Контрольная работа

«Античная и средневековая философия, общее и особенное.»

  • 25 страниц
Содержание

Введение 3

1. Основные направления и проблемы античной философии 4

2. Средневековая философия 12

2.1 Патристика 13

2.2. Переход от патристики к схоластике 15

2.3 Схоластика 16

2.4 Основные проблемы средневековой философии 18

3. Соприкосновение античной и средневековой философии 20

Заключение 24

Библиография 25

Введение

Целью написания данной работы является расширение, углубление и закрепление знаний, полученных по предмету «Философия»

С этой целью необходимо раскрыть вопрос: античная и средневековая философия, общее и особенное.

Для этого необходимо подробно рассмотреть античную и средневековую философию, выяснить какие в них существуют направления и какую проблематику они затрагивают, а так же определить какие среди них преобладают.

Далее следует отметить, что схожего, и какими отличиями обладают подходы к философии в античное время и в эпоху средних веков.

Данная тема наиболее интересна тем, что несмотря на схожесть и преемственность античной и средневековой философии, существует между ними и не мало различий, возникших в результате прогресса в области наук и развития представления людей о мире.

Античная и средневековая философия явились мощным импульсом к развитию человечества для своих современников, как в античные времена, так и в средние века, философам того времени удалось переломить столетиями устоявшееся мировоззрение, заставить людей не только задуматься, но и посмотреть на окружающий мир по новому.

Поэтому рассматривая общее и различное в античной и средневековой философии мы фактически изучаем развитие человеческой мысли и философии как науки.

Фрагмент работы

1. Основные направления и проблемы античной философии

Слово "философия" происходит от греческих "phileo" (люблю) и "sophia" (мудрость) и означает любовь к мудрости. [3]

Традиционно развитие греческой философии рассматривается как единый цикл от ее зарождения (VI в. до н.э.), через расцвет и зрелость (V-IV вв. до н.э.), к упадку.

Период классики в античной философии опирается на представление о цельном чувственно-материальном Космосе как объекте философских размышлений. Этап ранней классики (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Парменид, Анаксагор, Демокрит) характеризуется интуитивным рассмотрением чувственно-материального космоса. Это своеобразная интуитивная натурфилософия.

Поиски первоэлементов мира ведутся здесь в материальных, реальных, осязаемых органами чувств вещах, явлениях и стихиях, окружающих человека. Человек живет на земле, это его основа, поэтому безусловно верным было бы предположить, что это и основа Космоса. Однако земля неподвижна, а мир движется, значит, должны быть основы этой текучести мира, и их находят в воде и воздухе. Но и земля, и вода, и воздух как бы всегда присутствуют, всегда есть, а в мире существует еще смерть и уничтожение, и в качестве стихии, отражающей данные процессы, выбирается огонь, подвижный и тонкий элемент материи. Кроме того, требовалось еще и некоторое менее конкретно-чувственное представление, отражающее вечность мира и материи. В качестве такового выступает эфир как особая разновидность огня-света.

Философы понимали, что любое явление, любой исследуемый объект многообразен и обладает свойствами, которые не всегда могут быть обнаружены чувствами. Поэтому ионийской традиции Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, разрабатывающей учение о физической материи как первичной по отношению к форме, противостоит пифагорейская традиция, в которой важное место занимает форма, с помощью которой материя, обладающая потенциальными свойствами, становилась конкретным предметом (оформлялась). Реализацией этого представления стало пифагорейское учение о числах.

Представители элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон и другие) утверждали, что форма первична. Напротив, философы атомистического направления (Левкипп, Демокрит) на первое место ставили материю. В ходе дискуссий возникает синтетическое направление, в рамках которого предпринимается попытка связать материю и форму, множественность и единство и рассмотреть их как взаимопереходящие друг в друга. Эмпедокл рассматривал такой переход как результат осуществляющихся с определенной периодичностью космических переворотов. Диоген Аполонийский, напротив, - как постепенный переход одного в другое.

В результате философских споров сформировалось то, что мы сейчас называем основным достижением античности, а именно диалектика как такой метод рассмотрения объектов, при котором видится единство противоположных сторон и представляется возможность синтетического, объединяющего рассуждения о многообразии окружающего нас мира, о разнородности процессов в нем.

Одно из центральных мест в античной философии занимает учение о Логосе. В обыденном значении "логос" - не что иное, как просто речь, а также беседа, суждение, решение или даже общий математический смысл, порядок. Кроме того, в греческой традиции логос рассматривался как жанр прозы, отличной от поэзии, а люди, работающие в данном прозаическом жанре, назывались логографами. В античной драме логос обозначал диалог действующих лиц в отличие от хорового выступления. Однако в современную культуру входит иное понимание данного термина в античности, прежде всего его философская интерпретация. И здесь логос означает процесс рационального (логического) проникновения мыслящего человека в смысл явлений, противостоящий нерациональному мышлению.

Заключение

В данной работе был освещен вопрос: античная и средневековая философия, общее и особенное.

В процессе работы было рассмотрены этапы развития античной (прежде всего греческой) философии. При этом следует отметить, что она всегда рассматривается как единый цикл от ее зарождения, через расцвет и зрелость к упадку. К периоду классики античной философии принадлежат такие выдающиеся теоретики, как Фалес, Гераклит, Пифагор, Демокрит и другие (сторонники интуитивной натурофилософии). Кроме того известна элейская школа (Ксенофан, Парменид), в которой утверждалось, что форма первична (материя на первом месте). К поздней классике принадлежат учения Аристотеля. Сформировались диалектика, учение о Логосе, появились такие направления философской мысли, как эпикуреизм и стоицизм, скептицизм.

Так же была рассмотрена средневековая философия. Ее специфика была обусловлена возникновением и развитием христианства. Здесь выделяют следующие этапы:

1. патристика;

2. переход от патристики к схоластике;

3. схоластика.

В различные периоды существовало многообразие взглядов и подходов к проблемам философии, где появлялись новые направления, школы, с фигурировавшими именами известных людей античного мира и периода средневековья.

В результате проведенной работы были закреплены, углублены и расширены теоретические знания по заданной теме.

Список литературы

1. Волкова А. Н., Горнев Р. Н. История философии: Учеб. пособие для вузов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001.

2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004.

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия: Учебник. – М.: Пермский университет, 2000.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика