Курсовая работа

«Манипуляция сознанием в тоталитарно-экстремистских организациях»

  • 45 страниц
Содержание

Содержание:

стр

Введение….3

Глава I. Теоретические основы исследования условий,

факторов и методов манипуляции сознанием в ТЭК

1.1. Социально-психологические условия вовлечения в секты,

культы и нетрадиционные религиозные организации….8

1.2. Факторы, побуждающие людей к вступлению в ТЭК…15

1.3. Манипуляция и контроль сознания как основные

механизмы социально-психологического воздействия

на последователей ТЭК….20

Глава II. Экспериментальное исследование последствий

манипуляции сознанием в ТЭК

2.1. Результаты исследования социально-психологических

условий взаимодействия в ТЭК….27

2.2. Психологические особенности бывших членов ТЭК…35

Заключение…41

Список литературы….43

Приложения….45

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Необходимость научного изучения массового и индивидуального религиозного сознания является сегодня весьма значимой .Мистика, магия и оккультизм не только удерживают свои позиции, но укрепляют и расширяют их. Главная причина такого ажиотажа, на наш взгляд, связана с многолетним атеизмом, который активно внедрялся в сознание масс в советский период. Ведь человеку исторически присуще стремление верить в высшие, всемогущие силы, которые защитят и поддержат в трудных жизненных ситуациях. Поэтому столь долго сдерживаемая вера прорвалась на волю с безудержной и неуправляемой мощью. Люди впали в иную крайность, им стало безразлично во что верить, как верить - лишь бы верить, поэтому огромное количество людей было вовлечено в различные секты и деструктивные культы, другие же слепо и горячо уверовали в магов, чародеев, экстрасенсов и т.д. Помимо этого, вера стала данью моды и предметом наживы некоторых весьма предприимчивых личностей.

Это своеобразное проявление духовного кризиса современного информационного общества тесно связанно с тем, что в условиях общей неустойчивости, неуверенности в завтрашнем дне; в условиях постоянно растущего жизненного темпа жители не только нашей, но и других стран видят единственный для себя выход в мистических переживаниях.

Если до недавнего времени в теории и на практике общество и государство были заняты обеспечением лишь военной безопасности России, то современное представление о безопасности далеко выходит за эти рамки. В XXI веке многие из главных угроз для национальной безопасности России и се граждан будут формироваться в информационно-психологической сфере. Переход к новым формам государственного управления выявил недостаточность и противоречивость правовой базы, регулирующей государственно-религиозные отношения. Стала острой необходимость выработки культурных исторически обоснованных научно-состоятельных демократических и объединяющих россиян духовных и нравственных ценностей. Перед государством возникла задача по их культивированию, укреплению в обществе и сознании людей. Ибо идеологический хаос, царящий в нашей стране, чрезвычайно выгоден представителям различных религиозно-миссионерских организаций, использующих сложившуюся ситуацию в корыстных целях.

Масштабность и активность их деятельности порождает большое число социально-психологических проблем, детерминированных негативным воздействием на жизнь и здоровье граждан и на общественную безопасность в целом. Установлено, что многие называющие себя религиозными организациями практикуют манипуляцию сознанием на уровне психического террора в отношении своих последователей.Они известны многочисленными судебными процессами в связи с нанесением психического и физического ущерба адептам, заявляя о себе различными антиобщественными действиями. Поэтому вполне обоснованным является мнение Е.Г. Балагушкина, который считает, что «современная ситуация в России обеспечила возможность легализации самых реакционных и даже изуверских организаций религиозно-фанатического типа» (3, 78).

Обзор исследований по теме: В 1973 году А.В. Беловым было проведено значительное исследование целей и методов «сектантской педагогики», в результате которого были выделены негативные последствия и вред, приносимый сектами обществу и его гражданам. В 1985 и 1986 годах Л.Н. Митрохин (31, 25) и К.Б. Привалов делают попытку проанализировать методы, с помощью которых руководители воздействуют на психику человека и с помощью которых они устанавливают контроль над его поступками, мыслями, желаниями. Отдельные аспекты религиозного сектантства были рассмотрены в работах Л.Н. Митрохина, А.И. Будова, В.Ф. Гажоса, А.И. Демьянова, А.Н. Ипатова, В.В. Коника, Г.С, Лялиной, И.А. Малаховой, А.Т. Москаленко, Д.М. Угриновича, П.Л. Яроцкого, Д.Г. Коновалова и других ученных.

Изучением проблем вовлечения людей в культы среди отечественных исследователей занимались А. А. Скородумов, Д.Г. Трунов , А.Ю. Егорцев. Н.В. Кривельская, В.А. Зубков, А.Л. Дворкин, Е.Н. Волков своими исследованиями пытаются привлечь общество, правительство и различных специалистов к широкому спектру проблем, которые порождает деятельность многочисленных сект, действующих в нашей стране; с другой стороны, их исследования вносят значительный вклад в области разработки методов и форм помощи жертвам сектантского насилия. Огромное значение в сфере реабилитации сектантов и их семей имеет деятельность О.Стеняева и А. Дворкина, а также их коллег. Осуществляемая вышеуказанными специалистами антисектантская деятельность затруднена существенными преградами, главной из которых является непонимание и недооценивание общественностью проблем, связанных с сектами.

В западной психологии проблемы влияния сект изучались Д. Макдауэллом, Р. Францем, С. Хассеном, М.А. Уильямом, У.В. Чамберсом, Д. Майклом, М.Д. Лангоуни, П. Малиноски и др. Различные аспекты психологического влияния на личность в секте рассматривались в работах Р. Чаддини, Ф. Зимбардо, К. Джимбалво, М Ляйппе.

Исходя из анализа названной выше литературы мы, к сожалению должны констатировать что, на сегодняшний момент отечественная наука не обладает достаточными знаниями о манипуляции сознанием в ТЭК и структуре межличностных отношений. На решение указанной проблемы будет направлено наше исследование.

Цель исследования: изучить особенности манипуляции сосзнанием в тоталитарно-экстремистских культах. (ТЭК)

Объект исследования: тоталитарно-экстремистские культы.

Предмет исследования: методы манипуляции сознанием в тоталитарно-экстремистских культах.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. изучить социально-психологические условия вовлечения в секты, культы и нетрадиционные религиозные организации;

2. определить факторы, побуждающие людей к вступлению в ТЭК;

3. рассмотреть основные механизмы социально-психологического воздействия ТЭК на клиентов.

4. выявить психологические особенности членов ТЭК, как результат манипуляции их сознанием.

Гипотеза:

1)основывается на предположениях о том, что: ключевую роль при вовлечении в секты играют следующие социально-психологические условия: индивидуально-типологическая предрасположенность клиента; неблагоприятные социальные факторы, воздействующие на клиента ТЭК; личные кризисные ситуации;

2)влияние и сила группового давления со стороны ТЭК на личность, мастерство адептов, владеющих механизмами деструктивного воздействия на личность.

2) основными деструктивными механизмами воздействия адептов ТЭК на новичков являются: контроль сознания, манипуляция, техники изменения состояния сознания и пр.,

4) Типичными индивидуально-личностными чертами членов культа являются главным образом: сниженная активность, противоречивость внутреннего склада личности, неопределенность личностной направленности и т.д.

Методы исследования: наблюдения, опрос, беседа, анкетирование, тестирование.

В работе использовались следующие методики: методика Е.Н. Волкова «Анализ жизненного решения: проверка на манипулирование и контроль сознания»; «Шкала группового психологического насилия» Чемберса-Лангоуни; опросник определения характерологических особенностей личности Гекса.

Опытно-экспериментальной базой исследования служила: «Общественная организация по спасению молодежи от деструктивных культов».Всего в исследовании принимали участие 65 человек.

Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в том, что впервые основной проблемой исследования стали особенности манипуляции сознанием в ТЭК.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в работе по профилактике вовлечения в ТЭК и социально-педагогической помощи их жертвам.

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нетрадиционные религиозные организации представляют собой определенный вид психологической агрессии, разрушающей индивидуальность, целостность индивида, сознательно организуемый руководителями подобных групп процесс индоктринации лишает человека свободной воли делает его зависимым от желаний и намерений лидеров группы. Большинство лидеров сект и культов получают непосредственную экономическую выгоду от своих последователей. Для них религиозные идеи фактически служат лишь «ширмой», прикрытием, за которой прячется жажда власти и материальной наживы, поэтому большинство сект не имеют четкой доктрины и неизменных принципов, их деятельность часто противоречит проповедуемым ценностям.

При этом в ходе исследования было установлено, что ключевыми механизмами воздействия руководителей ТЭК на сознание обращенных, являются манипуляция и контроль сознания, которые обеспечивают процесс реформирования мышления последователей и приводят к глубокой дезинтеграции личности, к отказу от индивидуальности. Воздействие, осуществляемое с помощью этих двух механизмов, является систематическим, четко организованным, непрерывным и латентным процессом, деструктивный характер которого подтверждается наличием следующих признаков:

• Манипуляция и контроль сознания не позволяют завербованным людям реально оценивать происходящее с ними в секте и исключают возможность свободного выбора: оставаться в группе или покинуть ее.

• Используя манипуляцию и контроль сознания, лидеры сект преследуют антигуманные, аморальные, противозаконные цели - лишить участников группы свободной воли, разрушить имеющиеся навыки самоконтроля, подменить индивидуальные истинные цели на цели своекорыстные, выгодные исключительно манипулятору.

В процессе исследования, выдвинутые гипотезы, нашли свое подтверждение, так как было установлено, что ключевую роль при вовлечении в секты играют следующие социально-психологические условия: индивидуально-типологическая предрасположенность; неблагоприятные социальные факторы; кризисная ситуация, влияние и сила группового давления; мастерство адептов, владеющих механизмами деструктивного воздействия на личность (контроль сознания, манипуляция, техники изменения состояния сознания и пр.); формирование внутри группы атмосферы, обеспечивающей иллюзию «постижения истины», «обретения счастья»; неразвитость у лиц, вовлекаемых в секты, навыков сопротивления манипулятивному давлению.

Изучение специфики религиозных чувств сектантов показало, что важную роль играет не только их направленность, но и характер эмоционального отношения верующего к лидеру секты: только в том случае индивид полностью подчиняет свою волю и сознание группе, если верит в божественную сущность лидера, его наделенность сверхъестественными способностями, в связи, с чем он становится для сектанта объектом поклонения.

Проводя наблюдение за бывшими сектантами, нами было сформулировано следующее заключение: большинство клиентов не знают, как проявить в общении дружелюбие, как вести разговор, как выразить соответствующим образом гнев, как отклонить неразумные просьбы. В связи с этим, центральной задачей помощи и поддержки бывшим сектантам является обучение навыкам общения, что означает улучшение межличностных навыков взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности.

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ассаджиоли Роберто. Типология психосинтеза: семь основных типов личности. Духовное развитие и нервные расстройства / Пер. с нем. Т. Драбкиной. - М.: Урания, 1995.

2. Балагушкин Е.Г. Критики современных нетрадиционных религий. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

3. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. М: Изд-во МГУ, 1980.

4. Бехтерев В. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.: Питер, 2001.

5. Волков Е.Н. Анализ жизненного решения: проверка на манипулирование и контроль сознания // Журнал практического психолога. М., № 1-2. 2000.

6. Волков И. П. Социальная психология малых групп и коллективов -Ленинград: ЛГУ им. Жданова, 1978.

7. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипуляция личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия -М.: Алгоритм, 2002.

8. Григорьева Л.И. Нетрадиционные религии в современной России: Социальная природа и тенденции эволюции. Дис. .канд. философ, наук. М., 1994.

9. Ермолаева Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен. Автореферат дисс. . кандидата психологич. наук. - М., 1993.

10. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние.СПб.: Питер, 2000.

11. Зимбардо Ф. Культы проникают в высшую школу: теоретический и эмпирический анализ этого процесса М.: Академия-Пресс, 1985.

12. Карл Густав Юнг.О психологии восточной религии и философии. Московский философский фонд «Медиум»,М.,1994.

13. Карпов Г.Р, Тихонова А.В., Чемякина Е.Б. Феноменология групповых решений: содержание, структура, динамика - Ярославль: Ярославский университет, 2002.

14. Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия. (К определению понятия). / Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. тракт. / АПН СССР. НИИ общей и пед. психол. / Ред. Бодалсв А.А. - М., 1989.

15. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия. / Вопросы психологии, 1987.

16. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001.

17. Линецкий М.Л. Внушение. Знание, Вера. - К.: Политиздат Украины, 1988.

18. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. М.: Новая жизнь, 1994.

19. Никифоров A.T. Наблюдение как метод изучения межличностного общения. Авторефер. канд. психол. наук. — Л., 1985.

20. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога - М.: Школа-Пресс, 1994.

21. Пругавин А.С. Значение сектантства в русской народной жизни. - Русская мысль, 1981. №1.

22. Роналд М. Энрот. Авторитаризм в церкви злоупотребления духовной властью.СПб.,Шандал.2004.

23. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003.

24. Чамберс У.В., Лангоуни М.Д., Малиноски П. Шкала группового психологического насилия // Журнал практического психолога. М., № 1-2,2000.

25. Щербатых Ю.В. Искусство обмана - М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2002.

Покупка готовой работы
Тема: «Манипуляция сознанием в тоталитарно-экстремистских организациях»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 45
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика