Реферат

«Счета как элемент метода бухгалтерского учёта (Дисциплина: Учёт и анализ)»

  • 28 страниц
Содержание

1. Введение

Глава 1. Основная характеристика предмета, метода бухгалтерского учета и документооборота

1.1 Предмет и метод бухгалтерского учета

1.2 Документы, их роль и значение в бухгалтерском учете. Обязательные реквизиты документа. Документооборот

1.3 Порядок формирования и учет финансовых результатов деятельности организации. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)

Глава 2. Инвентаризация и счета бухгалтерского учета: сущность и характеристика

2.1 Инвентаризация, ее роль и значение в бухгалтерском учете. Порядок проведения инвентаризации и учет ее результатов.

2.2 Счета бухгалтерского учета, их строение. Содержание и классификация счетов бухгалтерского учета. Планы счетов бухгалтерского учета

3. Заключение

4. Список литературы

Введение

Бухгалтерский учет в России на современном этапе экономической реформы активно реорганизуется и адаптируется к международным стандартам учета и отчетности. Существенно возрастает роль учета в управлении производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью организаций разных форм собственности во всех сферах бизнеса. Используя возможности бухгалтерского, управленческого, налогового учета, можно в значительной мере воздействовать на характер протекающих хозяйственных процессов, принимаемых управленческих решений, результаты деятельности, активность инвестирования средств в организацию.

Развитие экономики и постоянное усложнение деятельности юридических лиц стимулирует развитие бухгалтерского дела. Современное законодательство в сферах бухгалтерского учета и налогообложения требует от бухгалтера приобретения навыков юриста, аналитика, внутреннего аудитора. В российской Федерации продолжается реформа бухгалтерского учета и налогообложения, рассчитанная до 2007 года.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объект исследования – методы бухгалтерского учета.

Предмет исследования - документация, инвентаризация, счета и двойная запись, как методы бухгалтерского учета.

Цель исследования – изучить особенности документации, инвентаризации, счетов и двойной записи, как методов бухгалтерского учета.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность предмета и метода бухгалтерского учета.

2. Выявить роль и значение документов в бухгалтерском учете.

3. Изучить порядок формирования и учет финансовых результатов деятельности организации.

4. Проанализировать сущность инвентаризации, ее роль и значение в бухгалтерском учете, рассмотреть порядок проведения инвентаризации и учет ее результатов.

5. Изучить счета бухгалтерского учета, их строение, содержание и классификацию.

Информационной базой для написания работы послужили нормативные акты, а также работы таких работы таких авторов, как:

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Основная характеристика предмета, метода бухгалтерского учета и документооборота

Фрагмент работы

1.1 Предмет и метод бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение активов, источники его формирования и использования, а также возникшие обязательства и полученные результаты деятельности экономического субъекта. Соответственно, бухгалтерский учет, будучи одной из экономических наук, общим предметом которых является познание производственных отношений, определяет границы своего применения содержанием его предмета.

Содержание предмета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ (в редакции от 23.07.1998 г.) бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, накопления, обработки и анализа финансово-экономической информации о деятельности предприятия или физического лица1.

Он проводится исходя из непрерывного, сплошного и документированного отражения хозяйственных операций.

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица. Высокую и длительную плодотворность этой деятельности обеспечивают следующие хозяйственные средства:

основные средства;

нематериальные активы;

оборотные средства;

денежные средства;

средства в расчетах;

отвлеченные средства.

1.2 Документы, их роль и значение в бухгалтерском учете. Обязательные реквизиты документа. Документооборот

Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение4. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

Документ – носитель юридической и экономической информации, отражающий динамику собственности, то есть сведения о движении материальных ценностей и денежных средств.

В ходе работы бухгалтер имеет дело с различными документами. К первичным документам относятся такие, как, приходный и расходный кассовые ордера, счет, товарно-транспортная накладная, доверенность на получение чего-либо, платежное поручение, чек из чековой книжки и т.д. Согласно принципу непрерывности, бухгалтерский учет осуществляется без перерыва с момента организации предприятия и все факты хозяйственной деятельности находят отражение на счетах бухгалтерского учета на основании первичных документов.

При налоговой проверке бухгалтерские документы имеют значение как письменное свидетельство о факте совершения хозяйственной операции или о праве на ее совершение и служит основным средством проверки правильности и достоверности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Отсутствие или неправильное оформление любых документов может привести к серьезным проблемам со своими работниками, с инвесторами, с контролирующими органами и т.п.

Любой документ должен содержать ряд показателей. Показатель документа в бухгалтерском учете принято называть реквизитом. Каждый документ содержит обязательные реквизиты: название документа, его номер, подпись, дату составления и действия документа, штамп (печать) организации, измерители операций.

Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году используют счет 99 "Прибыли и убытки". По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету - расходы и убытки.

Хозяйственные операции отражают на счете 99 по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 имеет одностороннее сальдо.

Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием:

а) финансового результата от продажи продукции (работ, услуг);

б) финансового результата от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества (части операционных доходов и расходов);

в) операционных доходов и расходов (за вычетом результатов от продажи имущества);

г) внереализационных прибылей и убытков;

д) чрезвычайных доходов и расходов6.

Различие между этими составными частями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) первоначально определяют по счету 90 "Продажи". Со счета 90 прибыль или убыток от обычной деятельности списывается на счет 99 "Прибыли и убытки".

выплату доходов (дивидендов) участникам (акционерам);

прошлых лет - оставлены в организации после расчетов с участниками (акционерами) по доходам (дивидендам) для использования, как правило, на производственное развитие организации (включая социальные нужды ее коллектива, как правило, капитального характера)7.

По своему содержанию первая часть данной прибыли является обязательствами организации перед участниками (акционерами) и не может рассматриваться как составная часть ее собственного капитала - это, по существу, задолженность организации перед участниками.

Вторая часть данной прибыли служит источником финансирования различных вложений организации, как правило, во внеоборотные активы и не может рассматриваться как нераспределенная прибыль, так как не только прошла этап распределения, но и, как правило, уже использована в своей денежной составляющей.

После определения финансового результата, сложившегося у организации по итогам ее работы в отчетном году, чистая прибыль (убыток), выявленная на счете 99 "Прибыли и убытки", списывается заключительными оборотами отчетного года в кредит счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", субсчет учета прибыли к утверждению (распределению). При наличии убытка он списывается в дебет данного субсчета счета 84.

При этом финансовый результат по счету 84 отражается в бухгалтерской отчетности как прибыль или убыток отчетного года.

В связи с этим для учета прибыли (убытка) отчетного года к утверждению в организации предлагается ввести следующие субсчета бухгалтерского учета:

признаков:

1) охват имущества:

полные;

частичные;

2) основание проведения:

плановые;

внезапные.

При полной инвентаризации проверяются все виды имущества хозяйства. Как правило, такие инвентаризации проводятся в конце финансового года перед составлением годового отчета.

Частичная инвентаризация предполагает проверку одного или нескольких видов имущества (инвентаризация денежной наличности в кассе).

Плановые инвентаризации осуществляются в соответствии с установленным графиком (перед составлением годового отчета), а внеплановые (внезапные) - по мере необходимости (смена материально ответственных лиц, стихийные бедствия, хищения, требования аудитора, судебных органов и т.д.)9.

Количество инвентаризаций в отчетном году, время их проведения, перечень проверяемого имущества устанавливаются руководителем предприятия за исключением случаев, предусмотренных "Положением о бухгалтерском учете и отчетности" и "Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов".

Проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже; перед составлением годового отчета; при смене материально ответственных лиц; при наличии хищений, злоупотреблений, порче ценностей; в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий и др.; при ликвидации (реорганизации) хозяйствующего субъекта.

Для проведения инвентаризации на предприятиях создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В ее состав включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты. При большом объеме работ создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Инвентаризация должна осуществляться комиссией в полном составе. Отсутствие даже одного члена комиссии достаточно, чтобы признать результаты инвентаризации недействительными.

Рабочие инвентаризационные комиссии обязаны: провести инвентаризацию имущества в местах его нахождения; выявить вместе с бухгалтерией результаты инвентаризации; выработать предложения по порядку зачета и списания недостачи ценностей; разработать предложения по совершенствованию порядка приема, хранения и отпуска ценностей, улучшению учета и контроля за их сохранностью.

Члены рабочих комиссий отвечают за: своевременность и правильность проведения инвентаризации; полноту и точность внесения в описи данных.

До начала инвентаризации проводится ряд подготовительных мероприятий. Опломбируются места хранения подлежащих проверке ценностей. Инвентаризируемые ценности раскладываются по стеллажам, полкам, т.е. приводятся в состояние, пригодное для проверки. Проверяются все весовые измерительные приборы и сроки их клеймения.

Проверка материальных ценностей проводится по местам их нахождения. Снятие фактических остатков ценностей осуществляется в присутствии материально ответственного лица. Описи составляются в двух экземплярах, один экземпляр заполняет член инвентаризационной комиссии, а другой - материально ответственное лицо. На каждой странице описи прописью указывается число порядковых номеров ценностей и общий итог их количества, зафиксированный на данной странице, независимо от единицы измерения. На последней странице описи прописью указывается количество страниц и общий итог ценностей. Если были допущены ошибки, то они исправляются во всех экземплярах описи путем зачеркивания. Исправленные данные должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и материально ответственным лицом.

Выявление вида счета (активного или пассивного) по его отношению к балансу во многом облегчает проведение бухгалтерского учета и потому является важным. Однако у опытных бухгалтеров это деление не считается существенным.

По степени обобщения счета делятся на синтетические счета, субсчета и аналитические. Синтетические счета предназначены для укрупненной группировки активов и пассивов, например: 01 "Основные средства", 10 "Материалы", 41 "Товары", 68 "Расчеты по налогам и сборам" и т.п.

Субсчета (счета второго порядка) предназначены для обобщения однотипных средств и обязательств. Например, у синтетического счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" имеются следующие субсчета:

69-1 "Расчеты по социальному страхованию";

69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению";

69-3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию".

Аналитические счета (иногда называемые "субконто") предназначены для учета по единичным объектам и субъектам. Например: 71 "Иванов", 71 "Семенов", 71 "Гришин" и т.п. (счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами").

Двойная запись - это запись хозяйственной операции по дебету одного и по кредиту другого счета. Она обеспечивает взаимосвязанное и контролируемое отражение операции. Кодирование хозяйственной операции с помощью счетов носит название бухгалтерской проводки.

Бухгалтерские счета предназначены для отражения на них результатов воздействия фактов хозяйственной жизни на объект бухгалтерского наблюдения, который учитывается на данном счете. Природа экономических воздействий может иметь два направления: увеличение (+) или уменьшение (-). В этой связи счет разбивается на две информационные зоны, каждая из которых (в зависимости от отражаемого на счете объекта наблюдения) предназначена для учета изменений, направленных на увеличение или уменьшение начальной величины показателя, четного периода (такой показатель называется начальное сальдо). Исторически сложилось, что левая сторона счета называется дебет, а правая - кредит.

Следуя обычной логике, не вызывает сомнения положение, согласно которому показатели, описывающие факты хозяйственной жизни, увеличивающие значение начального показателя, должны находиться на той же стороне бухгалтерского счета, что и начальное сальдо, а показатели,

Структура любого счета предполагает: начальное сальдо (дебетовое - СНД или кредитовое - СНК), показатели, отражающие увеличение первоначального значения (на той же стороне счета), и показатели, приводящие к уменьшению (на противоположной стороне), итоговый показатель по всем записям на каждой стороне, который в бухгалтерском учете называется оборотом (соответственно, дебетовый (ДО) и кредитовый (КО) обороты), конечное сальдо - показатель, характеризующий состояние объекта бухгалтерского наблюдения на конец отчетного периода (дебетовое - СКД или кредитовое - СКК).

В начальном учете начальное сальдо (СНД или СНК) включается в соответствующий оборот (дебетовый ДО или кредитовый КО) и тогда конечное сальдо можно вычислить разницей оборотов: ДО-КО=±СК

При превышении дебетового оборота над кредитовым в формуле знак (+) и сальдо конечное записывается по дебету (СКД), в противном случае имеем знак (-), и показатель на конец периода записывается по кредиту (СКК).

В российском учете начальное сальдо в оборот не входит и конечное сальдо записывается в той же части счета, что и начальное.

Для счетов с дебетовым начальным (СНД) и конечным (СКД) сальдо, на которых учитываются активы, итоговый показатель рассчитывается по сумме начального сальдо и дебетового оборота, уменьшенной на кредитовый оборот: СКД = СНД + ДО-КО

Для счетов с кредитовым начальным (СНК) и конечным (СКК) сальдо, предназначенных для учета капитала и пассивов, итоговый показатель определяется суммой начального сальдо и кредитового оборота за вычетом дебетового оборота12: СКК = СНК + КО-ДО

Отражение увеличения или уменьшения на бессальдовых счетах расходов и доходов, описывающих финансовые и хозяйственные процессы, зависит от их влияния на величину прибыли, присоединяемой к капиталу. Доходы увеличивают прибыль (и соответственно капитал), следовательно, увеличение на таких счетах должно находиться на той же стороне, что и на счетах капитала, т.е. по кредиту. И наоборот, расходы уменьшают прибыль (и соответственно капитал), что предполагает расположение увеличивающих показателей на стороне, противоположной сальдо на счете капитала, т.е. по дебету.

Аналитические признаки группируются в один уровень счета на основании какой-либо единой характеристики:

группы основных средств,

видов сырья и материалов,

видов деятельности предприятия,

поставщиков и покупателей,

мест возникновения и пр.

По уровню влияния на показатели финансовой отчетности (по отношению к бухгалтерскому балансу) бухгалтерские счета делятся на балансовые и забалансовые.

На балансовых счетах учитываются показатели, которые непосредственно отражаются в бухгалтерском статическом балансе (постоянные счета с явно выраженным сальдо - счета активов, капитала и пассивов). К балансовым счетам также относятся те, которые участвуют в формировании бухгалтерского баланса, т.е. бессальдовые или счета хозяйственных и финансовых процессов (доходов, расходов, а в российском учете и косвенно-распределяемых текущих издержек); они открываются в течение периода, а в конце его закрываются.

Данные о фактах хозяйственной жизни

Балансовые счета Бухгалтерский баланс

Переменные <—— Постоянные

Показатели (балансовые статьи) на начало отчетного периода

Сальдо начальное отсутствует Сальдо начальное явно выраженное

<——

——>

Данные о ФХЖ. относящиеся к отчетному периоду Данные о ФХЖ, изменяющие состояние объекта наблюдения

Показатели (балансовые статьи) на конец отчетного периода

——>

Сальдо конечное отсутствует Сальдо конечное явно выраженное

Рис 3 Взаимосвязь показателей бухгалтерского баланса и на бухгалтерских счетах

В российском учете в составе активов хозяйствующего субъекта учитываются хозяйственные средства (экономические ресурсы), которые

На забалансовых счетах условных прав и обязательств учитываются несуществующие потенциальные права и обязательства, которые зависят от будущего события, возникающего из прошлой сделки.

дипломной работы «Бухгалтерский учет, анализ и аудит основных средств предприятия» является изучение существующей системы бухгалтерского учета основных средств на предприятиях железнодорожного транспорта. Для этого были изучены документы как организационного характера станции Комсомольск-на-Амуре. так и правового, а также документы по ведению бухгалтерского учета основных средств (учредительные документы, балансы за 1999-2001 г.г., первичные документы по поступлению и выбытию основных средств, рабочий план счетов предприятия).

В первой главе приведена теоретическая основа учета основных средств. Базовыми нормативными документами являются:

Рассматривается технико-экономическое положение и производственно-финансовая деятельность Станции.

В данной дипломной работе описывается организация бухгалтерского учета сохранности и использования объектов основных средств. Подробно рассматриваются вопросы, связанные с правильностью отнесения предметов к основным средствам, поступлением и выбытием, износом, инвентаризацией и переоценкой основных средств с использованием необходимой документации.

Бухгалтерский учет на Станции ведется в соответствие с разработанной на предприятии учетной политикой, утвержденной приказом начальника Станции.

В третьей главе проведен анализ основных средств Станции, в частности:

• анализ обеспеченности предприятия основными фондами;

• анализ состава и структуры основных средств;

• анализ движения основных средств;

• анализ эффективности использования основных средств.

Направление анализа основных средств предприятия можно свести к оценке основных производственных фондов, так как часть основных фондов непосредственно участвует в процессе производства и от состояния и эффективности их использования зависит объем произведенной продукции и сумма, получаемая в конечном итоге прибыли.

В данной дипломной работе были использованы как традиционные методики исчисления показателей использования основных средств предприятия, так и другие методики, которые помогли в достаточной степени проанализировать эффективность использования производственных фондов предприятия.

В четвертой главе рассматривается проведение аудита основных средств предприятия. Аудит – это процесс проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности на предприятиях с разными формами хозяйствования и собственности с точки зрения их достоверности и соответствия действующему законодательству. Изучена методика проведения аудиторской проверки, разработанная действительным членом Института дипломированных бухгалтеров и аудиторов Н.П. Барышниковым. На основе данной методики разработана программа проведения аудиторской проверки основных средств.

Рассмотрена возможность возникновения ошибок в учете основных средств, характерных для предприятия.

В аудиторской проверке был использован метод сравнительного анализа фактических данных предприятия с собственными расчетами по отношению к амортизационным отчислениям по объектам основных средств.

Проведенная преддипломная проверка является достаточным основанием, чтобы высказать мнение о том, что бухгалтерский учет основных средств на Станции ведется в соответствии с законом «О бухгалтерском учете в РФ»; данные аналитического учета движения основных средств и их износа соответствуют записям в главной книге и балансе.

На Станции бухгалтерская отчетность составлена верно и на предприятии обеспечены учет и сохранность основных средств.

Существующая система ведения бухгалтерского учета основных средств на предприятии особых недостатков не имеет. Учет основных средств ведется с использованием ПЭВМ. Программное обеспечение позволяет получить довольно полную информацию для составления отчетности, но есть необходимость в его усовершенствовании.

В пятой главе приведены предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и налогового учета основных средств предприятия.

Бухгалтерский учет основных средств предприятия регламентирован ПБУ 6/01, а налоговый учет – статьями 256-259 НК РФ. По порядку амортизации ПБУ 6/01 определены четыре способа начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств:

• линейный способ;

В этой же главе предложена оптимизация налога на имущество при разработке учетной политики. Амортизация, просчитанная предложенными методами, позволяет предприятию самостоятельно выбрать самый оптимальный способ.

Список литературы

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96г.

2. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете.Приказ МФ РФ № 105 от 29.07.83г.

3. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства РФ №552 от 05.08.92г.(с изменениями и дополнениями, утвержденными Правительством РФ № 661 от 01.07.95г. и № 1133 от 20.11.95г.).

4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ- 4/96), утвержденное приказом МФ РФ № 50 от 13.06.95г.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ-6/01), утвержденное приказом МФ РФ №26-н от 30.03.01г.

+ еще 25 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Счета как элемент метода бухгалтерского учёта (Дисциплина: Учёт и анализ)»
Раздел: Разное
Тип: Реферат
Страниц: 28
Цена: 100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика