Дипломная работа

«Рабочий стол социального педагога детского дома»

  • 66 страниц
Содержание

Введение….…3

Глава I. Теоретические основы социально-педагогической деятельности в условиях детского дома….7

1.1. Детский дом как институт социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей….7

1.2. Основные направления работы социального педагога в условиях детского дома….….…18

1.3. Нормативная документация, регламентирующая деятельность социального педагога в условиях детского дома….…29

Выводы по первой главе…35

Глава II. Изучение рабочего стола социального педагога детского дома города Благовещенск Республики Башкортостан….37

2.1. Направления и содержание профессиональной деятельности социального педагога детского дома города Благовещенск…37

2.2. Содержание рабочего стола социального педагога детского дома города Благовещенск Республики Башкортостан ….44

2.3. Анализ результатов деятельности социального педагога детского дома города Благовещенск….…51

Выводы по второй главе.56

Заключение….….58

Список литературы….….60

Введение

Проблема сиротства сегодня — это актуальнейшая из проблем современной действительности России.

Рост социального сиротства, детской безнадзорности также как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Среди них - социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Рассмотрим статистические данные. По состоянию на 17 октября 2014 года, на учете в государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей, находятся сведения о 93 092 детях-сиротах (для сравнения в 2011 г. – 126 574 ребенка, 2012 г. – 119 070 детей, 2013 г. – 106 646 детей).

По состоянию на конец 2013 года, на территории Российской Федерации функционировали 1 520 организаций для детей-сирот, из них: 1 197 образовательных учреждений для детей-сирот (в них детей-сирот – 65,4 тыс.); 194 дома ребенка (в них детей-сирот – 9,3 тыс.); 129 стационарных учреждений социального обслуживания для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками (в них детей-сирот – 13,5 тыс.) [62].

Эти данные говорят о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют значительный пласт населения нашей страны.

Таким образом, актуальность выбранной темы объясняется сложившейся социальной ситуацией в обществе, требующей действенного и высокоэффективного подхода в процессе работы с категорией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Изучением особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, занимались многие ученые. Основоположником направления изучения влияния отсутствия родителей на развитие ребенка является английский психолог Дж. Боулби [7].

В нашей стране имеется серьезное исследование на эту тему - изучение детей в школе интернате, проведенное под руководством Л.И. Божович. В нем представлены методы изучения личности детей, а также методика составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них [6]. Исследование на тему развития детей, оставшихся без попечения родителей, и разработке методов для создания оптимальных условий для развития в настоящее время проводятся такими учеными как A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых [38] и т.д. Однако данная проблема требует дальнейшего изучения.

Проблемы сиротства и пути их решения в нашей стране отражаются на государственном уровне. Так, в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, указом Президента утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Также в нашей стране была реализована Программа «Дети России» на 2007-2010 годы. Целью этой программы было создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Результатом этой программы является создание ряда учреждений для разных категорий детей, оказание адресной помощи нуждающимся, совершенствование методов профессиональной деятельности с данными категориями детей и т.д.

Цель исследования – определить рабочий стол социального педагога детского дома.

Объект исследования - социально-педагогическая деятельность в условиях детского дома.

Предмет исследования – рабочий стол социального педагога детского дома.

Задачи исследования:

А) охарактеризовать детский дом как институт социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Б) рассмотреть основные направления, формы и методы деятельности социального педагога в условиях детского дома;

В) рассмотреть нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность социального педагога детского дома;

Г) изучить рабочий стол социального педагога детского дома г. Благовещенск РБ и представить анализ результатов его деятельности.

В процессе выполнения исследования нами были использованы следующие методы: теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение);

опросные (беседа, интервью); обсервационные (педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности, анализ документации).

Теоретико-методологической основой исследования выступают: теоретические положения о проблемах детей, воспитывающихся в детском доме (Г.А. Воронина, М.А. Галагузова, Т.С. Зубкова, Ф.А. Мустаева, П.А. Шептенко); концептуальные положения, раскрывающие сущность социально - педагогической деятельности в детском доме (Н.Ф. Басов, Г.А. Воронина, Л.К. Сидорова, М.А. Галагузова, М.В. Шакурова); теоретические положения, раскрывающие содержание деятельности детского дома (М.А. Галагузова, Т.Н. Поддубная, Е.М. Рыбинский).

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении материала по проблеме профессиональной социально-педагогической деятельности в условиях детского дома.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе организации социально-педагогической деятельности в условиях детского дома.

Базой исследования выступает государственное бюджетное образовательное учреждение «Благовещенский детский дом» Республики Башкортостан.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, , заключения, списка литературы.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретические основы социально-педагогической деятельности в условиях детского дома

1.1. Детский дом как институт социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей, - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка.

Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. [52, с.7]

Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивать немалые средства на их содержание, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей, как вне семьи, так и в новых семьях (опекунских, приемных - т.е. в тех, где отсутствует генетическая связь между детьми и родителями). Основное содержание социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле над условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. [8, с.64]

Одной из основных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их определение в детские дома и учреждения интернатного типа.

Детский дом – это государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детский дом является государственным образовательным учреждением.

Появление детских домов в нашей стране уходит корнями далеко в прошлое.

В России всегда сострадали нищим и обездоленным, была развита благотворительность. Страждущим, особенно детям, как наиболее уязвимым и беззащитным, никогда не отказывали в призрении.

В начальные периоды становления российской государственности забота о детях, оказавшихся без родительского надзора, находилась в руках частных лиц и, не являясь обязанностью государства, оставалась функцией семьи и ее близкого окружения. [5, с. 194]

Одним из первых образцов социального устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является появление скудельниц. Скудельница - это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, от голода, замерзших зимой и т.п. Там же, поблизости, сооружались сторожки, куда привозились сироты, подкидыши, «незаконно прижитые дети». Их воспитанием и призрением занимались старцы-скудельники, которые специально подбирались. При всей своей примитивности такие «детские дома» являлись выражением народной заботы о детях, проявлением человеческого долга перед ними [5, с. 214].

В то же время и сама церковь стала институтом социального призрения и социальной работы с детьми, оставшимися без родительского присмотра, которая взяла на себя три важнейшие функции: призрение, обучение и лечение. В России среди интенсивно создающихся монастырей и храмов не было таких, которые не содержали бы приюты. Основной контингент их воспитанников составляли незаконнорожденные и подкинутые дети.

Практически до середины XVI в. - времени очередного государственного переустройства России именно христианская модель призрения детей, остающихся без присмотра родителей, в той или иной степени обеспечивала решение этой проблемы.

Первые сведения о мерах, принимавшихся Российским государством к воспитанию таких детей, относятся к ХVII в [1, с. 86].

В правление Петра I была создана государственная система призрения детей, выделены категории нуждающихся в попечении, были введены превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулирована частная благотворительность. Все эти нововведения были закреплены в законах.

Впервые при Петре I детство и сиротство стали объектом внимания государства. В 1706 г. открылись приюты для «зазорных младенцев», куда приказано было брать незаконнорожденных детей, соблюдая тайну их происхождения.

Особое место в истории оказания помощи осиротевшим детям занимали создаваемые Екатериной II воспитательные дома. Воспитательный дом рассматривался как самостоятельное ведомство, он находился под «особливым монаршим покровительством и призрением». Московский и Петербургский воспитательные дома, как и другие, основанные в провинциальных городах по частной инициативе благотворителей, получали от государства значительные денежные средства, а также различные льготы.

Фактически вплоть до XX столетия государственная политика отношения к детям, оставшимся без родительского присмотра, была направлена на создание и обеспечение условий их проживания и воспитания в приемных семьях, частных приютах, под опекой общественных благотворителей и церковных инстанций.

В то же время контингент детей, нуждающихся в помощи государства и общества, объективно Российские дореволюционные заведения для несовершеннолетних сочетали в себе функции мест заключения, специальных воспитательных учреждений и сиротских домов. По характеру деятельности многие из них являлись воспитательными, что обеспечивалось активной общественной поддержкой и участием в делах заведений.

Таким образом, можно сказать, что в России постепенно формировалась сеть благотворительных заведений, совершенствовались механизмы помощи, которой охватывался все более широкий круг детей с разными социальными проблемами: болезни, сиротство, бродяжничество, безнадзорность и т.п.

Говоря о ситуации с детскими домами на сегодняшний момент можно сказать следующее: по официальным данным, на конец 2013 года количество детских домов в России уменьшилось на 20% - до 1520 организаций. Об этом сообщает директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ Евгений Сильянов на Всероссийском съезде руководителей организаций для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [62].

Основной целью, раскрывающей назначение детского дома, является организация образовательного и воспитательного процесса, направленного на обеспечение жизни и быта воспитанников в соответствии с их психофизическими особенностями, требованиями охраны здоровья, защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения социальной защищенности воспитанников [29, с. 117].

Среди приоритетных задач детского дома можно выделить следующие:

- создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

- обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

- освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства;

- обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;

- охрана прав и законных интересов воспитанников;

- социально-трудовая и профессиональная ориентация воспитанников,

сотрудничество с органами местного самоуправления по трудоустройству воспитанников (Центр занятости);

- взаимодействие Детского дома с органами опеки по передаче воспитанников в семьи граждан.

- разработка плана действий по реализации обновленной концепции детского дома [42, с. 62].

Для достижения поставленных задач необходима реализация основных направлений деятельности детских домов. К ним можно отнести:

- создание в детском доме атмосферы психологического комфорта;

- создание развивающей среды для воспитанников всех возрастов;

- обеспечение безопасности детей и работников детского дома;

- мотивация педагогов и специалистов детского дома на повышение педагогического мастерства;

- содействие устройству воспитанников в семьи;

- создание условий для формирования творческой и созидательной жизненной позиции;

- постдетдомовское сопровождение выпускников и т.д.

Также следует отметить, что для детского дома характерен своеобразный контингент детей.

В детском доме воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Преобладающая часть детей являются социальными сиротами. Это дети, чьи родители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей (лишены родительских прав, вследствие злостного уклонения от воспитания детей, или жестоко обращения с ними, или являются хроническими алкоголиками и наркоманами; ограничены в родительских правах, в связи с хроническим заболеванием; признаны судом безвестно отсутствующими; отбывают наказание в виде лишения свободы, находятся в розыске и т.п.). Контингент воспитанников детского дома постоянно обновляется в связи с выпуском детей в учреждения профессионального образования, в самостоятельную жизнь, устройством на семейные формы воспитания.

Дети поступают в детский дом в разном возрасте. Согласно Уставу детского дома воспитанники могут проживать в детском доме с 3-х до 18 лет. В зависимости от возраста поступления в детский дом, этот период может составлять для дошкольников от нескольких месяцев до 15 лет.

В детский дом поступают, как правило, дети, уже давно лишенные родительского тепла, страдающие от психической депривации. Психическая депривация – это состояние, возникшее в результате ограничения возможностей человека для удовлетворения его основных потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.

Как известно, чем раньше ребенок отрывается от семьи, чем дольше и в большей изоляции находится он в учреждении, тем более выражены последствия депривации в виде деформаций по всем направлениям психического развития.

Контингент детского дома, это, как правило, дети, выросшие без любви, потому что нежеланны, ненавистны от рождения, потому что ими никогда не интересовались и не занимались. Все это оборачивается тяжелыми последствиями для психического и физического развития ребенка.

Для контингента детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характерен ряд проблем [14, с 167]. Рассмотрим некоторые из них.

Основными причинами, способствующими распространенности социального сиротства, считается рост числа детей, рождающихся вне брака, социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения между ними, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности здорового человека (алкоголизм, наркомания, злостные уклонения от обязанностей по воспитанию ребенка).

Последствия социального сиротства очень тяжелы для детей:

- глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и психику, приобретенные еще до официальной констатации потери семьи;

- аномальное внутриутробное развитие в процессе нежеланной беременности;

- отрицательный социальный опыт в период раннего и дошкольного детства.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.

Самое драматическое последствие социального сиротства - это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей.

Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У оторванного от родителей и помещенного в условиях интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем больше и дольше изоляция он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития. Во многих случаях (85-92%) воспитанники детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы, тогда как в общей детской популяции доля лиц с задержанным психическим развитием не превышает 8-10%.

Помимо задержек интеллектуального развития формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития: обеднение эмоциональных проявлений, затруднение в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов.

Следовательно, к работе с данными категориями детей необходимо привлечение специалистов различного профиля.

В социально-педагогической деятельности детского дома участвуют такие специалисты, как социальный педагог, психолог, воспитатели, заместитель директора по УВР. Для того чтобы взаимодействие специалистов в условиях детского дома было эффективным, необходимо четко различать их функциональные обязанности и роль в тех или иных направлениях деятельности.

Основными направлениями деятельности заместителя директора детского дома по воспитательно-образовательной работе являются:

- организация воспитательного процесса в детском доме руководство им и контроль за развитием этого процесса;

- методическое руководство педагогическим коллективом;

- обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в воспитательном процессе [44, с. 49].

Социальный педагог – это специалист, в область которого входит организация социального воспитания ребенка и создание условий для его успешной социализации. При контакте социального педагога с подопечным выявляются проблемы, определяются способы, последовательность и пути совместного их решения. Анализ этих проблем показывает, что задолго до выхода из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии профессий, о способах приспособления к различным социальным группам, проблемах, которые их ждут в социуме. У каждого из них должен быть «пакет необходимых документов». Они должны быть сориентированы о том, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом отдельном случае.

Социальный педагог призван сыграть центральную роль в реализации комплексной системы поддержки и сопровождения детей-сирот. Миссия социального педагога – является полномочным представителем и защитником интересов подростков-выпускников в разнообразных социальных институтах, быть профессионально и личностно обособленным консультантом для ребенка по широкому спектру жизненных и личностных проблем, оказывать поддержку и помощь в новых ситуациях и способствовать становлению самостоятельности детей [42, с.83].

Основная же цель работы педагога-психолога в детском доме - это обеспечение психологического благополучия всех участников образовательного и воспитательного процесса, успешная социализация воспитанников. Этих целей педагог-психолог может достичь, реализуя следующие направления деятельности: коррекционно-развивающая, социально-педагогическая, научно-методическая, психологическая профилактика, культурно-просветительская и управленческая деятельность [44, с. 62].

Непосредственно воспитанием детей в детском доме занимается воспитатель. Он выполняет следующие обязанности: соблюдает права и свободы воспитанников, несёт ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательно-воспитательного процесса; организует жизнедеятельность воспитанников согласно основных направлений учреждения, плану группы, плану-сетки.

Кроме данных специалистов в состав педагогического коллектива детского дома могут входить музыкальный руководитель, педагог-организатор, инструктор по труду, педагог дополнительного образования, а так же врач и библиотекарь.

Следует также отметить, что каждый специалист детского дома в своей деятельности должен опираться на нормативно-правовую базу, которая регламентирует деятельность всего детского дома. Среди основных документов выделим следующие:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;

- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный закон от 21.12.1996 № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 - ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

- "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12. 1995 № 223- ФЗ;

- "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 №188 - ФЗ;

- Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Для всех специалистов детского дома основополагающим моментом во всех этих нормативно-правовых документах является создание благоприятных условий для развития и воспитания каждого воспитанника, его успешной социализации.

Обобщая все вышесказанное, можно говорить о том, что система помощи нуждающимся детям обусловлена исторически и развивалась в нашей стране постепенно. Забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, осуществлялась частными лицами, благотворительными организациями, государственными органами. На сегодняшний момент одной из основных форм жизнеустройства таких детей является помещение их в детские дома, где основной целью выступает организация образовательного и воспитательного процесса воспитанников с учетом их потребностей, особенностей. Контингент воспитанников имеет широкий возрастной спектр, ряд специфических психологических, социальных, личностных проблем. Поэтому решение этих проблем должно происходить при включении целого ряда специалистов разного профиля.

Заключение

Сложившая социально-экономическая ситуация в нашей стране, ежегодное увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей привела к обострению проблем сиротства в нашей стране. Деятельность нашего государства направлена на то, чтобы помочь детям, оказавшимся вне семьи, успешно пройти процесс социализации в нашем обществе.

Одной из форм устройства таких детей выступает помещение детей-сирот и социальных сирот в детские дома, на государственное попечение.

На сегодняшний день дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют большой пласт населения нашей страны, поэтому проблема работы с ними является актуальной.

Целью нашего исследования было изучить рабочий стол социального педагога детского дома на примере ГБОУ «Благовещенский детский дом» Республики Башкортостан. Для ее достижения нам необходимо было рассмотреть теоретические основы социально-педагогической деятельности в условиях детского дома, специфику работы социального педагога, ознакомиться с деятельностью базового учреждения и специалиста данного учреждения.

В ходе выполнения работы мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, на данный момент значительная часть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжает воспитываться в детских домах. Поэтому в таких учреждениях должны быть созданы все условия для организации их обучения и воспитания, для создания условий психологического комфорта и безопасности, защиты их прав и интересов.

Во-вторых, одну из основных ролей при социализации воспитанников детского дома играет профессиональная деятельность социального педагога. Именно ему приходится выполнять основную работу по защите их интересов, жилищных и имущественных прав, нормализации состояния психологического здоровья детей, а также подготовке к самостоятельной жизни в условиях современного общества. Здесь же следует отметить, что профессиональная деятельность социального педагога регламентируется нормативно-правовыми актами международного, федерального и регионального уровней.

Реализация практической части исследования позволила нам ознакомиться с деятельностью ГБОУ «Благовещенский детский дом» Республики Башкортостан, раскрыть основные направления его деятельности, нормативно-правовую базу, познакомиться со специалистами данного учреждения.

Также мы изучили опыт работы социального педагога ГБОУ «Благовещенский детский дом» Безденежных Л.В. Нам необходимо было рассмотреть содержание его рабочего стола, проанализировать его профессиональную социально-педагогическую деятельность.

Рабочий стол Лейсан Венеровны включает в себя ряд обязательных нормативно-правовых документов разного уровня, перспективные и календарные планы работы, журналы учета рабочего времени, банки данных, журналы профилактической и индивидуальной работы. Особое место занимает ведение личных дел на каждого воспитанника, содержащих их документы, опись имущества, медицинские книжки и т.д.

Анализируя профессиональную деятельность социального педагога, можно сказать, что работа охватывает широкий круг направлений деятельности и имеет целью успешную социализацию воспитанников в современном обществе. Мы обозначили количественные данные, которые говорят о тенденции к улучшению качества профессиональной деятельности, стремлении к самосовершенствованию. Также нами был дан ряд рекомендаций специалисту для улучшения его профессиональной деятельности.

Таким образом, мы считаем, что цель, которую мы ставили перед нашим исследованием, достигнута, задачи реализованы.

Список литературы

1. Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.Н.Андреева. - М.: Издательский центр "академия". - 2000. – 256 с.

2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина – 2-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 264 с.

3. Аксёнова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. Пособие для студентов сред. Пед. учеб. Заведений /Л.И.Аксенова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

4. Басов, Н. Ф. Социальный педагог: введение в профессию: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031300 (050711) «Социальная педагогика» / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 312 с.

5. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики: учеб. пособие по специальности 031300 "Соц. педагогика" / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 256с.

6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М-Воронеж: Издательство «МОДЭК», 1998. – 240 с.

7. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. - М.: Академический проект, 2004. - 232 с.

8. Васильева, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В.Васильева.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 254с.

9. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. Заведений / Ю.В. Василькова, Т.А.Василькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

10. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А.Василькова. − М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 448 с.

11. Василькова, Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Ю.В.Василькова. − М.: Издательский центр «Академия», 2010. − 208 с.

12. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Ю.В. Василькова. – М., Издательский центр «Академия», 2001. – 382с.

13. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов / Ю.Н. Галагузова, Г.В.Сорвачева, Г.Н. Штинова. – М.: Издательсто «ВЛАДОС», 2003. – 224 с.

14. Дементьева, И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот. Современные проблемы и перспективы в условиях рынка. // Социальные проблемы сиротства. – М., 1999. - №3. – с. 26-30.

15. Должностные обязанности социального педагога детского дома // Социальная педагогика . – 2005. - №1. – с. 110 – 111.

16. Дубровина, И.В. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1998. – №7. – с.11-13.

17. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студентов среднего прод. Учеб. Заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. -2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.

18. Клименко, А.И. Анализ социально-педагогических основ социальной политики РФ в современных условиях / А.И.Клименко. − М.: Издательство «Перо», 2010. − 101 с.

19. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: Социально-эмоциональные проблемы. / Под науч. ред. Л.М. Щипиной, Е.И. Казаковой. - СПб.: Издательство "Питер". - 2000.-204 с.

20. Кокоренко, В.Л. Социальная работа с детьми и подростками: учебное пособие для студентов ВУЗов / В.Л. Кокоренко, Н.Ю.Кучуков, И.Ю. Маргошкина. − М.: Издательский центр «Академия», 2011. − 256 с.

21. Крокинская, О.К. Социальный педагог: введение в должность / О.К. Крокинская, Л.Г. Нагавкина. - Спб.: Издательство "Питер". - 2002. - 269 с.

22. Крылова , Т. С. Работа социального педагога по защите прав ребенка // Социальная педагогика. - 2009. - №5. - с. 33-43.

23. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. Учеб. пособие для студ. пед. Ун-тов и ин-тов / Ред и сост. В.С. Мухина. - М.: Издательство «Просвещение», 1991.- 230 с.

24. Любова, Т. Роль социального педагога в социальной адаптации детей – сирот // Социальная педагогика. - 2009. - №1. - с. 65-68.

25. Мардахаев, Л.В. Методика и технология работы социального педагога: учебно-методическое пособие/ Л.В.Мардахаев. - М.: Издательство «Союз». - 1999. - 154 с.

26. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.В.Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия». - 2002. − 296 с.

27. Методика и технологии работы социального педагога: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 192 с.

28. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика: учебник для вузов / Ф.А.Мустаева. - М.: Академический проект. - 2003. – 312с.

29. Мухина, В. С. Особенности развития личности детей воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и развитие детей в детском доме.– М. - 2001. - №4. – с. 27-29.

30. Овечкина, В.С. Патронат - социальная защита детства: методическое пособие для социальных педагогов, воспитателей, педагогов-психологов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / В.С.Овечкина. - Псков: Издательство «ПОИПКРО». - 2007. – 146 с.

31. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога /Р.В.Овчарова − М.: Издательство «Сфера». - 2005. − 480 с.

32. Одинцова, Л.Н., Шамахова Н.Н. Детский дом семейного типа /Л.Н.Одинцова, Н.Н. Шамахова. Вологда: Издательство «ВИРО». – 2000. – 56 с.

33. Олиференко, Л.Я. Социально – педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева.- М.: Издательский центр «Академия». - 2004. – 256 с.

34. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства / Под ред. Мухиной B.C. - М.: Издательство «Прометей». - 2001. – 264с.

35. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. - М.: Издательство «Генезис». - 2006. – 184с.

36. Очакова, Р.В. Справочная книга соц. педагога / Р.В.Очакова. – М.: Издательство «Сфера». - 2004. -480 с.

37. Поддубная, Т. Н. Социальная защита детства в России и за рубежом. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика" / Т. Н. Поддубная. - Москва: Издательский центр «Академия». - 2008. – 271 с.

38. Прихожан, А.М. Психология сиротства. 2 – е изд. / А.М. Прихожан, Н.Н.Толстых. – СПб.: Издательство «Питер». - 2005. – 400 с.

39. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Политиздат. - 1990. – 494с.

40. Румянцев, А.Ю. Воспитание и нравственное сопровождение детей в сиротских учреждениях XIX века // Социально- педагогическая поддержка и сопровождение.- 2002. - №4. - с. 78-81.

41. Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально – правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.М.Рыбинский. - М: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.

42. Санникова, Н. Г. Социальный педагог в детском доме: статус, функции, содержание, формы и методы деятельности // Социальная педагогика. - 2010. - №1. - с. 89-98.

43. Семейный кодекс Российской Федерации. – 4-е изд. – М.: «Ось – 89», 2000. – 96с.

44. Сидорова, Л.К. Организация и содержание работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей / Л.К.Сидорова. - М.: Издательство «Айрис-пресс». - 2004. – 210с.

45. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. - М.: Издательство «ВЛАДОС». - 2000. - 416 с.

46. Социальная педагогика: учебное пособие для студ. высш. учебн. Заведений / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Издательство «ВЛАДОС». - 2002. - 272 с.

47. Словарь по социальной педагогике: уч. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Авт.- сост. Л.В. Мардахаев.- М.: Издательский центр «Академия». - 2002. – 236с.

48. Титова, Е. Н. Функции современного детского дома // Детский дом. – 2008. - №4. – С. 31 – 36.

49. Федеральный Закон от 17.07.1999 № 178 - Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №29.

50. Федеральный Закон от 24.06.1999 № 120 – Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26.

51. Федеральный Закон от 24.07.1998 №124 – Федеральный закон «Об основных гарантиях прав несовершеннолетних в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 33.

52. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159 – Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 52.

53. Чермит, К. Д. Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / К.Д. Чермит, Т.Н. Поддубная, Н.В. Кононенко. – Майкоп. - 2007. – 235 с.

54. Чупрова, М. Психологические особенности развития детей - сирот // Обруч. - 2007.- №4.- С. 11 - 15

55. Шакурова, М.Н. Методика и технология работы социального педагога / М.Н.Шакурова. − М.: Издательский центр «Академия». - 2002.-272 с.

56. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога / Т.А.Шишковец - М.: Издательство «ВАКО». - 2005. – 184с.

57. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: учебн. пособие для студ. Высших пед. учебн. Завед. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия». - 2002. - 208 с.

58. Штинова, Г.Н. Социальная педагогика / Г.Н.Штинова, М.А.Галагузова. − М.: Издательство «ВЛАДОС». - 2004. − 447 с.

59. http : //philanthropy. ru / Сиротство в России : проблемы и пути их решения.

60. h**t://w*w.rfdeti.r* / Сайт уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

61. h**t://bldetdom.ucoz.r* / Сайт ГБОУ «Благовещенский детский дом» Республики Башкортостан.

62. h**t://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.

Покупка готовой работы
Тема: «Рабочий стол социального педагога детского дома»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 66
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика