Дипломная работа

«Организация профильного обучения истории в старшей школе»

  • 65 страниц
Содержание

Введение

Глава 1. Профильное обучение – необходимое условие и средство модернизации образования.

1.1. Проблемы развития старшей школы в современных условиях.

1.2. Идея профилирования старшей школы: отечественный опыт реализации в XX веке.

1.3. Особенности Концепции профильного обучения.

Глава 2. Профильное обучение истории в школе.

2.1. Цели и содержание профильного обучения истории в школе.

2.2. Проблемы организации учебной деятельности в условиях профильного обучения истории в школе.

2.3. Современный учебник истории для профильных школ.

Введение

Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой, в свою очередь, вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.

Необходимость перехода на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.» ,где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Цель данной работы – раскрыть место и особенности профильного обучения истории в системе современного образования.

В связи с этим выделяются следующие задачи:

 анализ научно-методической литературы и нормативных актов для того, чтобы дать полную картину концепции профильного обучения в школе;

 выявить проблемы старшей школы и показать, как профильное обучение помогает их решать;

 изучить предполагаемую структуру и систему профильного обучения истории в школе;

 показать образовательные возможности различных профилей при обучении истории в школе;

 осветить различные аспекты организации учебной деятельности в процессе изучения истории на профильном уровне.

Объект исследования – система профильного обучения в школе.

Предмет исследования – система обучения истории в профильной школе.

Методы исследования – анализ литературы, сравнительно-исторический, анализ и синтез системы профильного обучения.

Научная новизна работы заключается в осмыслении первых начинаний профильного обучения с позиций науки.

Вопросы, рассматриваемые в данной работе, в настоящее время очень актуальны для всех учителей профильных школ. Перед ними стоит сложная задача корректировки предметных курсов и теоретических разработок, по необходимости внесение изменений, уточнений и дополнений, поиск наиболее эффективных их вариантов. Система профильного обучения только начинает реализовываться и от того, как она будет изучена, зависит качество работы учителя и эффективность реализации.

Заключение

Профилизация старшей ступени общеобразовательной школы является одним из главных направлений модернизации российского образования. В нашей стране в течение продолжительного времени идет становление профильной школы по нескольким направлениям: развиваются школы с углубленным изучением отдельных предметов; отрабатываются модели связи школы с вузами; создаются школы и классы с профильным обучением.

Основная педагогическая идея профильного обучения заключается в том, чтобы придать системе образования индивидуализированный, личностный характер, а саму систему образования сделать более эффективной и качественной. Профильная система необходима в связи с новыми приоритетами, которые характеризуются сменой целевых ориентиров в системе общего образования, обусловленных произошедшими в Российской Федерации социально-экономическими, социально-культурными и другими изменениями.

Изучение истории на профильном уровне способствует расширению социального опыта учащихся, развивает умение критически анализировать полученную информацию, помогает определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности и дискуссионным вопросам истории. В связи с данными требованиями перед учителем, преподающим историю в профильной школе встают новые задачи и проблемы. Основными из них являются: отбор материала для базового курса предмета в различных профилях; технология преподавания истории в различных профилях; проблема выбора места профилизации (взаимодействие школ с необразовательными учреждениями); изменение системы оценок учащихся профильных классов (портфолио). Кроме того, школа должна быть обеспечена учебно-методическим комплексом по истории в русле разных профилей. Сегодня очевидно, что не только учебники по базовому предмету для различных профилей должны быть совершенно различными, но и даже рабочие тетради, хрестоматии, задачники и дидактические материалы также должны иметь иные принципы создания.

Меняются и требования, предъявляемые к учителю и к выпускнику профильной школы. Учитель должен хорошо разбираться в содержании профильного обучения, знать новые методологические концепции, применять новые формы процесса обучения. Выпускник должен уметь самостоятельно приобретать знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить; быть коммуникабельным контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях.

Соответственно меняется и роль школы. Одна из главных ее задач – это создание условий для формирования личности. Это те условия, которые призваны обеспечить следующие возможности: вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, совместная работа, сотрудничество при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения, предоставление свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого и аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможность ее всестороннего исследования, постоянное испытание своих интеллектуальных возможностей.

Профильное обучение является необходимым условием и средством модернизации российского образования, т.к. стремительно возрастает его роль, усиливается влияние на все сферы социальной жизни. Усиление роли знаний в общественном развитии, превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира. Эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образовательных систем различного уровня: от обычного общеобразовательного учреждения до международных проектов, охватывающих своим влиянием несколько стран.

В то же время существенно увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом.

Список литературы

1. Алексеева Л.П. Повышение квалификации преподавателей вузов России в условиях реформирования высшей школы / Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина, Л.Н. Агеева // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования: Обзорная информация / НИИВО. – 2002. – Вып.9.

2. Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории / Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 4.

3. Андреев А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л. Андреев // Педагогика. – 2002. - № 6.

4. Артемова Л.К. Профильное обучение учащихся в системе общего среднего образования. – М.: - Новокузнецк, 2002.

5. Бартенева Н.В., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская работа учащихся / Преподавание истории в школе, 2005, № 3.

6. Вяземский Е.Е. Проблемы перехода на старшей ступени средней школы к профильному обучению и пути их решения / Е.Е. Вяземский. Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно-методич. Материалов / Под ред. Е.Е. Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

7. Давыдов В.П. Теоретические и методологические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста / В.П. Давыдов, О.Х-А. Рахимов // Инновации в образовании. – 2002.- № 2.

8. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266 – 1 – ФЗ от 10 июля 1992., с изменениями и дополнениями. – М.: Издательство «Омега – Л», 2008.

9. Клименко А.В. и др. Проектная деятельность учащихся / Преподавание истории и обществознания в школе, 2002, № 9

10. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2000г.

11. Козленко С.И. О месте профильной школы в российской системе образования / Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно-методич. Материалов / Под ред. Е.Е. Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

12. Козленко С.И., Саплина Е.В. Профильное обучение и современные образовательные технологии. Курс лекций для дистанционного обучения / История, 2007, № 17 (833)

13. Козленко С.И., Саплина Е.В. Профильное обучение и современные образовательные технологии. Курс лекций для дистанционного обучения / История, 2007, № 18 (834)

14. Короткова М.В. Вопросы методологии и методики профильного исторического образования / Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно-методич. Материалов / Под ред. Е.Е. Вяземского. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

15. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - № 1.

16. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» № 2783 от 18 июля 2002г.

17. Методика создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: Письмо Минобразования России (с приложениями) // Официальные документы в образовании. 2002. – № 18.

18. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительством РФ от 4 октября 2000г. № 751).

19. «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования» №334 от 9 июня 2003г.

20. «Об утверждении плана графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана графика повышения квалификации работников в условиях введения профильного обучения» № 2757 от 26 июня 2003г.

21. «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» №1312 от 9 марта 2004г.

22. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № 1089 от 5 марта 2004г.

23. Образовательная политика России на современном этапе: Справка Госсовета России // Официальные документы в образовании. – 2002. - № 2.

24. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001.

Покупка готовой работы
Тема: «Организация профильного обучения истории в старшей школе»
Раздел: История
Тип: Дипломная работа
Страниц: 65
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика