Дипломная работа

«Социальная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации»

  • 79 страниц
Содержание

Введение … 4

Теоретические аспекты социальной защиты в Российской Федерации 6

Сущность и принципы социальной защиты населения …. 6

Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты …. 19

Анализ системы социальной защиты на примере муниципального образования «город Екатеринбург»…27

Оценка деятельности органов местного самоуправления в сфере социальной защиты на исследуемой территории…. 27

Анализ реализации муниципальных программ и проектов в сфере социальной защиты населения на исследуемой территории …41

Рекомендации по совершенствованию социальной политики в муниципальном образовании «город Екатеринбург»…59

Проблемы организации социальной защиты населения на муниципальном уровне…. 59

Предложения по совершенствованию системы социальной защиты населения …. 62

Заключение…. 70

Список использованных источников…. 74

Введение

Актуальность темы исследования. В государстве уделяется особое внимание социальной политике. Реализация мер социальной защиты является одной из приоритетных задач государства. В течение нескольких лет наблюдается нестабильность экономической ситуации в Российской Федерации. Так, отмечается рост безработицы, увеличение заработной платы только у отдельных категорий, цены на продукты питания и непродовольственные товары растут, следовательно, все больше семей нуждается в социальной защите.

В Российской Федерация переход к основам рыночной экономики породил значительное количество проблем. Например, речь идет о повышении уровня безработицы среди населения страны, увеличивается количество лиц, которые нуждаются в поддержке со стороны государства и т.д.

Приоритетным направлением политики государства является оказание социальной поддержки населению. Тем не менее, до сих пор отмечается низкий уровень жизни отдельных категорий лиц. Необходимо учитывать и тот факт, что оказание помощи малоимущим гражданам в каждом отдельном регионе имеет свою специфику.

Актуальность темы в том, что, несмотря на усилия со стороны государства по оказанию помощи гражданам, нуждаемость не становится ниже. Осуществление социальной поддержки малоимущих граждан – это важная задача, возлагаемая на государство.

Все это и предопределило актуальность темы исследования.

Проблемное поле исследования обусловлено объективным наличием проблем в системе социальной защиты населения.

Цель и задачи исследования. Цель выпускной квалифицированной работы – изучить теоретические и практические аспекты социальной защиты населения и предложить мероприятия по совершенствованию данной системы на примере муниципального образования.

С учетом цели исследования были поставлены и следующие задачи:

1. Раскрыть сущность и принципы социальной защиты населения и исследовать правовые аспекты оказания социальной защиты населению.

2. Проанализировать систему социальной защиты населения, в том числе деятельность органов местного самоуправления.

3. Выявить проблемы социальной защиты и предложить мероприятия по ее развитию на муниципальном уровне.

Объект исследования. Объектом исследования является сфера социальной защиты населения г. Екатеринбурга.

Предмет исследования. Предметом исследования является деятельность органов местного самоуправления в сфере социальной защиты населения.

Методы исследования. Общая цель и поставленные задачи исследования обусловили использование таких методов как: теоретические (анализ литературных источников по теме исследования); эмпирические (диагностические методы, сбор и анализ анамнестических данных).

Информационной базой исследования выступает учебная, научная литература, монографии российских ученых, нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.

Структура работы обусловлена поставленной целью, задачами и состоит из трех глав, включающих шесть параграфов, введение, заключение и список литературы.

Первая глава посвящена исследованию теоретических и правовых аспектов реализации социальной политики на муниципальном уровне. Вторая глава посвящена оценке реализации социальной политики на примере муниципального образования «город Екатеринбург». Третья глава посвящена разработке рекомендаций по совершенствованию реализации муниципальной социальной политики.

Фрагмент работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Одно из важнейших направлений социальной политики государства заключается в необходимости поддерживать уровень жизни населения, а также обеспечить полноценную жизнь всем гражданам. За счет того, что страна находится на пути становления и развития рыночных отношений, социальная политика приобретает новые качества. Все это способствует тому, что в России идет процесс формирования новых институтов социальной защиты населения. В качестве примера можно привести социальное страхование [50, с.45].

На сегодняшний день социальная защита населения рассматривается в качестве одной из важнейших составляющих в политике любого социального государства. Так, социальная защита направлена на то, чтобы обеспечить предоставлением каждому человеку социальных гарантий, реальных возможностей для реализации права на должный уровень жизни, нормальное существование и т.д.

Впервые термин «социальная защита» был использован в США - в 1935 году был принят специальный закон, который касался данного вопроса. В дальнейшем указанный термин получил свое распространение и в других странах [16, с.73].

Необходимо обратить внимание на то, что исследователи по-разному подходят к пониманию сущности социальной защиты.

Так, часть исследователей придерживается позиции о том, что социальная защита населения – это направление деятельности государства, которое основывается на положениях законодательства, позволяет обеспечить реализацию правовых и социальных гарантий, которые предоставляются каждому члену общества.

По мнению других исследователей, социальная защиты является деятельность государственных и негосударственных органов, посредством которых обеспечивается смягчение негативных последствий при возникновении социально значимых обстоятельств [16, с.45].

Социальная защита населения – это система социальных отношений, различных мер, гарантий, посредством которых обеспечивается защита членов общества в случае внезапного ухудшения благосостояния, возникновения угрозы для жизни и здоровья.

Основная функция обеспечения социальной защиты населения выражается в необходимости оказать помощь человеку, попавшему в сложную финансовую ситуацию. Некоторые исследователи выделяют три самостоятельные функции социальной защиты населения:

1. Компенсирующая функция - подразумевает, что индивиду компенсируются различные затраты, связанные с потерей заработной платы, в случае причинения вреда здоровью и т.д.

2. Защитная функция – заключается в том, что человеку гарантируется определённое материальное обеспечение, посредством которого можно покрыть основные нужды человека.

3. Стабилизирующая функция - позволяет обеспечить согласование интересов работников, работодателя и государства [33, с.117].

Есть необходимость обозначить еще одну классификацию функций социальной защиты населения:

1. Профилактическая функция - посредством такой функции обеспечивается профилактика здоровья населения, а также профилактика трудоспособности граждан.

2. Экономическая функция - направлена на то, что гражданам, в случае возникновения сложной финансовой ситуации, оказывается соответствующая материальная поддержка.

3. Социально-реабилитационная функция - обеспечивает создание наиболее благоприятных условий, направленных на охраны здоровья граждан.

4. Политическая функция - позволяет гарантировать реализацию социальных благ, определённых основным законом государства – Конституцией [50, с.45].

Для системы социальной защиты населения характерна достаточно сложная структура, где каждому элементу отводится особое значение в части обеспечения социальной безопасности. Так, в качестве основных инструментов социальной защиты можно обозначить следующие:

- социальное страхование;

- социальное обеспечение;

- социальная помощь [21, с.98].

Часть исследователей указывают на то, что сюда необходимо относить благотворительность, личные сбережения граждан. Наглядно структура социального обеспечения представлена на Рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура социальной защиты населения

Система социальной защиты населения позволяет сформировать соответствующие меры, направленные на предотвращение наступления социальных рисков, компенсации и т.д. Субъектами социальной защиты населения выступают:

- государство;

- различные страховые организации;

- общественные организации;

- внебюджетные и благотворительные фонды;

- работодатели [34].

Объектами социальной защиты признаются наемные работники, лица, достигшие пенсионного возраста, инвалиды, малоимущие семьи, безработные лица и т.д.

В Основном законе Российского государства закреплено достаточно важное право – право на социальную защиту. То есть получается, что Российская Федерация, являясь социальным государством, должна создать все необходимые условия для надлежащего существования и развития своих граждан. Именно такой подход со стороны государства позволит обеспечить достойную жизнь. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

Для того, чтобы обеспечить социальное равенство между гражданами, со стороны государства предусмотрены и некоторые льготы – так гражданам предоставляются дополнительные права, а также их освобождают от исполнения некоторых обязанностей. Например, в стране весьма активно поддерживается институт материнства и детства [16, с.45].

В различных нормативных правовых актах нашло свое отражение регулирование вопросов социального обеспечения граждан Российской Федерации, что имеет большое практическое значение.

За счет того, что существуют некоторые виды государственной социальной помощи, то это позволяет обеспечить равенство граждан. Например, малоимущим лицам могут быть предоставлены различные льготы, выплачиваются пособия и т.д.

Вообще вопрос относительно сущности социальной защиты является достаточно спорным и неоднозначным. Так, например, по мнению Л.Ш. Лозовского, социальная защита - это забота, которая оказывается со стороны государства в отношении граждан, которые нуждаются в этом. При этом со стороны государства поддержка оказывается в виду возрастных особенностей граждан, состояния их здоровья, материального и социального положения [44, с.52].

Можно сказать о том, что социальная помощь, которая оказывается государством, может быть представлена в следующих видах: пенсии; пособия; различная материальная помощь; оказание помощи пенсионерам, лицам, имеющим проблемы со здоровьем; оказание поддержки детям и семьям с детьми.

По мнению Н.М. Платонова, социальная защита - это меры социального, экономического, правового характера, которые гарантированы со стороны государства, реализуются в отношении конкретных категорий лиц: пенсионеров, инвалидов, детей и т.д. и позволяют обеспечить им компенсации некоторых ограничений жизнедеятельности [47, с.116].

Заключение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Сегодня в Российской Федерации идет достаточно интенсивный процесс становления и развития экономики. В тоже время существует и значительное количество проблем социального характера. Приоритетная задача государства выражается в необходимости разрешать проблемы подобного рода. В целях реализации стабильности в государстве есть необходимость продолжать совершенствовать сферу социальной защиты населения.

Социальная защита населения – это главная задача социальной политики государства. Такая защита позволяет обеспечить оказание социальной помощи, обеспечение гарантий населению. Помимо этого, социальная защита населения основывается на фундаментальных принципах, посредством которых как раз и можно обеспечить эффективную социальную политику.

Само существование социальной защиты способствует более эффективной деятельности таких видов социального обеспечения, как пенсия, социальное пособие и т.д. Социальная защита населению позволяет в некоторой степени существенно повысить и уровень жизни каждого отдельного человека, в случае его попадания в плохую жизненную ситуацию.

2. Сущность социальной защиты населения проявляется в совокупности правовых, экономических гарантий. Именно посредством таких гарантий удается обеспечивать реализацию прав граждан, достижение гражданами соответствующего уровня жизни.

Необходимо учитывать тот факт, что социальная защита населения основывается именно на заявительном принципе. То есть социальная защита предоставляется только в том случае, если имеется волеизъявление от получателя. С учетом положений законодательства необходимо отметить тот факт, что в социальном обслуживании населения отмечается индивидуальный подход, с учетом потребностей граждан и обстоятельств конкретной ситуации.

С другой стороны, необходимо понимать, что в неотложных случаях возможно оказание и срочных социальных услуг (например, этом может быть обеспечение предметами первой необходимости и т.д.). Условия предоставления социального обслуживания населения исходят из бесплатности таких услуг отдельным категориям граждан.

В любом случае необходимо понимать, что на развитие социальной защиты оказывают воздействие различные факторы: экономические, социальные, исторические.

3. Управление социальной политики г. Екатеринбурга занимает особое место в оказании социальной защиты населению. На сегодняшний день гражданам оказывается более двухсот видов социальных услуг по различным направлениям. При этом необходимо понимать, что есть все предпосылки того, что такой перечень социальных услуг будет расшиться.

Анализ деятельности Управления социальной политики г. Екатеринбурга позволяет говорить о том, что ежегодно отмечается увеличение количества лиц, нуждающихся в социальной защите со стороны государства. За последний год данный факт обусловлен пандемией коронавирусной инфекции, которая затронула и социальное благополучие населения города, уровень жизни и т.д.

Особое внимание в деятельности Управления социальной политики г. Екатеринбурга необходимо уделять и вопросам профилактики неблагополучия, то есть минимизировать попадание людей в сложные жизненные ситуации.

4. Управление социальной политики г. Екатеринбурга действительно пытается оказать содействие гражданам, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Помимо этого, Управление стремиться к тому, чтобы наладить контакты с такими гражданами. В ходе исследования удалось выявить как положительные, так и отрицательные стороны в деятельности Управления социальной политики г. Екатеринбурга

Для того, чтобы должным образом реализовывать направления социальной поддержки Управление социальной политики г. Екатеринбурга должно комплексно подходит к решению данного вопроса. Помимо этого, есть необходимость вести контроль и в отношении использования бюджетных денежных средств, которые выделяются для оказания такой социальной поддержке гражданам.

Сегодня просто необходимо продолжать активную работу в данном направлении, а также обеспечить оказание социальных услуг на должном уровне. При этом необходимо учитывать тот факт, что Управление социальной политики г. Екатеринбурга должно грамотно организовать свою работу. Для этого как раз и необходимо разрешить некоторые основные задачи:

-обеспечить удовлетворение различных потребностей людей;

-повысить уровень жизни населения региона;

-обеспечить должный уровень практической реализации нормативных правовых актов и различных программ, направленных на обеспечение социальной поддержки населения;

-усилить принцип адресности при оказании социальной поддержки населения.

5. В деятельности Управления социальной политики г. Екатеринбурга имеются некоторые проблемы, которые связаны с оказанием социальной поддержки и защите населению. Необходимо понимать, что их разрешение нуждается в комплексном подходе, а соответственно практически должен быть разработан и реализован комплекс мероприятий, который позволит сделать работу Управления социальной политики г. Екатеринбурга наиболее эффективной.

6. Сегодня есть необходимость усовершенствовать деятельность Управления социальной политики г. Екатеринбург. Необходимо понимать, что совершенствование и повышение эффективности деятельности возможно в том числе при активной позиции региональных и федеральных властей.

Необходимо тщательно подойти к данному вопросу. Несомненно, сегодня большая часть проблем разрешаема, но если не уделять должного внимания указанному вопросу, то могут возникнуть негативные последствия, которые негативно скажутся на социальной политике государства.

Необходимо учитывать тот факт, что от того, как спешно реализуется социальная политика в государстве, как выстраивается работа по организации социальной защиты населения и социальной помощи зависит реализация всей политики государства.

Несомненно, на органы исполнительной власти муниципального образования возлагается значительный объем полномочий. Однако необходимо понимать, что от реализации таких полномочий находится в зависимости уровень жизни уязвимых слоев общества (пенсионеров, безработных, малоимущих и т.д.). Именно поэтому есть необходимость принятия и разработки необходимых мер по совершенствованию организации социальной защиты на муниципальном уровне.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) (10 декабря 1948 г.). – URL : http://www.con**ltant.ru/document/cons_doc_LAW_120805.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). – URL : http://www.cons**tant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

3. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 223-ФЗ: принят Гос. Думой 29 декабря 1995 г. (ред. от 02 июля 2021 г.) - Текст: электронный - URL: http://www.cons**tant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

4. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006г № 256-ФЗ. – URL : http://www.co**ultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/

5. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 08.03.2022). – Текст : электронный. – URL : http://www.consu**ant.ru/document/cons_doc_LAW_23735.

+ еще 58 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Социальная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 79
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика