Курсовая работа

«Правовая характеристика негосударственных пенсионных фондов»

  • 31 страниц
Содержание

Введение….3

1 Негосударственные пенсионные фонды: история, виды, функции….….6

1.1 История их становления.…6

1.2 Понятие НПФ, функции, перспективы….….9

2 Правовые особенности деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному страхованию….15

2.1Правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов…15

2.2 Договор пенсионного страхования с негосударственным пенсионным фондом, его характеристики…18

Заключение…21

Глоссарий….24

Список использованных источников…27

Список сокращений….30

Приложения…31

Введение

Негосударственные пенсионные фонды являются основой системы негосударственного пенсионного страхования. Она существует наряду с государственной, основой которой является Социальный фонд Российской Федерации.

Но, если государственная система пенсионного страхования и социального обеспечения основывается на обязательном и добровольном страховании за счет взносов застрахованных и их работодателей, причем государство определяет объем обязательных взносов для работодателей и индивидуальных предпринимателей. То система негосударственного пенсионного страхования основывается сугубо на добровольном пенсионном страховании со стороны застрахованных и страхователей.

Причем в рамках управления своими накопительными пенсионными средствами каждый может выбрать финансовую компанию, которая будет осуществлять финансовое управление будущими пенсионными накоплениями. Этой компанией может быть и негосударственный пенсионный фонд.

Поэтому сейчас каждый планирует свою будущую пенсию и имеет большой спектр возможностей:

1. Выбор работодателя, который наряду с обязательными взносами в систему обязательного пенсионного страхования, может перечислять и в систему негосударственных пенсионных фондов, увеличивая тем самым возможную будущую пенсию.

2. Перечисление в систему негосударственных пенсионных фондов добровольных взносов по пенсионному страхованию, что актуально для самозанятых предпринимателей и неработающих, которые не включены в систему обязательного пенсионного страхования.

3. Выбор негосударственного пенсионного фонда страхуемым для перечисления туда добровольных пенсионных взносов.

Такой спектр возможностей для страхуемого и его страхователя требует финансовой грамотности, знания и понимания деятельности негосударственных пенсионных фондов, особенностей их финансовой и страховой деятельности.

Поэтому исследование правовых характеристик негосударственных пенсионных фондов представляется актуальной темой курсовой работы.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в системе пенсионного страхования.

Предмет исследования – правовая регламентация деятельности негосударственных пенсионных фондов.

Цель исследования заключается в комплексном анализе правовых характеристик негосударственных пенсионных фондов и договоров страхования, заключаемых с ними.

Задачи:

1. Рассмотреть историю и становление негосударственных пенсионных фондов в РФ.

2. Проанализировать понятие НПФ, функции, роль и перспективы.

3. Определить основное отличие НПФ от государственных пенсионных фондов.

4. Проанализировать правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов.

5. Рассмотреть правовые характеристики договоров пенсионного страхования, заключаемых с негосударственными пенсионными фондами.

Теоретическая значимость заключается в анализе ряда понятий, связанных с негосударственными пенсионными фондами.

Практическая значимость обуславливается возможностью применения результатов работы в рамках совершенствования законодательства, регламентирующего деятельность негосударственных пенсионных фондов.

Нормативная база основывается на законодательстве, регламентирующем деятельность негосударственных пенсионных фондов (далее НПФ).

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, глоссарий, список источников, список сокращений и приложения.

Первая глава посвящена анализу основных характеристик негосударственных пенсионных фондов, а вторая правовым особенностям их деятельности.

Фрагмент работы

Предусматривалось создание трехзвенной СПО, где дополнительный уровень НПФ. За основу были взяты зарубежные стандарты. Повышению уровня социальной защищенности пенсионеров должна была способствовать негосударственного пенсионного обеспечения.

С 2004 г. планировалось внедрение практики, при которой каждый человек мог самостоятельно выбрать, где он будет накапливать средства:

1. В государственной пенсионной системе.

2. Негосударственной.

Формула пенсии включала базовую, страховую и накопительную части. При этом НПФ также участвовали в обязательной системе пенсионного страхования.

Значимым стал вопрос инвестирования пенсионных накоплений граждан. При этом предлагалось для этого приоритетное развитие НПФ. Считали, что все пенсионные фонды должны быть в равных условиях.

К 2002 году в стране было 274 НПФ. Они объединяли 6 тысяч участников пенсионных схем – юридических лиц, 640 тысяч индивидуальных участников пенсионных схем (всего – 4 млн участников). В целом, НПФ насчитывали уже свыше 350 тысяч получателей пенсий, на которых приходился в среднем 1 млрд 259 рублей выплачиваемых пенсий и 42 млрд рублей пенсионных резервов. Эти показатели показывают, что НПФ в России развивались, хотя резервы развития были еще более велики.

Новый этап развития НПФ связан с изменениями в пенсионном законодательстве. Первым законодательным актом, закрепившим возможность перехода из государственного ПФ РФ в НПФ стал Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ст. 32). Он определил, что застрахованный может отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из ПФ РФ и передать свои накопления в НПФ.

Заключение

Систему НПФ стали формировать с 1991—1992 гг., когда Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г., в целях повышения социальной защищенности трудящихся, предприятиям разрешили направлять часть прибыли на создание негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В 1992—1994 гг. наблюдался особенно быстрый рост НПФ.

Изначально руководство страны делало на НПФ серьезную ставку. Считали, что важен переход к двухуровневой пенсионной системе, государственные пенсии должны дополняться выплатами со счетов граждан в НПФ.

Развитие НПФ сдерживается такими факторами:

1. Общее состояние экономики, которое лишает граждан и предприятия возможности формировать долгосрочные сбережения.

2. Несовершенное законодательство по НПФ.

3. Слабое развитие собственной инфраструктуры НПФ.

4. Осторожность населения по отношению к финансовым институтам после ряда кризисов.

5. Недостаточный уровень информированности населения об особенностях деятельности НПФ и их роли в пенсионной системе страны.

Анализ литературы и подходов к понятию НПФ позволил уточнить определение НПФ на основе интегрального подхода.

НПФ – это страховой институт, осуществляющий накопление пенсионных отчислений, цель которого заключается в обеспечении повышенного уровня дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения, что достигается посредством накопления и инвестиционных операций с накопленными пенсионными средствами.

Пенсионная реформа предусматривает формирование системы пенсионного обеспечения, основанной на много уровнем подходе.

Функции НПФ в обществе:

1. НПФ является социальным институтом, который дает людям возможность самостоятельно обеспечивать себе более высокий уровень жизни на пенсии, чем тот, что гарантирует государство.

2. НПФ является финансовым институтом, аккумулирующим и инвестирующим пенсионные отчисления, а доход распределяет между участниками фонда.

Значимая роль НПФ – это обеспечение инвестиционных потребностей реального сектора экономики посредством перераспределения свободных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и населения.

При действующей системе пенсионного обеспечения большинство граждан в РФ получают пенсию, которая ниже их среднего дохода в период трудовой деятельности.

А вот НПФ дают возможность для более полного удовлетворения потребностей как работников, так и работодателей, а также неработающих граждан и государства в формировании финансовых источников для полноценного пенсионного обеспечения застрахованных лиц.

Преимущества НПФ могут быть реализованы при следующих условиях:

1. Наличии детально разработанной правовой базы.

2. Наличии государственных механизмов управления и контроля.

3. Наличии системы и процедуры согласования деятельности различных субъектов правоотношений в этой сфере.

4. Наличии государственных механизмов стимулирования негосударственной системы пенсионного обеспечения.

Деятельность НПФ регламентируется рядом нормативно-правовых актов. За деятельность НПФ осуществляется государственный надзор.

Деятельность НПФ регламентируется специальным уполномоченным федеральным органом, который следит за финансовыми рынками в целом. Так как НПФ-это коллективный инвестор, то в настоящее время функция контроля и надзора в ведении Департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Центрального Банка РФ.

Для вступления в правоотношения с НПФ необходимо заключить договор негосударственного пенсионного страхования.

Негосударственная пенсия может выплачиваться в течение определенного этапа или пожизненно, сумма невыплаченной пенсии наследуется.

Гражданин может всегда расторгнуть заключенный договор, и при его расторжении получить обратно уплаченные взносы вместе с начисленным на них инвестиционным доходом.

Таким образом, по своим характеристикам договор негосударственного пенсионного страхования близок к любому страхования, но в данном случае осуществляется пенсионное страхование. И страховые компании, банки также заключают договора негосударственного пенсионного страхования с гражданами.

Список литературы

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)// Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.p**vo.gov.ru), 6 октября 2022 г., N 0001202210060013

2 Гражданский кодекс Российской Федерации, Ч.1. от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. ст. 3301

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. ст. 3823

4 Налоговый кодекс Российской Федерации Ч.1 от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. ст. 3824

5 Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах” (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 11 мая 1998. № 19. Ст. 2071

6 Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4562

7 Акатнова М. И., Коломоец Е. Е., Морозов П. Е. Актуальные вопросы правового регулирования труда и социального обеспечения государственных служащих. Научно-практическое пособие. — М: Проспект. 2017. 416 с.

8 Вязовская Т.Н. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ РОССИИ В 1991–2004 гг.//Преподаватель. 2009. № 6. – С. 176-183

9 Петренко, Т. А. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения РФ / Т. А. Петренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 263-265.

10 Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией М. В. Филипповой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 451 с.

11 Тулепбаев К.М. Методологические и исторические основы развития системы пенсионного обеспечения // Казахстан-Спектр. 2003. № 1.-С.95-97

12 Туник В.Е., Конорева Т.В. СТАНОВЛЕНИЕ И СОСТОЯНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017.- С.2-7

13 Федорова Е.А., Разин Ю.А - Управление пенсионными накоплениями негосударственными пенсионными фондами// Финансы и кредит. – 2015. - №26. – с.2-10

14 Финогенова Ю.Ю. Пенсионное страхование. пособие. М.: Изд-во ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2010.-С.71

15 Чугунов В.И. Совершенствование механизма инвестирования пенсионных резервов как фактор развития негосударственных пенсионных фондов // Финансы и кредит. 2014. № 12(588).

Примечания

Есть глоссарий

Покупка готовой работы
Тема: «Правовая характеристика негосударственных пенсионных фондов»
Раздел: Банковское дело
Тип: Курсовая работа
Страниц: 31
Цена: 700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика