ВКР

«Использование художественной литературы как средства обучения новой лексике на уроках иностранного языка»

  • 99 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

1.1 Понятие чтения и виды чтения 5

1.2 Английская художественная литература: понятие, развитие, значение 25

1.3 Методика использования художественной английской литературы на уроках английского языка 29

Выводы по 1 главе 33

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ

2.1. Планирование опытно-экспериментальной работы 35

2.2. Определение методов и субъектов исследования 35

2.3. Констатирующий этап эксперимента 37

2.4. Формирующий этап эксперимента 43

2.5. Контрольный этап эксперимента 53

Выводы по 2 главе 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 74

Введение

Чтение оригинальной художественной литературы на изучаемом языке способствует формированию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление, поэтому нужно использовать английскую литературу на уроках английского языка. Эти уроки бесспорно ценны: во- первых, потому, что учащийся соприкасается с современным живым языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям и т.д. Но чтобы чтение было интересным и в то же время развивающим речевые навыки, необходимо проводить работу над текстом, как перед чтением отрывка, так и после, чтобы помочь учащимся понять текст и активизировать новые языковые явления.

Проблема заключается в том, что учителя мало используют английскую художественную литературу на уроках английского, отсюда у детей небольшой словарный запас, они недостаточно знакомы с культурой и литературой страны изучаемого языка, и у них недостаточно развито аналитическое мышление.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что чтение играет важную роль в процессе формирования словарного запаса школьника. Оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации, оно широко используется в познавательных и эстетических целях и играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранному языку.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении эффективности использования художественной литературы для активизации новой лексики у школьников.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие чтения и видов чтения;

2. Определить цели использования художественной литературы на английском языке в обучении школьников среднего этапа;

3. Провести опытно-экспериментальное исследование для подтверждения гипотезы о том, что использование художественной литературы способствует активизации словарного запаса школьников.

4. Разработать методические рекомендации

Объект исследования: развитие словарного запаса школьников с использованием художественной литературы.

Предмет исследования: методы активизации словаря учащегося на уроках английского языка.

Гипотеза: использование художественной литературы способствует активизации словарного запаса школьников на уроках английского языка на среднем этапе обучения.

Методы исследования: анализ психологической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, эксперимент, анализ, синтез, сравнение, наблюдение, тестирование, изучение и обобщение положительного опыта учителя.

Новизна состоит в исследовании художественных текстов адаптированных под учащихся на среднем этапе обучения для активизации словарного запаса.

Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы (ВКР) заключается в расширении знаний в области общих основ педагогики и методики преподавания иностранных языков.

Практическая значимость: методические рекомендации будут полезны учителям иностранного языка при использовании художественных текстов на среднем этапе обучения на уроках английского языка.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 67 наименований, приложения. Общий объем ВКР составляет 74 страницы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

1.1. Понятие чтения и виды чтения

Чтение представляет собой рецептивную (воспринимаемую) форму речевого общения и складывается из двух взаимосвязанных и неразложимых процессов: техники чтения и понимания читаемого текста [26, с.21].

Чтение на английском языке один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи [16, с.104].

Чтение на английском языке - сложный психологический процесс, путём которого извлекается информация из соответствующего печатного текста [32, с. 153].

В психологической и психолингвистической литературе последних лет встречается ряд попыток построить гипотетическую модель процесса чтения. Несмотря на имеющиеся различия, во всех этих моделях четко выделяются два процесса: восприятие текста и осмысление или, иначе, действия и операции перцептивной и смысловой обработки поступающей информации.

Изначальным механизмом чтения и его сенсорной основой является механизм восприятия-сличения-узнавания. Понимание взрослого чтеца нацелено в сущность, по этой причине языковая модель им.

Визуальное понимание использованного материала осуществляется во время остановок перемещения глаза по строчки. Чередование скачков и остановок при быстром чтении носит у зрелого чтеца ритмичный характер. В период приостановки глаза получает всю необходимую ему информацию, что подвергается перцептивной и семантический переработке, таким образом, время паузы можно рассматривать как время, необходимое с целью протекания соответствующих процессов. Фактически процессы перцептивной и смысловой обработки неотделимы друг от друга, они не только происходят одновременно, но и во многом предопределяют протекание друг друга. Поэтому их акцентирование носит исключительно условный характер.

Окончательным звеном в механизме восприятия-сличения-узнавания считается сопоставление приобретенного визуального вида с конкретным смыслом посредством сличения воспринимающей данных с надлежащим образцом (следовым способом), хранящимся в длительной памяти декламирующего. Движения восприятия отпечатанного слова у взрослого чтеца максимально автоматизированы. Настолько большой уровень автоматизма перцептивных действий и приводит к заключению об этом, то, что осознаваемый языковый использованный материал никак не закрепляется сознанием декламирующего. Это и позволяет читающему сосредоточиваться на мыслительных операциях, связанных с достижением цели чтения - понимания читаемого. Смысловая обработка поступающей информации начинается с момента ее восприятия, которое само может претерпевать изменения под ее влиянием.

Так как слово является минимальной единицей, наделенной значением, то некоторые исследователи считают возможным рассматривать его как единицу восприятия.

Сторонники другой точки зрения исходят из того, что, поскольку восприятие обычно превышает одно слово, а поле фиксации детерминируется мыслительными процессами, то между воспринимаемыми словами должна быть смысловая связь, а поэтому воспринимаемое «за один раз» представляет собой синтаксическое смысловое единство - синтагму.

Грамотный читатель отражает документ синтагмами - смысловыми единицами, используемыми с целью обозначения единичных объектов и явлений реальности. Это происходит за счёт развитых механизмов синтагматического восприятия.

В зависимости от цели чтения внутреннее проговаривание от крайне редуцированного может становиться развернутым и даже осуществляться во внешней речи (при чтении вслух). Вот поэтому скорость чтения про себя обычно в 2-3 раза превышает скорость чтения вслух.

Мы уже говорим, что смысловая обработка поступающей информации начитается с момента ее восприятия. Это возможно только при сформированном механизме антиципации. Этот механизм проявляется в предвосхищении. Он базируется на свойстве мозга восполнять пропущенное и реагировать на еще не наступившие события. Его сущность состоит в том, что в основании предшествующего опыта и обработки ранее прочтенного читающий, предвосхищает то, что чувственно им еще не воспринято. Смысловая переработка (логическая переработка информации в процессе мышления - согласно А.П. Соколову) происходит одновременно на нескольких уровнях: значение «воспринятой единицы соотносится со значением окружающих ее единиц, вводится ее связь с ними и её контекстуальное роль. То есть можно сказать, что имеются два уровня механизма антиципации: семантический и структурный.

Заключение

В данной работе мы разносторонне исследовали процесс чтения английской художественной литературы. Дали понятие процесса чтения. Определили виды чтения, цели чтения в образовательном процессе, рассмотрели чтение как вид речевой деятельности.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости использовании чтения художественной литературы в процессе изучение английского языка для активизации словаря школьников.

Словарный запас - это тот определённый набор слов, которым владеет определённый человек. Именно владеет, а не просто знает. То есть понимает значение того или иного слова, умеет применить его в устной и письменной речи, воспринимает его при живом общении. Весь в целом словарный запас конкретного человека можно разделить на активный и пассивный. Активный словарный запас - это набор слов, которые он использует в устной и письменной речи, когда он является источником этой речи. Пассивный же словарный запас - это набор тех слов, которые человек распознаёт, читая ту или иную литературу, или услышав их в устной речи, но сам источником этих слов не является, то есть не использует в своей собственной речи. Данное разграничение применимо как для родного, так и для изучаемого вами в качестве иностранного языка, так как в обоих случаях есть те слова, которыми пользуемся, и те, значения которых мы распознаём нашей памятью.

При чтении текста вслух обучающийся воспроизводит, проговаривает текст, использую фонетику изучаемого языка, развиваются речевые навыки.

Во время чтения текста включается все уровни овладения языком - фонетика, орфография, грамматика и т.д. Читающий пополняет свой словарный запас.

В заключение мы предлагаем следующие методические рекомендации по использованию художественной литературы на уроках английского языка:

1. Начинающему учителю полезно при подготовке к уроку включить в план своего рассказа отдельные маленькие фрагменты, краткие характеристики, яркие изображения, меткие высказывания из произведения писателя;

2. Критериями отбора литературы служат: художественные

достоинства; доступность;

3. При подготовке уроков с применением английской художественной литературы учитель обязан внимательно выбирать из большого произведение материал с целью собственного повествования и фрагменты для чтения на уроках английского языка;

4. Скомпоновать выбранный материал, руководствуясь планом урока и учитывая время;

5. Учитывать возрастные особенности учащихся;

6. Учитывать степень владения языком, использовать адаптированные тексты;

7. Необходимо принимать во внимание актуальность материла;

8. Должна присутствовать тематическая близостью предмета изложения к жизненному опыту и интересам обучающихся;

9. Иметь возможностью столкновения точек зрения и мнений, дающих повод для дискуссий;

10. Текст должен нести воспитательную значимость.

Таким образом, в ходе работы над ВКР мы раскрыли понятие чтения, словарного запаса языка, рассмотрели этапы становления английской художественной литературы. Провели опытно-экспериментальную работу с учениками, в ходе которой выяснили, что из 16 детей контрольного класса: 3 учащихся (19%) показали низкий уровень сформированности активного и пассивного словаря школьников; 8 учащихся (50%) показали средний уровень и 5 учащихся (31%) показали высокий уровень.

Из 14 детей экспериментального класса: 1 учащийся (7%) показал

низкий уровень; 6 учащихся (43%) показали средний уровень и 7 учащихся (50%) показали высокий уровень сформированности активного и пассивного словаря школьников.

Упражнения, приведенные на формирующем этапе эксперимента и данные в приложении, применяются после апробации в моей ежедневной работе с учащимися по активизации лексического материала на уроках английского языка.

В результате гипотеза эксперимента о том, что использование художественной литературы способствует активизации словарного запаса школьников на уроках английского языка на среднем этапе обучения, подтвердилась.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. [Текст] / Г.С. Абрамова Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2016.

2. Алексеев М.П. Из истории английской литературы. [Текст] / М.П. Алексеев - М.; Л., 1960. - 502 c.

3. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы. [Текст] / Г. В. Аникин, Н. П. Михальская. Учеб. пособие для студентов педагог, ин-тов и фак. иностр. яз. Москва Высшая школа, 1975 - 582 с.

4. Аникст А.А. История английской литературы. [Текст] / А.А. Аникст М.: Учпедгиз, 1956. - 464 с.

5. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. [Текст] / В. А. Артемов - М.: Просвещение, 1969. - 279 с.

+ еще 62 источника

Покупка готовой работы
Тема: «Использование художественной литературы как средства обучения новой лексике на уроках иностранного языка»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: ВКР
Страниц: 99
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика