Доклад

«Конституция Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий»

  • 187 страниц
Содержание

Предисловие. Российская Конституция в действии

Вступительная статья. Конституции Российской Федерации принадлежит

главное место в правовой системе страны

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (ст.ст. 1 - 16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст.ст. 17 - 64)

Глава 3. Федеративное устройство (ст.ст. 65 - 79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (ст.ст. 80 - 93)

Глава 5. Федеральное Собрание (ст.ст. 94 - 109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст.ст. 110 - 117)

Глава 7. Судебная власть (ст.ст. 118 - 129)

Глава 8. Местное самоуправление (ст.ст. 130 - 133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр (ст.ст. 134 - 137)

Конституции

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Введение

Данную вводную часть Конституции принято именовать преамбулой. При публикации текста Конституции в обозначении ее содержания она не выделяется как составная ее часть.

В нашей стране впервые такой элемент конституционного акта, как преамбула появился в Конституции СССР 1977 г. и соответственно в Конституции РСФСР 1978 (как и в конституциях других союзных, а также автономных республик). В этих преамбулах содержалась характеристика преимуществ социалистического общества, провозглашалась высшая цель Советского государства - построение бесклассового коммунистического общества.

Содержание преамбулы действующей Конституции РФ принципиально иное. Оно лишено односторонней идеологической направленности, классового подхода, не исходит из принципа сохранения преемственности с прежними Конституциями (как это было в прежних советских конституциях).

По своему содержанию преамбула - это обращение от имени многонационального народа Российской Федерации, провозглашающее о принятии им Конституции и о тех основных идеях, из которых он исходил, принимая данный конституционный акт.

Принципы, изложенные в торжественном стиле (как это принято и в конституциях зарубежных стран), свидетельствуют о стремлении народа утвердить общедемократические, гуманитарные ценности, позволяющие обеспечить благополучие и процветание России, права и свободы человека, гражданский мир и согласие, равноправие и самоопределение народов. Преамбула отражает исторические корни современной российской государственности. В ней говорится о сохранении исторически сложившегося государственного единства, о возрождении суверенной государственности России, об уважении памяти предков, передавших поколениям любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Включен в преамбулу и мотив принадлежности России к мировому сообществу.

Что касается вопроса о нормативном характере преамбулы, то в литературе высказываются различные позиции. Одни авторы считают, что преамбула имеет нормативно-правовое содержание, другие это отрицают.

Представляется, что выраженные в ней принципы являются основой для понимания духа и целенаправленности конституционных установлений.

Фрагмент работы

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

В настоящей статье дается содержательная характеристика сущности и формы Российского государства.

Современная правовая наука отказывается от классового подхода к характеристике сущности государства. Оно рассматривается теперь не как орудие политической власти экономически господствующего класса, не как машина для подавления одного класса другим, а как форма социального компромисса, как суверенная организация публичной власти народа.

Сущность государства определяет его форму, которая раскрывает способ организации высших органов государственной власти, национально-территориальное устройство государства, методы и способы осуществления политической власти. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления показывает, как образуются высшие органы государственной власти, как в этом процессе участвует народ, как разграничиваются полномочия между высшими и другими органами государственной власти.

По форме правления все государства мира делятся на монархии и республики.

В монархии верховная государственная власть осуществляется единолично и передается, как правило, по наследству. В республике высшие органы государственной власти избираются народом на определенный срок и периодически сменяются.

Форма государственного устройства это внутренняя структура государства. Она показывает, из каких частей состоит государство, как эти части взаимосвязаны между собой, как решается проблема правового статуса национальных меньшинств. По форме государственного устройства различаются унитарные и федеративные государства. Иногда к формам государственного устройства причисляют конфедерации, хотя это спорно.

Унитарное государство - это единое, цельное образование, территория которого делится на административные единицы. В унитарном государстве могут создаваться автономные включения. Для унитарных государств характерна единая система государственных органов, единая конституционно-правовая система, единое гражданство, единая кредитно-денежная система, единая валюта, единая армия. Унитарными являются Англия, Франция, Италия, Япония и большинство других государств мировой системы.

Федеративное государство - это сложное по внутренней структуре образование, которое состоит из ряда государств или государственных образований. Форма государственного устройства закреплена в Конституции.

Федерация характеризуется территориальным единством, государственным суверенитетом в пределах своей территории, единым гражданством, единой федеральной конституционно-правовой системой, единой системой государственной власти; единой кредитно-денежной системой, едиными вооруженными силами, единой официальной государственной символикой. В мире свыше 20 федеративных государств: Россия, США, ФРГ, Канада, Мексика, Индия и др.

Конфедерация это международно-правовое объединение, созданное для реализации временных экономических, политических и военно-стратегических целей. Субъекты конфедерации обладают правом сецессии, т.е. свободного выхода из состава конфедерации. Нормативно-правовые акты, принятые органами конфедерации, требуют ратификации парламентами ее членов. В конфедерации нет единой конституционно-правовой системы, единого гражданства, единых вооруженных сил.

Заключение

Установленный п. 7 раздела II Конституции РФ двухлетний срок полномочий палат Федерального Собрания был необходим и достаточен для разработки федеральных законов о выборах депутатов Государственной Думы и о порядке формирования Совета Федерации уже в соответствии с нормами Конституции РФ 1993 г.

8. В п. 8 комментируемого раздела определяется не урегулированный в правовых нормах вопрос о сроке первого заседания Совета Федерации и о том, кто открывает его первое заседание.

Данная палата Федерального Собрания первого созыва не формировалась, как это предусмотрено в Конституции, вынесенной на всенародное голосование, а избиралась, состояла из депутатов, а не из членов Совета Федерации.

Конституция не устанавливает срок полномочий Совета Федерации, как палаты, формируемой из представителей законодательных и исполнительных органов субъектов РФ - по два члена от каждого. Это означает, что Конституция не предусматривает одновременной смены всего состава Совета Федерации. Исключением из этого правила явились первые выборы в Совет Федерации по двухмандатным округам от каждого субъекта - поэтому возникла необходимость определить, когда созывается палата и кто открывает ее первое заседание.

Установлено, что Совет Федерации на свое первое заседание собирается на тридцатый день после избрания. Такой же срок определен и для Государственной Думы. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент РФ (в отличие от Государственной Думы, первое заседание которой открывает старейший по возрасту депутат).

9. Пункт 9 раздела II как исключение из принципа разделения властей установил, что депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства РФ. Такое временное совмещение статусов было обусловлено особенностями переходного периода. Однако на депутатов - членов Правительства не распространялись положения о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей. Поскольку депутатами Совета Федерации могли избираться главы исполнительных, а также законодательных органов субъектов РФ, то в п. 9 определялось, что депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

Примечания

Защищено на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика