Курсовая работа

«Человеческий капитал и его роль в современной экономике»

  • 35 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ … 3

1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА … 6

1.1 Модели воспроизводства человеческого капитала в современной России6

1.2 Формирование человеческого капитала как главный ресурс инновационного развития экономики …. 11

2 ПРОТИВОРЕЧИЯ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ …. 17

2.1 Кризисные явления в развитии человеческого капитала в постсоветской России … 17

2.2 Интеллектуальные ресурсы как ключевой фактор развития человеческого капитала (на примере Уральского региона) ….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ … 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …. 35

Введение

В настоящее время в развитии экономики все большее значение приобретает человеческий капитал. Исследования показывают, что, как и в современном мире в целом, так и в России человеческий капитал является важнейшим компонентом национального богатства, поскольку достижения в области социально-экономического развития страны, уровень жизни населения во многом зависят от того, как он используется.

Согласно статистическим данным наиболее развитые страны, достигшие постиндустриальной стадии развития, располагают наибольшей долей накопленного человеческого капитала. Например, накопленный человеческий капитал в развитых странах уже в начале 90-х гг. XX в. в 1,5 раза превышал объем накопленного основного вещного капитала, а его вклад в прирост ВВП составлял примерно 60 %. В таких странах, как Германия, Япония, Швеция, по оценкам Всемирного банка, на долю человеческого капитала приходится 80 % общего накопленного капитала [18].

К важнейшим факторам, которые определяют современное состояние человеческого капитала, а значит, темпы и качество социально-экономи-ческого развития России можно отнести: социальный гуманизм, нравственное управление государственной власти и нравственное управление в государственных и коммерческих предприятиях, этическую экономику (хозяйственную этику), востребованное на основе своего содержания и качества профессиональное образование, культуру, высокие стандарты качества жизни и здоровья, формирование и применение ключевых способностей человека, создающих человеческий капитал, воспроизводство физического и психического здоровья населения, доступную и эффективную медицинскую помощь, развитую науку и инновационную деятельность, трудовую, предпринимательскую и социальную активность, рациональное, сберегающее использование любых ресурсов, в том числе минерально-сырьевых, рациональные взаимоотношения с природной средой. Но пока эти составляющие далеки от уровня, позволяющего создавать необходимое качество и количество человеческого капитала России и формировать эффективную экономику страны, об этом говорит сложившаяся демографическая ситуация, уровень образования и здоровья нации, занятость населения.

Россия по уровню человеческого развития отстает от развитых стран, что обусловлено, главным образом, современной демографической ситуацией, которая характеризуется сохранением длительных негативных тенденций в естественном движении населения: низкой рождаемостью и очень высокой (по сравнению с другими европейскими странами) смертностью, в том числе населения в трудоспособном возрасте и, прежде всего, мужчин.

В силу этих причин развитие человеческого капитала РФ и ее субъектов в течение двух последних десятилетий является неустойчивым. В настоящее время периоды значительного падения индекса развития человеческого потенциала постепенно сменяются некоторым ростом. Значительную роль в структуре человеческого капитала приобретает профессиональное образование населения РФ, показатели которого в некоторых случаях превышают показатели высокоразвитых стран. Для современного этапа развития также характерны нарастания профессионально-квалификационных диспропорций, наметившихся еще в советское время. Особенно обострилось противоречие между масштабами подготовки работников в высших учебных заведениях и невостре-бованностью многих из них на рынке труда. Высокий уровень безработицы, который отмечается особенно среди молодежи, ведет не только к обес-цениванию, утрате их человеческого капитала, но и влияет на количество браков, уровень рождаемости, разводов, длительная безработица способствует развитию депрессивного состояния [7, с. 17].

Таким образом, актуальность темы данной курсовой работы несомненна.

Объектом исследования в данной работе является человеческий капитал как ресурс экономического развития.

Предмет исследования: роль человеческого капитала в современной экономике.

Цель исследования: определить состояние человеческого капитала в условиях современной России, а также – роль интеллектуального ресурса как основного фактора развития человеческого капитала.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие главные задачи:

1) определить современное состояние и факторы, определяющие формирование и развитие человеческого капитала;

2) выявить противоречия в воспроизводстве человеческого капитала в современных условиях, а также и пути их разрешения.

Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава посвящена решению первой из указанных выше задач. При этом в ней рассматриваются модели воспроизводства человеческого капитала в современной России. Большое внимание уделено также проблеме формирования человеческого капитала как главного ресурса инновационной экономики.

Во второй главе решается вторая из указанных главных задач. В этой главе выявляются особенности и проблемы развития человеческого капитала в России в постсовесткий период – до настоящего времени. В главе также дается анализ роли интеллектуального ресурса как ключевого фактора развития человеческого капитала (на примере Уральского региона).

В заключении подведены основные итоги работы и даются обобщающие рекомендации.

Информационная база исследования:

1) труды, научные публикации российских авторов;

2) материалы Госкомстата РФ;

3) электронные ресурсы сети Интернет.

Заключение

1. Человеческий капитал - это наиболее ценный ресурс современного общества, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Проблема развития человеческого капитала связана с процессом инвестиции.

В статье проводится анализ процесса инвестирования в развитие человеческого капитала и определения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономических аспектов этого процесса.

Человеческий капитал является формой капитала, потому что представляет собой источник будущих доходов.

2. Человеческий капитал представляет собой сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и мотиваций, от-ражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности, приобретающей форму капитала в связи с непрерывностью процесса их накопления, используемых в сфере общественного производства, содействуя росту производительности труда и влияющий на рост доходов человека.

3. Человеческий капитал является динамической характеристикой. Его формирование происходит в течение всей человеческой жизни, что подтверждает и концепция непрерывного образования, и постоянное инвестирование индивидуума в свое здоровье и перемещения, связанные с поиском работы. Поэтому в определении лучше использовать «формирующийся» вместо «сформированный».

4. В человеческий капитал включаются следующие компоненты: капитал здоровья здорового образа жизни, капитал образования, капитал подготовки на производстве, научный капитал, капитал культуры, капитал обладания экономически значимой информацией, капитал миграции. Формирование и развитие человеческого капитала осуществляется посредством инвестиций. Каждой компоненте человеческого капитала соответствует свой вид инвестиций. Следует выделять три основных направления инвестиций в человеческий капитал:

1) расходы на образование;

2) расходы на здравоохранение;

3) расходы на мобильность.

5. Человеческий капитал с течением времени не только увеличивается, но и изнашивается как физически, так и морально. Стоимость человеческого капитала в процессе бытия экономически изменяется, так как устаревают знания индивидуума, т. е. его капитал амортизируется. Эмпирически обосновано, что в современном обществе срок обновления знаний составляет не более 5 лет.

Причем обесценивается не только запас знаний, но и опыт: исследования показывают, что занятость в недавнем прошлом служит позитивным сигналом для работодателей и облегчает выход из безработицы в сферу занятости.

6. Инвестирование в развитие человеческого капитала является ос-новополагающим фактором экономического роста страны и приносит высокую отдачу от инвестиций в будущем для индивидуума. Недостатки этого процесса должны уменьшаться при совершенствовании ин-ституциональной среды, и решению этой проблемы призваны помочь Приоритетные программы правительства России.

7. Трудность измерения влияния научных знаний на управление, коммерцию, производство определяется необходимостью проведения этой оценки в достаточно длительном периоде, при этом экономический эффект инноваций, требующих повышения уровня подготовки персонала, ощущается не всегда моментально, но может проявить эффект в будущем. Степень отдачи интеллектуальных инвестиций трудно прогнозировать ни по уровню, ни по срокам. Другой причиной сложностей оценки измерений является возможность получения нематериальных преимуществ применения знаний, либо возможность оценить их только косвенно. Так, применение в современной бухгалтерии новейших программ компьютеризации учета потребовал срочной переподготовки даже опытных работников и даже некоторой социальной напряженности после увольнения части высвободившихся кадров. Но со временем эти люди нашли свое место в малом и среднем бизнесе, чем вызвали повышение эффективности его деятельности и быстрое развитие.

Список литературы

1. Альван Х.А.А. Показатели состояния и развития человеческого капитала // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2009. - №1. – С. 103-110.

2. Балакин В.С. Человеческий капитал – решающий фактор движения к экономике, основанной на знаниях // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2008. - №21. – С. 7-13.

3. Балакина Л.П. Интеллектуальные ресурсы – главная составляющая развития человеческого капитала (на материалах Уральского региона) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2006. - №17. – С. 11-13.

4. Гадиева М.Б. Роль человеческого капитала в инновационном развитии экономики России: вызов времени // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2009. - №6. – С. 3-14.

5. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Формирование института взаимодействия власти и бизнеса по развитию человеческого капитала в современной России // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2009. - №4. – С. 172-182.

6. Замалетдинова Э.Н. Проблемы воспроизводства человеческого капитала в России // Актуальные проблемы экономики и права. – 2009. - №2. – С. 18-21.

7. Зенкина С.В. Современное состояние и факторы, определяющие развитие человеческого капитала в России // Социально-экономические явления и процессы. – 2009. - №3. – С. 16-20.

8. Казаков М.В. Человеческий капитал как фактор конкурентоспособности субъектов современного предпринимательства // Менеджмент сегодня. – 2009. - №6. – С. 384-388.

9. Карпова Н.В. О человеческом капитале современного предприятия // В мире научных открытий. – 2009. - №2. – С. 81-86.

10. Коваленок С.Е. Человеческий капитал: проблемы воспроизводства и развития на современном этапе // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2009. - №2. – С. 64-71.

11. Конарева И.В. Некоторые теоретические аспекты развития человеческого капитала // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2009. - №1. – С. 239-242.

12. Куторжевский Г.А. Человеческий капитал в стратегии социально-экономического развития России // Мир и политика. – 2009. - №29. – С. 73-87.

13. Куцына Е.И. Роль человеческого капитала в региональном развитии // Вестник Чувашского университета. – 2009. - №4. – С. 449-451.

14. Ложко В.В. Человеческий капитал – стратегический приоритет развития государства и региональных социально-экономических систем // Проблемы современной экономики. – 2008. - №2. – С. 65-68.

15. Николаев А.В. Человеческий капитал и формирующая его высшая школа как ключевые факторы развития современной экономики // Вестник экономической интеграции. – 2009. – Т. 1. - №1. – С. 52-60.

16. Нуреев Р.М. Человеческий капитал и его развитие в современной России // Общественные науки и современность. – 2009. - №4. – С. 5-21.

17. Савельева С.В. Роль человеческого капитала в современной рыночной экономике. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук: 08.00.01. – Самара: Сам. гос. эконом. ун-т, 2008. – 188 с.

18. Роль человеческого капитала в современной экономике Запада и России // h**t://seminarprof.r*.

19. Человеческий капитал в современной экономике // h**t://kbanqmuo.r*.

20. Шелепина О.И. Теоретические аспекты значения развития «человеческого капитала» в структуре факторов развития национального хозяйства // w*w.pdffactory.com.

Примечания

Отличная работа, написанная на заказ кандидатом экономических наук, преподавателем вуза.

Покупка готовой работы
Тема: «Человеческий капитал и его роль в современной экономике»
Раздел: Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика