной неустойчивостью, срывами и т.д. [2].

Как показывают исследования, большая часть детей, испытывающих трудности в обучении, составляют дети с психической задержкой развития, которые по степени сформированности некоторых психических функций, не соответствуют своему возрасту, а находятся на более ранних стадиях развития. Характерным признаком таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего они в 6-20 минут, не могут быть сосредоточенными и сконцентрированными на определенной деятельности [7].

Цель исследования - изучить особенности нейропсихологической коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объект исследования: познавательная сфера детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: нейропсихологическая коррекция познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:

1. Проанализировать научные представления о природе и проявлениях задержки психического развития.

2. Изучить психологические характеристики познавательных процессов и их физиологическую основу.

3. Определить особенности познавательной сферы и причины возникновения задержки психического развития у детей дошкольного возраста.

4. Разработать программу нейропсихологической коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

5. Экспериментально проверить эффективность программы нейропсихологической коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Теоретико-методологической основой исследования являются представления Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития, психологическая модель задержки психического развития

(Лебединский В.В., Власова Т.А., Певзнер М.С., Жаренкова Л.М.), а также исследования, направленные на анализ познавательной сферы личности (Ульенкова У.В., Егорова Т.В., Стрекалова Т.А.).

Методы и методики исследования.

I. Теоретические методы: сравнительный анализ научной литературы, теоретический анализ, конкретизация материала;

II. Эмпирические методы: тестирование. Были использованы методики из сборника тестов «Диагностика познавательных процессов школьников» (Борисова Т.А., 2015):

- диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 6-7 лет;

- определение концентрации и распределения внимания;

- методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия (уровень кратковременной механической памяти).

III. Методы математической обработки. Математико-статистическая обработка полученного материала проводилась при помощи программного обеспечения Microsoft Exsel 2007 и программного пакета Attestat с использованием общепринятых методов вариационной статистики. В ходе математической обработки вычислялись: средняя арифметическая величина результатов тестирования (M); среднее квадратичное отклонение (m).

Этапы исследования.

I этап. Теоретический. Сбор и анализ психологической литературы по теме исследования, обоснование актуальности темы, формулирование проблемы, объекта, предмета исследования, постановка цели и задач работы.

II этап. Эмпирический. Подбор психодиагностических методик, соответствующих теме исследования, выбор базы и выборки респондентов, проведение диагностики и анализ первичных результатов, разработка программы нейропсихологической коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, проведение формирующего эксперимента, статистическая обработка результатов и их интерпретация.

III этап. Аналитический. Систематизация и обобщение полученной в ходе эмпирического исследования информации, формулирование выводов, заключения, оформление курсовой работы.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на центра реабилитации «Любимый малыш» г. Уфа.

Выборка исследования: исследование проводилось на детях дошкольного возраста в количестве 30 человек. Экспериментальная группа (ЭГ) - 15 детей с диагнозом задержка психического развития, которые проходили сеансы нейропсихологической коррекции в центре реабилитации «Здоровый малыш». Контрольная группа (КГ) - 15 детей подготовительной группы детского сада. Средний возраст детей составил 6,2 лет.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических и эмпирических исследований, рассматривающих особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития.

Практическая значимость. Разработанная программа нейропсихологической коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития может быть использована в работе педагогов и психологов, работающих с детьми с данной патологией.

Положения, выносимые на защиту:

1. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития обладают определенными психофизиологическими особенностями развития, оказывающими влияние на развитие познавательной сферы.

2. Применение разработанной программы нейропсихологической коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития позволит улучшить показатели памяти и внимания.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования докладывались на заседании кафедры возрастной и социальной психологии, а также на Международной заочной научно-практической конференции «Человек в условиях современных изменений» (г. Уфа, 2019); опубликована в научном журнале Znanstvena misel journal (№46/2020).

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе заключения, списка литературы, насчитывающего 80 источников и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Научные представления о природе и проявлениях задержки психического развития

Развитие психики ребенка в отечественной и зарубежной психологии понимается, как сложный, противоречивый процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных, биологических, социальных и психолого-педагогических факторов.

Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии [9]. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11 детей с ЗПР различного генеза [9]. Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. В целом для данного состояния является характерными гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий [9]. Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой [68]. Исследуемый феномен, характеризуется прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Для психической сферы ребенка с ЗПР типичным является сочетание дефицитарных функций с сохранными. Парциальная (частичная) дефицитарность высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка. При этом в отдельных случаях страдает работоспособность, в других случаях произвольность в организации деятельности, в третьих - мотивация к различным видам познавательной деятельности и т.д.

Задержка психического развития определяется как «нарушение нормального темпа психического развития, проявляющаяся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сфере, интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соответствуют его возрасту)» [14, с. 45]. Об этом же говорит В.В. Лебединский в своей книге «Нарушения психического развития в детском возрасте» [50]. При ЗПР «в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной выражены не резко. В других случаях, наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной сферы [50]. В книге Л.Г. Мустаевой «Коррекционно педагогические и социально психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития» в общий термин ЗПР включаются «состояния легкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы» [55]. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а так же длительно находящимся в условиях социальной депривации. Данная категория была выведена с резким повышением числа неуспевающих детей в учебном процессе, вызванным переходом школ на новые, усложненные программы обучения. Комплексное и системное изучение задержки психического развития в отечественной дефектологии началось в 60-е гг. XX века и продолжается до сих пор.

В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития М.С. Певзнер и Т.А. Власовой [21], были выделены следующие факторы: Неблагоприятные течение беременности, связанное с:

- болезнями матери во время беременности (краснуха, грипп, паротит);

- хроническими соматическими заболеваниями мамы, начавшимися еще до беременности мамы( порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);

- токсикозами. Особенно во второй половине беременности;

- токсоплазмозом;

- интоксикациями организма мамы, в связи потреблением алкоголя, курения, наркотиков, химических лекарственных препаратов, гормонов;

- несовместимостью кровью матери и плода по резус фактору.

Патология родов:

- травмы, в следствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, таких как щипцы, например;

- асфиксия новорожденных и ее угроза.

Социальные факторы:

- педагогическая запущенность, в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком, как на ранних этапах развития (до 3 лет), так и в более поздние возрастные этапы [50].

Заключение

В рамках данной исследовательской работы был рассмотрен нейропсихологический подход в познавательной сфере детей дошкольников с задержкой психического развития.

Все высшие психические функции (ВПФ), часть которых мы взяли за основу исследования( память и внимание) являются фундаментом и базой последующих жизненно-необходимых навыков, как чтение, письмо. А недостаток формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков обязательно несет за собой трудности не только в учебной деятельности, но и в освоении каких-либо каждодневных навыков, что напрямую связано с работой третьего блока мозга.

Все познавательные процессы важны, но уровень развития памяти является одним из определяющих показателей успешности школьного обучения. Слабость запоминания и воспроизведения информации, становится серьезной преградой к усвоению учебного материала.

Данный вопрос остро встает в процессе работы с детьми ЗПР. У таких детей учебный процесс изначально дается с большим усилием и намного высокой энергозатратностью.

Сама исследовательская работа была направлена на выявление познавательной сферы детей с задержкой психического развития и последующую коррекцию нейропсихологическими методами.

Исследование проводилось на детях дошкольного возраста в количестве 30 человек.

Для этого были использованы методики:

- «Диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 6-7 лет»;

- «Определение концентрации и распределения внимания»;

- «Заучивание 10 слов», А.Р. Лурия

Анализ результатов исследования внимания показал, что у 26,7% детей без затруднений справились с заданием, 40% нуждались в помощи экспериментатора, а 33,3% детей, даже при наличии помощи со стороны экспериментатора, не смогли выполнить данное задание.

После проведения исследования памяти по методике «Заучивание 10 слов» у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития уровень памяти обнаружен у 20% детей с задержкой психического развития. Эти дети так же имеют сохранённые функции памяти, объём кратковременной и долговременной памяти соответствующей норме, но им требуется больше времени для запоминания поступающей информации.

Суммарно низкие и очень низкие результаты были выявлены у 73,3% детей с задержкой психического развития. Эти дети имеют различные нарушения функций и свойств памяти. Большинство детей имеет суженный объём кратковременной и долговременной памяти. При отстроченном воспроизведении могут вспомнить только половину списка, часто меняют местами, заменяют предложенные слова близкими по значению, а чаще совершенно, другими словами. Сложность запоминания напрямую зависит от чрезмерно повышенной активности и сопровождается непроизвольной переключаемостью.

Делая выводы, следует отметить, что у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития имеется дефицит внимания, это ведёт к тому что все остальные сохранённые функции не могут быть раскрыты в полной мере, так как ребёнку очень сложно удержать своё внимание на одной деятельности. Чрезмерная активность мешает усвоению и удержанию полученной информации.

Данный факт предопределил разработку программы нейропсихологической коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Оценка результативности разработанной программы доказала свою эффективность, вследствие чего выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.

Список литературы

1. Акимова М.К. Неуспевающие дети [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. - СПб.: Питер, 2012 - 240 с.

2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. - 100 с.

3. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника [Текст] / М.К. Апетян // Молодой ученый. - 2014. -№14. - С.243-244.

4. Бадалян Л. Память и нервно психическое развитие [Текст] / Л. Бадалян, А. Миринов // Дошкольное воспитание. - 1976. - №4. - С.23-31.

5. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников [Текст ] / Ю. К. Бабанский. - М.: Академия, 2012. - 290 с.

+ еще 76 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Нейропсихологическая коррекция познавательной сферы детей дошкольного возраста в задержкой психического развития»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 65
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика