Дипломная работа

«Ограничение политических прав граждан»

  • 71 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОГРАНИЧЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

§ 1.1. Понятие и виды конституционных прав граждан

§ 1.2. Понятие и способы ограничений конституционных прав

ГЛАВА 2. ОГРАНИЧЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ

§ 2.1. Общая характеристика избирательных прав граждан как правовой категории

§ 2.2. Ограничения избирательных прав - цензы в Российской Федерации

§ 2.3. Защита избирательных прав. Роль Конституционного Суда РФ при реализации защиты избирательных прав

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ПО ЭКСТРЕМИЗМУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Введение

Согласно ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Таким образом, Конституция закрепляет выборы, как важнейший институт современной Российской государственности, изучение данного института, поиск недостатков и способов их устранения представляет не только и не столько интерес для научного сообщества, сколько является гражданской обязанностью ученых. Избирательное право в целом и избирательные ограничения в частности освещались такими учеными как Иванченко, Козлова, Постников и др. Однако мной не обнаружено научных трудов, которые бы изучили избирательные ограничения не только внутри них самих, а во взаимодействии с другими отраслями права. Именно поэтому мной (Автором) выбрана данная тема дипломной работы.

Объектом исследования данной работы является комплекс отношений, складывающийся в результате реализации закрепленного Конституцией РФ избирательного права.

Предмет исследования – сущность и содержание избирательного права и состояние его осуществления, а также сущность его ограничения в РФ.

Данная дипломная работа содержит несколько глав.

В первую очередь работа содержит общенаучную обзорную часть конституционных прав граждан и характеристику их ограничения. При рассмотрении первой части работы была поставлена основная цель, ставшая ключевой для всей работы, а именно – анализ ограничения избирательного права, а также поиск решения проблем, связанных с этими ограничениями.

Исходя из поставленной цели, целесообразно выделить следующие задачи данной работы:

- определить содержание конституционных прав граждан, а также анализ их ограничения;

- исследовать формы и стадии реализации избирательного права;

- определить особенности социально-юридического механизма реализации избирательного права, анализ системы его гарантий и защиты;

- проанализировать современное российское законодательство,

фиксирующее избирательное право граждан, а также установить его соотношение с международно-правовыми актами, закрепляющими данное право;

- раскрыть понятие избирательного ценза, выявить его соотношение с международным законодательством;

- определить пути совершенствования российского законодательства об избирательном праве граждан РФ.

Вторая глава раскрывает понятие ограничения избирательных прав граждан, т.е. переходит к непосредственному предмету исследования, в ней раскрывается понятие термина «ценз», «избирательный ценз», международная практика применения цензов, нормативная база избирательных ограничений в России.

Третья глава работы представляет собой рассмотрение особенностей экстремистской деятельности, а также ограничение прав из-за ее ведения.

Автором предложены пути решения выявленных проблем. В качестве примера приведена судебная практика, подтверждающая необходимость внесения изменений в законодательство, т.к. сами суды понять замысел законодателя не сумели.

Отдельным дополнением к данной работе идет предлагаемый автором проект глобальных реформ избирательной системы, а именно упразднения государственной думы и законодательных органов субъектов федерации, переход к мажоритарной системе выборов, объединения муниципального и государственного уровня законодательной власти. Создания подобия «Юрисстага» , по примеру основоположников пандектики, ФРГ.

Заключение

В настоящее время избирательная система Российской Федерации являясь частью всей правовой системы испытывает множество проблем, порожденных впрочем, её сущностью. Иными словами сложившаяся система не отвечает требованиям разумности, рациональности и смыслу ст.3 Конституции.

В ходе работы Автором были разработаны следующие виды меры совершенствования избирательной системы РФ:

1. Поднять возрастной ценз избирателей до 25 лет в виду того, что биологически и психологически личность формируется полностью только к указанному возрасту;

2. Образовательный ценз - предлагается ввести ввиду невозможности адекватного восприятия реальности и сильного влияния популизма на необразованных граждан. Лишь обладая, по меньшей мере, средне - профессиональным образованием, гражданин вне зависимости от типа профессии получает необходимые аналитические навыки.

Для того чтобы не инициировать пересмотр Конституции, увеличить возраст избирателей возможно путем введения дополнительных цензов, которые на практике реализуют данную задачу. Введение образовательного ценза на уровне средне – специального (неполного высшего) образования позволит поднять возраст избирателей до 20-21 года. В случае же если молодой человек по тем или иным причинам достиг оговоренного уровня образованности ранее своих сверстников, является случаем исключительным, и прямое увеличение возрастного ценза было бы для указанных граждан несправедливым и необоснованным.

3. Избирательные комиссии предлагается наделить полномочиями по инициированию судебного процесса о признании гражданина недееспособным. Вопрос о проблематичности лишения избирательных прав лиц страдающих алкогольной и наркотической зависимостью в данной работе не ставится т.к. является в большей степени вопросом гражданского права. До принятия соответствующих поправок, избирательным комиссиям предлагается заключить договоры о сотрудничестве с органами опеки и попечительства.

4. Необходимо ввести имущественный ценз - это обусловлено необходимостью оздоровить банк избирателей, очистить его от лиц без определенного места жительства, тунеядцев, прочих безответственных личностей. Имущественный ценз вопрос деликатный. Чрезмерное завышение планки может спровоцировать социальный конфликт. Необходимо учитывать тот факт, что отдельные категории граждан в силу преклонного возраста, физических недостатков (последнее, впрочем, достаточно условно) не могут увеличить свой уровень благосостояния. При этом законный, облагаемый налогом, доход избирателя может рассчитываться по аналогии с доходами лиц, претендующими на вид на жительство. После принятия соответствующих поправок, при формировании списков избирательным комиссиям следует индивидуально подходить к вопросу об исключении из списков граждан, чей доход менее прожиточного минимума на каждого члена семьи, однако имеющих уважительные причины. О решении комиссии в случае исключения гражданина из списков избирателей, последнего необходимо заблаговременно уведомить с разъяснением порядка обжалования.

5. Всеобщий ценз - Отдельным дискуссионным вопросом является всеобщее ограничение политической ориентации в Российской Федерации. Принимая и поддерживая всеобще принятые идеалы толерантности, Автор, тем не менее, не может согласиться с запретом деятельности политических организаций, признанных экстремистскими. А так же с запретом, на регистрацию в качестве кандидатов лиц, признанных виновными в вышеуказанных преступлениях/правонарушениях. Разрешение избирать, но не быть избранными, уже в настоящее время кажется нелогичным и непоследовательным. Отречение от политической активности нацистов, экстремистов и.т.п. должно быть либо комплексным, либо отсутствовать в принципе. С позиции Автора, избиратели, отобранные с предлагаемыми цензами должны иметь абсолютное право, внутри своего общества на политическую ориентацию. В случае если, здравомыслящее, взрослое, работающее население примет на голосовании решение о нацистской ориентации своего государства, то такое решение должно быть реализовано вне зависимости от воли мирового сообщества. Именно это на взгляд автора отличает действительное государство от бутафорного. Маловероятно, что на практике Российская Федерация станет нацистской страной, однако возможность преобразования из светского государства, с объявлением государственной религии, исключать нельзя. Единственно верным Автор считает максимально свободное распространение любой информации на территории демократического государства провозгласившего принцип политического плюрализма. Население должно иметь полную возможность определять курс своего развития, нынешние же решения законодателя направлены на полное запрещение нежелательных политических позиций, что с одной стороны свидетельствует о недоверии законодателя избирателям, что в свою очередь небезосновательно по вышеприведенным причинам, с другой стороны ограничивает им же провозглашенный принцип плюрализма. Управомоченный по правам человека в России Владимир Лукин в интервью корреспонденту "Российская газета" (Федеральный выпуск №4593 от 20 февраля 2008 г.) так же обозначил данную проблему: «Как отличить борьбу с терроризмом и экстремизмом от подавления инакомыслия? Это не только российские проблемы, и ответов на них пока нет».

6. В дополнение к настоящей работе Автор предлагает реформировать институты непосредственной демократии. Существование центральных представительных органов в настоящее время не представляется необходимым. Организация муниципальных выборов по мажоритарной системе позволила бы значительно сократить расходы бюджетов на проведение выборов. Ликвидация Государственной Думы, Совета Федерации, законодательных органов субъектов федерации, позволит принимать региональные и федеральные акты, путем голосования муниципалитетов. Современные средства связи позволят депутатам, постоянно находится на своем участке, прислушиваться к гражданам. Немаловажно и то, что избиратели смогут более активно участвовать в делах всей федерации, т.к. избранный в муниципалитете депутат, постоянно встречающейся с гражданами, будет лично знаком с политически активным населением. В то же время речь идет лишь о законодательной власти. Муниципалитетам регионов предлагается избирать нескольких 2-3 наиболее авторитетных юристов (бывших или действующих судей, прокуроров, профессоров, адвокатов) для направления в постоянное действующее на уровне федерации и регионов подобие германского «Юрисстага», т.е. орган, обладающий собственной законодательной инициативой, рассматривающий иные законодательные инициативы. Наличие такого органа на федеральном и региональном уровне позволит составлять юридически грамотные законопроекты, для направления на голосование муниципалитетов. В случае отказа в реализации законодательной инициативы муниципалитета, такой орган выносит обоснованное решение, на региональном уровне оказывает консультационную помощь муниципалитетам по вопросам местного значения, в случае внесения прокурорского представления о несоответствии муниципального акта законодательству приводит акт в соответствующий вид, если это возможно. Кандидаты в «Юрисстаг» представляют муниципалитетам программу действий в потенциальной должности. Электронное голосование по необходимости может дублироваться почтовым.

По итогу исследования Автор пришел к следующему выводу: причина низкой явки избирателей кроется в том, что избирательное право воспринимается гражданами как естественное, неотчуждаемое право, а следовательно нет причин его ценить. Предложенные выше меры позволили бы сделать избирательное право привилегией.

Надеяться на глобальное реформирование избирательной системы в ближайшее время не приходится. Однако ограниченные изменения могли бы быть. В частности создание «Юрисстага», заключение соглашения о координации деятельности между избирательными комиссиями и органонами опеки и попечительства, медицинскими учреждениями в сфере регулярного мониторинга банка избирателей.

В сфере черной агитации, фальсификации преступлений/правонарушений экстремистской деятельности проблемы возможно решить лишь путем серьезного изменения административного и уголовного законодательства. Более реальным является обращение избирательной комиссии в прокуратуру с просьбой реализовать право прокурорской законодательной инициативы, в целях уточнения положений указанной выше статьи КоАП. Введение дополнительных же цензов представляется более сложным, требующем всесторонней оценки «Юрисстагом», дополнительно поясняю, «Юрисстаг» призван не дублировать функции представительных органов и прокуратуры, а осуществлять функции консультационной, согласительной инстанции.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации 1993г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации 1994г.

3. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации 2002г.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996г.

5. Кодекс об Административных правонарушениях Российской Федерации 2001г.

6. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ от 12.06.2002

7. Федеральный закон «О выборах президента Российской Федерации» №19-ФЗ от 10.01.2003

8. Курс лекций «Вещное право» Суханов

9. Колюшин Е. И. «Конституционное право России». М. Изд-во. МГУ. 1999. С. 143.

10. «Государственная Дума в России в документах и материалах». М. 1957. С. 273.

11. Лазаревский Н. И. «Русское государственное право». Т. 1. Сбп. 1912. С. 462.

12. Лукина Ю.С. – понятие и цели ограничения свобод человека в Российской Федерации /Научные публикации филиала РГСУ в г. Красноярске. 2010.

13. «Строительство Советского государства»: Сб. статей. М., 1972. С. 64.

14. «Конституционное право». Отв. Ред. А. Е. Козлов. - М.: Изд-во БЭК, 1996. С. 266.

15. «Собрание актов Президента и Правительства РФ». 1993. № 39. Ст. 3597.

16. Алахичева Л. Г. «Конституционные основы соотношения федерального и регионального избирательного законодательства» // Журнал российского права. 1999. № 9. С. 9-14.

17. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., «Проспект», 2010 год, С.15

18. «Собрание законодательства Российской Федерации (далее СЗ РФ)».2002. № 24. Ст. 2253.

19. Постников А. Е. «Избирательное право России». М.: Изд. Группа Инфра. М-НОРМА, 1996. С. 211

20. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. «Конституционное право России». М. 1999. С. 312.

21. Иванченко А. В. «Избирательное право и избирательный процесс в Р. Ф.». М. 1999. С. 29-31.

22. «Ведомости СНД и ВС. 1993. № 32. Ст. 1227».

23. «Вестник ЦИК РФ. 1997. № 9».

24. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан

25. Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения.1992-1996 / Составитель и отв. Редактор д.ю.н. проф. Т.Г. Морщакова – М.:

26. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм. и доп. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1999.

27. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Отв. Редактор – доктор юридических наук А.В. Иванченко. – М.: Издательство НОРМА, 1999.

28. Туманова Л.В. Проект нового ГПК РФ о рассмотрении избирательных споров

29. Журнал российского права. 1998. № 3.

30. Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992 – 1996 / Составитель и отв. Редактор д.ю.н. проф. Т.Г. Морщакова – М. Новый Юрист, 1997.

Примечания

Требует доработки

Покупка готовой работы
Тема: «Ограничение политических прав граждан»
Раздел: Конституционное право РФ
Тип: Дипломная работа
Страниц: 71
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика