Дипломная работа

«Правовое положение кредитных организаций»

  • 90 страниц
Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр

Введение….3

Глава 1. Банковская система: источник, основные понятия и

категории, нормативная база.

1.1 Источник банковской системы России зарубежных стран…6

1.2 Правовая характеристика нормативной базы в области

исследования….15

1.3 Основные понятия и категории банковского дела

и их правовой анализ….27

Глава 2. Правовое положение и законодательное

регулирование кредитных организаций в РФ

2.1. Порядок формирования, регистрации кредитной

организации….37

2.2. Лицензирование деятельности кредитных организаций,

классификация лицензий….46

2.3. Взаимодействие с ЦБ РФ в процессе деятельности

кредитных организаций….50

Глава 3. Структура и деятельность кредитных организаций

3.1. Структура кредитной организации….59

3.2. Органы управления кредитных организаций….64

3.3. Филиалы и представительства кредитных организаций….71

3.4. Коллизии, проблемы и правоприменительная практика,

связанная с деятельностью кредитных организаций….73

Заключение….80

Библиография….85

Список условных сокращений….89

Приложение. Примерная организационная структура банка

и его филиала…90

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной выпускной дипломной работы: «Правовое положение кредитных организаций».

Учитывая тему исследования, автор данной работы считает важным рассмотреть не только правовое положение кредитных организаций и их законодательное регулирование, но и источники, и основные понятия банковской системы.

Любая экономика держится на объективных экономических законах, одним из которых является закон денежного обращения. Оборот денег происходит под влиянием финансовых институтов, прежде всего, банков, которые создают основу для денежного оборота и связаны со всеми отраслями и секторами экономики.

Банки обеспечивают финансирование всех сфер предпринимательства, производственной и непроизводственной сфер, сферы управления и пополняют бюджет, как федеральный, так и территориальный, необходимыми денежными средствами. Высока роль банков в инвестировании различных секторов экономики.

Банковская система представляет собой сложный ключевой механизм рыночной экономики. Этот механизм очень чутко реагирует на все происходящие в стране процессы, как социально-экономические, так и политические, и социально-психологические процессы.

Примером тому явился финансово-банковский кризис 1998 года. Этот кризис показал, насколько высока степень взаимозависимости между макроэкономической нестабильностью и проблемами в финансовом банковском секторе. Определённая роль в этом кризисе была связана со структурно-функциональным несовершенством.

Банковская система является одним из определяющих звеньев финансовой системы страны. Эта система, её структура определяются законодательством. Выполнение банковской системой своих базовых функций возможно лишь только при нормальном правовом обеспечении. Поэтому первостепенное значение приобретает дальнейшее развитие банковского законодательства России. К сожалению, она пока далека от совершенства, в связи, с чем часто возникают правовые проблемы, связанные с деятельностью кредитных организаций. Недостаток опыта и чрезмерно оптимистические наст роения по поводу развития банковской системы в целом, недоучёт первых признаков её болезни не позволили предусмотреть в законодательстве механизмы, препятствующие сохранению нестабильного положения кредитных организаций.

Юридическая непроработанность и наличие значительного количества системных несоответствий и противоречий в российских законодательных и подзаконных нормативных актах являются причинами, которые приводят к очень серьёзным негативным экономическим последствиям в банковской сфере. А задача законодателей, заключается в том, чтобы издавать такие нормативные акты, регулирующие предпринимательскую (в том числе и деятельность кредитных организаций), которые были бы всем понятны, для всех равны, максимально «прозрачны» для участников гражданского оборота, как граждан страны, так и иностранных инвесторов.

Актуальность данной работы заключается в исследовании и правовом анализе законодательного регулирования кредитных организаций и в выявлении правовых проблем возникающих при деятельности кредитных организаций из-за несовершенства банковского законодательства в России.

Объектом исследования в данной дипломной работе является правовое положение кредитных организаций и его законодательное регулирование.

Предметом исследования в данной работе является специфика правоотношений, возникающих с участием коммерческих банков.

Метод исследования – правовой анализ законодательной базы и методологической литературы по банковскому праву.

Цель дипломной работы заключается в исследовании механизма правового регулирования и в выявлении правовых проблем и коллизий, возникающих по поводу темы исследования.

Учитывая цель дипломной работы, автор ставит перед собой следующие задачи:

- освещение и правовой анализ общих положений и понятий, связанных с банковской системой, а также её нормативной базы;

- анализ правового положения и законодательного регулирования кредитных организаций в РФ;

- исследование структуры и деятельности кредитной организации.

Методологической базой исследования является нормативная база, регулирующая банковскую деятельность в РФ, а также работы таких авторов, как: Тамасиев А.М.; Жукова Е.Ф.; Маслеченкова Ю.С.; Эриашвили Н.Д.; Тосуяна Н.Г.; Балабанова И.Т.; Лаврушина О.И. и других.

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историческое развитие банковской системы в России отставало от европейских стран на два столетия. Преимущественно развивалась государственная банковская система. Активное развитие коммерческих банков и других кредитных организаций шло в конце 19, начале 20 века. После 1917 года банковская система вернулась в государственное «русло». В настоящее время создана двухуровневая банковская система. Но, учитывая слишком широкие компетенции ЦБ РФ, недоработанность банковского законодательства, на взгляд автора работы, можно говорить об идущем процессе «огосударствления» банковской системы в РФ, когда кредитные организации находятся под жёстким контролем государства, и идёт процесс взаимоконвертации банковского капитала и власти.

Если говорить о банковском законодательстве, то отсутствует даже правовая доктрина его. В связи с чем, законы, регулирующие нормы банковской системы, имеют много отсылочных норм, отсылающих к полномочиям ЦБ РФ. ЦБ РФ, по сути, является исполнительным органом государства, но в связи с его широкими полномочиями в области подзаконного нормотворчества, он является «законодателем» в банковском праве. Так как большинство статей законов, связанных с банковской системой, опять-таки толкует и разъясняет ЦБ РФ, то Банку России предоставлены отчасти и судебные функции. Такое положение нельзя считать нормальным.

Юридические понятия и категории банковского дела даются в ГК РФ и в других законах. А банковское право имеет большое количество специальных терминов и определённых порядков осуществления банковских операций, норм, регулирующих функционирование банковской системы.

Учитывая возрастающую роль банковских систем во всём мире в современной экономике, на взгляд автора работы, пришло время создания банковского кодекса.

Кредитная организация создаётся вновь или путём её реорганизации по инициативе Банка России. При реорганизации, обязательства прежних кредитных организаций переходя к новой в порядке правопреемства.

Кредитная организация создаётся или в форме ООО или ОАО. При этом, если число участников ООО превысит 50, то кредитная организация должна преобразоваться в ОАО, в противном случае ей грозит ликвидация.

В создании кредитной организации участвуют две стороны: учредители и ЦБ РФ. Возникающие при этом правоотношения являются банковскими.

При создании и регистрации кредитной организации ЦБ РФ предъявляет обоснованные строгие требования к учредителям и уставному капиталу. Но порядок регистрации, на взгляд автора данной работы, включает в себя слишком много формальностей и имеет длительный интервал, что усложняет создание кредитной организации. Ведь, если документы, оформленные при создании кредитной организации, в будущем будут признанными оформленными с нарушениями, то кредитная организация может быть ликвидирована.

Существует запрет на использование в формировании уставного капитала кредитных организаций бюджетных средств. Поэтому учредителями кредитной организации не могут быть ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления. Но в Законе о банках (ч. 7. ст.11) отмечается, что при определённых условиях этот запрет не действует. В случаях, предусмотренных федеральными законами, можно использовать государственную собственность для формирования уставного капитала кредитной организации. Собственность местных органов самоуправления может быть использована для этих же целей при наличии соответственного законодательного акта субъекта РФ или решении органа местного самоуправления (кроме земельных участков и средств местного бюджета). То есть получается, что нельзя использовать средства бюджета, но в государственной и муниципальной собственности всегда есть здания, которые любой банк будет согласен иметь в своём уставном капитале.

Существует восемь типов лицензий для банков. Три даются вновь создаваемым банкам, остальные (включая генеральную лицензию) можно получить от ЦБ РФ через два года работы кредитной организации. В течение этого срока банки не могут привлекать средства физических лиц на свои пассивы. Здесь возникает юридическая коллизия. Ведь банк, который в течение двух лет, не может привлекать средства физических лиц, и, по сути, и, по законодательному определению не является банком, а является небанковской кредитной организацией. А ведь, кредитная организация регистрируется ЦБ РФ как банковская организация.

Банк России выполняет двойственные функции по отношению к кредитным организациям. С одной стороны, он работает с ними как банковская организация (выделяющая кредиты им, размещающая их средства на депозитах и др.), с другой стороны, он является государственно-контролирующим органом по отношению к кредитным организациям. Ведь именно от него, по сути, зависит их, создание, реорганизация и ликвидация. И хотя, вопросы банкротства, реорганизации, должны напрямую зависеть от судебных органов, в реальности их решение, в основном, зависит от ЦБ РФ. Например, отзыв лицензии у кредитной организации, практически означает её ликвидацию.

Банк России является и нормотворцом, и исполнительным органом государства, и «судом» по отношению к кредитным организациям РФ. Его экономические нормативы по отношению к кредитным организациям являются с одной стороны не всегда экономически взвешенными, а с другой стороны, «в реальности» легко «обходятся» кредитными организациями при помощи различных способов, связанных с взаимопомощью кредитных организаций друг другу.

Во многих странах Центральный Банк выполняет в основном эмиссионную функцию, а не функции государственного контроля. Наш ЦБ РФ возник из Госбанка, в связи с чем, наверное, за ним и закрепили больше государственно-контролирующие функции. С другой стороны, без таких функций невозможно было бы создать в России рыночную систему коммерческих кредитных организаций, без которых не может функционировать рыночная экономика.

Структура кредитной организации состоит из органов управления и и двух исполнительных ветвей. Одни управления кредитной организации непосредственно связаны с банковскими операциями, другая ветвь состоит из вспомогательных общеэкономических, юридических, отвечающих за безопасность, хозяйственную деятельность служб.

Среди органов управления кредитной организацией можно выделить исполнительные и контрольно-наблюдателные органы. Правление банка, его председатель и главный бухгалтер, управляющий филиалом, главный бухгалтер филиала, их заместители осуществляют управление оперативной деятельность банка. По отношению к ним оправданы квалификационные требования ЦБ РФ, и его право рассмотрения этих кандидатур.

Но Совет директоров, избираемый из числа акционеров – это сугубо компетенция самих акционеров кредитной организации, и ЦБ РФ не может и не должен вмешиваться в назначение его членов, а тем более предъявлять к ним квалификационные требования.

Филиал банка отличается от представительства наличием расчётного счёта и самостоятельного баланса. Представительство создаётся для представления интересов банка, и заключения сделок от его имени. Оно не имеет расчётного счёта и самостоятельного баланса, но имеет текущий счёт для ведения оперативно-хозяйственной деятельности.

В процессе правоприменительной практики, связанной с деятельностью кредитных организаций возникает много проблем из-за несовершенства банковского законодательства. В данной работе был рассмотрен пример, когда согласно валютному контролю, по Федеральному закону и инструкции ЦБ РФ требуется идентификация не только физических лиц, совершающих покупку-продажу валюты, но идентификация физического лица-клиента банка. А это противоречит принципам и традициям тайны банковского вклада и банковских операций. Отслеживать незаконные средства должны не кредитные организации, а правоохранительные органы. Достаточно вспомнить гордость швейцарских банков «тайна вклада и любой банковской операции». У нас же речь идёт о законодательном утверждении «кредитной истории», что не столько обезопасит банки от рисков при кредитовании, сколько позволит государству через ЦБ РФ, полностью контролировать движение денежных средств через кредитно-банковскую систему РФ, которая включает не только кредитные организации, но и клиентов, для которых совершаются банковские операции.

Банковская система в России в целом сформировалась, и вопрос стоит о создании Банковского Кодекса. Но перед его созданием, необходимо разработать правовую доктрину банковского права, которая должна определить основные принципы банковской системы РФ.

Список литературы

БИБЛИОГРАФИЯ:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ от 25 декабря 1993 года//РГ 1993. 25 декабря

2. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1. от 30.11.1994//СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.-3301.

3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2. от 26.01.1996//СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. – 410.

4. Гражданский кодекс РФ. Ч. 3. от 26.10.2001//СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. – 4552.

5. ФЗ РФ «О введении в действие части первой ГК РФ» от 30.11.1994. № 52-ФЗ//СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. – 3302.

6. ФЗ РФ «О введении в действие части второй ГК РФ» от 26.01.1996. № 15-ФЗ//СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. – 411.

7. ФЗ РФ «О введении в действие части третьей ГК РФ» от 26.11.2001. № 147-ФЗ//СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. – 4011

8. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998. № 186-ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.-3821.

9. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003. № 58-ФЗ//СЗ РФ. 2003. № 22. Ст.-2066.

10. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998. № 95-ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 3. Ст.-3824.

11. ФЗ РФ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» от 27.06.2002. № 86-ФЗ//СЗ РФ. 2002. №50. Ст. – 3233.

12. ФКЗ РФ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997. № 8-ФКЗ//СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. - 5712.

13. ФЗ РФ «О не6состоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999. № 40-ФЗ//СЗ РФ. № 9 Ст. - 1097.

14. ФЗ РФ «О реструктуризации кредитных организаций» от 08.07.1999. № 93-ФЗ//СЗ РФ. № 28. Ст. - 3477.

15. ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990. № 17-ФЗ//СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. - 492

16. ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996. № 7-ФЗ//СЗ РФ. 1996. №3. Ст. – 145

17. ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12. 2003. № 173-ФЗ//СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. – 4859.

18. ФЗ РФ «О переводном и простом векселе» от 11.03.1997. № 48-ФЗ//СЗ РФ. 1997. № 11. Ст.-1238.

19. ФЗ РФ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998. № 164-ФЗ//СЗ РФ. 1998. № 44. Ст.-5394.

20. ФЗ РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995. № 208-Фз//СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.-1.

21. ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996. № 39-ФЗ//СЗ РФ. 1996. № 17. Ст.-1918.

22. Инструкция ЦБ РФ № 86-И от 04.07.1999 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров»//ВБР. 1999. № 70.

23. Инструкция ЦБ РФ № 75-И от 23.07.1998 «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процесс регистрации кредитных организаций и лицензирования их деятельности»//ВБР. 1998. № 55.

24. Инструкция ЦБ РФ № 41 от 22.05.1999 «Об установлении лимитов открытой финансовой позиции и контроля за их соблюдением уполномоченными банками РФ»//ВБР. 1999. № 73.

25. Инструкция ЦБ РФ № 62-А от 30.06.1997 «О порядке реформирования и использования резерва на возможные потери по ссудам»//ВБР. 1997. № 31.

26. Положение ЦБ РФ № 37 от 30.03.1996 «Об обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в ЦБ РФ»//ВБР. 1996. № 16.

27. Положение ЦБ РФ № 89-П от 24.09.1999 «О порядке расчёта кредитными организациями размера рыночных рисков»// ВБР. 1999. № 60.

28. Указание Президента РФ № 721 от 16.05.1997 «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля» //СЗ РФ. 1997. № 21 Ст. - 2065.

29. Указание Банка России № 7-У от 24.10.1999 «О порядке составления и представления отчётности кредитными организациями ЦБ РФ»/\ВБР. 1999. № 89

Основная литература:

30. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. – Спб.: Питер. 2003.

31. Балабанов И.Т. Деньги и финансовые институты. – Спб.: Питер. 2000.

32. Банковское дело/под ред. Кроливецкой Л.П. – М.: Финансы и статистика. 2000.

33. Банковское дело/под ред. Лаврушина О.И. – М.: Финансы и статистика. 2000.

34. Банковское право РФ/под ред. Тосуняна Г.А. – М.: Юрист. 2004.

35. Денежное обращение и банки/ под ред. Белоглазовой Г.Н. – М.: Финансы и статистика. 2000.

36. Деньги. Кредит. Банки/под ред. Жукова Е.Ф. - М.: ЮНИТИ. 2003.

37. Коммерческое право/под ред. Рассолова М.М. – М.: ЮНИТИ. 2002.

38. Комментарий к ГК РФ/под ред. Садикова О.Н. – М.: Инфра-М. 2005.

39. Комментарий к ФЗ РФ «Об акционерных обществах»/под ред. Тихомирова М.Ю. – М.: Эксмо. 2004.

40. Попков В.В. К вопросу о конкуренции в банковской сфере/Банковское дело. - № 2. 2002.

41. Проект концепции создания и функционирования Государственного Сельскохозяйственного банка/Правовая база Гарант.

42. Тосунян Г.А, Викулин А.Ю. Банковское право РФ. Общая часть. – М.: Юрист, 1999.

43. Эриашвили Н.Д. Банковское право. – М.: ЮНИТИ. 2006.

44. Эриашвили Н.Д. Финансовое право. – М.: Юнити. 2002.

Покупка готовой работы
Тема: «Правовое положение кредитных организаций»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 90
Цена: 920 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика