Дипломная работа
«Программный модуль формирования маршрутов транспортных средств на базе эволюционного алгоритма»
- 68 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ МАРШРУТИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ 5
1.1 Обзор и анализ существующих задач маршрутизации 5
1.2 Методы решения задач маршрутизации 6
1.3 Основные понятия эволюционного алгоритма 12
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ 15
2.1 Постановка задачи маршрутизации 15
2.2 Применение операторов и процедур для эволюционного алгоритма 17
2.3 Проектирование программного модуля в программе BPwin 19
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАМНОГО МОДУЛЯ 23
3.1 Обзор и анализ существующих языков программирования 23
3.2 Техническое задание к программному модулю 26
3.3 Программная реализация разработанного эволюционного алгоритма 31
3.4 Вычислительный эксперимент 45
3.5 Анализ экономической эффективности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
В современном мире во многих отраслях человеческой деятельности требуется выполнение задач с большим количеством вычислений. Чтобы решить подобного рода задачи, чаще всего принимают решение об увеличении количества персонала. Однако, данный способ решения задачи не исключает возможности возникновения проблем, в связи с тем, что присутствует обычный «человеческий фактор», который может стать причиной для совершения ошибки.
Для того чтобы увеличить эффективность вычислений и минимизировать выявление ошибок, предприятия стали использовать программные инструменты.
Переход к использованию программных инструментов сыграл важную роль в ведении бизнеса, но из-за трудоёмкости расчетов в крупных фирмах, данный вид решения не является оптимальным. В ходе улучшения качества услуг и повышения конкурентоспособности необходимо учитывать влияние большого количества внешних факторов, собирать и выстраивать аналитику, динамически перестраивать ход расчетов. Эти возможности недоступны при участии человека.
В данной ситуации, самым логичным считалось внедрить логистическую информационную систему и полностью перейти на программные решения.
Внедрение логистической информационной системы обеспечит согласование действий абсолютно всех звеньев транспортно-распределительной цепи любой транспортировки, гарантирует строгий контроль за грузовыми потоками, облегчит процедуру оформления перевозочных, таможенных и иных документов.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка программного модуля формирования маршрутов транспортных средств на базе эволюционного алгоритма для сокращения транспортных издержек.
В рамках указанной цели были поставлены следующие виды задач:
• Обзор и анализ задач маршрутизации и методов их решения;
• Разработка основных процедур эволюционного алгоритма для решения задач маршрутизации;
• Проектирование модуля для формирования маршрутов
транспортных средств;
• Реализация программного модуля;
• Проведение вычислительных экспериментов и анализ результатов.
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ МАРШРУТИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДЫ ИХ РЕШЕНИЯ
1.1 Обзор и анализ существующих задач маршрутизации
Задачи маршрутизации относятся к значимым классам задач транспортной логистики. Главными целями задач маршрутизации (VRP) является минимизация стоимости и общей длины маршрутов, сокращение времени на транспортировку грузов.
Vehicle Routing Problem (VRP) — распространенная задача целочисленного программирования, которая считается очень важной и NP- сложной задачей комбинаторной оптимизации [1].
Задачи маршрутизации основаны на совмещении в себя двух известных задач:
• Traveling Salesman Problem (Задача коммивояжера) — задача коммивояжера относится к разряду известных задач комбинаторной оптимизации, главной целью которой является поиск наилучшего маршрута путем прохождения всех указанных пунктов минимум один раз и обязательным возвратом в начальный пункт. Если грузоподъёмность С транспортного средства не ограничена (является достаточной), то задачу VRP сводят к множественной задаче коммивояжера — Multiple Traveling Salesman Problem. Задача решается путем добавления к исходному графу k-1 (k-количество маршрутов) копий нулевой вершины и её рёбер (между этими копиями рёбра отсутствуют) [2].
• Bin Pacing Problem (Задача о рюкзаке) — задача о рюкзаке является NP-полной задачей комбинаторной оптимизации. Своё название получила от главной цели — упаковать как можно больше вещей в рюкзак с учётом ограничения вместимости. Решение задачи равнозначно решению задачи VRP, однако расстояния принимаются равными нулю. Таким образом, эффективность решений будет равнозначна [3].
Наиболее исследованными вариантами задач маршрутизации с дополнительными ограничениями и вариациями являются:
• Задача маршрутизации с ограниченной грузоподъёмностью — условием задачи является ограниченность грузоподъёмности транспортных средств;
• Задачи маршрутизации с ограничением по времени — условием задачи является обслуживание заказчиков в определенное время («временное окно»);
• Задача маршрутизации с нескольким депо — задача основана на наличии нескольких «депо» для обслуживания заказчиков;
• Задача маршрутизации с возвратом товара — данная задача основана на преимуществе возвратов некоторых товаров в депо;
• Задача маршрутизации с возвратом товаров — задача построена подобно предшествующей, однако возврат товаров осуществляется только после того как все товары из депо будут доставлены заказчикам;
• Задача маршрутизации с разным транспортом — в данной задаче обслуживание заказчиков может осуществляться одновременно несколькими машинами;
• Периодическая маршрутизация — условием является доставка товара в течение нескольких дней;
• Задача маршрутизации со случайными данными — в данной задаче компоненты могут иметь случайное поведение;
• Задача маршрутизации с возможностью дозагрузки — в задаче есть вероятность дозагрузки транспортного средства на маршруте.
В данной квалификационной работе была рассмотрена проблема оптимального распределения груза с наименьшими потерями. Разобранные методы решения задач маршрутизации показали, что для решения задач с большим количеством клиентов наиболее подходящими алгоритмами являются метаэвристические, в том числе эволюционные. Используемые в алгоритме операторы и процедуры обеспечивают быстродействие решения задачи, подводя к наилучшему результату.
В результате работы были проделаны следующие виды задач:
• Проведён обзор и анализ существующих моделей задач маршрутизации и выбрана модель задачи целочисленного линейного программирования;
• Разобраны основные операторы и процедуры эволюционного алгоритма;
• Разработан и исследован эволюционный алгоритм для задачи маршрутизации;
• Разработан модуль расчетов для логистической информационной системы с целью планирования маршрутов доставки товаров;
• Проведён анализ эффективности разработанного алгоритма на базе вычислительного эксперимента.
1. Аникин, Б.А., Логистика: учеб. пособие [Текст] / Б.А. Аникина, Т.А. Родкина; - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. - 2008. - 408 с.
2. Беспалов, Р.С. Транспортная логистика [Текст] / Р.С. Беспалов; М.В. Вершина.: 2007. - 384 с.
3. Борисовский, П.А. О сравнении некоторых эволюционных алгоритмов [Текст] / П.А. Борисовский, А.В. Еремеев; Автоматика и телемеханика.: 2004. - №3. c. 3-9.
4. Бухарбаева Л.Я., Филиппов Д.В., Брусиловский Д.П. Прогнозирование и управление цепью поставок в логистической среде товарно-производственных комплексов // Вестник ЧГУ. №3 (141). Экономика (вып. 19). 2009. с 15-21.
5. Григорьева, М.С. Применение информационных технологий для решения задачи доставки мелкопартийных грузов по городу [Текст] / М.С. Григорьева, Д.А. Красникова; Саратов.: 2014. - 139 с.
6. Иванов, М.Ю. Логистика: учеб. пособие [Текст] / М.Ю. Иванов, М.Б. Иванова; РИОР: 2006. - 97 с.
7. Киршина, М.В. Коммерческая логистика [Текст] / М.В. Киршина; Центр экономики и маркетинга, 2008. - 129 с.
8. Мухачева, Э.А. Методы локального поиска в задачах оптимального распределения ресурса [Текст] / Э.А. Мухачева, А.Ф. Валеева; Учебное пособие. - Уфа УГАТУ: 2001. - 103 с.
9. Семенов, В.А. Эффективность логистических систем [Текст] / В.А. Семенов, Е.А. Володина; Маркетинг: - 2000, № 2.
10. Никифоров, В.С. Мультимодальные перевозки и транспортная логистика [Текст]: В.С. Никифоров - М : ТрансЛит, 2007. - 272с.
11. Панченко, Т. В. Генетические алгоритмы [Текст] : учебно-методическое пособие / под ред. Ю. Ю. Тарасевича. — Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2007. — 87 [3] с.
12. Филиппова А.С. Задачи маршрутизации в транспортных логистических системах: локальный поиск оптимальных решений / Филиппова А.С., Филиппов Д.В. Гильманова Н.А. // Информационные технологии. №2, 2009. с.59-63.
13. Gendreau, M. “Metaheuristics for the vehicle routing problem and its extensions: A categorized bibliography,” The Vehicle Routing Problem: Latest Advances and Challenges, B. L. Golden, S. Raghavan, and E. A. Wasil (Editors) / M. Gendreau, J.-Y. Potvin, O. Braysy, G. Hasle, A. Lokketangen // Springer. - 2008. - 90с.
Оригинал в pdf
Тема: | «Программный модуль формирования маршрутов транспортных средств на базе эволюционного алгоритма» | |
Раздел: | Информатика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 68 | |
Цена: | 2300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
Дипломная работа
«Программный модуль формирования маршрутов транспортных средств на базе генетического алгоритма»Курсовая работа
«Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»Реферат
«Контроль технического состояния транспортных средств»Дипломная работа
«Программный модуль для мониторинга и оценки типа мышления сотрудников государственных органов»Дипломная работа
«Программный модуль для предоптимизационного анализа информации в задаче двумерного размещения»