Магистерская работа

«Правовое регулирование и практика внедрения профессиональных стандартов в образовательной организации»

  • 83 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 11

1.1. Понятие, виды, правовое регулирование и структура профессионального стандарта 11

1.2. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования 26

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 36

2.1. Практика внедрения профессиональных стандартов на примере колледжа БГПУ им. М. Акмуллы 36

2.2. Методика и проблемы внедрения профессиональных стандартов педагогических работников в образовательных организациях 53

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74

ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Введение

В утвержденной Правительством России Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью провозглашается занятие страной передовых позиций в глобальной экономической конкуренции. Системным решением для достижения поставленной цели объявляется переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Ведущим фактором экономического роста при формировании такого типа экономики становится интеллект и творческий потенциал личности, а источником высоких доходов - производство новых идей, технологий и социальных инноваций.

В современном мире складываются тенденции развития всех отраслей деятельности человека. Возникновение новых технологий, открытие различных новшеств способствуют повышению требований к уровню подготовки специалистов. Ключевым элементом инновационной экономики является гибкий эффективно функционирующий рынок труда. К характерным признакам такого рынка относится, в частности, возможность оперативно отвечать актуальным запросам экономики.

Прогнозируемое сокращение совокупного предложения на рынке труда из-за внедрения инновационных технологий приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения. Рынок труда диктует новые правила, предъявляет свои запросы, которые соответствуют духу времени. Существующая проблема темпов развития экономики обусловлена, в том числе, несоответствием профессиональных квалификаций работников содержанию действующих программ профессионального образования всех уровней.

В нынешней производственной практике отсутствуют четкие характеристики профессиональных квалификаций, запрашиваемые рынком. Представляя собой фундамент профессиональной деятельности, профессиональные квалификации должны соответствовать современным требованиям к знаниям, умениям, опыту работы, уровню образования. Недостаток данных характеристик ведет к неясности в требованиях к квалификации, функциональным обязанностям и результатам работы персонала, что сказывается на эффективности всей системы управления кадрами, и ведет к большой разнице между спросом и предложением на рабочую силу.

Вследствие этого видится целесообразным дать возможность каждому специалисту постоянно обучаться новым практическим навыкам, повышать свою квалификацию, чтобы стать конкурентоспособным на рынке труда. При этом необходимо, чтобы эти профессиональные квалификации были востребованы работодателями. Добиться баланса между спросом работодателей и предложением специалистов (реальных и потенциальных) - одна из главных целей Национальной системы квалификаций России. Работодатели должны выстроить перечень требований к квалификации с учетом всех современных и актуальных запросов экономики, а система образования должна обеспечить подготовку таких специалистов.

Одним из ключевых элементов Национальной системы квалификаций является профессиональный стандарт, представляющий собой системную характеристику квалификации для выполнения определенной трудовой деятельности. Профстандарты пришли на смену морально устаревшим документам, регулирующим рынок труда: Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) и Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС). Принципиально важным является то, что квалификационные справочники постепенно устаревают: в последнее время появилось множество профессий, не включенных в ЕКС; содержащиеся в них требования к знаниям, умениям, навыкам и должностные обязанности зачастую не соответствуют действительности. Профессиональные стандарты же подробно описывают трудовую деятельность специалиста в логике компетентностного и деятельностного подходов.

Стандарты разрабатываются с учетом важных изменений профессиональной сферы, на основе лучшего производственного опыта, в условиях постоянного экономического развития и реформирования сферы труда. В профессиональных стандартах отражаются все актуальные требования к содержанию и качеству выполнения трудовых функций работником, которые позволят ему быть конкурентоспособным специалистом в своей профессиональной сфере.

Применение профстандартов влияет на широкий круг лиц:

- для школьников, абитуриентов, молодежи - это дополнительная профориентация, возможность выбора профессии на основе анализа требований к компетенции работника;

- работающим гражданам профстандарт позволяет оценить свой уровень квалификации, соответствие имеющихся навыков требованиям стандарта, а также в случае необходимости дает возможность выбрать программы дополнительного образования для повышения квалификации;

- работодатели обеспечиваются высококвалифицированными кадрами с набором навыков, необходимых для качественного осуществления трудовой деятельности; с помощью профстандартов работодатели определяют уровень соответствия компетенции сотрудников закрепленным требованиям путем проведения аттестации, а также при необходимости направляют их на повышение квалификации;

- сфера образования учитывает профстандарты при установлении государственных образовательных стандартов, а образовательные организации - при формировании основных образовательных программ.

Таким образом, профессиональные стандарты вводятся с целью повышения качества и производительности труда работников, а также для приведения профессионального образования в соответствие с реальной ситуацией на рынке труда.

Впервые понятие профстандарта было включено в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) в 2012 году. И лишь в 2016 году вступили в силу поправки, согласно которым законодатель установил обязательность применения профессиональных стандартов работодателями в случаях, если ТК РФ или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации будут установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции .

В соответствии с главой 52 ТК РФ , статьей 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» , постановлением Правительства РФ «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» лица, занимающиеся педагогической деятельностью, относятся к категории работников, которым установлены требования к квалификации. Следовательно, в отношении педагогических работников профессиональные стандарты в части указанных требований являются обязательными для применения работодателями.

Согласно статье 56 ТК РФ и статье 331 ФЗ «Об образовании в РФ» к осуществлению педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, а именно имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В настоящее время в области профессиональной деятельности «Образование и наука» утверждено шесть профессиональных стандартов:

1. специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый);

2. специалист в области воспитания;

3. педагог-психолог (психолог в сфере образования);

4. педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель);

5. педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;

6. педагог дополнительного образования детей и взрослых.

Профстандарты в сфере образования находятся на стадии активного внедрения в деятельность образовательных организаций. В данном исследовании мы рассматриваем процесс внедрения профессиональных стандартов в среднем профессиональном образовании на примере Колледжа БГПУ им. М. Акмуллы.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд РФ) от 8 сентября 2015 года № 608н утвержден профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Согласно приказу, работодатели обязаны применять стандарт с 1 января 2017 года. Кроме того, Правительство РФ в 2016 году приняло постановление о применении профессиональных стандартов государственными или муниципальными учреждениями , согласно которому эти учреждения должны разработать поэтапные планы по организации применения профессиональных стандартов, а также реализовать планы мероприятий до 1 января 2020 года.

Резюмируя эту информацию, становится очевидной степень значимости заявленной темы на сегодняшний день. К квалификации педагогического работника выдвигаются новые требования, в связи с чем возникает необходимость официального закрепления этих требований путем внедрения профессионального стандарта.

Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время отсутствуют государственно закрепленные методические рекомендации по применению профессиональных стандартов в деятельности организаций (в том числе образовательных), что порождает множество проблемных вопросов на практике.

Целью ВКР является исследование особенностей правового регулирования и практики внедрения профессиональных стандартов в образовательной организации среднего профессионального образования. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. раскрыть понятие профессионального стандарта и проанализировать действующую нормативную правовую базу по теме исследования;

2. определить виды профессиональных стандартов и выявить специфику профстандартов сферы образования;

3. проанализировать квалификационные требования к педагогам среднего профессионального образования;

4. проанализировать практику внедрения профессиональных стандартов в сфере образования на примере образовательной организации среднего профессионального образования «Колледж БГПУ им. М. Акмуллы».

Объектом исследования являются правоотношения по укреплению экономики рынка труда через систему профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации.

Предметом исследования является анализ профессиональных стандартов в сфере образования и изучение практики внедрения профстандартов в образовательной организации среднего профессионального образования.

Источниковая база ВКР. Источниковой базой ВКР является система нормативных правовых актов: Конституция РФ, Трудовой кодекс, ФЗ «Об образовании в РФ», иные федеральные законы и подзаконные нормативные акты: Постановления Правительства, Приказы Министерств и ведомств по вопросам регламентации профессиональных стандартов и их применения, научная литература, интернет-издания, электронные материалы, справочно-правовые системы «Консультант Плюс» и «Гарант», материалы практики.

Степень изученности проблемы. По вопросам внедрения профессиональных стандартов в сфере образования научная литература практически отсутствует, что объясняется новизной данной темы. Однако существует достаточно много материала в электронных журналах, на сайтах медиакомпаний, посвященных кадровым вопросам: например, Институт Профессионального Кадровика В.В. Митрофановой, также электронный журнал «Справочник кадровика» выпустил практическое пособие по профессиональным стандартам. Теме возможности применения профессиональных стандартов посвящены работы авторов В.В. Митрофановой, М.А. Гридневой, М.А. Петрова, В.К. Потемкина, В.А. Спивак, А.Л. Слободского и др.

Новизна данной ВКР. Новизна работы обусловлена тем, что Национальная система профессиональных квалификаций России - в особенности внедрение профессиональных стандартов - находится в активной стадии своего развития, и методология перехода организаций в условиях действия профстандартов только начинает складываться. Данная ВКР будет полезна в качестве методических рекомендаций по внедрению профессиональных стандартов в среднем профессиональном образовании, т.к. на государственном уровне такие методические руководства отсутствуют.

Практическая значимость ВКР. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в образовательных организациях среднего профессионального образования для внедрения профессиональных стандартов и корректировки содержания основных профессиональных образовательных программ.

Структура данной работы состоит из введения, трех глав по два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1. Понятие, виды, правовое регулирование и структура профессионального стандарта

Необходимость пересмотра требований к квалификации работников возникла в связи с постоянными изменениями, происходящими в мире. Научно-технический прогресс, модернизация всех сфер жизни общества, автоматизация технологических процессов оказали существенное влияние на рынок труда, что привело к изменению и увеличению требований к профессиональным навыкам работников. В связи с этим в России началась активная работа по разработке профессиональных стандартов.

В рамках «майских указов» президента был издан Указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» , согласно которому Правительству РФ поручалось, в том числе, подготовить проект ФЗ о внесении изменений в законодательство РФ, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов; утвердить план разработки профессиональных стандартов; разработать и утвердить к 2015 году не менее восьмисот профессиональных стандартов.

В России термин «профессиональный стандарт» был впервые использован в 1997 году в Программе социальных реформ в РФ на период 1996-2000 годов. Через десять лет Национальное агентство развития квалификаций представило Положение о профстандарте и его первый макет, что повлекло за собой создание квалификационных справочников, в которых в качестве единицы описания выступали профессии рабочих и должности служащих.

Понятие профстандарта было включено в ТК РФ в 2012 году. Федеральным законом № 236-ФЗ были внесены изменения в ТК РФ, а именно глава 31 дополнилась статьей 195.1, в которой раскрылись понятия квалификации работника и профессионального стандарта .

Согласно данной статье, профессиональным стандартом является характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности . Понятие квалификации включает уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы.

Во исполнение Указа президента в 2012 году Правительством был утвержден План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы , который включал множество мероприятий, направленных на разработку и распространение профессиональных стандартов, в том числе разработку макета профессионального стандарта и создание реестра профстандартов.

В рамках этих мероприятий Правительством РФ в 2013 году были утверждены Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов . Согласно этим правилам, координирующую функцию при разработке профессиональных стандартов выполняет Министерство труда и социальной защиты РФ. Однако самой разработкой проектов профстандартов может заниматься широкий круг лиц: работодатели (или их объединения), профессиональные сообщества и иные организации, образовательные организации профессионального образования и др. Формирование профстандартов осуществляется за счет средств инициативных групп, за исключением тех стандартов, которые входят в перечень, утверждаемый Министерством труда РФ на основе государственных контрактов.

Финансирование этих проектов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Для разработки проектов профстандартов государством принят ряд нормативных правовых актов. Во-первых, утвержден макет профессионального стандарта . Во-вторых, утверждены уровни квалификации . В-третьих, сформированы методические рекомендации по разработке профессионального стандарта .

Согласно утвержденному макету, профессиональный стандарт должен содержать четыре раздела:

1. раздел I. «Общие сведения», в который входят:

- наименование вида профессиональной деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) и Общероссийскому классификатору занятий (далее - ОКЗ);

- основная цель вида профессиональной деятельности (т.е. краткое описание вида профессиональной деятельности);

- указание групп занятий по ОКЗ, которые соотносятся с обобщенными трудовыми функциями профстандарта (при наличии);

- указание видов экономической деятельности по ОКВЭД, к которым относится данный вид профессиональной деятельности.

Заключение

Внедрение профессиональных стандартов является мерой по развитию Национальной системы профессиональных квалификаций в России. В настоящее время в стране разработано более тысячи профессиональных стандартов в различных областях экономики и социальной сферы.

Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Стандарты приходят на смену устаревшим документам, до сих пор регулировавшим квалификации в России - ЕКС и ЕТКС.

Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. В целях разработки профстандартов внедрены девять уровней квалификации, которые ранжированы в зависимости от полномочий и уровня ответственности. Утвержденные профессиональные стандарты вносятся в специальный Реестр, из которого и берут информацию работодатели и все заинтересованные лица. Информация в Реестре классифицируется по областям и видам профессиональной деятельности.

Система образования стала одной из первых, в которой были разработаны и утверждены профессиональные стандарты, предъявляющие требования к содержанию профессиональной деятельности и квалификации специалистов в сфере образования. Стандартизация педагогической деятельности, являясь практическим инструментом реформирования отечественной системы образования, дает четкое определение роли и места педагогического работника, обозначает его ресурсы и возможности для профессионального развития. Внедрение профессиональных стандартов оказывает влияние и на сферу труда, и на сферу образования. Профстандарты приобретают ключевое значение, так как работодатели должны применять их во всех аспектах своей работы с работниками, начиная от приема на работу и заканчивая аттестацией. Также профессиональные стандарты являются основой для разработки Федеральных государственных образовательных стандартов, которые, в свою очередь, приведут к изменению основных профессиональных образовательных программ. Система образования будет строиться на реальных потребностях рынка труда, и подготовка специалистов будет осуществляться именно так, как нужно работодателям. Так как стандарты разрабатываются с учетом современных требований и лучшего отечественного и зарубежного опыта, то они должны поспособствовать повышению квалификации и качества работы специалиста.

В рамках исследования был рассмотрен профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: проанализированы обобщенные трудовые функции и трудовые функции, входящие в их состав, выявлены новые требования к должностям, а также проведен сравнительный анализ компетенций по профстандарту и ФГОС ВО по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)». Рассмотрена практика применения профстандарта на примере Колледжа БГПУ им. М. Акмуллы. В Колледже проведены мероприятия по внесению изменений в программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по каждой специальности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Были сопоставлены единицы ФГОС СПО и соответствующих профстандартов и выявлена необходимость в корректировке ОПОП. Изменения проявились в следующих формах:

1. изменение содержаний междисциплинарных курсов (МДК) путем добавления определенных тем;

2. изменение заданий на учебную и производственную практику;

3. открытие новых МДК;

4. расширение тематики курсовых и дипломных проектов;

5. открытие дополнительных образовательных программ;

6. обновление содержания и структуры контрольно-измерительных средств.

В исследовании проанализирована практика проведения государственной итоговой аттестации в виде демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия».

На основании обработки теоретического материала и практики других организаций были предложены методические рекомендации по внедрению профессиональных стандартов в среднем профессиональном образовании. На законодательном уровне отсутствуют четко закрепленные рекомендации по применению профессиональных стандартов. Но поскольку до 2020 года государственные и муниципальные организации, в том числе образовательные, должны завершить планы мероприятий по внедрению профстандартов, а нарушение этого требования может повлечь санкции в видео административной ответственности, то данные методические рекомендации являются актуальной разработкой.

Работа была посвящена исследованию особенностей правового регулирования и практики внедрения профессиональных стандартов в образовательной организации среднего профессионального образования. Цель выпускной квалификационной работы достигнута, все задачи реализованы. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в образовательных организациях для внедрения профессиональных стандартов и корректировки содержания основных профессиональных образовательных программ.

Список литературы

1. Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение: Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10

[Электронный ресурс] Режим доступа: URI: https://base.garant.ru/136681/ (Дата обращения: 20.05.2019).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 197- ФЗ от 30.12.2001 // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001.

5. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон № 122-ФЗ от 02.05.2015 // Собрание законодательства РФ. 04.05.2015. № 18. Ст. 2625.

+ еще 51 источник

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Правовое регулирование и практика внедрения профессиональных стандартов в образовательной организации»
Раздел: Право
Тип: Магистерская работа
Страниц: 83
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика