Курсовая работа

«Онтология Аристотеля»

  • 25 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. БЫТИЕ ПО АРИСТОТЕЛЮ 5

1.1 Основной закон бытия. Бытие и небытие 5

1.2 Сущее и сущность у Аристотеля как уровни бытия 8

2. ВИДЫ СУЩНОСТИ ПО АРИСТОТЕЛЮ 14

2.1 Четыре первоначала по Аристотелю 14

2.2 Теология Аристотеля 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

ЛИТЕРАТУРА 25

Введение

Великий древнегреческий философ Аристотель как философ во мно-гих отношениях очень отличался от всех своих предшественников. Он пер-вый стал писать как профессор; его трактаты систематичны, его рассуждения разделены на рубрики, он – профессиональный учитель, а не вдохновенный пророк. Его работы отличаются критическим характером, тщательностью, прозаичностью, без какого-либо следа «голого» энтузиаз-ма.

Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически ис-следовал все доступные ему работ предшествующих мыслителей. Система-тически, хотя через призму собственных воззрений, он рассматривает философские учения от древнейших мыслителей до своих современников. В этом смысле о нем можно говорить и как об историке философии.

Учение Аристотеля оказало в дальнейшем определяющее влияние на становление и развитие не только философии, но и европейской культуры в целом. Аристотель значительно шире, чем кто-либо из его предшественников, осуществил интеллектуальный охват всех форм современного ему знания и культуры в целом. Его интересовали вопросы естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, культуры, эстетики, литературы, теологии и т.д. Больше внимание Аристотель уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию – науку о сущем.

В своем большинстве труды Аристотеля сохранились у его учеников и последователей. В эллинистический период, в I в. н. э., они были собраны, классифицированы и изданы последователем Аристотеля философии Андроником Родосским. Их можно разделить на несколько тематических групп. К наиболее важной группе относятся работы, которые излагают наиболее существенные вопросы онтологического характера. Аристотель определяет эту проблематику как первую философию (проте философиа). Андроник Родосский все эти работы объединил в один трактат, который был назван «Метафизика» (название возникло случайно: эти труды в издании произведений Аристотеля следовали сразу за трудами, которые был посвящены вопросам естественных наук, т. е. за физикой).

Целью работы является изучение и анализ онтологии Аристотеля. Задачами работы является анализ различных составляющих антологии Аристотеля.

Фрагмент работы

У Аристотеля законы мышления есть одновременно и законы бытия. Аристотель следует здесь за Парменидом, отождествлявшим предмет и мысль о нем. Поэтому то, что он называет «началом для всех других аксиом», мы можем назвать также основным законом бытия у Аристотеля, в котором он находит также одно из первоначал и первопричин всего сущего, поскольку действие этого закона универсально. Согласно этому закону, противолежащее не может быть присуще одному и тому же.

В «Метафизике» основной закон бытия (сам Аристотель называет это «началом для всех других аксиом») дан в двух формулировках. Краткая касается несовместимости существования и не существования чего бы то ни было. Полная говорит о несовместимости существования и не существования чего бы то ни было в чем бы то ни было. Краткая формулировка гласит: «Вместе существовать и не существовать нельзя», а полная утверждает, что «невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле» . Между обеими формулировками возможен переход, который у Аристотеля отсутствует. Однако его можно реконструировать, превратив краткую формулировку в суждение: «Невозможно, чтобы существование было и не было присуще одному и тому же». В этом суждении существование и не существование, бытие и небытие приобретают двойное наличие: в качестве предиката и в качестве связки. В суждении утверждается, что невозможно об одном и том же сказать: «это есть существующее» и «это не есть существующее», или «это есть несуществующее». В первом из последних суждений существование присутствует дважды: как связка и как предикат. Во втором из последних суждений наряду с существованием присутствует и не существование, или небытие: в первом случае в связке («не есть»), а во втором случае – в предикате («несуществующее»). Теперь предикат «существующее» можно заменить любым другим, например «доброе». Получится развернутая, полная формулировка. Аристотель не обосновывает свое «начало для всех других аксиом».

Заключение

В отличие от Платона, рассматривавшего в качестве всего сущего лишь идеи, Аристотель с других позиций трактует соотношение в бытии общего и единичного, реального и логического. Он не противопоставляет и не разделяет их, как это делал Платон, а объединяет. Сущность, а также то, чьей сущностью она является, не могут, согласно Аристотелю, существовать раздельно. Сущность находится в самом предмете, а не вне его и они составляют единое целое. Сущностью, считает Аристотель, является то, что лежит в основе: в одном смысле – это материя, в другом – понятие и форма, а на третьем месте – то, что состоит из материи и формы.

При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущности. Первая, сущность, согласно Аристотелю, выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познаваемым бытием. От первых сущностей Аристотель отличает вторую сущности. Аристотель характеризует их так: «.вторичными сущностями названы те, в которых, как в видах и родах, содержатся первые сущности».

Аристотелево учение о первичных и вторичных сущностях в то же время свидетельствует о критическом отношении автора к сократовско-платоновской концепции идеализма. Если Платон признавал первичными реальным бытием общие и неизменные идеи, то Аристотель подчеркивал приоритет индивидуального, чувственно воспринимаемого.

Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи яв-ляются результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих эле-ментов. В отличие от первой материи они (как конкретное бытие) постижи-мы и определимы посредством основных категорий. Они суть соединения материи и образа, формы. Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное бытие. Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи и формы. Аристотель в этом учении, которое является, собственно, основой всей его философии и проходит через все его рассуждения, по-новому решает проблему отношения единичного и общего – как отношение двух сторон действительности. Этим он преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром, столь разительный в системе Платона.

Столкновение материалистических и идеалистических подходов проявляется и в Аристотелевой концепции причинности. Он различает четыре основных вида причин: материальную, формальную, активную, или воздействующую, и причину конечную, или целевую.

Материальная причина содержится в самой первой материи, в ее характере. В этом смысле она выступает так же, как и потенциальная при-чина. Формальная причина соединена с формой как активным принципом, который творит из материи (как потенциал бытия) «истинную реальность». Активная, или воздействующая (движущая), причина также соединена с источником движения и с процессом собственно перехода возможности в действительность. Наиболее высоко Аристотель ставит целевую, или конечную, причину, которая объясняет цель и смысл движения.

Для понимания и объяснения сущего необходимо познать все виды причин. Однако при этом нельзя сказать, что они имеют одинаковое значе-ние. Понятие формальных причин является более важным, чем познание материальных причин – такой вывод следует из учения Аристотеля о пас-сивной материи и активной форме. Место, которое он отводит целевой, или конечной, причине – уступка телеологии. Эта причина, собственно, делает возможным познание завершения развития, реализацию цели, которую Аристотель обозначает понятием энтелехия.

Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание движения. Движение тесно связывается с конкретными формами бытия. Подчеркивается, что «движения помимо вещей не существует». Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. В «Физике» он приводит четыре главных вида изменений: относящиеся к сущности, количеству, качеству и месту. Свои наблюдения над отдельными вещами Аристотель переносит на мир в целом. Он полагает, что есть «причина причин», «форма форм», это – бог. Он не творит природу и не вникает в частности. Этот бог не существует за пределами нашего мира. Бог движет как «предмет любви». Мысля самого себя, он тем самым мыслит самое божественное и самое ценное.

Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются определенные элементы идеализма и метафизичности (например, в его конечной причины, принципа целесообразности или понятия энтелехии), его убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных, как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем противоречий, несут в себе зародыши материалистического и диалектического понимания действительности, что отмечалось во многих позднейших материалистических концепциях.

Список литературы

1. Аристотель. Метафизика. Перевод Н. Брагинской. – М.: Эксмо-пресс, 1997.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

3. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и до-полнениями. Электронная версия – М., 2005.

4. Богут А.А. История философии в кратком ее изложении. – М.: Мысль, 1995.

5. Бучило Н. Ф., Чумаков А. Н. Философия: Учебное пособие. – СПб.: Пи-тер, 2004.

6. Бушуев А.М. Философия. – М., 2004.

7. Гуревич П. С. Философия. – М., 2003.

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.III. Античность. – СПб., 1994.

9. Смирнов И. Н., Титов В. Ф. Философия: Учебник для студентов выс-ших учебных заведений.– М.: 1998.

10. Чанышев А.П. Курс лекций по древней философии. – М.: Наука, 1991.

Покупка готовой работы
Тема: «Онтология Аристотеля»
Раздел: Философия
Тип: Курсовая работа
Страниц: 25
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика