Курсовая работа

«Самоактуализации личности в организации времени»

  • 44 страниц
Содержание

Введение….3

1 Теоретические аспекты проблемы самоактуализации личности в организации времени….5

1.1 Понятие и типы личности в социологии….5

1.2 Основные концепции самоактуализации личности….10

1.3 Личностная организация времени жизни и проблемы самоактуализации личности в организации времени….15

2 Эмпирическое исследование самоактуализации личности в организации времени и проблем, связанных с самоактуализацией…21

2.1 Методика проведения исследования….21

2.2 Ход и результаты исследования….26

Заключение….31

Список использованной литературы….33

Приложение…34

Введение

Актуальность. Безличный характер общественных отношений как отношений между социальными группами не отрицает их определенной «личностной» окраски, поскольку реализация законов общественного развития осуществляется только через деятельность людей. Следовательно, конкретные люди, личности являются носителями этих общественных отношений. Понять содержание и механизм действия законов общественного развития нельзя вне анализа действий личности. Однако для изучения общества на этом макроуровне принципиально важным является положение о том, что для понимания исторического процесса необходимо рассмотрение личности как представителя определенной социальной группы.

Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека так или иначе требуется ориентация во времени, чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека.

Следовательно, актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что организация времени предполагает согласование и разрешение ряда противоречивых тенденций современного научно-технического прогресса. Тенденция технического прогресса растет непропорционально профессиональному прогрессу, опережая развитие временных способностей человека. Этот дисбаланс ведет не только к росту аварийности, но к утрате человеком рабочего и жизненного комфорта, перенапряжению, нервно-психическому износу и кризису экологии человека.

На основании вышеизложенного, определим цель, объект, предмет и задачи исследования

Фрагмент работы

1.3 Личностная организация времени жизни и проблемы самоактуализации личности в организации времени

Существующие направления изучения времени можно условно классифицировать следующим образом: выделив четыре основных аспекта его рассмотрения [1].

Первый — отражение (психикой, сознанием) объективного времени, большая или меньшая адекватность и механизмы отражения (восприятие времени).

Второй — временные, т. е. процессуально-динамические характеристики самой психики, связанные прежде всего с лежащими в ее основе ритмами биологических, органических, нейрофизиологических процессов.

Третий — способность психики к регуляции времени движений, действия и деятельности.

Четвертый — личностная организация времени жизни и деятельности, т. е. той временно-пространственной композиции, в которой строятся ценностные отношения личности с миром на протяжении времени жизненного пути.

Разобщение, обособление отдельных исследовательских направлений, касающихся психических, личностных, жизненных и деятельностных особенностей времени, усилилось тем противоречием, которое в явной или скрытой форме возникло между точными науками, прежде всего физикой в ее изучении объективного времени и философскими, гуманитарными науками, описывающими экзистенциальное, ценностное, историческое, в широком смысле слова — человеческое время. Физика претендовала на универсальность законов физического времени как объективного, измеримого и т.д. Несмотря на победу теории относительности, предполагавшей спе-цифику разных времен, периодизаций и т. д., парадигма точных наук тормозила раскрытие специфики человеческого времени. Современное состояние знания позволяет актуализировать эту проблему как комплексную для ряда гуманитарных наук — социологии, истории, психологии и самой философии, во-первых, и приступить к созданию интегральной концепции времени в психологии, во-вторых.

В русле идей отечественного психолога С.Л. Рубинштейна пред-ставителями его школы продолжала развиваться концепция природы психики как специфически детерминированного процесса (А.В. Брушлинский) и начала исследоваться природа личностной и психической организации времени [15]. Это исследование, было нацелено, с одной стороны, на выявление динамически-темпоральных характеристик самих психических процессов, состояний, с другой — учитывало классические работы по восприятию времени, его переживанию и отражению в широком смысле слова, и с третьей — опиралось на представление о личности как динамической, развивающейся и изменяющейся системе и ее жизненном пути как совершенно специфическом процессе.

В отличие от множества подходов, которые подчеркивали субъективность психологического времени, концепция личностной организации времени предполагает онтологический характер его организации личностью, которая осуществляется либо в деятельности — также специфическом временном образовании, либо в жизни в целом. В последнем аспекте она примыкает к целому комплексу исследований жизненного пути, жизненного цикла, перспективы [3]. Такой широкий контекст постановки проблемы личностной организации времени (временные характеристики психики — с одной, самой личности — с другой, жизненного пути и его временных структур — с третьей стороны) и поступательный характер самого теоретико-эмпирического исследования позволяет сегодня доказать долго оспаривавшийся физиками и представителями точных наук тезис о наличии специфики человеческого времени в целом в отличие от времени физических процессов, во-первых. Во-вторых, появляется возможность разработки объективного подхода к изучению этого времени в силу доказательств его специфической онтологической организации. В-третьих, открывается возможность дифференцировать разные механизмы временной организации на разных уровнях

Заключение

Целью нашего исследования явилось – изучение проблемы самоактуализации личности в организации времени и анализ проблем, возникающих в процессе самоактуализации.

Анализ психологической литературы по проблеме самоактуализации личности в организации времени позволил сделать следующие выводы:

- среди существующих концепций самоактуализации и развития личности много общего. Маслоу – желание стать всем тем, чем возможно, использовать все свои таланты и способности; Гольдштейн – тенденция актуализировать все свои индивидуальные способности; Роджерс – полноценное функционирование человека достигается посредством актуализации своих возможностей и способностей; Олпорт – понятие зрелой личности, которое включает в себя множество характеристик, в том числе и полное применение своих потенциалов в жизни.

- концепция личностной организации времени, разработанная К.А. Абульхановой-Славской, опираясь на субъектную парадигму С.Л. Рубинштейна, позволила выделить на основе богатого эмпирического материала следующие временные компоненты: восприятие времени, переживание его, осознание и планирование, а также практическую ор-ганизацию. Вероятно, существует определенная связь между компонентами личностной организации времени человека и осуществлением им управленческих функций. Например, можно предположить связь между способностью планирования времени (как личностной характеристикой) и планированием реальной деятельности людей (как управленческой функцией). Для некоторых видов деятельности, требующих точности и внимательности, наличие такой связи между личностными особенностями человека и способностями его работать в различных временных режимах доказано эмпирически.

- принцип развития личности интегрировал законом мерности поэтапного развития, функционального развития и специфического внутреннего развития личности. Проблема самоактуализации личности рассматривается нами с позиций соотношении характера самоактуализации личности в деятельности и в общении.

- возможность одномерного описания степени самоактуализации, сведения ее к одному показателю вызывает серьезные сомнения, связанные, прежде всего с неоднозначностью и противоречивостью этого конструкта. Исходя из этого, предлагаемый самоактуализационный тест (CAT) измеряет ее как многомерную величину, регистрируя разные ее параметры. CAT разработан отечественными психологами Л. Я. Гозманом и М. В. Крозом на основе получившего широкую известность за рубежом опросника личностных ориентации (POI), созданн

Список литературы

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алтея, 2008.

2. Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М.: ВЛАДОС, 2010.

3. Бодалев А.А. Восприятие и взаимопонимание человека человеком. – М., 2005.

4. Кон И. Социология личности. – М., 1967.

5. Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия. – Екатеринбург, 2007.

6. Кузьмина О.В. Личностные особенности организации времени деятельности // Вопросы социологии. – 2009. - № 2.

7. Лисовская Е. Самоактуализация личности. // НТР и социальная психология. – М., 1981.

8. Мотков О.И. О парадоксах процесса самоактуализации личности. // Магистр. – 2010. - № 6.

9. Партыко Т. Б. Исследование критических интервалов как особенности отражения времени (психологические аспекты). Автореф. дисс. канд. псих. наук. – М., 2009.

10. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д., 2006.

11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976.

12. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1997.

13. Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. – СПб.: Питер, 2005.

15. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. – М., 2006.

16. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 2007.

Примечания

В приложении тест опросника.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика