Курсовая работа

«Международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение»

  • 42 страниц
Содержание

Введение….3

Глава 1. Значение международного законодательства для социального обеспечения в России….6

1.1 Значение Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах для социального обеспечения в России….6

1.2 Значение Всеобщей декларации прав человека и конвенций МОТ в нормативном регулировании социального обеспечения в России….8

Глава 2. Проблемы взаимодействия российской правовой системы и международного права в сфере социального обеспечения….18

2.1 Проблема реализации международных актов о праве человека и гражданина на социальное обеспечение в России….18

2.2 Проблема реализации права российских граждан на социальное обеспечение…22

Заключение….37

Список использованной литературы….41

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена, в первую очередь ее общественной значимостью, поскольку на сегодняшний день эта проблема остается столь же сложной и противоречивой, как и ранее. В настоящее время имеется ряд острых социальных проблем. Поэтому именно в современных условиях, когда провозглашены свобода и юридическое равенство членов гражданского общества, вопросы права социального обеспечения приобретают особую значимость, актуализируется его приведение в соответствие с международными стандартами.

Согласно действующему законодательству РФ, в нашей стране действует примат международного права, то есть международно-правовые нормы имеют приоритет в правоприменении перед законодательством России. В настоящее время к нормативным документам, направленным на охрану прав граждан на социальное обеспечение относятся: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, конвенции и рекомендации МОТ.

Степень разработанности темы. Необходимо сказать, что отдельные проблемные вопросы, касающиеся проблемы реализации прав граждан на социальное обеспечение подвергались анализу в диссертациях, монографиях, научных публикациях и учебной литературе.

Объект исследования – права граждан на социальное обеспечение.

Предмет исследования – международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение и проблема реализации указанных прав в России.

Целью исследования является комплексный анализ международных актов о праве человека и гражданина на социальное обеспечение и проблем реализации данного права в России.

Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:

- изучить значение Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах для социального обеспечения в России;

- рассмотреть значение Всеобщей декларации прав человека и конвенций МОТ в нормативном регулировании социального обеспечения в России;

- проанализировать проблемы реализации международных актов о праве человека и гражданина на социальное обеспечение в России;

- охарактеризовать проблемы реализации права российских граждан на социальное обеспечение.

Новизна курсовой работы состоит в том, что основой исследования, является не полное и объективное рассмотрение самого вопроса о правах граждан на социальное обеспечение, а исследование различных взглядов в правовой мысли по этому вопросу, а также судебной практики.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды отечественных ученых.

Методы исследования: а) метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы; б) метод системного анализа.

Положения и выводы курсовой работы опираются на анализ научных трудов выдающихся ученых в области права, учебно-правовой литературы и статей периодических изданий.

Научно-практическая значимость исследования. Выводы и обобщения, полученные в ходе исследования, позволяют проводить дальнейшее исследование вопросов, связанных с теорией и правоприменением в области прав граждан на социальное обеспечение.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приводится список литературы использованной при написании данной работы.

В первой главе рассматривается значение международного законодательства для социального обеспечения в России.

Во второй главе раскрываются проблемы взаимодействия российской правовой системы и международного права в сфере социального обеспечения.

В заключении курсовой работы отражен вывод автора по проведенному в курсовой работе исследованию.

Фрагмент работы

Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а также конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1964 г.). Помимо указанных Конвенций права граждан в сфере социального обеспечения регулируются рекомендациями МОТ, в частности Рекомендацией № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и другими подобными документами.

К регламентации прав на социальное обеспечение также относятся и Соглашения со странами так называемого «ближнего зарубежья», заключаемые внутри СНГ. В качестве таких Соглашений следует отметить следующие документы: Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства – члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. По общему правилу главной содержательной особенностью международных договоров, основанных на территориальном принципе, является осуществление пенсионного обеспечения лица по законодательству и за счет средств государства, на территории которого он проживает, с учетом пенсионных прав, приобретенных им в государстве-контрагенте. Можно сказать, что сохранение пенсионных прав граждан, переселившихся в страны, в отношениях с которыми у России действуют территориальные соглашения, происходит посредством передачи обязательств по их пенсионному обеспечению этим государствам. Кроме того, государства закрепили основные принципы социального обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

Заключение

По итогам исследования проведенного в курсовой работе были сделаны нижеперечисленные выводы.

Одной из существующих проблем является то, что до настоящего времени не окончено реформирование российского законодательства и приведение правоприменительной практики в соответствии с европейскими стандартами. В частности, не ратифицирована Европейская Социальная Хартия, которая позволила бы расширить каталог социальных прав, подлежащих конституционно-правовой защите.

Толкование перечня общепризнанных международных принципов права социального обеспечения на практике не отличается единством. Если в отношении международных договоров имеется формальный критерий – их ратификация РФ, то в отношении международных общепризнанных принципов и норм – только общие определения этих понятий в постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 10 октября 2003 г. Эта проблема ждет своего разрешения, хотя бы на уровне судебного толкования.

Одним из базовых документов является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, который закрепляет особую охрану матерей в течение разумного периода до и после родов. Согласно указанному документу, в течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. В международно-правовой регламентации прав граждан на социальное обеспечение велико правовое значение Всеобщей декларации прав человека 1948 г., а также конвенциям МОТ. Права на социальное обеспечение также регулируются и Соглашениями, заключаемые внутри СНГ.

В настоящее время существует следующая проблема. Поскольку пенсионные выплаты застрахованным, а в случае их смерти членам их семьи, - это возврат «отложенной» заработной платы, недополученной работником в период его трудовой деятельности, поэтому необходимо внесение изменений в пенсионное законодательство, предусматривающее исчисление трудовых пенсий на основе среднего заработка, а не на основе пенсионного капитала».

Учитывая, что средства пенсионного фонда формируются несколькими поколениями и в течение длительного периода, предлагается вернуться к ранее действовавшему правилу, предусматривавшему дифференциацию размера пенсии в зависимости от продолжительности страхового стажа.

В настоящее время одной из проблем является то, что действующая в России пенсионная система является индивидуально-накопительной, что не соответствует правовой природе обязательного пенсионного страхования, которое выполняет функцию коллективной самозащиты, при наступлении страховых случаев на основе солидарности застрахованных разных поколений. В связи с этим предлагается отказаться от принудительно характера пенсионных накоплений, придав им добровольный характер, и исключить их из системы обязательного социального (пенсионного) страхования. Это необходимо сделать немедленно, поскольку отвлекаемые государством средства на накопления, с одной стороны, существенно ограничивают возможности, для увеличения размеров текущих выплат, а с другой – будущим пенсионерам не гарантирована их защита от инфляции, что убедительно доказал кризис 2008 года.

Проблема ратификация Европейской Социальной Хартии должна быть решена в максимально возможные короткие сроки. Данный шаг Российского государства позволит максимально расширить правовое поле для социальных притязаний граждан, установить более четкие ориентиры социальной политики с учетом требований европейских социальных стандартов, поднять на качественно новый уровень стратегию экономического развития России как государства, призванного обеспечить право каждого на достойную жизнь и свободное развитие. Ратификация Европейской Социальной Хартии позволит расширить каталог социальных прав, подлежащих конституционно-правовой защите.

В целях совершенствования законодательства, регулирующего обеспечение социальных прав граждан, необходимо принять социальный кодекс или кодекс социального обеспечения – базовый кодифицированный нормативный акт, закрепляющий основы правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения, систематизирующий и упорядочивающий существующие льготы.

В настоящее время существует следующая проблема. Поскольку пенсионные выплаты застрахованным, а в случае их смерти членам их семьи, - это возврат «отложенной» заработной платы, недополученной работником в период его трудовой деятельности, необходимо внесение изменений в пенсионное законодательство, предусматривающее исчисление трудовых пенсий на основе среднего заработка, а не на основе пенсионного капитала».

В соответствии со статьёй 19 Конституции Российской Федерации, равенство прав гарантируется без какой-либо дискриминации. Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой ратной службы они получат обеспеченную старость. В противном случае привлекательность военной службы явно будет невысокой, что негативно скажется на вопросах комплектования кадров Вооружённых Сил и соответственно на уровне обеспечения военной безопасности Российской Федерации. В Российской Федерации сложилась практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различных надбавок и дополнительных выплат. При этом не происходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пенсий. Кроме того, имеются проблемы с выплатами материнского капитала, а также пособий и других компенсационных выплат.

Перечень социальных выплат в виде пособий при наступлении соответствующих оснований по российскому законодательству значительно шире рекомендованного международными актами. Однако данный факт сам по себе еще не может служить доказательством отнесения нашей страны к числу тех, в которых уровень социальной защищенности человека выше международного стандарта.

Проблема же заключается в крайне низком уровне указанных выплат, которые даже в совокупности не гарантируют человеку право на достойные условия жизни, и целом рядом ограничений, закрепленных в законодательстве. Поэтому сделан вывод о необходимости установления более справедливого соотношения размеров, указанных пособий со средним заработком работника.

Исследование проблемы продолжительности выплаты пособия по временной нетрудоспособности дало основание для вывода о недопустимости ограничения срока, выплаты данного пособия в случае ухода за больным ребенком, поскольку это полностью противоречит основным направлениям демографической политики, проводимой государством на современном этапе. Результат такого ограничения очевиден, поскольку наблюдается увеличение количества хронических заболеваний у детей.

Учитывая все вышеизложенное, в целях совершенствования законодательства, регулирующего обеспечение социальных прав граждан, и приведения его в соответствие с общепринятыми мировыми стандартами:

- необходимо принять социальный кодекс или кодекс социального обеспечения – базовый кодифицированный нормативный акт, закрепляющий основы правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения, систематизирующий и упорядочивающий существующие льготы;

- ратифицировать основные международные конвенции в сфере социального обеспечения.

Список литературы

1. Авдеенко, Г. И. Государству необходима социально-ориентированная семейная политика. Соотношение российского законодательства о социальном обеспечении женщин и детей с международными актами о правах человека / Г. И. Авдеенко // Закон и право. 2007. № 10. С. 12.

2. Авдеенко, Г. И. Европейская социальная хартия и конституционно-правовые проблемы реализации социальных прав граждан в Российской Федерации: Автореферат дисс…. к. ю. н. /Г. И. Авдеенко. – М., 2007. С. 9.

3. Алиев М. Право человека на материальное обеспечение по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Право: теория и практика». URL: yurclub.r*› docs/pravo/1003/1.html.

4. Гацко М.Ф. Правовое обеспечение строительства Вооружённых Сил Российской Федерации. – М.: Флинта: Наука, 2008 . ISBN 5-900984-17-6.

5. Жирнова И. Счётная палата выставила счет // Красная звезда. – 2005. – 19 октября.

6. Ершов В.А, Толмачев И.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: Высшая школа. 2009. ISBN 5-7975-0842-7 С. 5.

7. Международное право: Учебник. М., 2009. ISBN 5-85639-296-5.

8. Пенсионная реформа в Центральной и Восточной Европе. Том 2. Укрепление государственных схем в Чешской Республике и Словении / Под ред. Э. Фульц. Международное бюро труда. Отделение Центральной и Восточной Европы. 2008. ISBN: 978-5-392-02043-0.

9. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебное пособие. Екатеринбург, 2010. Вып. 2. ISBN: 5769566159.

10. Шамонаева И.И. Конвенции и рекомендации МОТ как источники права социального обеспечения [Электронный ресурс] //omsu.omskreg.r* › vestnik/articles…article.html.

Нормативно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 9 декабря 1948 г. // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989

2. Декларация прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 № 52

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года) [Электронный ресурс]//un.org› ru/documents.

5. Конвенция № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1964 г.). [Электронный ресурс]// h**t://w*w.conventions.r*/view_base.php?id=296.

6. Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей (Минск, 14 февраля 1992 г.) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». – 1992. – № 2. С. 56.

7. Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15 мая 1992 г.) // Бюллетень международных договоров. – 1994. – № 6. С. 6.

8. Конституция Российской Федерации 1993. Официальный текст по состоянию на 01 января 1997 г. М: ИНФРА. М-НОРМА.

9. Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 177 «О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания» // Красная звезда. – 2005. – 22 февраля.

10. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 2005 г. № 33 г. «Об установлении окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выплате ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы некоторым категориям военнослужащих» // Российская газета. – 2005. – 3 марта.

Судебная практика

1. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2010, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2010 года // СПС Консультант Плюс.

2. Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 27 января 2010. // СПС Консультант Плюс.

3. Решение Минераловодского городского суда от 03 февраля 2010. // СПС Консультант Плюс.

4. Постановление Президиума Свердловского областного суда г. Екатеринбург от 6 апреля 2005 г.// СПС Консультант Плюс.

Покупка готовой работы
Тема: «Международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение»
Раздел: Международное право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 42
Цена: 330 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика