Дипломная работа

«Музыкально-компьютерные технологии как средство формирования познавательного интереса учащихся»

  • 71 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ….…7

1.1 Формирование познавательного интереса школьников на уроках музыки как педагогическая проблема ….….7

1.2.Особенности применения музыкально-компьютерных технологий на уроке музыки….….…13

Выводы по первой главе….21

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ….23

2.1. Содержание форм и методов формирования познавательного интереса учащихся средних классов на уроках музыки средствами музыкально-компьютерных технологий….….23

2.2. Диагностика уровня повышения познавательного интереса учащихся средних классов на уроках музыки средствами музыкально-компьютерных технологий….42

Выводы по второй главе….….48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….….….52

ПРИЛОЖЕНИЕ ….…55

Введение

Актуальность проблемы исследования. Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как отрасль компьютерных технологий. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники.

Компьютерная революция, произошедшая еще в последней трети ХХ века, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей, в настоящее время входит в очередной этап, связанный с образованием.

Частое применение компьютера в общеобразовательной школе обусловлено различными его возможностями. Так, в настоящее время уже выявлен ряд разнообразных обучающих компьютерных программ. Кроме того, использование компьютерных технологий на уроках возможно в разных формах: работа всем классом, группами, и индивидуальная работа.

Однако чаще всего новые технические средства коммуникации в общеобразовательной школе направлены на усовершенствование таких учебных дисциплин как экономика, право и других, преимущественно связанных с точными науками.

В то же время, с нашей точки зрения, современные компьютерные технологии могут широко применяться и на уроках музыки, что во многом обеспечит успех музыкально-воспитательной работы.

С их помощью можно учиться нотной грамоте, изучать теорию музыки, развивать музыкальный слух, различать тембры музыкальных инструментов, изучать их строение, технические и выразительные возможности, играть на них, сочинять музыку, понимать разные музыкальные стили. Помимо создания «компьютерных» звуков, компьютеры могут управлять подключенными к ним специальными музыкальными инструментами. С помощью новейших музыкально-компьютерных технологий можно создавать самые разнообразные звуковые эффекты: шум моря, рычание зверя, пение птиц, гул самолета и т. п.

О значении музыкально-компьютерных технологиях на уроках музыки писали такие научные исследователи, как И.М.Красильников, А.О.Бороздин, И.Р.Айдарова, П.Л.Живайкин, А.Ю.Жданов и другие. В своих трудах они затронули проблему педагогических основ повышения познавательного интереса в процессе использования музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки. Однако данный вопрос в настоящее время находится на стадии разработки и требует дальнейшего углубленного изучения.

Актуальность проблемы исследования определила формулировку темы исследования «Музыкально-компьютерные технологии как средство формирования познавательного интереса учащихся средних классов на уроках музыки».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально определить педагогические условия формирования познавательного интереса у учащихся средних классов на уроках музыки средствами музыкально-компьютерных технологий.

Объект исследования – процесс музыкального образования школьников средних классов.

Предмет исследования – содержание, формы и методы формирования познавательного интереса учащихся средних классов на уроках музыки средствами музыкально-компьютерных технологий.

В своей работе мы исходим из следующей гипотезы: формирование познавательного интереса у школьников средних классов будет более эффективным, если на уроках музыки будут использованы музыкально-компьютерные технологии.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в работе ставились следующие задачи:

- выявить возможности музыкально-компьютерных технологий в формировании познавательного интереса у учащихся средних классов;

- проанализировать особенности применения музыкально-компьютерных технологий в практике современного музыкального образования в школе;

- выявить психологические особенности подросткового возраста;

- определить пути применения компьютера на уроке музыки;

- экспериментально проверить и оценить пути повышения уровня познавательного интереса к урокам музыки;

- разработать уроки музыки для учащихся средних классов с использованием музыкально-компьютерных технологий;

Методологической основой исследования являются:

 общепедагогические идеи о роли современных музыкально-компьютерных технологий как источнике формирования содержания музыкального образования и средства развития познавательного интереса школьников;

 психолого-педагогическая теория формирования познавательного интереса;

 музыкально-педагогическая теория о возрастных и личностных качествах ребенка в процессе формирования познавательного интереса.

В работе использованы разнообразные методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение, анкетирование, опрос, беседа.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем:

- в выявлении возможностей музыкально-компьютерных технологий в процессе формирования у учащихся познавательного интереса на уроках музыки;

- в раскрытии методов применения музыкально-компьютерных технологий на уроке музыки.

Практическая значимость исследования содержится в следующем:

- выявлены и обоснованы условия применения музыкально-компьютерных технологий, способствующих повышению качества образовательного процесса в школе;

- в помощь учителям музыки разработаны уроки с использованием музыкально-компьютерных технологий для учащихся средних классов, разработаны этапы применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки, направленные на повышение уровня познавательного интереса у учащихся средних классов;

- результаты могут быть использованы на уроках музыкальных школ, лицеев и применены в профессиональной подготовки студентов музыкального отделения педагогического колледжа и высшего учебного заведения.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1 Формирование познавательного интереса школьников на уроках музыки как педагогическая проблема

В настоящее время многие наиболее творческие, опытные и чуткие учителя выходят за рамки существующих программ, направляют свои усилия на создание методических разработок, которые помогли бы решению коренного вопроса музыкальных занятий в школе: как заинтересовать, увлечь школьников музыкой.

Современная теория обучения и воспитания часто обращается к исследованию познавательного интереса, играющего роль ценных мотивов деятельности в становлении личности, являющегося устойчивой чертой личности и обнаруживающегося в любознательности, пытливости, в постоянной жажде знаний.

Проблема интереса – одна из фундаментальных проблем педагогики и психологии. Так, в психологии интерес трактуется и как проявление умственной и эмоциональной активности [35, 714], и как избирательная направленность психических процессов человека на явления окружающего мира и как активная познавательная, эмоционально познавательное отношение человека к миру, и как мощный побудитель активности личности, под влиянием, которого деятельность становится увлекательной и продуктивной, и как выражение отношения к объекту действия, и как своеобразный сплав интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, и как эмоциональные проявления познавательных потребностей человека [14,368].

В педагогике родоначальником теоретического и научного подхода к ее решению предстает Я.А.Коменский, справедливо считавший, что одна из основных задач учителя заключается в том, что бы «всеми средствами воспламенять жажду знания и пылкое усердие в учении» [13,415].

Действенную для своего времени систему пробуждения любознательности, и развития интереса учению разработал К.Д.Ушинский. Выдающийся педагог считал, что «воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения … убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет…Учение - это серьезный труд, требующий волевых усилий, но тем не менее этот труд должен быть интересным, привлекательным » [34,515].

Таким образом, в педагогических явлениях познавательный интерес выступает как средство обучения, как мотив учебной деятельности, и как устойчивая черта личности, ее познавательная направленность.

Особое значение проблема интереса, увлеченности приобретает в области современной общей музыкальной педагогике, «ибо если у учащихся нет интереса ко всему, что происходит на уроке музыки, если урок проводится без особой эмоциональной приподнятости, без сильных эмоциональных впечатлений и переживаний, если оживление наступает после звонка с урока, ни о каком музыкальном развитии говорить не приходится» [38,176].

Как сложный и многозначный феномен, музыкально – познавательный интерес обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него музыкальной деятельностью, общением и социальными педагогическими явлениями.

В самом общем виде интерес понимается как «конкретизация» и реализация музыкальной потребности, «раскрытие» ее в определенном направлении, понимаемое как подготовленность к какому – либо виду музыкальной деятельности.[12,284]

В основе интереса человека к музыке лежат их музыкальные потребности. Вероятно, следует различать понятия «музыкальная потребность» и «потребность в воспитании музыкой».

В первом случае речь идет о неотъемлемой составной части художественных потребностей, принадлежащих к ядру человеческой личности, определяющих во многом ее сущность. С этой точки зрения, музыкальные потребности – относительно устойчивые, обусловленные уровнем и характером музыкальной культуры данного общества, а так же особенностям определенных групп и отдельных личностей свойства людей, побуждающие их к воспитанию ценностями музыки и к музыкальному творчеству.

Потребность в воспитании музыкой – временное состояние человека, испытывающего нужду в тех или иных музыкальных звучаниях.

Таким образом, отношение между музыкальными потребностями и потребностью в воспитании музыкой опосредуются музыкальным интересом.

Музыкальный интерес можно определить как обусловленную музыкальными потребностями направленность личности или группы людей на общение с теми или иными жанрами музыки, музыкальными произведениями или на определенные виды музыкально – творческой деятельности.

Потребность в музыке возникает при наличии предмета – музыкального искусства, - а также при условии реальной доступности его для человека. Однако при объективных одинаковых возможностях для удовлетворения музыкальной потребности один человек выбирает концерт симфонической музыки, другой – органную музыку и старые романсы, а третий – диск с современными песнями и т.д.

Это свидетельствует о том, что потребности каждого человека конкретизируется в определенном виде интереса к определенным типам, жанрам музыки и подготавливается к восприятию тех или иных музыкальных произведений. Кроме того, данный феномен объясняется тем, что музыкальное развитие людей находится на разном уровне. А интерес, таким образом, очень тесно связан с уровнем знаний и умений.

Кроме того, способность воспринимать музыку не является прирожденной. Только в процессе развития навыков музыкально – познавательной деятельности возможно возникновение подлинного музыкально – познавательного интереса.

Музыкально-познавательный интерес выражается в стремлении понять, почувствовать, осознать содержание музыкального произведения. Поэтому интерес – прекрасный стимул приобщения к музыке. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность и появляется увлеченность. Музыкально – познавательный интерес – это интерес с преобладающим эмоциональным фактором.

Существуют различные виды музыкально-познавательного интереса:

а) интерес к определенным жанрам и типам музыки;

б) интерес к конкретным музыкальным исполнителям, авторам, произведениям;

в) интерес к самостоятельному участию в том или ином виде музыкального творчества;

Интересные уроки музыки – это не развлекательные занятия и не сухое разучивание песенного материала, музыкальных фрагментов, даты жизни композиторов, а это уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний, заставляют что-то по-своему продумать, почувствовать, пережить, освоить.

Однако, музыкальный интерес не у всех школьников одинаков. Он бывает стойким и кратковременным, глубоким и поверхностным.

Исследователями выявлены различные уровни развития познавательного интереса школьников.

Самой первичной его формой является любопытство как реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире, как жадное стремление узнать, ориентироваться в ситуации.

Любопытство к урокам музыки, как правило, проявляет большинство учащихся. Многие учителя замечают, что ученики перед каждым уроком с большим интересом спрашивают, какую песню намечено разучить, какое музыкальное произведение прослушать.

Однако на стадии любопытства у школьников обычно не возникает стремления глубже узнать что-то о музыке вообще: здесь привлекает, прежде всего, занимательная сторона – достаточно ли песня весела, что изображает произведение и так далее.

Высшая ступень развития познавательных интересов в области музыки непосредственным образом связана с развитием музыкальных чувств, потребностей и интересов, заключающихся стремлением использовать имеющиеся знания и умения (в восприятии и пении) на практике. А так же в самостоятельных занятиях музыкой, в домашнем музицировании, в собирании фонотеки, в посещении концертов, в чтении литературы о музыке. А в конечном итоге – в воздействии на окружающий мир с целью его преобразования «по законам красоты».

Стадии развития музыкально – познавательного интереса существуют не изолированно: они могут сосуществовать в едином акте познания и эстетического освоения музыкального произведения. По уровню осознанности и действенности принято различать следующие виды познавательных интересов.

Занимательность – наиболее низкий уровень осознанности и действительности. Он возникает на основе яркости впечатления от новизны предмета. Яркая эстрадная песня, шуточная песня, звучание детских инструментов в «Детской симфонии» И. Гайдна могут стать занимательными для школьника. Интерес, основанный на явлении занимательности, почти всегда непродолжителен, нестоек и легко вытесняется новыми впечатлениями. Однако этот вид интереса должен быть широко использован в начальном периоде музыкального обучения и развития школьника, а также время от времени и на последующих этапах работы.

Занимательность ведет к активному настрою, помогает осваивать трудные разделы: разучивание хорового произведения, разбор музыки, освоение специальной терминологией и так далее.

Интерес обобщений, широкий, неконцентрированный появляется к предмету в целом. Он зачастую перерастает в высший этап развития, при котором формируется специализированный, глубокий, индивидуальный интерес. Он является следствием определенного уровня развития индивидуального вкуса, музыкально – эстетических потребностей и чувств.

Интерес частный, узкий, изолированный осознается как интерес к определенным фактам, без взаимной связи, без осмысления логики учебного предмета. Это интерес, как правило, к той или иной области музыки (чаще всего к личности ребенка), однако уже побуждающий к деятельности по реализации интереса (например, вступление в кружок гитаристов или вокально-инструментальный ансамбль).

В результате социологических исследований учебных и художественных интересов школьника вырисовывается пестрая картина мнений, пристрастий, симпатий и антипатий, нашедших свое выражение в ряде прямых и косвенных оценок различных видов и жанрах музыки. На основании этих оценок можно говорить о том тревожном факторе, что музыкальные интересы школьников очень не развиты, односторонни, ориентированы главным образом на развлекательную музыку. Они резко направлены на эстраду. Остальные виды и жанры музыки мало интересуют школьников.

Причина одностороннего музыкально – художественного интереса школьников состоит в том, что единственным центром музыкально – эстетического развития детей и подростков стали уроки музыки. Перед преподавателями музыки стоит задача воспитания у учащихся осознанного эмоционального отношения к изучаемому музыкальному произведению. Но часто слуховые впечатления детей инертны, неосмысленны, что звучащая музыка остается для большинства внешней, неживой, чуждой.

Каким же образом необходимо вести музыкальные занятия так, чтобы слуховые впечатления не выпадали из процесса мышления подростка? Как приучить детей к «музыке живущей мыслью» (А. Скрябин), как культивировать это мышление?

Только интерес, активное и осознанное отношение учащихся к предмету дает педагогу возможность выполнять эту задачу.

Заключение

На рубеже XX-XXI веков произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Эти изменения коснулись всех дисциплин общеобразовательной школы и потребовали разработки новой модели образования с использованием компьютерных технологий, которые, в свою очередь, могут повлиять на процесс формирования познавательной активности учащихся. Сегодня ни одна школа не обойдется без компьютера и, соответственно, на каждом уроке будут применяться разнообразные методы и приемы, осуществимые благодаря компьютерным технологиям. На данное время уже выявлен ряд обучающих программ, но они, главным образом, направлены на развитие экономики, права и др. Однако не стоит забывать, что главная цель воспитания - это всестороннее и гармоническое развитие личности. Для реализации данной цели большое значение имеют уроки музыки. Успех же музыкально-воспитательной работы будет во многом зависеть от того насколько интересны для ребят уроки музыки и пения.

Благодаря техническому прогрессу уроки музыки можно проводить не менее интересные, чем другие уроки, при этом используя компьютерные технологии.

Однако в настоящее время способы применения компьютера на уроках музыки находятся на стадии разработки, и требуют дальнейшего углубленного изучения. Мы применили компьютерные технологии на уроке музыки, с целью выявления их эффективности в формировании познавательного интереса у учащихся средних классов. Выдвинутая гипотеза была доказана на научно-теоретическом и экспериментально-практическом этапах исследования.

Проведенное исследование поможет учителям и ученикам в выявлении и обосновании условий применения музыкально-компьютерных технологий, способствующих повышению качества образовательного процесса в школе, разработанные уроки могут применяться в профессионально-педагогической деятельности учителя музыки, предложенные этапы использования компьютера помогут преподавателю поднять уровень интереса учеников к урокам музыки.

Список литературы

1. Айдарова И.Р. Компьютерная музыка в российской образовательной практике. – М.: Музыка в школе, 2006/1. – 23с.

2. Апухтин А. Компьютер в ДМШ и ДШИ / Музыка и электроника. – 2004/1. - 10с.

3. Артемьев Э. Музыка – это канал связи со вселенной / Музыка и электроника. – 2004/1. – 2-3с.

4. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой. – М.:1986. – 101с.

5. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.; Л, 1965. – 98с.

6. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971. – 33с.

7. Богданович М.М., Гетманенко Г.Е. Прорыв в новые звуковые миры. 8 класс. – М.: Музыка в школе, 2010/4. – 36с.

8. Бороздин А.О. Компьютерные средства начального уровня для «подавления вокала» в фонограмме. – М: Музыка в школе, - 70с.

9. Бороздин А.О. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки. М.: Музыка в школе, 2006/1. – 27с.

10. Выгодский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М., 2008. – 305с.

11. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования. – М.: Просвещение, 1987. – 168с.

12. Горюнова Л. И. Воспитание музыкального вкуса и развития музыкального восприятия у школьников. – М.: Просвещение, 1975. – 284с.

13. Дмитриев А. Е. Педагогика. – М.: Просвещение, 1985. – 415с.

14. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.-368с.

15. Жданов А.Ю.Сочинение в классе электронно-компьютерной музыки / Музыка и Электроника. – 2004/1. – 8с.

16. Жданов А.Ю. Роль звукорежиссера в создании фильма. – М.: Музыка в школе, 2006/1. – 40с.

17. Жданов А.Ю. Норильский опыт (об открытии отделения электронно-компьютерной музыки в колледже искусств) / Музыка в школе. – 2003/3. – 59с.

18. Живайкин П.Л. MIDI-технология в картинках и таблицах. – М.: Музыка в школе, 2006/1. – 62с.

19. Живайкин П.Л. Ударные инструменты в компьютерной аражировке / Музыка и электроника. – 2005/3.

20. Завырылина С.Н. В классе музыкально-копмьютерной аранжировки. – Музыка в школе. – 2005/1.

21. Каболевский Д.Б. Педагогические размышления. – М.: Педагогика,1986. – 192с.

22. Красильников И.М. Музыкально-компьютерные технологии и качество творческой деятельности школьников. – М.: Музыка в школе, 2010/4. – 3с.

23. Красильников И.М. Электронное инструментоведение. – М.: Музыка в школе, 2006/1. – 53с.

24. Красильников И.М., Глаголева Н.А. Электронно-музыкальное творчество в общеобразовательной школе. – 2004. - 5с.

25. Красильников И.М, Глаголева Н.А. Творческие задания для работы в «музыкальных конструкторах» / Музыка в школе. – 2005/1.

26. Красильников И.М. Из задачника по электронной аранжировке музыкальных произведений / Музыка в школе. - 2003/3. – 63с.

27. Красильников И.М. Музыкальная электроника стучится в школу / Музыка и электроника. – 2005/1.

28. Красильников И.М. Работа в программах – нотных редакторах / Музыка и электроника. – 2005/3.

29. Кржен Д. Ж. Компьютер дома. – М.: Просвещение, 1996. – 136с.

30. Мархель И. И. Компьютерная технология обучения. – СПб.: Питер, 2005. – 256с.

31. Мелик-Пашаев А. Повод для диалога / Искусство в школе. – 2010/1. – 13-14с.

32. Орлова Е.В. Дети в новом музыкальном пространстве / Музыка и Электроника. – 2004/2. – 10с.

33. Орлова Е.В. Музыкальное обозревание в контексте цифровых искусств / Музыка и электроника. – 2005/1.

34. Подласый И. П. Педагогика. – М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2003.- Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 515с.

35. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 714с.

36. Силантьева Е.В. Об информационных технологиях в среднем профессиональном образовании музыкантов. - Музыка в школе, 2005/1. – 80с.

37. Симонович С. В. ,Евсеев Г. П., Алексеев А. Г. Общая информатика. – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.-592с.

38. Сугоняева Е. Э. Музыкальные занятия с малышами. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 176с.

39. Школяр Л.В., Школяр В.А., Критская Е.Д. Музыкальное образование в школе: Учеб. Пособие для студентов муз. Факультетов и отделений высших и средних педагогических учеб. заведений. / Под ред. Л.В.Школяр. – М., 2001. – 126с.

40. Цукерман В.С. Музыка и слушатель. – М.: Просвещение, 1970. –158 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Музыкально-компьютерные технологии как средство формирования познавательного интереса учащихся»
Раздел: Музыка
Тип: Дипломная работа
Страниц: 71
Цена: 2200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика