Дипломная работа

«Формирование познавательной самостоятельности учащихся в обучении планиметрии»

  • 67 страниц
Содержание

Введение….

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ….

1.1. Феноменологический анализ понятия познавательная самостоятельность….

1.2. Структура и уровни познавательной самостоятельности учащихся среднего звена классов….

1.3. Методика развития познавательной самостоятельности учащихся в условиях обучения планиметрии….

Выводы по первой главе ….

ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОМЕТРИЯ»…

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию познавательной самостоятельности в процессе обучения планиметрии учащихся 9 классов…

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию познавательной самостоятельности в обучении планиметрии…

Выводы по второй главе ….

Заключение….

Литература….

Введение

Актуальность. В настоящее время переоценивание общественной практики существенно меняет систему требований, предъявляемых школьникам и системе образования в целом. Образование определяет будущий облик общества, детерминирует его. Школьник должен быть способным не только к репродуцированию уже имеющихся знаний, но и к творческой деятельности, к нестандартному мышлению. Отношение личности к окружающей действительности преломляется через призму внутренней активной позиции, существенное влияние на которую оказывает учебная деятельность. Поэтому учебный процесс в школе должен раскрыть и развить творческий потенциал школьника, его способность к самообразованию. Знания не передаются от учителя к ученику в готовом виде, а осваиваются в результате активной, целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности.

Основное условие успешной организации учебного процесса в школе – специально организованное развитие познавательной самостоятельности школьников.

Развитие познавательной самостоятельности школьников во многом обеспечивает развитие мотивации учения и служит незаменимым средством повышения академической активности школьников. Поэтому необходимость развития познавательной самостоятельности обуславливает актуальность поиска приемов, методов и форм организации учебного процесса в школе.

Особенно актуальна проблема развития познавательной самостоятельности школьников среднего звена. У многих из них познавательные мотивы направлены на овладение знаниями, а не на способы добывания; операционная сторона самостоятельности сформирована недостаточно. Так, более половины из пятидесяти опрошенных школьников не смогли выделить главное в сообщаемой им информации и определить цель своей деятельности, третья часть опрошенных школьников не владели умениями самоконтроля. Оказывается уровень познавательной самостоятельности школьников незначительно отличается от уровня сформированности этого качества у учащихся среднего звена.

Проблеме развития познавательной самостоятельности посвящено много работ ученых и психологов современности. Различные стороны организации познавательной деятельности, активизации процесса учения, формирования и развития познавательных интересов как основы познавательной самостоятельности исследовались в работах педагогов: Л.П.Аристовой, С.И.Архангельского, М.А.Данилова, Б.П.Есипова, С.И.Зиновьева, Т.А.Ильиной, И.Я. Лернера, М.И.Махмутова, П.И.Пидкасистого, М.Н.Скаткина, Н.Ф.Талызиной, Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной и других; психологов Д.Н.Богоявленской, Л.И.Божович, П.Я.Гальперина, Т.В.Кудрявцева и других. Формированию и развитию познавательной самостоятельности посвящены труды Д.В.Вилькеева, Е.Г.Голанта, Н.А.Половниковой и других дидактов. Р.А.Блохиной, И.Я.Ланиной, С.И.Марченко и др. анализировалось влияние социально-педагогических и психологических факторов на развитие познавательной самостоятельности школьников и студентов. Работы И.А.Чурикова, Г.А.Данилочкиной, А.А.Кирсанова и др. посвящены использованию индивидуализации процесса обучения как средства развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. Вопросы влияния учебных задач на развитие познавательной самостоятельности нашли отражение в работах Г.Н.Васильевой, А.В.Торховой и др. Различные формы организации процесса обучения для стимулирования развития познавательной самостоятельности учащихся использовались С.С.Бакулевской, С.М.Галимовой и др. Исследования Р.Р.Бикмурзиной, Л.Н.Толстовой, Н.А.Шаламовой и др. посвящены развитию познавательной самостоятельности студентов.

Однако, несмотря на глубокую проработку вопроса в исследованиях многих авторов, педагогическая практика дает основание утверждать, что сегодня эффективность работы педагогических коллективов школ по развитию познавательной самостоятельности учащихся достаточно низка, и, как следствие, низок уровень стремления к самостоятельному познанию у учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

Все это позволило нам сформулировать тему исследования: «Формирование познавательной самостоятельности учащихся в обучении планиметрии» и определить проблему исследования.

Проблема исследования: каким образом осуществлять в практике массовой школы развитие познавательной самостоятельности в обучении геометрии.

Объект исследования: процесс обучения геометрии в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: приемы развития познавательной самостоятельности в процессе обучения геометрии в 9 классе.

Гипотеза исследования: процесс обучения геометрии будет эффективным, если:

- использовать комплекс заданий, направленный на повышение уровня сформированности познавательной самостоятельности;

- систематически организовывать самостоятельную исследовательскую работу учащихся;

- осуществлять мониторинг динамики сформированности познавательной самостоятельности школьников.

Цель исследования: разработать механизмы формирования познавательной самостоятельности учащихся в процессе обучения геометрии.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить сущность, структуру, характеристики познавательной самостоятельной работы, особенности ее развития в процессе обучения геометрии.

2. Разработать приемы обучения геометрии на основе системы задач на базе изучения геометрии в 9 классе.

3. Экспериментально проверить эффективность предложенных приемов развития познавательной самостоятельности учащихся средней школы в обучении геометрии.

Научная новизна: разработаны, обоснованы и экспериментально проверены приемы развития познавательной самостоятельности учащихся в условиях обучения планиметрии.

Практическая значимость определяется тем, что:

1. Собран и систематизирован материал для разработки приемов развития познавательной самостоятельности учащихся в условиях обучения планиметрии, который может быть использован в работе образовательных учреждений.

2. Полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы в других дисциплинах естественнонаучного цикла.

Базой исследования являлась МБОУ СОШ № 45 г. Уфы.

Структура выпускной квалификационной работы обоснованна логикой исследования и включает введение, две главы и заключение, перечень использованной литературы, проиллюстрирована таблицами и диаграммами.

Фрагмент работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ

1.1. Феноменологический анализ понятия «познавательная самостоятельность»

Одним из направлений развития современного образования является переход от знаниево-ориентированного подхода в обучении к личностно-ориентированному. Поэтому педагогу придется решать проблему оказания помощи каждому ребенку в организации его личной самостоятельной деятельности. Таким образом, учитель должен занять позицию инструктора, координатора деятельности школьника, в том числе и самостоятельной деятельности учащихся. Ученые утверждают: «Самодеятельность нужна ребенку, чтобы познать самого себя, испытать свои силы, развить свои способности». Суть самодеятельности следует искать в смысле слов – «сам делаю, моя деятельность». Следовательно, самодеятельность есть деятельность по собственному почину, а самостоятельность есть деятельность, совершаемая собственными силами, без посторонней помощи, это предполагает самовыражение личности, является средством ее самореализации.

В работах Д.Н.Богоявленского, П.Я.Гальперина, Л.С.Выготского, Н.А.Менчинской, С.Л.Рубенштейна раскрыта решающая роль самостоятельной познавательной деятельности в развитии мышления и способностей ребенка, обоснована возможность и необходимость вовлечения учащегося в творческий поиск в обучении, учитель не должен забывать о сензитивных периодах повышения чувствительности к определенным воздействиям. Правомерно говорить о возрастных предпосылках развития познавательной самостоятельности.

М.А.Данилова[13], И.Я.Лернера[19], М.И.Махмутова[33], П.И.Пидкасистого[24], М.Н.Скаткина[34] самостоятельность определяют как средство повышения осознанности и действенности изучаемого, результат эффективной организации учебного процесса, показателем умственного развития школьников. В настоящее время сосуществуют разные определения термина «познавательная самостоятельность». Зарубежные и отечественные ученые исследуют самостоятельность школьников в обучении по следующим направлениям, а именно: изучается социально-педагогическая значимость развития активности и самостоятельности школьников в процессе обучения, выявляется психолого-дидактическая сущность самостоятельной деятельности, разрабатываются дидактические средства организации самостоятельной работы учеников [22].

Л.В. Жарова определяет самостоятельность как результат воспитания и самовоспитания и важнейшее условие самореализации личности, е творческих возможностей. Клаус Гюнтер считает, что воспитание самостоятельности облегчает ребенку процесс освобождения от импульсивных реакций, учит его заранее продумывать свои действия, предвидеть возможные последствия ошибочных решений, рассчитывать и взвешивать риск, связанный с выбором той или иной альтернативы, короче говоря – способствует освоению и реализации рефлексивной стратегии[13].

В понимании сути познавательной самостоятельности одни авторы отдают предпочтение деятельностной стороне, другие - психологическим аспектам. И.Я. Лернер познавательную самостоятельность определяет как «сформированное у школьников стремление и умение познавать в процессе целенаправленного творческого поиска», а так же указывает, что «формой проявления познавательной самостоятельности является решение учащимися познавательной задачи, представляющей проблему, самостоятельное решение которой приводит учеников к новым для них знаниям и способам решения[19]. Познавательные задачи служат не только формой проявления познавательной самостоятельности, но и педагогическим средством ее формирования» [19]. Л.П. Аристова [1] и Н.А. Половникова [28] рассматривают познавательную самостоятельность как операционную сторону познавательной деятельности школьников, склоняясь к психолого-дидактическому подходу в решении проблемы. Н.А.Половникова под познавательной самостоятельностью понимает такое качество личности, как «готовность (способность и стремление) своими силами вести целенаправленную познавательную деятельность»[28]. Стремление к познавательной деятельности определяется наличием внутренних побуждений – соответствующих мотивов, составляющих побудительную сторону познавательной самостоятельности. Способность основывается на имеющихся знаниях и на владении методами проводимой деятельности. Опорные знания составляют содержательную сторону познавательной самостоятельности, а методы познавательной деятельности – ее техническую или процессуальную сторону [29].

В работах Т.И. Шамовой познавательная самостоятельность просматривается как одно из основных интегративных качеств личности, связанное «с воспитанием положительных мотивов к учению, формированием системы знаний и способов деятельности по их применению и приобретено новых, а также с напряжением волевых усилий» [37]. Проявление самостоятельности в познавательной деятельности связано с ее мотивом. Мотив деятельности обусловлен познавательной потребностью и, в свою очередь, тесно связан с познавательным интересом[43]. Под мотивом Т.И.Шамова понимает осознанное побуждение, определяющее и обусловливающее целенаправленную самостоятельную познавательную деятельность[37].

Таким образом, познавательная самостоятельность - качество личности, которое проявляется в самообразовании, такой форме самостоятельного познания, которая осуществляется посредством самостоятельной познавательной деятельности.

Понятие “познавательная самостоятельность” соотносится с понятиями “самообразование” и “самостоятельная познавательная деятельность”. Самообразование обычно рассматривается как проявление познавательной самостоятельности – качества личности, как форма самостоятельного познания, осуществляемая через самостоятельную познавательную деятельность. Познавательная самостоятельность проявляется через самостоятельную познавательную деятельность и получает развитие в процессе ведения такого рода деятельности.

Большой вклад в изучение самостоятельной познавательной деятельности внес П.И. Пидкасистый. Любая деятельность, по его словам, представляет собой систему, содержащую в себе содержательную сторону (знания, выраженные в понятиях или образах восприятий и представлений); оперативную (разнообразные действия, оперирование умениями, приемами как во внешнем, так и во внутреннем плане действий); результативную сторону (новые знания, способы решений; новый социальный опыт, идеи, взгляды, способности и качества личности) [23].

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся включает в себя: выделение школьником познавательной задачи, умение выбрать цель, увидеть задачу; подбор, определение и применение способов действий, ведущих к решению задачи; выполнение операций контроля; умение применить усвоенные знания и навыки в процессе практической реализации решения задачи.

Знания, умения и навыки (как общие, так и специальные) являются одной из основ самостоятельной познавательной деятельности. Для развития познавательной самостоятельности важно иметь опыт самостоятельной познавательной деятельности. Самостоятельная познавательная деятельность социализирована, что позволяет предположить направленность самостоятельного познания школьников на будущее, а именно, на предполагаемую профессиональную деятельность. Также особую значимость приобретают знания, умения и навыки, связанные с практической деятельностью человека. Наиболее полно и эффективно усваивается материал, имеющий для учащегося личную значимость. Для человека сила раздражителя определяется не только его физическими свойствами (яркость, громкость и т. д.), но и его значимостью для данного человека [2]. “Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании” [9]. Содержание и форма предъявления заданий влияют на формирование и развитие типа мышления (репродуктивный или продуктивный). Содержание знаний и методы их обработки – две неразрывные стороны процесса интериоризации знаний, поэтому их усвоение должно протекать в единстве. Методам обработки информации учащихся надо специально учить.

Большинством исследователей выделяются следующие структурные компоненты познавательной самостоятельности: мотивационный и волевой, содержательный, операционный. Уровень знаний, сложившийся к определенному моменту времени, составляет содержательную сторону познавательной самостоятельности; набор умений по самостоятельному овладению знаниями выражает ее операционный компонент; стремления проявляются через определяемое мотивами желание учиться и направлены они на достижение некоторой цели; способности характеризуют природные задатки. Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Таким образом, познавательная самостоятельность – многостороннее понятие, характеризующееся саморегуляцией познавательной деятельности, синтезом познавательного мотива и способов самостоятельного поведения, устойчивым отношением к познанию.

При поиске оптимального определения познавательной самостоятельности учитывалось, что рассматриваемое качество личности формируется и развивается под воздействием как внешних, так и внутренних факторов, влияющих друг на друга. Внутренние факторы – природные способности и задатки, воля, темперамент и сложившиеся, усвоенные в течении жизни, в т.ч. и учебной работы, знания и методы их получения. Внешние факторы – общество, окружающее школьника, среда, в которой он находился и находится, влияние учебно-воспитательного процесса.

Познавательная самостоятельность - система внутренних образований и их внешнего проявления – практических действий по самообразованию. Одним из важных признаков данного качества является подчиненность всех действий учащегося решению значимой для него задачи, направленность всей деятельности на достижение поставленной цели. Таким образом, познавательная самостоятельность – это качество личности, которое включает способности и умения своими силами вести познавательную деятельность, в том числе, самостоятельно овладевать знаниями, умениями и навыками с целью решения задач.

Уровень знаний, сложившийся к определенному моменту времени, составляет содержательную сторону познавательной самостоятельности; набор умений по самостоятельному овладению знаниями выражает ее процессуальный компонент; стремления проявляются через определяемое мотивами желание учиться, и направлены на достижение некоторой социально обусловленной цели; способности характеризуют природные задатки. Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Значительную роль в развитии познавательной самостоятельности школьников играют разного рода стимулы – побуждения к действию. Стимулами учения и воспитания являются различные процессы, предметы, явления, знания, умения и навыки, если они вызывают у учащегося потребность в познавательной деятельности, направленной на их изучение или присвоение [24].

Стимулы самостоятельной познавательной деятельности можно разделить на социально-психологические и педагогические. К социально-психологическим стимулам целесообразно отнести всевозможные оценки личностного плана (одобрение, признание, оценку и т.п.) и влияние окружающей среды (моральное и материальное), в которой особое место занимает социальное окружение учащегося.

Педагогическое стимулирование самостоятельной познавательной деятельности заключается в специальной организации учебно-воспитательного процесса, которая предполагает решение следующих педагогических задач: формирование и развитие мотивации самостоятельной познавательной деятельности, развитие волевой саморегуляции; формирование и совершенствование умений и навыков ведения самостоятельной познавательной деятельности (в т.ч. и специальных); формирование положительного эмоционального опыта ведения самостоятельной познавательной деятельности. Группы стимулов влияют друг на друга и синтезируют друг с другом.

Таким образом, познавательная самостоятельность школьников в значительной мере обусловлена психологической поддержкой, осознанностью потребностей, подготовленностью учащихся к ведению самостоятельной познавательной деятельности, степенью влияния социального окружения и качеством соответствующих учебно-воспитательных воздействий на школьника. Определяющее влияние на познавательную самостоятельность оказывает самостоятельная познавательная деятельность учащегося.

Развитие познавательной самостоятельности школьников возможно несколькими путями с использованием большого числа средств. Однако, наибольшая эффективность решения данной проблемы может быть достигнута только в том случае, когда будет учтен комплекс социального, психологического и дидактического аспектов, действия будут организованы и направлены одновременно на мотивационный, содержательно-операционный и волевой компоненты данного качества личности. При этом важно учитывать влияние всех составляющих. В центр решения рассматриваемой проблемы оправданно поставить учет личностных качеств и особенностей школьника: степень сформированности и проявления мотивации учения, степень проявления волевых усилий, направленных на достижение поставленных целей, состояние содержательного компонента познавательной самостоятельности, выраженности операционной (логико-практической) составляющей.

Основной задачей в развитии познавательной самостоятельности школьника является замена нестойких внешних мотивов самостоятельной познавательной деятельности зрелой внутренней мотивацией, внешнего контроля и оценки – самоконтролем и самооценкой. Выделяется два подхода в формировании и развитии мотивации учения: на основе постановки учащегося в положение неудачи и на основе постановки его в ситуацию успеха. Для развития мотивации самостоятельной познавательной деятельности чаще всего используется ситуация неуспеха (например, проблемное обучение). Среди путей развития мотивационно-волевого компонента самостоятельной познавательной деятельности можно выделить: изменение содержания учебного материала (материал должен быть внутренне принят учащимся, заинтересовать его, чтобы его изучение было продолжено школьником самостоятельно; поощрение использования дополнительного материала); создание в классе, школе среди учащихся стойкого отношения к учению как к фактору, имеющему важнейшее значение в жизни; удовлетворение потребности школьника в успехе (например, наращивание уровня сложности предлагаемых заданий с учетом их обязательного выполнения учащимся); постановка учащегося в ситуацию неудачи (например, сравнение полученных учащимся результатов с эталонными); совместная познавательная деятельность учащихся (влияние сверстников); передача функций контроля учащемуся; эмоциональная поддержка учащегося; изменение методов и форм работы учащегося (например, “управление через постановку целей” – учащиеся самостоятельно разрабатывают стратегию своей деятельности.

Развитие познавательной самостоятельности может быть реализовано через вовлечение школьников в активную самостоятельную познавательную деятельность, что возможно при комплексном подходе к проблеме, с учетом социальной, психологической и дидактической сторон. Существуют различные пути активизации познавательной деятельности, основное среди них использование разнообразных форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учеников.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых школьники сами должны отстаивать свое мнение, принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, ставить вопросы своим товарищам и учителям, рецензировать и оценивать ответы, помогать отстающим, самостоятельно выбирать посильное задание, находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы), создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий, решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Заключение

В процессе теоретического и экспериментального исследования поставленной научной проблемы в соответствии с целью и задачами исследования получены следующие основные выводы и результаты:

1. На основы анализа психолого-педагогической и методической литературы, отечественного и зарубежного опыта в процессе обучения математике установлена целесообразность их применения при овладении школьным курсом планиметрии с целью формирования познавательной самостоятельности учащихся.

2. Представлены сущность познавательной самостоятельности учащихся, определяемая как качество личности, проявляющееся у школьников в потребности к внутренне мотивированной, планомерной, самоуправляемой, умственной деятельности, заключающейся в приобретении новых знаний из различных источников, овладении новыми способами, приемами, методами познавательной деятельности, их совершенствовании и творческом применении в различных ситуациях для решения поставленных задач; критерии познавательной самостоятельности: воспроизведение опорных планиметрических знаний; владение методами, способами мыслительной деятельности; владение навыками самостоятельного планирования и рациональной организации познавательной деятельности по овладению планиметрией; наличие у школьников познавательной потребности и внутренних установок, побуждающих к ней.

3. Разработана методика, направленная на формирование познавательной самостоятельности учащихся при обучении планиметрии, использование комплекса задач на соответствующие этапы формирования познавательной самостоятельности учащихся, управление процессом освоения через внеурочную деятельность учеников.

Указанные выводы и результаты дают основание утверждать, что гипотеза подтвердилась, и задачи исследования решены. Предпринятое исследование проблемы формирования познавательной самостоятельности учащихся при овладении планиметрией открывают перспективы дальнейших разработок.

Список литературы

1. Аристова, Л.П. Активность учения школьника. [Текст] / Л.П. Аристова – М.: Просвещение, 1968. – 138с.

2. Архангельский, С.И. Локальный метод в ист. науке [Текст] // Краеведение. М., 1926. № 2.

3. Беркуштене, Ф.В. Влияние социально-педагогических факторов на развитие познавательной самостоятельности как черты личности старшеклассников и студентов [Текст] / Ф.В. Беркуштене.- Вильнюс, 1980.-233с.

4. Бибрих, P.P, Васильев, И.А. Особенности мотивации целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов. [Текст] // Вестник МГУ, Серия 14. Психология. 1987. - № 2. - С.20.

5. Блохин, Р.А. Исследование готовности студентов к самостоятельной работе по высшей математике [Текст] // Подготовка учителя математики в университете. Саранск, Из-во СГУ, 1984. - С. 70-74.

6. Богоявленский, Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников [Текст] / Д.Н. Богоявленский // Вопросы психологии. - 1969. - № 2. - С. 25-38.

7. Божович, Е.Д. Особенности усвоения учебного материала школьниками / Е.Д. Божович, М.К. Гумматова, В.Е. Сосина [Текст] // Советская педагогика. - 1988. - №10. - С. 41-45.

8. Вилькеев, Л.B. Развитие познавательной активности и самостоятельности у учащихся вечерних (сменных) школ в процессе обучения [Текст]/ Л.B. Вилькеев. Казань: КГУ, 1961. - 74 с.

9. Гальперин, П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа [Текст] / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1957. - № 6. - С. 58-69.

10. Ганичева, Л.М. Влияние состава защитных покрытий на фармакологическую активность таблеток фепирона и Л-44. [Текст] / Л.М.Ганичева, Г.П. Вдовина, Г.В Ковалев, Л.С.Мазанова // Актуальные проблемы создания лекарственных форм с заданными биофармацевтическими свойствами: Тез. докл. Всесоюзн. Науч. – практ. конф. 24-26 окт.1989г. - Харьков, 1989.- С.21.

11. Голант, Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения [Текст] / Е.Я. Голант // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся: ученые записки Казанского пед. ин-та. Казань, 1968. - С. 32-44.

12. Готман, Э.Г., Скопец, З.А. Задача одна - решения разные [Текст] / Готман, Э.Г., Скопец, З.А. - М., 1970.

13. Дидактика / М. А. Данилов, Б. П. Есипов; Под общ. ред. Б.П. Есипова; — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 518 с.

14. Зиновьев, С.И. Учебный процесс в советской высшей школе / С.И. Зиновьев – М., 1968. – 359 с.

15. Изаак, Д.Ф. Поиски решения геометрической задачи. «Математика в школе»№6 [Текст] /Д.Ф.Изаак.- 1998.

16. Ильина, Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. — М., 1969

17. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности [Текст] / А.А. Кирсанов // Советская педагогика. - 1985. - № 9. - С. 48-51.

18. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы [Текст] / В.Т. Кудрявцев. М.: Знание, 1991. - 176 с.

19. Лернер, И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся // Новые исследования в педагогических науках / И.Я. Лернер– М.: Педагогика, 1971. – №4. – С.34-39.,С.36

20. Лернер, И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. [Текст] / И.Я. Лернер– М.: Просвещение, 1975. – 92с., С.35

21. Марченко, С.И. Дидактические условия формирования познавательной самостоятельности студентов педагогического института: [Текст] дис. канд. пед. наук / С.И. Марченко. - М.,1987. -228 с.

22. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. [Текст] / П.И. Пидкасистый: – М.: Педагогика, 1980. – 326с

23. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. [Текст] / П.И. Пидкасистый – М.: Педагогика, 1980. – 326с., С.108

24. Пидкасистый, П.И., Фридман, Л.М., Гарунов, М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. – М.: Педагогической общество России, 1999. – 354с., С.287

25. Платонов, К.К. О системе психологии. [Текст] / К.К. Платонов– М.: Мысль, 1972. – 212с., c.36

26. Пойя, Д. Как решать задачу. [Текст]/Пойя Д. - М.,1959.

27. Пойя, Д. Математическое открытие. [Текст] /Пойя Д. - М., 1970.

28. Половникова, Н.А. Система и диалектика воспитания познавательной самостоятельности школьников / Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. [Текст] / Н.А. Половникова– Казань, 1969. – 307 c. С.45.

29. Половникова, Н.А. Система и диалектика воспитания познавательной самостоятельности школьников / Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. [Текст] / Н.А. Половникова– Казань, 1969. – 307 c. С. 61.

30. Половникова, Н.А. Система и диалектика воспитания познавательной самостоятельности школьников / Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. [Текст] / Н.А. Половникова– Казань, 1969. . – 307 c. С. 57.

31. Понарин, Я.П. Задача одна – решений много. «Математика в школе» №1 [Текст]/ Я.П. Понарин.- 1992.

32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. [Текст] / С.Л. Рубинштейн – М.: Педагогика, 1989. – 424с., c.81

33. Сафиуллина, И.А. Концепция проблемного обучения М. И. Махмутова как дидактическая система : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2001 188 c. РГБ ОД, 61:01-13/1790-1

34. Скаткин, М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении [Текст].: материалы к научн. конф. по дидактике (11-13 мая) / М.Н. Скаткин. М.: 1965. - 48 с.

35. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст]. / Н.Ф. Талызина. -М.: Знание, 1983. 96 с.

36. Филимонов, В.А., Фисенко, Т.Н. Об одном подходе к изучению геометрии в средней школе. «Математика в школе» №1 [Текст]/ В.А. Филимонов, Т.Н. Фисенко - 1997

37. Шамова, Т. И. К вопросу об анализе структуры познавательной деятельности учащихся // Советская педагогика. - 1971.- № 10. - С. 18-25.

38. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. [Текст] / Т.И. Шамова – М.: Педагогика, 1982. – С.69

39. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. [Текст] / Т.И. Шамова– М.: Педагогика, 1982. – 208с., С73

40. Шикова, Л.Р. Исследовательская деятельность школьников в процессе решения геометрических задач. «Математика в школе.» №4, / Л.Р. Шикова. 1995.

41. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]. / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 1979. -160 с.

42. Шуба М.Ю. Занимательные задачи в обучении математике [Текст] / Шуба М.Ю. - М.: Просвещение, 1995. -176 с.

43. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И.Щукина. - М.: Педагогика, 1988. – 23 с.

44. Эльконин Д.Б. Диагностика умственной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] / Под редакцией Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИ ОПП АЛС СССР, 1981. 157 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование познавательной самостоятельности учащихся в обучении планиметрии»
Раздел: Математика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
Цена: 2400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика