Курс лекций

«История русской культуры»

  • 255 страниц
Содержание

ОТ АВТОРА 3

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ

XIX ВЕКА

ВВЕДЕНИЕ 6

Примечания 10

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 11

§ 1. ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 11

§ 2. НИЗШИЕ И СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИИ 16

Приходские училища 16

Уездные училища 19

Гимназии 20

§ 3. РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ 25

§ 4. ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 36

§ 5. ЧАСТНЫЕ ПАНСИОНЫ 42

§ 6. ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ 45

§ 7. ЗАКРЫТЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДВОРЯНСКИХ ЮНОШЕЙ КАДЕТСКИЕ КОРПУСА. ПАЖЕСКИЙ КОРПУС.

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ 51

Пажеский корпус 54

Царскосельский лицей 57

Примечания 63

ГЛАВА ВТОРАЯ. КНИЖНОЕ ДЕЛО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 68

§ 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО И КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ В РОССИИ 68

§ 2. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ РОССИИ 74

§ 3. БИБЛИОТЕКИ 78

Примечания 83

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ

XIX ВЕКА 85

§ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 85

§ 2. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 89

§ 3. СПОРЫ О ЯЗЫКЕ 93

§ 4. ВОЙНА 1812 ГОДА И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 95

§ 5. РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1810-1820 ГОДОВ 98

§ 6. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ 1815-1825 ГОДОВ 104

А. С. Пушкин 116

§ 7. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА 117

§ 8. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА 126

§ 9. ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ 133

§ 10. РАЗВИТИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 143

§ 11. ОБРАЗОВАНИЕ «НАТУРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» В 40-х ГОДАХ

XIX ВЕКА 149

Примечания 154

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 157

§ 1. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА 157

§ 2. КЛАССИЦИЗМ И «АКАДЕМИЗМ» В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ 161

§ 3. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

Творчество А. Г. Венецианова 164

§ 4. РОМАНТИЗМ

ТВОРЧЕСТВО К. БРЮЛЛОВА И О. КИПРЕНСКОГО 170

Карл Брюллов 171

§ 5. ЗАРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ 180

Творчество П. А. Федотова 180

Примечания 184

ГЛАВА ПЯТАЯ. РУССКИЙ ТЕАТР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 186

§ 1. КРЕПОСТНЫЕ ТЕАТРЫ 186

§ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕАТРЫ 188

§ 3. СЦЕНИЧЕСКИЙ КЛАССИЦИЗМ 192

§ 4. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ НА РУССКОЙ СЦЕНЕ 196

§ 5. РОМАНТИЗМ В РУССКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 199

Сценический романтизм 202

§ 6. ЗАРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА В СЦЕНИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ 204

М. С. Щепкин 204

Примечания 208

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ВВЕДЕНИЕ 211

Примечания 214

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 215

§ 1. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 215

Крестьянские школы 216

Земская школа 217

Городская начальная школа 222

§ 2. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ 223

§ 3. ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ 226

§ 4. СРЕДНЯЯ ШКОЛА 232

§ 5. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. УНИВЕРСИТЕТЫ 240

§ 6. ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 255

§ 7. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ 266

Примечания 274

ГЛАВА ВТОРАЯ. КНИГОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ 279

§ 1. КНИГОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 279

§ 2. РОССИЙСКИЕ ГАЗЕТЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 290

§ 3. РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 298

§ 4. БИБЛИОТЕКИ 304

Примечания 308

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

XIX ВЕКА 310

§ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-70-х ГОДОВ 310

§ 2. КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

60-70-х ГОДОВ 320

§ 3. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО И ТОЛСТОГО 60-70-х ГОДОВ 326

§ 4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 80-90-х ГОДОВ XIX ВЕКА 334

Примечания 357

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 359

§ 1. АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ И «БУНТ 14-ти» 360

§ 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ 367

§ 3. ХУДОЖНИКИ О РОССИИ (ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ) 372

§ 4. ВОЙНА НА ПОЛОТНАХ В. В. ВЕРЕЩАГИНА 378

§ 5. ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ 382

§ 6. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ 387

Примечания 389

ГЛАВА ПЯТАЯ. РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 392

§ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА. АРТИСТЫ И ЗРИТЕЛИ 393

§ 2. РЕПЕРТУАР 399

§ 3. МАСТЕРА СЦЕНЫ 407

§ 4. НАРОДНЫЕ ТЕАТРЫ 420

Примечания 422

Введение

В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества.

Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших предков: «Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знания должно использовать, навыки брать за образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой».

Фрагмент работы

История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался в нашей стране за последние годы.

Заключение

Природное дарование, стремление к знаниям и удивительная работоспособность развивали и шлифовали талант актрисы. Савина вошла в круги художественной интеллигенции столицы, посещала выставки передвижников, концерты в Филармонии, участвуя в литературных чтениях познакомилась с Достоевским, Гончаровым, которые к ней отнеслись с теплым дружеским участием. Переписка актрисы отражает ее отношения с широким кругом петербургских беллетристов, журналистов, художников, юристов, врачей. Среди ее корреспондентов И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Я. П. Полонский, А. Н. Майков, В. В. Стасов и др. «Ни одной из русских актрис, — писал Н. Н. Ходотов, — не посчастливилось на своем веку быть в ореоле известности среди таких писателей, как Лев Толстой, Достоевский, Островский, Тургенев, Гончаров».30

Список литературы

1 См.: Петровская И. Театр и зритель провинциальной России. Л., 1979. С. 28.

2 Ходотов Н. Н. Близкое-далекое. Л.; М., 1962. С. 87.

3 Суворин А. С. Театральные очерки. СПб., 1914. С. 140.

4 Ходотов Н. Н. Близкое-далекое. С. 87.

5 Шуберт А. И. Моя жизнь // Судьба таланта. Театр в дореволюционной России. М., 1990. С. 395.

6 Нильский А. А. Закулисная хроника (1856-1894). СПб., 1897. С. 278.

7 Щеглов И. Кожаный актер // Судьба таланта. Театр в дореволюционной России. С. 185.

8 Гиляровский Вл. Мои скитания. Соч. В 4 т. М., 1967. Т. 1. С. 321.

9 Петровская И. Театр и зритель провинциальной России. С. 37.

10 Стрепетова П. А. Воспоминания и письма. Л., 1935. С. 229.

11 Гиляровский Вл. Мои скитания. С. 321.

12 Островский А. Н. Полн. собр. соч. В 12 т. М., 1980. Т. 10. С. 257.

13 Амфитеатров А. В. Маска Мельпомены. СПб., 1916. С. 53.

14 История русского дореволюционного драматического театра. М., 1989. С. 264.

15 Баженов А. Н. Сочинения и переводы. М., 1869. С. 70.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика