Курсовая работа

«Государственная Дума РФ как правовой институт»

  • 33 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ

1.1 Государственная Дума РФ как орган законодательной власти

1.2 Полномочия Государственной думы РФ

2. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РФ

2.1 Общие принципы организации выборов в Государственную Думу РФ

2.2 Порядок проведения выборов в Государственную Думу РФ

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ

3.1 Порядок деятельности Государственной Думы РФ

3.2 Результаты деятельности Государственной Думы РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) воз-никли еще в XII-XIII веках. Однако история современного парламента как общенационального представительного учреждения, отличного от сословных представительных учреждений времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций, после победы которых парламент становится важнейшим органом государства. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм – особая система государственного руководства обществом, которая характеризуется разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.

Парламент и парламентаризм – понятия взаимосвязанные, но не равно-значные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся прежде всего разделение властей, представительность и законность.

Среди них следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного представительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства. Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета. Государственная Дума РФ является одной из палат парламента РФ.

В настоящее время данная проблема широко освящена в научной литературе. Возможно выделить работы Ю.А. Дмитриева, Л.А. Окунькова, а также преподавателей СКАГС Г.В. Атаманчука, Д.П. Зеркина.

Целью данной работы является анализ Государственной Думы РФ как правового института. На основании поставленной цели в работе выделены следующие задачи:

1) анализ конституционно-правового статуса Государственной Думы;

2) изучение порядка формирования Государственной Думы;

3) выявление принципов деятельности Государственной Думы.

Поставленные задачи определяют структуру курсовой работы и содержание ее глав.

Фрагмент работы

Основной функцией Государственной Думы является принятие законов. Установленный Конституцией в статье 105 порядок принятия федеральных законов Государственной Думой означает, что именно этой палате, избираемой непосредственно гражданами Российской Федерации, отводится основная роль в законодательном процессе.

Регламент Государственной Думы устанавливает процедуру принятия законов в трех чтениях. В первом чтении принимается концепция, идея закона, дается оценка его соответствия Конституции, актуальности и практической значимости. Государственная Дума может принять проект в первом чтении и продолжить работу над ним, отклонить законопроект или принять закон. Во втором чтении проводится постатейное обсуждение законопроекта, рассмотрение поправок к нему. В третьем чтении проводится голосование в целях принятия закона.

Конституция устанавливает общий порядок принятия федеральных законов простым большинством голосов (226) от общего числа депутатов палаты (450). Для одобрения Государственной Думой Закона о поправках к Конституции, федерального конституционного закона необходимо не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов.

Принятые Государственной Думой законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Конституция устанавливает порядок одобрения принятых Государственной Думой законов Советом Федерации и определяет для этого срок. В соответствии с Регламентом Совета Федерации поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации и вместе с сопровождающими его документами направляется всем членам Совета Федерации. Они организуют обсуждение закона в субъектах РФ и при наличии замечаний направляют их в комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение закона. Комитет готовит заключение о том, подлежит ли рассматриваемый закон в соответствии со ст. 106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Если не подлежит, комитет предлагает палате одобрить закон и не вносить его на рассмотрение палаты или рекомендовать рассмотреть его на заседании. По законам, подлежащим обязательному рассмотрению в Совете Федерации, палата принимает решение одобрить данный закон или отклонить его, изложив мотивы данного решения.

Заключение

Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации.

Деятельность Государственной Думы осуществляется в рамках ее предметов ведения путем реализации предоставленных ей полномочий. Основным нормативным правовым актом, определяющим предметы ведения и полномочия Государственной Думы, является Конституция Российской Федерации. Определение компетенции Государственной Думы на конституционном уровне свидетельствует об особой значимости данной палаты как составной части Федерального Собрания РФ в решении государственных дел.

В ст. 105 Конституции закреплено полномочие Государственной Думы принимать федеральные законы. При этом в Конституции определены все основные стадии осуществляемого Государственной Думой законодательного процесса – от внесения в эту палату законопроектов до их принятия.

Содержание ст. 103 Конституции позволяет утверждать, что наряду с общими полномочиями по рассмотрению и принятию законов федерального уровня Государственная Дума обладает рядом специальных полномочий. Таковыми являются дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, назначение на должность Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека и освобождение этих лиц от занимаемых должностей. К специальным полномочиям относятся также содержащиеся в ст. 103 Конституции нормы, закрепляющие право Государственной Думы на решение вопроса о доверии Правительству РФ, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Решения по таким вопросам оформляются постановлениями Го-сударственной Думы, право на принятие которых закреплено в ч. 2 ст. 103 Конституции.

Согласно Конституции РФ (ст. 95, 96 и 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом. Депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе принципов всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, обязательности (периодичности) выборов, альтернативности, законности, гласности в работе избирательных комиссий. В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Го-сударственная Дума образует комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами.

Конституционное закрепление основ организации и деятельности парла-мента РФ имеет большое значение для развития российского парламентаризма. Достаточно высокий статус Государственной Думы и имеющиеся у него «сдержки и противовесы» по отношению к Президенту, исполнительной и судебной властям, позволяют ему обеспечивать стабильное функционирование демократических институтов власти в Российской Федерации.

Список литературы

1. Конституция РФ. // Российская газета. – 25.12.1993.

2. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // Собрание Законодательства РФ. – 2005. – ст. 3055.

3. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 2007.

4. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2004.

5. Борисов А.Н. Комментарий к ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы РФ». – М.: Юстицинформ, 2007.

6. Веденеев Ю.А. Новое избирательное право Российской Федерации: проблемы развития и механизм реформирования. // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – 2008. – №2.

7. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы Федерального собрания России. // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – №6.

8. Зеркин Д.П., Игнатов В.В. Основы теории государственного управления. – М.: Юристъ, 2007.

9. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федера-ции.//Отв. ред. А.В. Иванченко. – М., 2008.

10. Кабышев В.Т. Конституционная система власти в современной России // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов. – 2007. – №3.

11. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Крат-кий курс лекций. 2-е изд. – М, 2007.

12. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. – Учебник. – М., 2007.

13. Комментарий к Конституции РФ. Под ред. Ю.А. Дмитриева. – М., 2008.

14. Комментарий к Конституции РФ. / Под ред. Л.А. Окунькова. – М., 2007.

15. Шинкин В.В. Итоги работы Государственной Думы. // w*w.fedpress.r*

Покупка готовой работы
Тема: «Государственная Дума РФ как правовой институт»
Раздел: Конституционное право РФ
Тип: Курсовая работа
Страниц: 33
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика