Дипломная работа

«Краеведческое просвещение как средство социализации личности»

  • 71 страниц
Содержание

Введение….3

Глава I Теоретические аспекты социализации личности младшего школьника….7

1.1.Современное состояние проблемы социализации….7

1.2.Особенности социализации личности младшего школьника…12

1.3. Критерии, средства измерения уровня социализации личности младших школьников….18

Выводы по I главе….28

Глава II Пути и средства краеведческого просвещения в социализации личности младших школьников….30

2.1. Краеведческое просвещение в процессе обучения….30

2.2. Методы, формы и средства краеведческого просвещения в воспитательном процессе….37

2.3. Включение младших школьников в исследовательскую работу краеведческой направленности….44

Выводы по II главе….57

Заключение….59

Список литературы….61

Приложения.…65

Введение

С позиций современных научных подходов к рассмотрению личности, проблема социализации является одной из актуальных не только в психологии, но и в социологии, педагогике и философии. Внимание к данной проблеме легко объяснимо: человек, лишенный возможности социализации, не может полностью реализовать себя, свои возможности, способности. Наглядным примером тому является история семьи старообрядцев Лыковых, которые долгое время жили одни в тайге, не общаясь с цивилизацией. Встреча с людьми обернулась для этой семьи трагедией. Поэтому без действия процессов социализации невозможно вхождение человека в социальную среду, освоения им опыта и правил взаимодействия с окружающей действительностью.

Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка открываются возможности для становления социального опыта и оценки. Взрослые могут использовать различные средства социализации личности младшего школьника, одним из которых является краеведческое просвещение.

Современное российское общество переживает сложное время, когда рушатся прежние устои, меняются социально – экономические, политические основы. Все это затрудняет процесс социализации учащихся. Но любовь к родному краю, ощущение своей причастности к нему является тем духовно – нравственным стержнем, который помогает человеку пережить все трудности.

Роль знаний учащихся истории своего края, его культуры, искусства, промышленного потенциала в становлении их полноправными членами общества и определила актуальность темы нашего исследования: «Краеведческое просвещение как средство социализации личности младшего школьника».

Проблема исследования: каковы содержание, формы и методы краеведческого просвещения, обеспечивающие усиленную социализацию личности младшего школьника.

Противоречие в решении данной проблемы состоит в том, что несмотря на понимание необходимости способствовать социализации младших школьников в обществе, в начальной школе уделяется недостаточное внимание краеведческому просвещению учащихся.

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить на практике пути и средства краеведческого просвещения в социализации личности младшего школьника.

Объект исследования: процесс социализации личности младшего школьника.

Предмет исследования: пути и средства осуществления краеведческого просвещения в социализации личности младшего школьника.

Гипотеза исследования: социализация личности младшего школьника средствами краеведческого просвещения будет эффективной, если:

• осуществляется краеведческое просвещение в процессе обучения;

• в ходе воспитательного процесса используются методы, формы и средства краеведческого просвещения;

• осуществляется включение младших школьников в исследовательскую работу краеведческой направленности.

Исходя их цели, гипотезы, с учетом специфики предмета исследования, решались следующие задачи:

1. Проанализировать современное состояние решения проблемы социализации в научной литературе и определить особенности социализации младшего школьника.

2. Определить критериально – оценочный аппарат уровней сформированности социализации личности младшего школьника.

3. Апробировать активные средства краеведческого просвещения в социализации личности.

Методологическую основу исследования проблемы социализации составили:

- философские учения;

- теория развивающего обучения;

- идеи гуманизации образования.

Для реализации цели исследования и поставленных задач использовались следующие методы:

- аналитические (анализ литературы по проблеме исследования);

- диагностические (наблюдение, контент-анализ, тестирование);

- эмпирические (педагогический эксперимент);

- статистической обработки результатов исследования.

Исследование проводилось с сентября 2006 года по апрель 2007 года и включало три этапа: на первом, поисково-теоретическом этапе (сентябрь – декабрь 2006 года), осуществлялся анализ литературы по теме исследования, в ходе которого были определены теоретические аспекты социализации личности младшего школьника; научный аппарат исследования; составлена программа и методика констатирующего и формирующего экспериментов.

На втором поисково-эмпирическом этапе (январь – первая половина марта 2007 года), были определены критерии, показатели и средства измерения уровней сформированности социализации, отобран контингент учащихся (исследование проводилось на базе МОУ Средняя общеобразовательная школа № 55) – два класса 3 «а» и 3 «б» в качестве контрольного и экспериментального. Первый констатирующий эксперимент был осуществлен в конце декабря 2006 года: в отобранных классах нами в сотрудничестве с учителями проведены тестирования, детьми написаны сочинения на тему «Мои одноклассники». По результатам эксперимента уточнены характеристики сформированности социализации. В ходе формирующего эксперимента проверялись положения гипотезы. Основу эксперимента составили уроки с использованием материала природного, исторического, искусствоведческого краеведения, ролевые игры, творческие конкурсы, экскурсии, конференция, поисковая исследовательская деятельность детей, коллективная творческая деятельность.

На третьем, заключительном этапе (вторая половина марта 2007 года), проводилась качественная и количественная обработка результатов эксперимента, уточнялись рекомендации по осуществлению воспитательно– образовательного процесса, способствующего социализации личности школьника средствами краеведческого просвещения.

Теоретическое значение исследования состоит в обосновании использования краеведческого просвещения в целях повышения эффективности процесса социализации личности младшего школьника; в определении активных практико – ориентированных средств осуществления краеведческого просвещения в воспитательно – образовательном процессе.

Практическое значение исследования заключается в экспериментальной проверке путей эффективного формирования опыта школьников через систему творческих заданий краеведческой тематики.

Заключение

Обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования позволило сделать следующие выводы:

1. выявлены теоретические предпосылки формирования опыта социализации; возможности воспитательно-образовательного процесса с использованием активных средств краеведческого просвещения в социализации младших школьников.

2. Определили и охарактеризовали оставляющие компоненты социализации личности младших школьников.

3. Выделен критериально - оценочный аппарат, с помощью которого удалось провести первый и второй констатирующий эксперименты с целью получения данных об уровнях сформированности социализации младших школьников до и в конце формирующего эксперимента.

4. Определенные активные практико-ориентированные средства краеведческого просвещения оказали эффективное и благоприятное воздействие в ходе формирующей работы на процесс социализации личности младших школьников в экспериментальном классе.

5. Эффективность воздействия средств краеведческого просвещения на процесс социализации зависит от определенных педагогических условий. В нашем случае, это осуществление работы в трех направлениях: обучение, воспитание, творчество, но это не ограничение, школьное воспитательное пространство должно стать специально организованной средой, где действует широкий и разнообразный арсенал индивидуальных и групповых форм работы, коллективная жизнь, адаптированные важные и сложные жизненные явления. Нам представляется важным формирование социального опыта школьников за пределами привычных категорий учебного процесса, для этого специально создавать ситуации, которые ребенок воспринимал бы как яркое запоминающееся событие, где происходит переживание момента единения с другими людьми, с их творчеством, природой. С учетом гуманизации образования необходимо стремиться к тому, чтобы дети сами определяли приоритеты своих действий, пробовали, искали, выбирали, т.е. обладали правом выбора. И последнее, самое важное условие – развивать у детей интерес к своему внутреннему миру, закладывать основы личностного самоопределения средствами краеведения.

Таким образом, результаты теоретического и экспериментального исследования подтверждают справедливость выдвинутой нами гипотезы.

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] /Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1998.- 456с.

2. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1998. – 320 с

3. Андреева, Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии [Текст] / Г.М.Андреева. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 264с.

4. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М.Андреева – М.: Владос, 1999.- 488с.

5. Аношина, Н.И. С любовью к родному городу [Текст] /Н.И.Аношина // Начальная школа. – 2004.- №2.- С.52-54.

6. Борисов, Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. [Текст] / Н.С.Борисов - М.: Просвещение, 1982.- 224с.

7. Газман, О.С. Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию XXI века [Текст] / О.С. Газман // Новые ценности образования: забота – поддержка – консультирование. – 1996. – Вып. 6.- С. 25-31

8. Дрешина, Е.И. Воспитываем любовь к малой родине [Текст] /Е.И. Дрешина. // Начальная школа. – 2004.- №5.- С.19-22.

9. Дюркгейм, Э. Метод социологии [Текст] / Э. Дюркгейм. – Киев: Харьков, 1999. – 256 с.

10. Ермолаева, Л.К. Краеведение в начальной школе: проблемы, поиски [Текст] /Л.К.Ермолаева, Н.Г. Гаврилова// Начальная школа. -1999.- №1.- С.27-40.

11. Иванова, Н.В. Возможные приемы организации сотрудничества младших школьников с учителем и родителями во внеучебной деятельности. [Текст] / Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2006.- №3.- С.16-19.

12. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! [Текст] /В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л. Селиванова – М.: Педагогика, 1996. – 168с.

13.Кимборович, Л. Люби свой край и воспевай [Текст] / Л. Кимборович // Начальная школа. – 2000. №10.- С.28-31.

14. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива. [Текст] / Я.Л.Коломинский – Минск, 1969. – 322с.

15. Кон, И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива [Текст] / И.С. Кон. – М.: Наука, 1988. – 320 с.

16. Кон, И.С. Социология личности [Текст] / И.С. Кон. – М.: Наука, 1967. – 240 с.

17. Краеведение [Текст] / Под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1990.- 158с.

18. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] /М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. – 344с.

19. Лушина, Е.А. Уроки-исследования [Текст] / Е.А. Лушина // Начальная школа. – 2001.- №8.- С.62-65.

20. Макеева, С.Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника [Текст] / С.Г.Макеева //Начальная школа.- 1999.- №4.- С.53-59.

21. Морозова, Е.Е. Эколого-гражданский проект «Зеленая аллея памяти» [Текст] / Е.Е.Морозова // Начальная школа.- 2006.- №1.- С.56-59.

22. Мудрик, А.В. Социализация в смутное время. [Текст] /А.В. Мудрик – М.: Педагогика, 1991.- 80с.

23. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] /В.С.Мухина. – М.: Академия, 2000.- 568с.

24. Немов, Р.С. Психология: В 3-х кн. [Текст] /Р.С. Немов – М.: ВЛАДОС, 1998. – Кн.2. – 664с.

25. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива. [Текст] /Л.И. Новикова – М.: Педагогика, 1996.- 174с.

26. Новое в воспитательной работе [Текст] / Сост. Н.Е. Шуркова, В.Н. Шнырева – М.: Педагогика,1991.- 186с.

27. Общая психология [Текст] / Под ред. Е.И. Рогова. – М.: Владос, 1995.- 468с.

28. Парсонс, Т.О социальных системах [Текст] / Т. Парсонс. – М., 2002. – 469 с.

29. Пасяева, К.Х. Знаете ли вы свой родной край? [Текст] /К.Х Пасяева // Начальная школа. – 2004.- №6.- С.95-96.

30. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. [Текст] / Под ред. А.С.Смирнова. – М.: Академия, 1999.- 510с.

31. Петровский, А.В. Психология [Текст] /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2000.- 488с.

32. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый – М.: Владос, 2000. – 432с.

33. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Под ред. Л.А. Головей. – СПб.: Речь, 2001. – 688с.

34. Психология [Текст]/ Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1998.- 584с.

35. Психология: Словарь [Текст]/Под ред. А.В. Петровского – М.: Просвещение,1999.- 494с.

36. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея – М.: Педагогика, 1982. – 374с.

37. Развитие, социализация и воспитание личности [Текст] / Под ред. Е.Н. Шиянова. – Ставрополь, 1993.- 238с.

38. Реан, А.Н. Социальная педагогическая психология [Текст] /А.Н. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 1998. – 388с.

39. Скаткин, М.Н. Содержание общего среднего образования: проблемы и перспективы [Текст] / М.Н. Скаткин, В.В. Краевский. – М., 1981. – 270 с.

40. Скривел, В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом [Текст] /В.И. Скривел // Начальная школа. – 2004.- №5.- С.22-25.

41. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов – М.: Владос, 2000.- 436с.

42. Cоциальная психология [Текст] / Под ред. А.М. Столяренко – М.: Юнити-Дана, 2001.- 452с.

43. Cоциальная психология [Текст] / Под ред. А.Н. Сухова – М.: Академия, 2001.- 444с.

44. Социальная психология личности в вопросах и ответах [Текст] /C.А. Величева, О.С.Васильева – М.: Владос,1999.- 388с.

45. Степанова, Н.А. Работа по экологии и краеведению [Текст] /Н.А. Степанова // Начальная школа – 2003. - №2.- С.107-109.

46. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] /Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Дону: Феникс, 1997. – 786с.

47. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] /В.А.Сухомлинский – М.: Просвещение, 1882. – 244с.

48. Шаграева, О.А. Детская психология: теоретический и практический курс [Текст] /О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2001.- 548с.

Покупка готовой работы
Тема: «Краеведческое просвещение как средство социализации личности»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 71
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика