Магистерская работа

«Обеспечение информационной открытости образовательной организации»

  • 75 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8

1.1. Информационная открытость образовательной организации, ее принципы и возможности 8

1.2. Анализ нормативной правовой базы, регламентирующей информационную открытость образовательной открытости 17

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 39

2.1. Инструменты реализации принципов информационной открытости образовательной организации 39

2.2. Оценка качества обеспечения открытости и доступности информации на сайте образовательной организации 54

ГЛАВА 3. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» 61

3.1. Пояснительная записка 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68

Введение

Реализация курса демократических реформ, проводимых в российском обществе на протяжении последних десятилетий, привнесла серьёзные изменения в национальную систему образования. Явно обозначился переход от тотального администрирования государства к обеспечению общественного участия в реализации образовательной политики. Одним из важнейших условий эволюционного развития образовательной организации в современных условиях является обеспечение открытости её деятельности для всех общественных групп, организаций и структур, заинтересованных в позитивном развитии образовательной организации.

Особенность развития системы образования в настоящее время заключается в том, что образование всё больше становится сферой общественных интересов. Происходят ощутимые изменения и в составе субъектов, готовых предъявить свой запрос к образовательной организации, и в самом содержании такого запроса. В результате у образовательного учреждения возникает необходимость регулирования взаимоотношений с новыми субъектами социального заказа. При этом административные методы регулирования оказываются недейственными ввиду независимости самих субъектов. Здесь уместны только партнёрские отношения, которые способны формировать осознанную гражданскую позицию представителей различных социальных и общественных групп, заинтересованных в результатах деятельности образовательной организации. Возникает необходимость развития образовательной организации как эффективного института гражданского общества.

Сама образовательная организация всё более заинтересовано в выстраивании диалога с обществом. Интерес последней состоит в том, что организация получает возможность донести до социума свои насущные проблемы. В условиях «закрытости» отсутствует площадка для обсуждения этих проблем и, как следствие, возможности их решения минимальны. Лишь за счёт общественной поддержки и формирования партнёрских отношений образовательная организация получает возможность преодолеть имеющиеся трудности и получить дополнительные ресурсы для собственного развития.

С возникновением и бурным развитием информационных технологий появились новые возможности для повышения качества информационного обмена между образовательной организацией и обществом. Современные информационные технологии обеспечивают сбор, хранение и обработку данных, их публикацию и доведение до различных субъектов, имеющих информационные запросы к образовательной организации. Резко возросли объёмы данных, которые могут находиться в открытом доступе. Можно констатировать, что имеются весьма эффективные технологические инструменты, дающие возможность организации информационных процессов, направленных на поддержку стратегии становления образовательной организации как открытой системы, ориентированной на запросы личности, общества и государства.

Таким образом, задача обеспечения открытости образовательной организации обществу требует перехода от монолога к конструктивному диалогу во взаимоотношениях между представителями образовательного сообщества и потребителями образовательных услуг. Такой диалог не может состояться без привлечения общественности к управлению образовательным учреждением и создания системы информирования о деятельности образовательной организации всех участников образовательного процесса, социальных партнёров образовательного учреждения и широкой общественности. Это все обуславливает актуальность выбранной темы.

Целью написания данной выпускной квалификационной работы является изучение информационной открытости образовательной организации и разработка механизма, направленного на ее обеспечение.

В соответствии с поставленной целью выдвинуты следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие информационной открытости образовательной организации;

2. Проанализировать содержание информационной открытости образовательной организации по действующему законодательству;

3. Изучить эффективность информационной открытости образовательной организации;

4. Разработать программу дополнительного профессионального образования для руководителей общеобразовательной организации.

Объектом исследования выступают общественные отношения складывающиеся в процессе взаимодействия образовательной организации с участниками образовательных отношений.

Предметом исследования является обеспечение и реализация информационной открытости образовательной организации.

Источниковая база ВКР. В ходе работы были проанализированы и использованы законодательно-правовые акты, регулирующие

информационную открытость образовательных организаций, периодические издания, включая интернет-издания и электронные материалы.

Степень изученности проблемы. В целом, вопросам информационной открытости образовательных организаций посвящено не слишком много литературы, однако существует небольшое количество содержательных исследований в этой области. Особого внимания заслуживают работы Т.А. Мерцаловой, в которых она четко и последовательно рассматривает современные тенденции информационной открытости образовательных организаций, а также проблемы ее реализации в современной России. A.A. Рахкошкин рассматривает проблематику открытости образования, как одной из ключевых характеристик; использование публичных докладов в деятельности школы рассмотрены в работах С.Г. Косарецкого, Т.А. Мерцаловой, И.А. Вальдмана; вопросы информационной открытости школы и взаимодействии с обществом рассматриваются в работах

И.А. Вальдмана, Д.В.Некрасова; наполнению и анализу содержания сайтов образовательных учреждений посвящены работы Е.Е. Жильцовой, Д.В. Чернышовой, Е.В. Федоркевича; Д.Л. Константиновский, В.С. Вахштайн, Д.Ю. Куракин, М.Л. Агранович, О.Я. Дымарская в своих работах поднимают вопросы определения информационных запросов потребителей образовательных услуг.

Новизна данной ВКР заключается в том, что выделено и раскрыто понятие информационной открытости образовательной организации, которая является важнейшим условием развития партнерских отношений между образовательной организацией и обществом. Кроме того, проведен анализ и определены основные причины низкого уровня информационной открытости. Разработана программа дополнительного профессионального образования, которая должна способствовать обеспечению и повышению качества информационной открытости.

Практическая значимость ВКР. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в организации курсов по программе дополнительного профессионального образования для руководителей образовательных организаций с целью повышения компетентности в области управления деятельностью образовательной организации.

Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Информационная открытость образовательной организации, ее принципы и возможности

Информационная открытость образовательной организации является сегодня одним из ключевых аспектов для участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, образовательных организаций). Для каждого из указанных участников информационная открытость выполняет свою соответствующую функцию (например, для обучающихся и их родителей - выбор образовательной организации для получения среднего/высшего образования, для образовательных организаций - освещение важных направлений деятельности, привлечение обучающихся и т.д.).

В действующем законодательстве определение понятия «информационная открытость» отсутствует, несмотря на то, что последнее зачастую выступает принципом различных общественных отношений (например, деятельности органов государственной власти). Вследствие отсутствия легитимного определения термина, понятие информационной открытости интерпретируются по-разному, в том числе и в сфере образования. Многие ученые рассматривают открытость со стороны информатизации образования, и говорят об открытости образования как о развитии дистанционных образовательных технологий. Другие, что информационная открытость образовательной организации представляет собой определенную систему норм и правил, которые направлены на создание двусторонней связи между образовательным организацией и обществом и удовлетворение информационных потребностей потребителей образовательных услуг о деятельности образовательной организации .

По мнению Мерцаловой Т.А., информационной открытостью является обеспечение двустороннего информационного обмена между различными участниками образовательного процесса и иными заинтересованными субъектами, обеспечивающего удовлетворение потребностей стейкхолдеров в информации о деятельности образовательной системы и позволяющего образовательной организации и /или органу управления образованием получать обратную связь .

Действующее законодательство определяет информационную открытость как принцип государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования . Стоит отметить, что в ранее действовавшем законе об образовании (Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании») принцип информационной открытости отсутствует. Но, не смотря на это, утративший силу закон устанавливал, какая информация должна быть открытой и доступной.

Содержание принципа информационной открытости раскрывается в статье 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании). В соответствии с ней образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

Принцип информационной открытости образовательной организации несет позитивный момент, так как позволяет обучающимся и их законным представителям сформировать соответствующую позицию для выбора образовательной организации или отдельной образовательной программы .

Информационная открытость состоит из двух компонентов: права на информацию и обязанности ее предоставлять. В соответствии с Конституцией РФ право на информацию является одним из основных прав человека: каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Второй компонент - обязанность предоставлять информацию, устанавливается различными нормативными правовыми актами. Так, например, в соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ о порядке приема организация обязана разместить на своем информационном стенде и официальном сайте в сети интернет копию устава, лицензии на осуществление образовательной деятельности, образовательные программы и другие документы, регламентирующие организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности 7 воспитанников.

Информационная открытость образовательной организации сегодня диктуется государственной политикой. Именно государством на законодательном уровне закреплены нормы, обязывающие размещать ту или иную информацию; игнорирование указанных норм образовательной организацией приводит к административной ответственности. Исходя из положения, что содержание «открытого образования» диктуется государством, можно ли сегодня говорить об информационной открытости?

Заключение

В современных условиях перспективы развития общества связаны с глобальным использованием информации. Информационная открытость любого субъекта общественных отношений, в том числе и образовательной организации - это возможность для другого субъекта на предоставление ему информации о первом субъекте, которую он считает значимой для себя, и доступ к которой определён соответствующими нормативами их взаимоотношений.

Федеральный закон об образовании и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты значительно ужесточили требования к информационной открытости образовательной организации.

При этом предполагается, что российское государство включилось в процесс коммуникации между образовательным учреждением и потребителями образовательных услуг раньше, чем у этих двух взаимодействующих субъектов возникла такая необходимость. Одновременно с этим открытость образования жизненно важна для развития справедливой конкуренции в этой сфере. Только в условиях прозрачности у потребителей образовательных сервисов появляется возможность рационального выбора учебного заведения, программы, преподавателей. Долгое время ни вузы, ни школы не предоставляли гражданам информацию о себе. В результате выбор детского сада, школы и университета был основан исключительно на слухах и советах знакомых. Информационная закрытость способствовала процветанию псевдовузов и псевдообразовательных программ.

Информационная открытость образовательной организации это один из аспектов повышения качества образования, одного из инструментов развития образовательной системы. Также информационная открытость образовательного учреждения, прежде всего, направлена на создание каналов двусторонней связи, обеспечивающих удовлетворение информационных потребностей субъектов внешней среды относительно деятельности учебного заведения. Что позволяет образовательной организации получать обратную реакцию от представителей социума относительно полученной информации с целью повышения эффективности своей деятельности. Информационная открытость должна исходить от всех участников образовательного процесса (администрация, педагогические работники, обучающиеся, родители, социальные партнеры), такой подход позволит выявить существующие проблемы и найти способы их решения, даст полную оценку деятельности образовательной организации.

Если в деятельности образовательного учреждения используются такие инструменты и процедуры взаимодействия школы, как государственно-общественное управление, публичный доклад школы, сайт школы, результаты самообследования, а также созданы организационные условия, обеспечивающие эффективную работу сайта в практике работы образовательного учреждения и на уровне образовательного учреждения учитываются информационные запросы потребителей информации о деятельности школы, то информационная открытость школы способна обеспечить развитие образовательному учреждению и стать одним из факторов конкурентного преимущества.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Образовательные организации пытаются строить диалог с обществом через информационную открытость. Основными направлениями деятельности по данному вопросу являются: использование различных мехнизмов взаимодействия школы и социума, путем вовлечения общества в жизнь школы.

2. Сайт образовательной организации является механизмом получения обратной связи, и ценность его будет в функционировании модулей, которые позволяют обеспечивать обратную связь от посетителей - это форумы, гостевые книги, интернет-приемные. Содержание, структура и функции сайта позволяют строить диалог школе с обществом.

3. Информационная открытость напрямую зависит от выполнения образовательными организациями тех требований, которые им выдвигает государство. Как было уже сказано, практика показывает наличие большого количества нарушений требований законодательства образовательными учреждениями. Таким образом, с целью ликвидации этих нарушений, образовательной учреждение должно соблюдать требования следующих нормативных правовых актов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации»;

3. Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации».

Для формирования системы информационного взаимодействия школы с общественностью, обеспечивающей открытость образовательного учреждения следует учитывать предложенные выше рекомендации.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: URI: http://www.pravo.gov.ru.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // Российская газета. 31.12.2001. № 256.

3. Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

4. Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» // Российская газета. 29.07.2006. № 165.

5. Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.) Ст. 3448.

+ еще 47 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Обеспечение информационной открытости образовательной организации»
Раздел: Право
Тип: Магистерская работа
Страниц: 75
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика