Дипломная работа

«Технологии подготовки санаторно-курортной зоны к курортному сезону»

  • 89 страниц
Содержание

Введение.3

1 Теоретические подходы к применению технологий подготовки санаторно-курортной зоны к курортному сезону.6

1.1 Сущность курортного дела и место санаторно-курортной зоны в сфере оказания услуг населению.6

1.2 Нормативно-правовое регулирование организации санаторно-курортной помощи и управление курортами на различных уровнях управления в санаторно-курортных учреждениях.13

1.3 Технологии управления процессом обслуживания и качеством обслуживания туристов.23

2 Анализ технологии подготовки к сезону санаторно-курортной зоны на примере Пансиона «Черномор».35

2.1 Организационно-правовой статус организации.35

2.2 Организационно-экономическая характеристика деятельности.43

2.3 Технологии подготовки Пансиона к курортному сезону.54

3 Совершенствование технологий подготовки к сезону санаторно-курортной зоны.67

3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию технологии подготовки к сезону санаторно-курортной зоны.67

3.2 Обоснование предложенных мероприятий.74

Заключение.83

Список использованных источников и литературы.87

Приложения.90

Введение

Актуальность. Растущая экономическая значимость курортного дела, роль, которую оно играет в развитии общественного производства по мере перехода России к рынку, позволяют утверждать, что к настоящему моменту курортное дело сформировалось как вполне самостоятельная отрасль народного хозяйства со всеми основными отраслевыми признаками. Лечебный туризм занимает особое место в системе общемировых курортно-туристических отношений. По показателю человеко-дней пребывания лечебный туризм занимает менее 1% в общемировом туристическом обороте, а в структуре доходов – более 5%, т.е. является наиболее денежноемкой отраслью туризма. Во всем мире теоретики индустрии отдыха заняты поиском самых экзотических развлечений, но более всего ценится возможность восстановить здоровье во время увлекательных туристических маршрутов.

В Российской Федерации представлены курорты всех основных типов, где в лечебных, реабилитационных и профилактических целях используют комплексные схемы оздоровления, предусматривающие комплексное применение природно-климатических и преформированных физических факторов. В первую очередь, это относится к курортам смешанного типа, таким как климатобальнеологические и бальнеогрязевые, а также к курортам с использованием особых природных и климатических факторов, таких как нафталан, микроклимат подземных соляных пещер или шахт (спелеотерапия).

Развитие курортного дела приносит немалый прямой и косвенный (за счет смежных отраслей) экономический эффект. Специальные исследования показывают, что косвенное влияние курортно-туристской индустрии на экономику почти равно непосредственным результатам хозяйственной деятельности в этой сфере. Курортное дело обеспечивает создание новых рабочих мест и занятости, привлечение значительных капитальных вложений и их сравнительно быструю окупаемость. Помимо чисто экономических курортное дело несет и значительные социальные и культурные выгоды. Речь идет о влиянии курортного дела на оздоровление населения, рост культурной и общей просвещенности, его взаимопонимания между людьми рост и др.

Однако при неправильном управлении развитие курортов может нанести значительный вред: привести к ухудшению состояния окружающей среды при усилении туристских потоков, ряду социальных издержек для местного населения курортных регионов, выражающихся в снижении качества и уровня жизни, сезонности санаторно-курортной сферы, следствием которой являются неравномерная загрузка номерного фонда, колебания занятости и др.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что изучение теоретических аспектов технологии подготовки санаторно-курортной зоны к курортному сезону позволит определить ряд практических мероприятий по повышению ее эффективности и, как следствие привлечет большее количество клиентов в гостиничные предприятия санаторно-курортной зоны.

Цель исследования – анализ технологии подготовки к сезону санаторно-курортной зоны на примере Пансиона «Черномор» с целью дальнейшей разработки мероприятий по совершенствованию технологий.

Задачи исследования:

1. Изучение теоретических подходов к применению технологий подготовки санаторно-курортной зоны к курортному сезону.

2. Анализ технологии подготовки к сезону санаторно-курортной зоны на примере Пансиона «Черномор».

3. Разработка мероприятий по совершенствованию технологии подготовки к сезону санаторно-курортной зоны.

Методы исследования:

1. Анализ литературы по проблеме исследования.

2. Абстрактно-логический анализ.

3. Статистико-математический анализ.

Объект исследования. Частный пансион «Черномор» Индивидуальный предприниматель Келешян Седа Вагаршаковна (Туапсинский р-н, Краснодарский край).

Предмет исследования. Технология подготовки к сезону санаторно-курортной зоны.

Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют теорию менеджмента, маркетинга и экономики гостиничного предприятия в сфере разработки технологии подготовки к курортному сезону.

Практическая значимость. Результаты исследования позволяют на практике определить действия по определению технологии подготовки к курортному сезону санаторно-курортной зоны на примере туристско-гостиничного комплекса.

Теоретической базой исследования явились труды ученых и исследователей по проблеме формирования спроса на услуги гостиничных предприятий, таких как: Биржаков М.Б., Ветитнев А.М., Никифоров В.И., Чудновский А.Д., Саратовцев Ю.И., Панкратов Ф., Филипповский Е.Е. и др.

Информационной базой исследования явились материалы ЧП «Келешян» частный Пансион «Черномор», сети Internet и периодических изданий.

Структура работы обусловлена ее задачами и включила в себя: введение, три главы (первая глава – «Теоретические подходы к применению технологий подготовки санаторно-курортной зоны к курортному сезону», вторая – «Анализ технологии подготовки к сезону санаторно-курортной зоны на примере Пансиона «Черномор»» и третья – «Совершенствование технологий подготовки к сезону санаторно-курортной зоны»), заключение, список использованных источников и литературы (35 источников), имеет 14 таблиц, 2 рисунка и приложения. Общий объем работы составил 89 страниц.

Фрагмент работы

2.2 Организационно-экономическая характеристика деятельности

Частный пансион «Черномор» - современный отель, расположенный в Туапсинском районе Краснодарского края (категория отеля «1-а звезда»). Отличительной особенностью пансиона является оригинальное сочетание стиля и максимальной функциональности в оформлении интерьеров – от классики до модерна. Вне зависимости от выбранной категории номера, в номере присутствует современное оснащение и набор дополнительных услуг.

В данном разделе проведем анализ основных экономических показателей деятельности пансиона и отразим их в табл. 3.

Таблица 3 – Основные экономические показатели деятельности пансиона «Черномор»

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Абсолютное отклонение Темпы роста, %

.

По результатам таблицы 8, мы видим, что за рассматриваемый период происходит значительный рост производительности труда, на 66,5% что говорит о достаточно высокой эффективности использования трудовых ресурсов пансиона «Черномор».

В пансионе «Черномор» разработано положение об оплате труда.

Оплата труда обслуживающего и вспомогательного персонала на основании данного Положения производится исходя из месячных окладов. Система оплаты – сдельно-премиальная. Начисление заработной платы производится по тарифным ставкам за фактически отработанное время.

Оплата труда администрации – повременно-премиальная. Начисление заработной платы производится по должностным окладам за фактически отработанное время (табл. 9).

Таблица 9 – Фонд оплаты труда в пансионе «Черномор»

.

3 Совершенствование технологий подготовки к сезону санаторно-курортной зоны

3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию технологии подготовки к сезону санаторно-курортной зоны

На основе проведенного анализа существующих технологий подготовки к сезону санаторно-курортной зоны, было выявлено, что технологии подготовки к курортному сезону в Пансионе «Черномор» включают в себя целый комплекс различных мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей клиентов: осуществляется подготовка к курортному сезону начинается в Пансионе ежегодно в начале мая, разрабатываются планы по очистке пляжной территории, прилегающей к Пансиону, замене оборудования в Пансионе и контролю за его санитарным состоянием, повышению качества обслуживания и организации питания в Пансионе. Следовательно, мероприятия по совершенствованию технологии подготовки к сезону санаторно-курортной зоны на примере Пансиона «Черномор» будут направлены именно на совершенствование перечисленных аспектов деятельности.

1) Важным этапом является проведение ремонта, обновления меблировки номеров, своевременной замене оборудования в ресторане и баре Пансиона, а также разработки более приемлемой ценовой политики гостиничных услуг перед началом курортного сезона, т.е. руководству Пансиона «Черномор» необходимо пересмотреть свои тарифы на соответствующий период.

Персонал Пансиона «Черномор» является достаточно квалифицированным, но, некоторые опрошенные нами клиенты, все же остаются недовольными качеством обслуживания. И в данной ситуации, в целях повышения качества обслуживания, необходимо:

.

Заключение

Целью написания выпускной квалификационной работы явился анализ технологии подготовки к сезону санаторно-курортной зоны на примере Пансиона «Черномор» с целью дальнейшей разработки мероприятий по совершенствованию технологий.

В ходе написания работы были составлены следующие основные выводы:

― курортное дело – это совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов. Своеобразие санаторно-курортных услуг как сервисной сферы характеризуется следующими особенностями: неосязаемость, изменчивость качества, неотделимость от источника производства, неспособность к хранению. Санаторно-курортная зона – это зоны с определенным режимом, устанавливаемым в местах нахождения курортных учреждений, который регламентируется земельным или лесным законодательством РФ.

― государственная поддержка санаторно-курортной системы может осуществляться посредством: формирования адекватной законодательной базы, ускоряющей переход на рыночные отношения; предоставления субсидий отдельным курортам и их объединениям; внедрения льготных финансово-кредитных механизмов, организации специальных эколого-рекреационных зон; разработки комплексных программ развития отдельных курортов, с выделением наиболее социально значимых видов лечения и отдыха, включая детский и молодежный виды.

― обеспечение высокого уровня обслуживания туристов является одним из действенных видов участия предприятия в конкуренции на потребительском рынке, формирования его конкурентного преимущества. Управление процессом обслуживания туристов рассматривается как сложная совокупность решений, вырабатываемых менеджерами с учетом конкурентной позиции предприятия на потребительском рынке, стадии его жизненного цикла, имеющегося потенциала трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

― ЧП «Келешян» осуществляет свою деятельность в соответствие с существующими нормами и законодательством. Организационная структура управления гостиницы построена на принципе «единоначалия», где все решения принимает единственный руководитель и передает их «сверху вниз» по подразделениям.

― в целом характер развития частного пансиона носит интенсивный характер, т.е. обусловлен ростом качественных показателей, а финансовые ресурсы ЧП «Келешян» пансион «Черномор» используются очень эффективно. Также мы можем отметить и достаточно высокую эффективность использования трудовых ресурсов ЧП «Келешян» пансионат «Черномор».

― технологии подготовки к курортному сезону в Пансионе «Черномор» включают в себя целый комплекс различных мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей клиентов. Так, подготовка к курортному сезону начинается в Пансионе ежегодно в начале мая, разрабатываются планы по очистке пляжной территории, прилегающей к Пансиону, замене оборудования в Пансионе и контролю за его санитарным состоянием, повышению качества обслуживания и организации питания в Пансионе.

На основании составленных выводов были разработаны и обоснованы следующие рекомендации, направленные на совершенствование технологии подготовки к курортному сезону.

1) Важным этапом является проведение ремонта, обновления меблировки номеров, своевременной замене оборудования в ресторане и баре Пансиона, а также разработки более приемлемой ценовой политики гостиничных услуг перед началом курортного сезона, т.е. руководству Пансиона «Черномор» необходимо пересмотреть свои тарифы на соответствующий период.

Персонал Пансиона «Черномор» является достаточно квалифицированным, но, некоторые опрошенные нами клиенты, все же остаются недовольными качеством обслуживания. И в данной ситуации, в целях повышения качества обслуживания, необходимо:

2) Внедрение профессионального обучения. Обучение возможно посредством проведения семинаров, конференций, а также вполне возможно обучение сотрудников в ВУЗах по договору с предприятием и пр. Расходы на подготовку кадров пансиона должны рассматриваться не как издержки на рабочую силу, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания данного предприятия.

Данный аспект является также и мотивирующим фактором персонала, так как карьерное стимулирование сегодня все более привлекает внимание менеджеров серьезных фирм. Оно позволяет задействовать внутренний потенциал сотрудников, объединяя в себе целый комплекс мер стимулирования эффективного труда и развития профессионального потенциала сотрудников.

Практика планирования карьеры в гостиничных предприятиях включает совмещение личных ожиданий в области своей карьеры с возможностями, доступными в данной организации. Планирование карьеры предполагает определение средств для достижения желаемых результатов, включая формирование образцов карьеры в качестве средства достижения целей.

3) Основным этапом совершенствования технологии подготовки к курортному сезону Пансиона «Черномор» является внедрение новых технологий в деятельность Пансиона в целом. Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

В нашем случае, мы предлагаем выбрать имитационную стратегию, так как пансион «Черномор» имеет достаточно сильные рыночные и технологичные позиции. Имитационная стратегия будет применена в связи с тем, что у Пансиона нет потребности быть первым, и он скопирует основные потребительские свойства нововведения (в нашем случае системы управления качеством).

Выбор стратегии осуществляется также по каждому направлению, выделенному при постановке цели.

Упрощенная модель выбора разработана Бостонской консультативной группой и предназначена для выбора стратегии в зависимости от доли рынка и темпов роста в отрасли. В соответствии с этой моделью мы выбираем стратегию ограниченного роста.

Стратегия ограниченного роста – стратегическая альтернатива, которая характеризуется целями, установленными на уровне прошлых достижений с учетом инфляции, и используются в хорошо развитых отраслях со статичной внешней средой.

4) В последнее время в России отмечается устойчивый интерес к компьютерным интегрированным системам, способным обеспечить эффективное управление предприятием. Все чаще обсуждаются ERP, MRP, MRPII и др. Говоря о качестве производимой предприятием продукции, в первую очередь следует обсудить стандарт ISO 9000.

Интегрированная информационная система iRenaissance.ERP предназначена для комплексного управления предприятием, включая планирование и управление ресурсами, оказанием и предоставлением услуг, в том числе в рамках группы предприятия или даже отрасли, а также управления качеством оказываемых услуг.

Однако помимо собственно оказания и предоставления услуг, система iRenaissance.ERP позволяет осуществлять планирование, контроль и управление получением материалов, оборудования, складской деятельностью, перевозками и др. При этом осуществляются автоматический обмен данными между различными модулями, генерация необходимых документов (счетов, заказов, финансовой документации, а также аналитических материалов, необходимых руководству пансионата для принятия решений).

Предложенные нами мероприятия являются высоко эффективными и выявили рентабельность в 77,9%.

Список литературы

1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности» от 1996 г. - № 132-ФЗ. Собрание Законодательства.

2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 2007.

3. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки. – СПб.: Герда, 2009.

4. Бородин Ю. Система управления качеством услуг. // Электронный ресурс: h**t://w*w.pmuc.r*/jornal/number25/borodin.htm/.

5. Ветитнев А.М. Курортное дело. – М., 2006.

6. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

7. Гвишиани Д.М. Организация управления. – М.: Наука, 2008.

8. Гостиничное и ресторанное дело, туризм. Сборник нормативных документов / – Ростов-на-Дону, 2008.

9. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. Учеб. Пособие. – М., 2005.

10. Джанджугазова Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005.

11. Иванов В.В., Волов А.Б. Использование маркетинговых инструментов для управления гостиничным продуктом. // Пять звезд. Отели. Рестораны. Туризм. Журнал для профессионалов. – 2005. - № 3.

12. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учеб. пособие – Минск: Новое знание, 2008.

13. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2008.

14. Кириллов А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме / А.Т. Кириллов, Л.А. Волкова – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2007.

15. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Р.Б. Ноздревой. М.: ЮНИТИ, 2006.

16. Лесник А.Л., Чернышев А.В. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе. – М., 2009.

17. Лукичева Л.И. Управление организацией. Уч. Пособие / Л.И. Лукичева – М.: ОМЕГА-Л, 2006.

18. Международный стандарт ИСО 9004-2:1991. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Ч. 2: Руководящие указания по услугам / Пер. с англ., науч. ред. В.И. Галеев. — М.: Всерос. науч.-исслед. ин-т сертификации Госстандарта России (ВНИИС), 2005.

19. Менеджмент организации. Учебное пособие. / Под редакцией З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2007.

20. Мильнер Б.З., Евенко, Л.И., Раппопорт, В.С. Системный подход и организация управления / Б.З. Мильнер, Евенко Л.И., В.С. Раппопорт. – М.: Экономика, 2008.

21. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. // Вопросы экономики. - 2005. - № 2.

22. Саак, А.Э., Пшеничных, Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. – СПб.: Питер, 2007.

23. Саратовцев Ю.И. Технология туризма. – М., 2007.

24. Скобкин С.С. Экономическая стратегия развития гостиничного, ресторанного и туристского предприятия: учебное пособие / С.С. Скобкин. – М., 2009.

25. Скоробогатова Т.Н. К вопросу об отличительных особенностях услуги как объекта индивидуального потребления // Российское Предпринимательство. – 2008. - № 4.

26. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах. Уч. пособие / А.В. Сорокина. – М.: ИНФРА-М, 2006.

27. Титова Н.Л. Разработка управленческих решений: курс лекций. – М., 2007.

28. Туризм и гостиничное хозяйство. / Под ред. Шматько Л.П. – М.: МарТ, 2005.

29. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник / Под ред. Проф.,д.э.н. Чудновского А.Д. – М.: ЭКМОС, 2007.

30. Уонг У. Сравните комплексное управление качеством и реорганизацию системы ведения бизнеса. // Бизнес-консультант. – 2005. - № 1.

31. Управление персоналом организации: Учебник. / Под ред. Кибанова А.Я. – М.: ИНФРА – М, 2008.

32. Филиппов А.А. Менеджмент организации / А.А. Филиппов. – Томск: Томич, 2005.

33. Филипповский Е.Е., Шмарова А.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. – М., 2009.

34. Энциклопедия туризма: Справочник. / АВТ-сост. И.В.Зорин, В.А.Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2006.

35. Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства / Г.А. Яковлев. – М.: Изд-во РДЛ, 2006.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика