Дипломная работа

«Возможность эффективного использования методов коучинга в воспитательно-образовательном пространстве школы»

  • 85 страниц
Содержание

Оглавление:

Стр.

Введение….3

Глава I. Коучинг: история, направления, методы.

1.1.Коучинг: история, сущность, направления….7

1.2. Коучинг в России…19

1.3. Методы и техники, используемые в коучинге…26

Глава II. Практическое применение коучинга в социальной работе

2.1. Возможности использования методов коучинга в

подготовке будущих специалистов….47

2.2. Подготовка специалистов к использованию в

своей работе методов коучинга….51

2.3. Результаты подготовки специалистов….57

Заключение….74

Список использованной литературы….78

Приложения….81

Введение

Введение

В настоящее время мир меняется быстрыми темпами. Классическая индустриальная эпоха уходить в прошлое. На смену ей идёт постиндустриальная эпоха (информационное общество). В индустриальной эпохе основными ценностями были сырьё, машинное оборудование, товары, - то, что Карл Маркс называл «средства производства». Всё это принадлежало малому количеству членов социума. То есть, можно сказать, что только меньшинство членов социума были социально активными и стремились к социальному успеху. По оценкам теоретиков менеджмента, стремились к социальному успеху не более 8-10% социума индустриального общества. Остальные люди занимали свою социальную «нишу» в социальном страте, редко меняя в течение всей жизни своё социальное положение.

Индустриальный мир – это жёстко детерминированный мир, где каждому человеку было отведено своё место в сфере «человек-техника», «человек-производство». Деятельность большинства людей в этой сфере превращала человека в придаток машины, в «винтик» в машине производства. От большинства людей требовалось четкоё выполнение функциональных обязанностей и не более того. Функциональные профессиональные функции нивелировали, «усредняли» человека. Соответственно, вся жизнь человека превращалась в набор определённых нивелированных детерминированных функций (семейных, производственных, ученических и т.д.).

В настоящее время идёт время идёт переход от индустриальной к постиндустриальной эпохе. В современном мире знания (как профессиональные, так социальные) меняются в течение 5-7 лет. Довольно быстро меняются и ценности. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном быстро меняющемся мире, необходимо быстро уметь адаптироваться к новым ситуациям, постоянно учиться, ориентироваться в большом объёме информации, обладать креативным мышлением, а главное, - быть настроенным на стратегию социального успеха, развитие своих личностных возможностей, «социальную креативность».

На сегодняшний день большинство организаций являются функциональными. Они не производят никаких товаров (банки, биржи, страховые компании, консалтинговые организации). Успешная деятельность таких организаций от эффективной деятельности её менеджеров.

«В теории современного менеджмента существует мнение, что в социально-экономической системе, которая специализируется на функциональной деятельности (финансовой и информационной), результативность менеджмента определяется конечными результатами самой этой системы».

Если говорить об организациях, производящих товары, то концепция Тейлора (основателя научного менеджмента), ориентированная на выпуск наибольшего количества товаров по меньшей себестоимости уходит в прошлое. На сегодняшний день в таких организациях главными ценностями становятся не товары, а информационные ценности: бренд, ноу-хау, маркетинговая политика и т.д. Поэтому и в производственных организациях на ведущее место выходят менеджеры, налаживающие социальные связи, проводящие маркетинговую политику организации.

Современный менеджер должен обладать такими качествами, как умение действовать в условиях риска, обладать высокими коммуникативными умениями и организаторскими качествами, социальной интуицией. Всё это возможно при ориентации менеджера на социальный успех не только на работе, но и в жизни в целом. Для любой современной организации важно не столько получение прибыли, сколько ориентация на социальный успех. Для этого необходима мотивация всех сотрудников организации на стратегию социального успеха. Мотивация работников на социальный успех и координация мотивов сотрудника со стратегическими целями организации становится важнейшей функцией менеджмента. Подобная мотивация требует постоянной социальной работы, основанной на социально-психологическом тренинге.

Одним из наиболее эффективных видов такого социально-психологического тренинга является коучинг. Коучинг – это мотивация человека на стратегию социального успеха. Можно сказать, что это новое направление менеджмента, так как методики коучинга мотивируют человека (сотрудника) на позитивные изменения в жизни, работе. А одна из основных задач в работе менеджера с подчинёнными – это мотивация на стратегию социального успеха. Коучинг – это не самотренинг, а социальное сотрудничество наставника и ученика, направленное на плодотворное развитие обоих.

Современный коучинг представляет собой не только социальный тренинг на рабочем месте, но и использование его методов для планирования и осуществления позитивных изменений в личной жизни человека (внешний коучинг).

Глобальные изменения, происходящие в современном мире, требует не только мотивации на стратегию социального успеха уже взрослых сформировавшихся людей, но и аналогичной работы в системе образования. Старая функциональная система образования, ориентированная на трансляцию узких специальных знаний, на сегодняшний день устарела. Современное же образование должно готовить социально-активных людей с креативным мышлением, ориентированных на стратегию социального успеха в жизни и работе. Но для этого необходимо ориентировать на стратегию социального успеха, прежде всего, обучать методам коучинга, прежде всего, педагогов.

Есть три типа коучинга:

• коучинг, связанный с навыками;

• коучинг, связанный с выполнением работы;

• коучинг, связанный с развитием.

Все эти виды коучинга можно эффективно использовать для развития социальной активности у обучаемых по методикам коучинга.

Актуальность темы дипломной работы заключается в важном значении обучения методам коучинга, связанного с развитием, современных педагогов, что позволит им, ориентировать на позитивные результаты, социальный успех своих учеников, а также вырабатывать у них коммуникативные умения, способность к самоорганизации, умению к постоянному самообучению и развитию своих личностных качеств.

Основная научная гипотеза данной дипломной работы связана с тем, что обучение школьных педагогов методам коучинга, связанного с развитием, позволит педагогам ориентировать себя и своих учеников на стратегию социального успеха, развития личностных качеств.

Цель данной дипломной работы заключается в теоретическом исследовании методов коучинга и в практическом использовании при подготовке школьных педагогов для социальной работы с учащимися.

Исходя из цели исследования, автор ставит перед собой следующие задачи:

• исследовать специфику коучинга как стратегию социального успеха, его направления, развитие в России;

• рассмотреть возможности практического применения коучинга в учебных заведениях.

Данная дипломная работа базируется на работах таких авторов – специалистов по коучингу, как: Э. Грант, Дж. Грин, Р. Харгроув, Э. Дауни, Р. Дилтс, И. Рыбкин, Тарасенко В и других.

Методами исследования в данной работе являются: монографический, дескриптивный, аналитический, интервьюирования и тестирования.

Базой практического исследования была избрана школа № 1 г. Фрязино.

Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в выявлении эффективности методов коучинга при формировании стратегии социального успеха у обучаемых.

Практическая значимость работы заключается в выявлении возможностей коучинга в подготовке педагогов школ к социальной работе с учащимися.

В соответствии с системной логикой и поставленными задачами, по структуре работа состоит из введения теоретического раздела, практического исследования, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги работы, автор выделяет следующее.

Коучинг играет важную роль в сфере внутрикорпоративных связей с общественностью и менеджмента, поскольку существенно оптимизирует управление персоналом, создавая общую установку на успешность компании. Коучинг (подразделяемый здесь на ситуационный и проектный) также неразрывно связан с парадигмой современного лидерства.

Необходимость в коучинге в настоящее время вызвано глубокими структурными перестройками в экономике, переходом от индустриального общества к постиндустриальному, которое характеризуется высоким темпом перемен во всех сферах жизни. Эти изменения требуют готовности к постоянным позитивным изменениям в организациях, в стиле управлении, в работе любого сотрудника. Коучинг позволяет осуществлять позитивные перемены не только в бизнес-сфере, но и во всех сферах жизнедеятельности человека. Так как, коучинг направлен на самораскрытие и самоактуализацию личностных качеств, его можно отнести к направлению практической гуманистической психологии. Тем более он тесно связан с пирамидой потребностей Маслоу.

Далее, роль коучинга в межличностной коммуникации также трудно переоценить, поскольку он служит здесь налаживанию наиболее эффективной и наименее проблемной коммуникации между людьми. В свою очередь, социальная коммуникация в коучинге определяется соотношением социальной психологии и психологических техник. В целом следует признать, что коучинг включает в себя и элементы ролевых игр, и элементы социальной психологии (в первую очередь, ее три принципа ситуационизма, субъективной интерпретации и представление о «напряженных системах»).

Российский коучинг представляет собой поле активных интерпретаций западных разработок и адаптацию их к российским реалиям, о чем свидетельствует не только рост центров коучинга, но и обращение к коучингу на уровне государственного управления.

Однако основной ценностью коучинга являются, без сомнения, набор его техник, позволяющих наиболее эффективным путем достигать поставленных целей.

Методы коучинга носят сугубо конструктивный характер. В центре внимания – не прошлое клиента, а его настоящее и будущее. Перспективы развития определяются не причинами поражений в прошлом, а усилиями, предпринятыми в настоящем и целями, направленными в будущее. Главное в техниках коучинга выявить проблемы и найти их решение в будущем через целеполагание и определение целесредственой цепочки действий.

Коуч не учит, а слушает и задаёт вопросы, выявляет скрытые насущные потребности человека и определяет совместно с клиентом пути позитивных изменений.

В техниках коучинга выделяются два подхода – коммуникативный (Джины Харрис) и психологический (Э. Гранта и Дж. Грина). В рамках собственно коучинг-сессий функционируют две основных модели – модель постановки целей (SMART) и модель проведения беседы (GROW).

Ключевым в коучинге является умение слушать клиента. На слушание в коучинге уходит 70-80% времени. Глубокое эмпатийное слушание включает внимательное вслушивание в интонации, эмоциональное содержание, способность настроиться на то, о чём говорит клиент.

Коучинг включает в себя также совместное обсуждение. Обсуждение не является уговариванием, оно помогает клиенту самому самоопределиться. Но всё-таки основная задача коучинга сводится к выработке плана действий.

Беседа направлена на постановку целей и выбор оптимальных путей их достижения.

В методах коучинга не используются все техники сразу. Выбор необходимых методик и техник зависит от профессионального мастерства коуча.

Основная задача коуча заключается не только в том, чтобы совместно с клиентом наметить путь позитивных изменений и движения к социальному успеху, но и постараться сделать всё, чтобы человек не сошёл с намеченного пути.

Многое зависит от построения простой и ясной коммуникации с клиентом.

По мнению автора, так как бизнес-структуры в России неохотно используют коучинг, то наиболее эффективно и актуально обучать методам коучинга специалистов в ВУЗах по специальностям: педагогика, социальная педагогика, психология, социология, менеджмент. Это значительно повысит эффективность подготовки специалистов.

Наиболее актуальным в связи с общей гуманитаризацией образования в нашей стране использование методов коучинга в системе общего образования для личностного развития школьников и ориентацию их на стратегию социального успеха. Поэтому эффективно проводить обучение методам коучинга учителей школ.

Специалист, владеющий методами коучинга, должен уметь: намечать осязаемые и весомые результаты; инициировать и поддерживать диалог в рамках направленного на сотрудничество коучинга; создавать эмпатию; повышать информированность; устанавливать SMART-цели; совершенствовать план действий; управлять процессом; сохранять ответственность людей за допущенные ими недостатки в работе.

Если говорить об общем интеллекте и эмоциональном интеллекте, то специалист-коуч должен владеть следующими качествами: концептуализировать и аргументировать, опираясь на главные принципы; осознавать суть проблемы; видеть панораму; понимать эмоции и проявлять к ним интерес, умело обращаться с ними; быть гибким; обладать полнотой знаний; умело задействовать эмоции, чтобы помощь себе и другим достичь намеченной цели.

Менеджер, работающий в бизнес-коучинге должен обладать следующими качествами делового и системного мышления: поминать, каковы функции бизнеса и системы; понимать, как организация развивается, адаптируется и изменяется; понимать и быть способным вызывать изменения в сложной адаптивной системе бизнеса.

По результатам проведённой подготовки в лицее № 1 города Фрязино Московской области и проведённым социометрическим исследованиям выявлено следующее.

Большинство подростков не способны к конкретному целеполаганию, у них преобладает абстрактное целеполагание, они не способны самостоятельно решать задачи, что показывает необходимость проведения коучинга личностного развития с ними. Но для этого требуется подготовка педагогов, то есть обучение их методам коучинга.

Проявили желание обучаться методам коучинга 14 педагогов лицея. По тесту Ряховского на коммуникативные умения, автор отобрала 9 педагогов. С ними были проведены занятия в объёме 16 часов. После чего, они провели коучинг-сессии со своими учениками.

По проведённым анкетированию и шкальному оцениванию, болшинство педагогов освоили методы коучинга на 70-80%. Результаты сессий по анкетированию и шкалированию субъективных оценок учеников показали, что проведение коучинга личностного развития в школе эффективно. Тем самым, научная гипотеза, поставленная во введение подтверждена, а также подтверждена научно-практическая значимость проведённого исследования.

Список литературы

Список использованной литературы:

1. Андреас К. Измените своё мышление и воспользуйтесь результатами. – СПб.: Ювента. 1997.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект-Пресс. 2005.

3. Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. – СПб.: Азбука. 1996.

4. Бейтсон Г. Экология разума. – М.: 2000.

5. Белинская Е.П., Тихомандриская О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект-Пресс. 2001.

6. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. – М.: Смысл. 2001.

7. Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы. – М.: Летний сад. 2001.

8. Бэндлер Р. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий. – Воронеж.: НПО МОДЭК. 1995.

9. Бэндлер Р. Семейная терапия и НЛП. – М.: Мысль. 1999.

10. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс. 1987.+

11. Грант Э., Грин Дж. Коучинг принятия решений. – СПб.: Питер. 2005.

12. Герген К. Движение социального кострукционизма в современной психологии. – М. Мысль. 1995.

13. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. – СПб.: Питер. 1995.

14. Гусейнов А.А. Этика. – М.: Гардарики. 2002.

15. Данилова М., Савкин А. Коучинг по-русски – смелость желать. – Спб.: Питер.2005

16. Дауни М. Эффективный коучинг. – М.: Добрая книга. 2005.

17. Дж. Уитимор «Коучинг как стиль менеджмента». – М.: Дело. 2005

18. Дилман Б. Результаты на мишени. Получение результатов с помощью современных технологий. – СПб.: Белый кролик. 1998.

19. Дилтс Р. Навыки эффективного лидерства. – Спб.: Питер. 2001.

20. Дилтс Р. Стратегии гениев. – М.: Класс. 1998.

21. Дилтс Р. Убеждения. Пути к здоровью и благополучию. – СПб.: Питер. 2000.

22. Дилтс Р. Изменение убеждений. – М.: Независимая ассоциация психологов-практиков. 1997.

23. Китчен Ф. Паблик рилейшнз: принципы и практика. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004

24. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука. 1988.

25. Коннор Д. Успешные продажи вместе с НЛП. Путь вперёд в новом рынке. – М.: ЮНИТИ. 1998.

26. Лафта Дж. К. Менеджмент. – М.: Кнорус. 2002.

27. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: Мысль. 1998.

28. Мэскон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: ЮНИТИ. 2005.

29. Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. – М.: Высшая школа. 1988.

30. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе//Социалогический журнал. 1995. № 2.

31. Никифоров Г.С. Психология менеджмента. – СПб. Питер. 2005.

32. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2003

33. Прибрам К., Милляр Дж. Программы и структура поведения. – СПб. Питер. 2003.

34. Рыбкин И.В. Коучинг Социального Успеха. – М.: Институт общегуманитарных исследований. 2005.

35. Семинар с Милтоном Эриксоном. – М.: Класс. 1994.

36. Тарасенко В.В. Книга бизнес-перемен. 64 стратегемы. – М.: Генезис. 2006.

37. Харгроув Р. Ваш коуч. – Новосибирск.: СУИ. 2005.

38. Хейвенс Р. Мудрость Милтона Эриксона. – М.: Класс. 1999.

39. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Прогресс. 1986.

40. Что такое коучинг? Размышления в форме диалога. – М.: Институт психологического консультирования Теменос. 2005.

41. Эриксон М. Гипнотические реальности. – М.: Класс. 1999.

42. Эриксон М. Стратегии психотерапии. – М.: КСП+. 2000.

43. Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. – М.: Аспект-Пресс. 2004.

44. Erickon M. H. Spesial techniques of brief hypnotherapy//Journal of Clinical and Experimental Hypnosis. 1954

45. Erickon M. H. Varicties of double bind//American Journal of Clinical Hypnosis. 1975. 17.

46. Evered R. D., Selman J.C. Coaching and the art of magament//Organizational Dynamics. 1989. 18.

47. Egan J. The Skilled Helper. Pacific Grove, CA^ Brooks/Cole Publishing Co, 1974.

48. Grant A. M. Coaching for enhanced performance. Comparing cognitive and behaviooural coaching approaches. Paper presented at the 3 Spearman Conference. Sydney. Australia.

49. Carver C. S. Scheier M.F. On the Self-regulation of Behaviour. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

50. Hesketh B/ Dilemmas in training for transfer and retention//Applied Psychology: An International Review. 1997. 46.

51. Murtada N., Haccoun R. R. Self-monitoring and goal setting as determinants of the transfer of applied training//Canadian Journal of Behavioral Science. 1996. 28.

52. Olivero C., Bane K.D. Executive coaching as training tool: effects on productivivty in a public agecy//Personall Management. 1997. 26

53. Prochaska J.O Strong and weak principles for progressing from precontemp-lation to action on the basis of twelve problem behaviors// Health Pcychology. 1994.

54. Shazer S. Frames and reframing // Family Therapy Collections. 1984.

55. Showers C., Cantor N. Social cognition: a look at motivated strategies//Annual Review of Paychology. 1985. 36.

Покупка готовой работы
Тема: «Возможность эффективного использования методов коучинга в воспитательно-образовательном пространстве школы»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 85
Цена: 1450 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика