Дипломная работа

«Исследование творческого потенциала во взаимосвязи с профессиональной деформацией личности педагога детских дошкольных учреждений»

  • 96 страниц
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Общая характеристика работы 6

1.Теоретико – методологические основания изучения проблем творческого потенциала и профессиональной деформации

личности педагога 9

1.1.Методологические основы проблемы творческого потенциала личности педагога 9

1.1.1. Психология творчества в исследованиях зарубежных психологов 9

1.1.2. Психология творчества в исследованиях отечественных психологов 17

1.1.3.Творческий потенциал личности в исследованиях отечественных психологов 21

1.2.Психологические предпосылки изучения проблемы профессиональной деформации личности 26

1.3. Синдром психологического сгорания, как показатель профессиональной деформации педагога 33

Выводы 43

2. Эмпирическое исследование творческого потенциала во взаимосвязи с профессиональной деформацией личности

педагога детских дошкольных учреждений 45

2.1. Организация и проведение эмпирического исследования 45

2.2. Психологические характеристики творческого потенциала и компонентов психического выгорания личности педагога детских дошкольных учреждений 48

2.3. Взаимосвязь творческого потенциала и компонентов психического выгорания личности педагога детских дошкольных учреждений 55

2.4. Возможности коррекции профессиональной деформации личности воспитателя 66

Выводы 71

Заключение 73

Список использованных источников 75

Приложения 79

Введение

Актуальность исследования связана не только с изучением творческого потенциала зрелой личности, но и с особенностями профессиональной деформации воспитателя детского дошкольного учреждения. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер. Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Современный научно-технический прогресс, развитие средств массовой коммуникации и информации увеличивает потребность в творческом потенциале не только со стороны общества, но и является естественной необходимостью, которую осознаёт отдельный человек, стремящийся к полноценному бытию. Но с увеличивающимся темпом жизни, увеличивается число стрессогенных факторов, делающих личность уязвимой. Одним из таких факторов современного мира является профессиональная деформация. Одним из показателей профессиональной дезадаптации является так называемый синдром профессионального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

Цель исследования: выявить взаимосвязь творческого потенциала и профессиональной деформации личности воспитателя детских дошкольных учреждений.

Исходя из поставленной цели, выделены следующие задачи исследования:

1. Определить концептуальные подходы в изучении творчества и профессиональной деформации личности.

2. Выявить психологические характеристики творческого потенциала и профессиональной деформации личности воспитателя.

3. Определить взаимосвязь творческого потенциала с профессиональной деформацией личности воспитателя.

4. Определить возможности коррекции профессиональной деформации личности.

Объект исследования: творческий потенциал воспитателя

Предмет исследования: взаимосвязь творческого потенциала с профессиональной деформацией личности воспитателя детских дошкольных учреждений.

Гипотеза исследования: уровень творческого потенциала может снижаться в процессе профессиональной деформации.

Методологическими основаниями исследования являются: теоретические положения творческого развития личности (Д.Б.Богоявленская, В.И.Андреев), концепции «выгорания» Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Н.В.Кузьмина, профессиональная деформация Э.Ф. Зеер.

Методы исследования: анализ психологической, социологической, педагогической и методической литературы; тестирование, статистическая обработка эмпирических данных (ранговая корреляция Спирмена, вычисление достоверности различий выраженности переменных U-критерий Манна-Уитни). (система STATISTIKA 8.0).

Диагностические методики исследования:

• психическое выгорание ( Н.В.Водопьянова и Е.С. Страченкова);

• самооценка творческого потенциала (Н.П. Фетискин и В.В. Козлов).

Научная новизна результатов эмпирического исследования заключается в изучении социальных и психологических характеристик творческого потенциала при профессиональной деформации личности воспитателя.

Практическая значимость результатов эмпирического исследования заключается в возможности их использования:

– в профилактической диагностики профессиональной деформации личности и выявлении уровня творческого потенциала воспитателя;

– в просветительской работе психолога с воспитателями по вопросам профессиональной деформации личности и уровни творческого потенциала;

– при разработке коррекционных программ для снижения уровня профессиональной деформации и повышения уровня творческого потенциала воспитателей;

– в консультативной практике психолога по индивидуальным запросам воспитателей по проблемам творческого потенциала и профессиональной деформации личности.

База эмпирического исследования: Государственное учреждение образования «ясли – сад № 78 г. Бобруйска», Государственное учреждение образования «ясли – сад № 13 г.Бобруйска», Государственное учреждение образования «ясли – сад № 65 г.Бобруйска» , Государственное учреждение образования «ясли – сад № 46 г.Бобруйска», Государственное учреждение образования «ясли – сад № 74 г. Бобруйска»,дошкольное учреждение образования №72 г.Бобруйска. Общее количество 129 человек из них 129 женщина (100%) в возрасте от 19 до 60 лет.

Структура дипломной работы: введение, общая характеристика, две главы , заключение, список использованных источников(включает 52 наименования). Объем дипломной работы составляет 78 страниц.

Заключение

В соответствии с поставленной целью исследования выявления взаимосвязи творческого потенциала и профессиональной деформации личности воспитателя детских дошкольных учреждений.

Реализуемую через ряд обозначенных задач, нами был проведён теоретический анализ работ зарубежных и отечественных исследователей в области изучения представленных переменных. Сопоставление различных научных точек зрения на предмет нашего исследования позволило определить неоднозначность в рассмотрении авторами проблемы нашего исследования, что обусловило его актуальность. В соответствии с поставленными задачами нами был подобран диагностический инструментарий, адекватный установленной выборке испытуемых.

Использовались следующие диагностические методики психическое выгорание (Н.В.Водопьянова и Е.С. Страченкова); самооценка творческого потенциала (Н.П. Фетискин и В.В. Козлов). Статистическая обработка эмпирических данных ранговая корреляция Спирмена, вычисление достоверности различий выраженности переменных U-критерий Манна-Уитни (система STATISTIKA 8.0).

У 9 педагогов, к сожалению, уже сформировался синдром «выгорания» это составляет 7% от общего числа опрошенных. Из анализа первичного материала, можно заключить, что у данных педагогов ярче, чем у других выражены поведенческикие, когнитивные и уже физиологические симптомы «выгорания». А именно: данным педагогом всегда хочется уединения, нежелание видеть коллег, нежелание заполнять документы, мысли о смене профессии и уходе с работы, разочарование профессией, усталость, быстрая физическая утомляемость, головные боли, проблемы со стороны желудочно – кишечного тракта, обострение хронических заболеваний.

В результате статистической обработке данных, обнаружена умеренная статистически значимая корреляционная связь по переменным творческий потенциал с эмоциональным истощением, с деперсонализацией. Провели сравнительный анализ проявления эмоционального истощения, деперсонализации, редукции профессиональных достижений и уровня творческого потенциала в группах в зависимости от стажа работы воспитателей. И получили, статистически значимые различия мы получили между группой 2 и 3, а именно, где стаж работы от 5 до 10 лет и 10 и более, выявлены по признакам «редукция профессиональных достижений»(U=445, p<0,05) и «творческий потенциал» (U=351, p<0,05). Также значимые различия мы получили между группой 1 и 3, где стаж работы от 0 до 5 лет и 10 и более, выявлены по признакам «деперсонализация» (U=825,5, p<0,05) и «творческий потенциал» (U=472,5, p<0,05).

На основании полученных данных, подобраны возможности коррекции профессиональной деформации личности воспитателя (В.Г. Мягер; К. Маслач и М.П. Лейтер; Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой; А. Б. Леоновой и А. С. Кузнецовой).

Список литературы

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания./ Б.Г. Ананьев.– Л.: 1986. – с. 335.

2. Бабич О.И. Профилактика сидрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/О.И.Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.

3. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности./С.П.Безносов. – СПб.:Речь, 2004.–272 с.

4. Белокрылова, О.С. Семинар-практикум для психологов дошкольных образовательных учреждений. Основные направления работы по преодолению синдрома «эмоционального выгорания». [Электронный ресурс].– 2009.– Режим доступа: h**t://w*w.openclass.r*/dig-resource/46555.– Дата доступа: 21.02.10.

5. Богоявленская, Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества. //Вопросы психологии. – 1999.– №2.–С. 34 – 38

6. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 182 – 195.

7. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других: Практическое пособие./ В.В. Бойко.– М.: Информационно – издательский дом «Филинъ», 1996.– 463с.

8. Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 541с.

9. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.— СПб.: Питер, 2001.

10. Вахромов, Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии. [Электронный ресурс].–2009.–Режим доступа: h**t://hpsy.r*/public/x041.htm. – Дата доступа: 21.02.10.

11. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и прфилактика/Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова.– СПб., 2008.– 328 с.

12. Гагарина, О. С. Творчество как сущностная характеристика личности:автореф.-кан. филос. наук:09.00.11/ О.С. Гагарина; Рос. Акад .гос. службы при Президенте Российской Федерации.– М.,2008.–26 с.

13. Дмитриева, М.А. и др. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности./ М.А. Дмитриева.– Спб.,2003.–448 с.

14. Дружинин, В. Н. Психология творчества./В.Н. Дружинин. // Психологический журнал.2005.– №5.–С. 101–109.

15. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей/ В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер Ком, 1999. –368 с.

16. Ермолаев,О.Ю.Математическая статистика для психологов./ О.Ю.Ермалаев.– М.,2003.–336 с.

17. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.– 2-е изд., перераб., доп./ Э.Ф. Зеер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.– 336 с.

18. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности./ Е.П. Ильин. – Питер,2009.–448 с.

19. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 380 с.

20. Литвинчук Л.А. Творческий потенциал личности: единство и противоречие / Л.А. Литвинчук //Народная асвета. – 2009. – №6 – С.19–22.

21. Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция? / С.В.Максимова. – М.: Академический проект, 2006. – 224 с.

22. Маркова, А.К.Психология профессионализма./А.К. Маркова.–М.,2004.–360с.

23. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М./ А.Г.Маслоу. – СПб.:Евразия, 2003, – 486 с.

24. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы./ В.Е. Орел// Психологический журнал. 2001.–№1.– С.90 – 101.

25. Пашкевич, О.И. Статическая обработка эмпирических данных в системе STATISTICA: учеб.-метод. пособие/ О.И.Пашкевич.– Мн.:РИПО, 2007.– 148 с.

26. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / Пер. с англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.

27. Пономарев, Я. А., Психология творчества./ Я.А. Пономарев.–М.: «Наука»,1976.– 268 с.

28. Попов, А.И.Организация творческой профессиональной деятельности инженера на производстве: метод.указ./ А.И.Попов;Тамбов,–2003.–16 с.

29. Професиональная деформация. : учебник для пед.вузов/ Под. общ. редакцией Б.А. Сосновского .–М.:высшее образование, 2009. –660 с.

30. Профессиональная психотерапевтическая газета. -2009-№11. – С. 3 – 5.

31. Психология труда. Краткий конспект лекций /Сост. М.Д. Лапина.– Мариуполь,– 2004, – 34 с.

32. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.:Питер, 2001. — 656 с.

33. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – Ч.2. – 352 с.

34. Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития и тренинги / Н.В.Рождественская, А.В.Толшин. – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.

35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

36. Семенова, Е.М. Психическое здоровье ребенка и педагога / Е.М. Семенова, Е.П.Чеснокова. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – 174 с.

37. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии./ Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2003. –350 с.

38. Тимошенко, О. Синдром эмоционального выгорания./ О. Тимошенко// Журнал «Пралеска» – 2008.–№2.– С. 6–12.

39. Столяренко, Л.Д., 100 экзаменационных ответов по психологии экзаменационный экспресс-справочник / Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин. – Ростов-на-Дону., 2001.- 273 с.

40. Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А.Торшина // Вопросы психологии. – 1998. – №4 – С.42 – 51.

41. Трунов, Д.Г. И снова о «профессиональной деформации» / Д.Г. Трунов // Психологическая газета, 2004. – №6. – С. 84–89.

42. Тютюнник, В.И. Психология труда / В.И. Тютюнник. – М., 2004. –570 с.

43. Ушаков Д.В. Психология творчества. Творчество и «дарвиновский» способ его описания / Д.В.Ушаков // Психологический журнал. – 2000. – №3.- С.26 – 31.

44. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/ Н.П. Фетискин, В.В Козлов, Г.М Мануйлов.–М., 2002. – 65–67 с.

45. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В.Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – №6.– С.57 – 63.

46. Фромм, Э. Человеческая ситуация / Э.Фромм – М.: Смысл, 1995.- 568 с.

47. Харламенкова Н.Е. Психология личности./Н.Е. Харламенкова.–М.:,1999.–879 с.

48. Хрестоматия по общей психологии / Под общ. ред. В.В.Петухова. – М.: МГУ, 1998. – 279 с.

49. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. / В.Д.Шадриков. –М.: Логос, 1996. – 320 с., ил.

50. Юдчиц , Ю.А. К проблеме профессиональной деформации./ Ю.А.Юдчиц// Журнал практического психолога.– 1998 .– №7.- С.47 – 54.

51. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности./ Е.Л. Яковлева.– М.: «Флинта», 1997.–224 с.

52. Ярошевский, М. Г. Психология творчества и творчество в психологии / М. Г. Ярошевский // Вопросы психологии. – 1985, – № 6. – С.14–20.

Покупка готовой работы
Тема: «Исследование творческого потенциала во взаимосвязи с профессиональной деформацией личности педагога детских дошкольных учреждений»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 96
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика