Курсовая работа

«Развитие слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

  • 53 страниц
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

Введение….3

Глава I Состояние проблемы изучения и развития слухоречевой

памяти в научной литературе ….….…6

1.1. Развитие памяти у детей в онтогенезе….….7

1.2. Особенности развития слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи….16

1.3. Методы и приёмы развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с ОНР….….22

Глава II Практическое исследование.

Состояние слухоречевой памяти у детей экспериментальной группы с

общим недоразвитием речи….36

2.1.Задачи и содержание экспериментального исследования

слухоречевой памяти…36

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента…43

Заключение….49

Литература….52

Введение

Введение

Проблема особенностей памяти детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи и способов её коррекции, обозначились уже давно. Многие авторы рассматривали память с разных позиций и под разным углом зрения. Но эта проблема остаётся до сих пор одной из малоразработанной в логопедии и специальной психологии.

Большой вклад в изучение вопроса об особенностях психических процессов в дефектологии и отечественной психологии внёс Л.С. Выготский. Его теоретические представления легли в основу многих психологических исследований, направленных на изучение формирования всех психических процессов у детей с нормальной и патологически развивающейся речью. «Высшие функции строятся как системы и страдают, и вызывают страдания друг друга как системы и как части систем», - писал он.

Продолжая идею своего учителя Л.С. Выготского, Р.Е. Левина в своих работах свидетельствует о том, что вторичное недоразвитие высших познавательных функций у детей с недоразвитием речи претерпевает те же системные патологические изменения, что и речевые процессы. Она прослеживает зависимость недоразвития определенных видов памяти от дефекта речи.

Исследования, посвященные патологии памяти, идут в разных направлениях:

- педагогическом [12; с. 57], [48; с. 57];

- психологическом [20; с.86], [6; с.98]. [19; с.74], [22; с.104], [47; с.76];

- нейропсихологическом [26; с.108], [25; с.97].

Согласно научным данным, у детей с тяжёлыми расстройствами речи имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития. Нередко данный контингент детей отстаёт в овладении умениями и навыками, предусмотренными программой обучения детей дошкольного возраста.

В связи с повышением требований, предъявляемых к школьному обучению, усиливается значимость проблемы оптимизации мнемической деятельности учащихся.

Предлагая диагностику и исследования особенностей памяти у детей с нарушением речи, многие авторы не пытаются систематизировать методы и приёмы работы по коррекции и доказать эффективность их использования. Очень редко встречаются исследования, посвященные использованию мнемических методов и приёмов, дающих эффект для достижения положительных результатов при решении проблем запоминания словесного материала. Данное положение определяет актуальность нашего исследования.

Объект исследования слухоречевая память детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи.

Предметом нашего исследования являются состояние слухоречевой памяти у детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи.

Целью нашего исследования является изучение состояния слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В основу нашего исследования была положена гипотеза о том, что низкий уровень развития слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи затрудняет продуктивность запоминания детьми с общим недоразвитием речи словесного материала. Изучение способов запоминания вербального материала детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи поможет определить наиболее совершенное направление работы над развитием слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи, позволит обучить детей эффективным способам запоминания речевого материала.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были определены и решены следующие задачи:

1. Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Исследовать состояние слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Описать особенности развития способов запоминания у детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи.

Для решения поставленных задач использовались методы:

1. Теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы);

2. Социолого-педагогический (наблюдение за детьми, беседы с родителями, воспитателями, изучение опыта работы логопедов дошкольных образовательных учреждений, медико-психолого-педагогической документации);

3. Экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента).

4. Статистический (количественная и качественная обработка данных).

Организация исследования. Исследование проводилось в Уфимском ДОУ №33 комбинированного вида. Экспериментальная группа состояла из восьми человек.

Практическая значимость.

Содержание данной работы может оказать практическую помощь педагогам, учителям-логопедам, дефектологам, специальным психологам, воспитателям речевых групп в выработке тактики обучения детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, для развития памяти ребёнка.

Заключение

Заключение

Проблема особенностей памяти детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи и способов её коррекции, обозначилась уже давно. Многие авторы рассматривали память с разных позиций и под разным углом зрения. Но эта проблема остается до сих пор малоразработанной в специальной психологии.

Большой вклад в изучение вопроса об особенностях психических процессов в дефектологии и отечественной психологии внес Л.С. Выготский. Его теоретические представления легли в основу многих психологических исследований, направленных на изучение формирования всех психических процессов у детей с нормальной и патологически развивающейся речью. «Высшие функции строятся как системы и страдают, и вызывают страдания друг друга как системы и как части систем», - писал он.

Продолжая идеи своего учителя Л.С. Выготского, Р.Е. Левина в своих работах свидетельствует о том, что вторичное недоразвитие высших познавательных функций у детей с недоразвитием речи претерпевает те же системные патологические изменения, что и речевые процессы. Она прослеживает зависимость недоразвития определенных видов памяти от дефекта речи.

Исследования, посвященные патологии памяти, идут в разных направлениях: согласно научным данным

- педагогическом [12; с.57], [48; с.57];

- психологическом [20; с.86], [6; с.98], [19; с.74], [22; с.104], [47; с.76];

- нейропсихологическом [26; с.108], [25; с.97].

Согласно научным данным, у детей с тяжелыми расстройствами речи имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития. Нередко данный контингент детей отстает в овладении умениями и навыками, предусмотренными программой обучения детей дошкольного возраста.

В связи с повышением требований, предъявляемых к школьному обучению, усиливается значимость проблемы оптимизации мнемической деятельности учащихся.

Предлагая диагностику и исследования особенностей памяти у детей с нарушением речи, многие авторы не пытаются систематизировать методы и приемы работы по коррекции и доказать эффективность их использования. Очень редко встречаются исследования, посвященные использованию мнемических методов и приемов, дающих эффект для достижения положительных результатов при решении проблем запоминания словесного материала. Данное положение определило актуальность исследования.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что несформированность умения пользоваться мнемическими приемами и методами задерживает формирование слухоречевой памяти у детей с ОНР. Использование приемов мнемотехники позволит повысить эффективность запоминания детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи словесного материала.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были определены и решены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Исследовать состояние слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

3. Сделать выводы.

Существует необходимость создания системы работы по коррекции слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В данной работе рассматривался вопрос об особенностях развития слухоречевой памяти, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. который описывается в литературе как довольно низкий.

Проведение констатирующего эксперимента в группе детей сообщим недоразвитием речи позволило сделать следующие выводы:

1. Наиболее развитой у этих детей оказалось опосредованное запоминание, что позволяет его использовать в качестве основы для формирования и развития мнестических процессов.

2. Анализ данных исследования показал, что более высокие показатели в методике «Опосредованное запоминание», где дошкольники использовали опорный сигнал – рисунок. Полученные факты дают нам основание утверждать, что детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня надо научить пользоваться опорным сигналом.

3. Необходима организация и апробация содержания коррекционной работы, направленной на развитие слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов мнемотехники.

Список литературы

ЛИТЕРАТУРА

1. Белова Р.А., Гриншпун Б.М. Нарушение речи у дошкольников. М., 1969.

2. Блонский П.П. Память и мышление. М., 1964.

3. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2001.

4. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 2000.

5. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушением речи. М.: Педагогика, 1990.

6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

7. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю память. СПб:, 2000.

8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.:АРКТИ, 2002.

9. Грановская Р.М. Восприятие и модели памяти. Л., 1974.

10. Даниленкова О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с не резко выраженным общим недоразвитием речи // Дефектология. 2000 №4.

11. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М., 1998.

12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990.

13. Зальцман Р. Обучение и память / Под ред. Б.А. Бенедиктова. Мн., 1989.

14. Истомина З.М. Развитие памяти. М.: Просвещение, 1978.

15. Кислова Т.Р. Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушениями речи // Дефектология. 1994. №6.

16. Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.: Секачев В.Ю., «Центр Гуманитарной Литературы «РОН»», 2001.

17. Кривовяз И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Дефектология. 1995. № 6.

18. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2001.

19. Левина Р.Е. Основы теории практики логопедии. М., 1968.

20. Леонтьев А.Н. Развитие памяти // Экспериментальное исследование высших психических функций. М., 1931.

21. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С. В 2-х частях. М.: Просвещение, 1989.

22. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998.

23. Лурия А.Р. Внимание и память: Материалы к курсу лекций по общей психологии. М., 1975.

24. Лурия А.Р. и современная психология / Под ред. Е.Д. Хомской, Л.С. 1982.

25. Лурия А.Р. и современная психология / Под ред. Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, Б.В. Зейгарник. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1982.

26. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1977.

27. Лурия А.Р. Материалы к курсу лекций по общей психологии. Вып.3. Внимание и память. М.: Изд. МГУ, 1975.

28. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М.: Педагогика. Т.1,1974; т.2, 1976.

29. Лурия А.Р., Юдович Ф.Л. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956.

30. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Спб., 1995.

31. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.

32. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.

33. Основы теории речевой деятельности / Под ред. Леонтьева А.А. М., 1974.

34. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2002.

35. Правдина О.В. Логопедия. М.: Просвещение, 1969.

36. Психология памяти / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. М., 2000.

37. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П. М.: Педагогика, 1999.

38. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни. М., 1989.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 53
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика