Курсовая работа

«Саморегуляция у подростков-интровертов с различным уровнем самооценки»

  • 80 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования саморегуляции у подростков-интровертов с различным уровнем самооценки 8

1.1 Специфика самосознания в подростковом возрасте 8

1.2 Понятие психической саморегуляции и подходы к её изучению 20

1.3 Особенности интровентированной личности подростка 31

Глава 2. Организация эмпирического исследования особенностей саморегуляции у подростков-интровертов с различным уровнем самооценки 37

2.1 Характеристика выборки и направления исследования 37

2.2 Методологические основы исследования саморегуляции у подростков-интровертов с различным уровнем самооценки 39

2.3 Методики изучения саморегуляции у подростков-интровертов с различным уровнем самооценки 40

2.4 Математические методы обработки эмпирических данных 44

Глава 3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования особенностей саморегуляции у подростков-интровертов с различным уровнем самооценки 46

3.1 Результаты изучения интровентированной личности подростка 46

3.2 Результаты исследования самооценки у подростков с экстра- и интровертированной направленностью 48

3.3 Результаты соотношения саморегуляции и самооценки у подростков с экстра- и интровертированной направленностью 51

Заключение 61

Список литературы 65

Приложения 68

Введение

Цель исследования заключается в изучении особенностей саморегуляции у подростков-интровертов с различным уровнем самооценки.

Объект исследования: саморегуляция у подростков интровертов.

Предмет исследования: особенности саморегуляции у подростков интровертов с различным уровнем самооценки.

Гипотеза исследования строится на предположении, что .

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в курсовой работе решались следующие задачи:

1) провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования особенностей саморегуляции у подростков-интровертов с различным уровнем самооценки;

2) дать характеристику интровертированной личности подростка;

3) установить взаимосвязь саморегуляции подростка с уровнем самооценки;

4) провести сравнительный анализ саморегуляции подростков интровертов и подростков экстравертов с различным уровнем самооценки;

Теоретико-методологической базой стали:

 стилевые особенности саморегуляции В.И. Моросановой;

 понимание самооценки, ее роли в процессе личностного развития, предложенных в работах Л.И. Божович, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, А.М. Прихожан;

 положение о единстве сознания и деятельности, принципы историзма, развития, личностного и системного подходов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец, Д.И. Фельдштейн);

 для теоретического понимания самосознания, самооценки в подростковом возрасте взяты научные исследования Б.С. Волкова, Н.В. Высоцкой: их положения содержат последовательность осознания качеств личности, компоненты самооценки;

 саморегуляция психических состояний в повседневной, обыденной жизнедеятельности отражена в научных работах А.О. Прохорова, А.К. Осницкого. Исследователями не только показаны модели функциональной структуры саморегуляции психических состояний, но и разработаны методики для экспериментальных приемов изучения процесса саморегуляции.

Для проведения исследования использовался следующий комплекс методов.

1. Методы сбора теоретической информации: анализ, с.

2. Методы сбора эмпирической данных: 1. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (А.Е. Личко), предназначен для определения акцентуации характера подростков. 2. Методика для определения уровня самооценки у подростков (А.М. Прихожан.), направлена на изучение уровня самооценки. 3. Опросник «Саморегуляция» (А.К. Осницкий), направлен на изучение сформированности процессов саморегуляции.

3. Методы обработки результатов исследования: качественный и количественный, в том числе статистический анализ данных (U-критерий Манна – Уитни, коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена). Статистическая обработка полученных данных производилась с помощью программы (SPSS Version 20, Microsoft Excel 2010.)

Организация и этапы проведения исследования: исследование проводилось в период с 2011 по 2012 гг. и включало в себя три этапа:

Предварительный (подготовительный) Изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования подбор и обоснование методов и методик исследования, характеристика выборки испытуемых, планирование и разработка процедуры его проведения уточнение категориального аппарата работы.

Проведение эксперимента (исследование): Осуществление эмпирического исследования предъявление испытуемым экспериментально-психологических методик.

Заключительный: Проведение количественной обработки полученных эмпирических данных с последующей их интерпретацией формулировка выводов, целостное оформление работы анализ, и систематизация и обобщение результатов исследования, литературное оформление исследования.

Базой эмпирического исследования выступила СОШ г. Москвы. Выборку исследования составили подростки – учащиеся старших классов, в количестве 60 человек, средний возраст испытуемых M=14,6 лет.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведен анализ особенностей процессов саморегуляции в подростковом возрасте с учетом экстра- и нтровертированной направленности личности. Рассмотрены особенности саморегуляции подростков интровертов с различным уровнем самооценки. Полученные результаты теоретического исследования явились основой для организации эмпирического исследования особенностей саморегуляции подростков интровертов с различным уровнем самооценки.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования эмпирических следствий и выводов по работе, полученных в результате теоретического и эмпирического исследования для разработки программ, направленных на коррекцию и развитие личности подростков, а также для разработки программы психологической и консультативной помощи подросткам по оптимизации уровня самооценки и сформированности процессов саморегуляции.

Научная новизна впервые предпринята попытка провести анализ особенностей саморегуляции у подростков интровертов с различным уровнем самооценки.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 30 источников, 7 приложений, результаты исследования приставлены в виде 7 рисунков, 13 таблиц.

Фрагмент работы

На основании методики А.Е. Личко, в результате проведенного исследования, были выделены две группы испытуемых: подростки, имеющие инровертированную направленность личности и подростки, имеющие экстравертированную направленность личности.

Таким образом, в ходе эмпирического исследования нами было выявлено процентное содержание испытуемых с усредненным профилем выраженности интроверсии и экстраверсии, вошедших в следующие категории:

 интроверты – 28,3 %;

 экстраверты – 71,7 %;

Результаты представлены в таблице 4 и на рисунке 1.

Заключение

Исследование саморегуляции подростков, выполненное в данной работе было направлено на изучение особенностей саморегуляции подростков-интровертов с различным уровнем самооценки.

Теоретический анализ показал, что саморегуляция в подростковом имеет определенные различия. Например, В.И. Моросанова говорит о том, что особенности стиля саморегуляции в экстравертах по сравнению с интровертами характеризуются более высокой сформированностью процессов моделирования и меньшего развития процессов планирования и программирования, высокой гибкостью и автономностью регуляторики. Интроверты значительно превосходят экстравертов в развитии планирования и программирования, что имеет компенсаторную ценность для связи модели существенных условий, менее развитых в интровертах (Моросанова, 2001.).

В.И. Моросанова отметила главные различия в особенностях стиля саморегуляции экстравертов, интровертов, людей с высоким нейротизмом и устойчивых, связанные с их личным складом. В основном автор выделил и описал особенности стиля саморегуляции, являющегося предварительными условиями формирования стилей для различных личностных типов.

Проанализированные теоретические аспекты по проблеме исследования позволили выявить ряд концептуальных предложений, которые легли в основу эмпирического исследования, это выразилось в формулировании задач исследования:

Список литературы

1. Александрова Е.А. Самоопределение подростков в молодежных субкультурах. – Школьные технологии. – 2000. – № 5. – 182с.

2. Аракелов Г.Г. Психология подростка / Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков, Э.Ф. Зеер. – М.: Высшая школа, 1999. – 304с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. – 416 с.

4. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – СПб.: Питер, 2010. – 240с. – (Серия Детскому психологу).

5. Дукаревич М.З. Лекции по характерологии / М.З. Дукаревич. – М. : ЧеРо, МПСИ, 2006. – 174 с.

6. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов / .Ю. Ермолаев. – М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2002. – 336 с.

7. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. // Вопросы психологии, 1989, №1. С. 5

8. Зинченко В.П. Структура сознания и психотерапевтическая парадигма // Человек. – 1991. – № 3. – С. 17-24.

9. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. – 2006, Т. – 27. – № 3. – С. 18–30.

10. Ильин И.П. Психология воли в подростковом возрасте / И.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 170 с.

11. Кон И.С. Проблема «Я» в психологии // Психология самосознания. Хрестоматия. / Под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: «БАХРАХ-М», 2000. С. 45-122.

12. Конопкин О.А. Психологические механизмы саморегуляции деятельности: О идеях и личности / О.А. Конопкин. – М., 2011. – 360с.

Покупка готовой работы
Тема: «Саморегуляция у подростков-интровертов с различным уровнем самооценки»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 80
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика