Магистерская работа

«Управление научно-инновационной деятельностью образовательной организации (на примере бгпу им.м.акмуллы)»

  • 81 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8

1.1. Теоретические основы и современные направления научно-инновационной деятельности 8

1.2. Специфика управления научно-инновационной деятельностью в системе высшего образования 23

ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БГПУ ИМ. М. АКМУЛЛЫ 39

2.1. Текущее состояние научно-инновационной деятельности БГПУ им. М. Акмуллы 39

2.2. Проблемный анализ научно-инновационной деятельности БГПУ им. М. Акмуллы и перспективы её развития 52

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ БГПУ ИМ. М. АКМУЛЛЫ) 68

3.1 Описание проекта 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74

ПРИЛОЖЕНИЯ 79

Введение

Актуальность темы. Современное российское образование представляет собой сложную систему, находящуюся в процессе трансформации, направление которой, несмотря на многочисленные исследования различных ее аспектов, не изучено в полной мере. Это не в последнюю очередь связано с тем, система состоит из множества элементов, каждый из которых обладает собственной спецификой и нуждается в детальном научном анализе.

Среди этих элементов особое место занимает наука в организациях высшего образования, в которой научная и образовательная деятельность интегрированы специфическим образом. Несмотря на то, что университеты представляют собой исторически первые научные центры, сохранившие во многих развитых странах свою исключительную с этой точки зрения роль, значение науки в вузах в России часто недооценивается, поскольку наука воспринимается как «дополнительный» элемент в образовании при наличии отдельных институциональных научных организаций, главной функцией которых является научная деятельность. При этом упускают из виду тот факт, что вузовская наука является фактором, который непосредственно влияет на качество высшего образования, а значит, и на его способность к выполнению собственно образовательных и воспитательных функций и связанных с ним функций удовлетворения потребностей рынка труда в высококвалифицированных специалистах, без чего невозможна модернизация страны. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации отмечается, что «уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности» .

В настоящее время значимость вуза определяется уровнем развития научных и инновационных структур, способностью к коммерциализации научно-технических идей и разработок, степенью влияния образовательной организации на инновационную экономику региона и страны в целом. Научно-инновационная деятельность вуза основывается на постоянном взаимодействии образования и науки с использованием полученных результатов в социально-экономическом развитии экономики региона и страны в целом.

Научная и инновационная деятельность в вузах традиционно является источником создания новых разработок, однако они становятся инновациями лишь в условиях их рыночной коммерциализации, успех которой зависит от эффективного управления процессами взаимодействия науки с рынком. Инновационная деятельность вузов способствует возможности реализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.» и других программ Правительства .

Проблема формирования эффективного управления инновационной деятельностью вуза на уровне региональных инновационных систем приобретает особый аспект для всего государства и требует особых подходов к ее осуществлению, учитывающих специфику вузов и регионов, а также их взаимодействия в процессах внедрения инноваций.

Это обстоятельство вызывает необходимость проанализировать эти специфические условия и пути построения научной и инновационной деятельности в вузах различных регионов страны с учетом передового зарубежного и отечественного опыта и предложить научно-методические подходы к ее решению, а также сформировать единый подход в управлении и развитии научно-инновационной деятельности университета.

Цель написания данной выпускной квалификационной работы состоит в изучении механизмов эффективности управления научной и инновационной деятельностью в вузах и в формировании общего подхода в организации научно-инновационной деятельности университета.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

• уточнить понятийный аппарат в области управления инновационной деятельностью университетов;

• проанализировать процессы управления научно-инновационной деятельностью вуза и найти оптимальные механизмов управления научно-инновационной деятельности по критерию эффективности внедрения инноваций;

• сформулировать принципы организации научной и инновационной деятельности университетов;

• оценить состояние и перспективы развития научно-инновационной деятельности Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы;

• проанализировать существующие проблемы, влияющие на успешное функционирование научной и инновационной деятельности в вузах (на примере Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы);

• разработать рекомендации по повышению эффективности управления научно-инновационной деятельностью университета.

Объектом исследования является система управления научной и инновационной деятельностью университета.

Предмет исследования составляют совокупность организационных и экономических отношений, возникающих в процессе организации и развития научно-инновационной деятельности университета и его инновационной экосистемы.

Источниковая база ВКР. В ходе работы были проанализированы и использованы законодательно-правовые акты, нормативно-методические документы и документы по стандартизации, регулирующие научную и инновационную деятельность, научная литература и периодические издания, включая интернет-издания и электронные материалы.

Степень изученности проблемы. В первую очередь данное исследование опирается на положения теории инноваций Йозефа Шумпетера, и трудов зарубежных ученых: Дж. Бернала, Я. Ван Дейна, П. Друкера, Р. Кларка, И. Менша, Б. Санто, Б. Твисса, К. Фримена, а также отечественных ученых С. Ю. Глазьева, С. Д. Ильенковой, Н. Д. Кондратьева, С. Кузнеца, В. М. Полтеровича, Ю. В. Яковца, и другие.

Направления развития научно-инновационной деятельности страны стали предметом исследования ученых Е.А. Александровой, К. В. Балдина, О. Г. Голиченко, Н. И. Лапина, В. Г. Медынского, Х. Нойбауэра, А. П. Суходолова, А. В. Тычинского, О. М. Хотяшевой, С. Ю. Ягудина и другие.

Исследованием проблем управления научной и инновационной деятельностью регионов занимались многие ученые и практики: Б. Асхайм, В. Атоян, А.Г. Афанасьев, И. М. Бортник, Г. М. Голобокова, В. Я. Горфинкель, Н. И. Иванова, А. Изаксен, В. П. Логинов, и другие.

Инновационному развитию университета и его роли в национальной инновационной и региональной инновационных системах уделяли внимание в своих работах А. Бонаккорси, В. М. Владыка, А. И. Владимиров, Г. Ицкович, М. Квик, Р. Кларк, Г. Н. Константинов, Л. Лейдесдорфф, К. Лэнгфорд, А. П. Сорокина, З. Тадмор, В. Б. Тарабаева, А. Ф. Уваров, С. Р. Филонович, и другие.

Коммерциализации вузовских инноваций посвящены работы таких авторов как: С. В. Валдайцева, А. П. Гарнов, О. Г. Дьяченко, О. В.Зинина, М.В. Корняков, Д. Ю. Миронова, В. Л. Рупосов, Л. И. Сурат, М. В. Якунина, и другие.

Научная новизна исследования состоит в разработке рекомендаций по организации и управлению научно-инновационной деятельности Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы с учётом специфики региона. Научная новизна связана также с тем, что в ней:

• обосновывается специфический статус науки как субъекта инновационной деятельности;

• уточнено понятие «научно-инновационная деятельность университета» как направление деятельности университета, связанное с осуществлением полного инновационного цикла, включающего не только проведение научно-исследовательских работ, но и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности университета;

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования полученных результатов исследования для организации и совершенствования системы управления научно-инновационной деятельностью в организациях высшего образования, в деятельности структурных подразделений, осуществляющих регулирование, разработку и реализацию научно-инновационной деятельности. Применение предложенного в работе механизма управления будет способствовать обеспечению качества управления, повышению результативности и эффективности научно-инновационной деятельности университета.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, который включает в себя наименований.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Теоретические основы и современные направления научно-инновационной деятельности

В 1990-е годы в условиях «перестройки» высшие учебные заведения столкнулись с многочисленными проблемами, среди которых можно отметить сокращение государственного финансирования, возникновение частного образования и др. Эти проблемы заставили вузы трансформироваться и искать новые формы своего развития. Одной из таких форм стала инновационная деятельность. Способность к восприятию инноваций и выбор инновационного пути развития позволяет выживать и развиваться высшей школе в условиях нарастающей динамики социальных изменений и все более ожесточающейся конкуренции. Вузы, преодолевая кризисное состояние, преобразуя содержание научно-педагогической деятельности, могут ответить на вызов времени. Потребность вуза в инновационном развитии все более заявляет о себе, как явно прослеживаемая тенденция, связанная с выработкой устойчивой реакции на динамизм развития общества.

В рамках существующей в развитых странах системы ведущую роль в обеспечении лидерства играют подсистемы воспроизводства знаний. Уровень институциональной организации и технологическое превосходство развитых стран создают уникальный «ландшафт» мировой системы. Основой для этого выступают научные и образовательные организации, структурированные соответствующим образом с учетом требований и моделей национальных экономик.

В нашей стране сложилась двухуровневая система расширенного воспроизводства знаний, включающая высшие учебные заведения (университетский сектор науки) и система российской академии наук (государственный сектор науки).

В рыночной экономике центральным звеном производства знаний является университет, совмещающий научную и образовательную функции в передовых областях знаний, в основном, благодаря деятельности научных школ. В развитых странах университеты вносят значительный вклад в развитие инноваций и экономический рост. Возможность совмещения функций по созданию научно-технической продукции и подготовке квалифицированных кадров создает благоприятные условия для развития в высшей школе инновационной деятельности, создания «системы непрерывного инновационного цикла от фундаментальных и прикладных исследований до реализации наукоемкой продукции и технологий» в производство.

В работах таких ученых, как Р.Нельсон, Э.Фелпс, Т.Шульц, Б.Лундвал подчеркивается роль образования, а также вклад людей с высшим образованием в экономическое развитие (способность эффективнее, чем средний работник выполнять обычную работу; они более компетентны в использовании новых технических средств).

Университет обладает наивысшим суммарным интеллектуальным потенциалом работников. Ни одно другое предприятие или учреждение нельзя сравнивать с университетами по количеству ученых и высококвалифицированных работников. Участие университетов в инновационном развитии страны должно осуществляться не только в виде подготовки квалифицированных кадров по приоритетным направлениям, но также и через создание наукоемких продуктов.

В последние годы идет трансформация организаций высшего образования с целью рыночной ориентации последних («третья миссия» (Лейдерсдорф), «тройная спираль», «предпринимательский университет» (Г. Ицковиц)).

Последствиями этих процессов стали:

- ограничение распространения знания внутри и за пределами университетов, открытого доступа к знаниям в виду установления прав интеллектуальной собственности на результаты научно-исследовательских работ;

- снижение доверия к университетам как к единоличным «институтам, которым можно доверять в плане «разумно надежного знания»;

- становясь одновременно интернациональными по масштабу и рыночноориентированными, университеты подпадают под контроль ВТО и европейского антимонопольного законодательства. Это может иметь неприятные долгосрочные последствия. Поскольку фундаментальные исследования и обычное высшее образование не могут быть четко отделены от коммерческой деятельности, то государственное финансирование основной деятельности университетов может расцениваться как незаконное субсидирование бизнес-деятельности. Это, несомненно, подорвет саму основу общества, основанного на знаниях.

Заключение

Проведенный анализ инновационного развития университетов, позволил выявить уточнения определений «инновационная деятельность вуза» и «инновационный вуз», а также установить, что ключевой целью научно-инновационной деятельности вуза является трансформация в исследовательский университет предпринимательского типа посредством активного стимулирования предпринимательской активности студентов и сотрудников в процессах коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вуза.

В ходе исследования были выявлены особенности научно-инновационной деятельности как объекта управления и были разработаны методические рекомендации по эффективному управлению научно-инновационной деятельностью Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Мы так же пришли к выводу, что в процессе организации научно-инновационной деятельности в университетах следует руководствоваться следующими принципами:

• научно-исследовательская деятельность является непременной составной частью, основным методом апробирования полученных знаний, условием приобретения навыков научно-исследовательской работы и источником пополнения научно-педагогических кадров университетов и формирования научных школ;

• разработка эффективной системы научно-инновационной деятельности должна предполагать согласование и гармонизацию интересов профессорско-преподавательского состава, научных работников и руководства университетов в проведении такой работы;

• система научно-инновационной деятельности в университетах России должна быть прагматичной, привязанной к конкретным условиям функционирования и ресурсным возможностям высшей школы, ставить выполнимые задачи;

• необходимо разработать комплекс методических рекомендаций по организации и осуществлению научно-инновационной деятельности в университетах.

Нормативную модель научно-инновационной деятельности следует рассматривать в рамках трех основных блоков:

• ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности;

• результаты научно-инновационной деятельности, осуществляемой в университете;

• цели, задачи и принципы управления инновационной деятельностью.

Ключевыми факторами, влияющим на эффективность научно-инновационной деятельности, являются: стратегия университета, актуальные научные школы; развитая система взаимодействия подсистем университета с организациями-заказчиками; эффективная кадровая политика; эффективная система стимулирования научно-педагогических кадров; материально-техническая и информационная базы.

Организация научно-инновационной деятельности университета предполагает согласованность интересов и целей всех участников этого процесса, разделение зон ответственности и кооперации. Применительно к университетам взаимодействие с предприятиями, входящими в цепочку создания инновационного продукта, требует использования мягких организационно-экономических механизмов, которые позволят

самостоятельно сформировать новую организационную структуру, разработать реальные, соответствующие их потенциалу стратегии развития и, в конечном счете, осуществлять деятельность по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Для этого предлагается формирование инновационной экосистемы университета, под которой понимается совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе инновационной деятельности, носящих самообразующийся характер, включающий комплекс взаимовыгодных связей научно-инновационных подсистем университета с другими субъектами инновационной деятельности. Это позволит осуществлять полный инновационный цикл с целью развития инновационного и интеллектуального потенциалов российских университетов и, в конечном итоге, российской экономики.

Основополагающим признаком инновационной экосистемы является ее возможность приспосабливаться к изменениям внешней среды посредством формирования элементов на основе самоорганизации. Теоретической основой инновационной экосистемы выступают теория гармоничного производства, концепция маркетинга взаимодействия и экосистемный подход.

В результате сочетания указанных теорий формируется инновационная экосистема университета, основными элементами которой являются внутренние инновационные подсистемы (подразделения и процессы университета) и внешнее окружение университета (организации-партнеры и т.п.).

Основополагающими элементами инновационной экосистемы являются существующие и формирующиеся исследовательские сообщества. Для университета такими сообществами являются научные школы, генерирующие новые знания на основе разделения и кооперации труда, рутинизации процессов создания, применения и передачи знаний. Организация научная школа, так же как и производственная, выполняет следующие функции: производство знаний (исследование), распространение (коммуникацию) и воспроизводство знаний и самого научного сообщества.

Одной из эффективных форм организации работы в рамках инновационной экосистемы является стратегический альянс в сфере совместных исследований и разработок на основе временного соглашения между участниками. Включение университета в стратегический инновационный альянс позволит придать новое качество его научно- 73

инновационной деятельности, сформировать и укрепить его собственную инновационную экосистему.

Для повышения эффективности научно-инновационной деятельности университета необходимо изменение всех аспектов его деятельности, в том числе организационно-управленческой структуры, научной и инновационной деятельности, образовательного процесса, маркетинга и кадровой составляющей. Важное место в процессе организации научно-исследовательских работ необходимо уделять маркетингу научных исследований и управлению результатами интеллектуальной деятельности.

Создание специализированных подсистем позволит координировать, проводимые университете научно-исследовательские работы, объединить все подразделения университета, участвующие в научной деятельности, организовать процесс учета, защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и взаимодействовать с соответствующими научными, образовательными, общественными организациями.

Использование разработанных рекомендаций в практике управления научно-инновационной деятельностью университетов позволит повысить эффективность управления научно-инновационной деятельностью

университета.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. №47. Ст. 5489

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 г. // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. Ст. 7598.

3. Стратегия социально-экономического развития Республики

Башкортостан на период до 2030: Распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г. // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. Режим доступа: URL:http://economy.g**.ru/minec/activity/sections/strategterplanning/kompl stplanning/stsubject/projects/2017030701. 15.11.2018.

4. Стратегия развития БГПУ им. М. Акмуллы 2016-2020 гг. (Утв. решением Ученого совета от 26 декабря 2016 г., протокол № 5).

Литература

5. Авдонин, Б.Н. Методология организационно-экономического развития наукоемких производств. / Б.Н. Авдонин, Е.Ю. Хрусталёв Е.Ю. // М.: Наука. 2014.

+ еще 38 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Управление научно-инновационной деятельностью образовательной организации (на примере бгпу им.м.акмуллы)»
Раздел: Право
Тип: Магистерская работа
Страниц: 81
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика