Курсовая работа

«Объект и предмет в социальной работе»

  • 38 страниц
Содержание

Введение 4

1 Объект и предмет в социальной работе 5

2 Особенности деятельности социального работника 8

2.1 Общее понятие социального работника как субъект социальной работы 8

2.2 Профессиональный портрет социального работника и аспекты его деятельности 9

3 Формы и виды социальных услуг в России 19

Заключение 36

Библиографический список 38

Введение

Социальная работа ориентирована, прежде всего, на человека, и поэтому возможна только на партнерском уровне. Клиент доверяет социальному педагогу свои личные проблемы, тем самым, пуская его в свою интимную сферу. Работа с Клиентом возможна лишь тогда, когда между им и социальным педагогом возникают и сохраняются доверительные отношения. Тем сам клиент имеет право требовать сохранения тайны.

Объект контрольной работы – социальная сфера.

Предмет – деятельность социального работника; социальные услуги.

Вопрос о необходимости проведении социальной работы в рамках социального обслуживания встает в настоящее время особенно остро. Поэтому целью написания данной контрольной работы является анализ указанных вопросов.

Фрагмент работы

1 Объект и предмет в социальной работе

Разрешить окончательно социальные проблемы инвалидности, бедности, расовой или национальной нетерпимости невозможно, но необходимо разрешать их вновь и вновь для каждого следующего индивида или семьи, оказавшихся в затруднении из-за этих проблем. Поэтому, оказывая социальную помощь клиенту, социальный работник имеет дело в первую очередь с его социальной ситуацией. Социальная ситуация — конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы [4, С.289].

В трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. По состоянию на конец 2001 г. их насчитывалось около 1,5 млн. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, — это семьи с детьми-инвалидами. В 2004 г. было около 285 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов. Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами. Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку (попечительство). Их около 200 тыс. Следующая многочисленная категория семей с объективно ограниченными материальными возможностями — это многодетные семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время 2,3 млн.

Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн.

В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).

Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. По данным Федеральной миграционной службы России, на 1 мая 2002 г. в России находилось 200,2 тыс. таких семей.

Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, — это семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей.

Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.

Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

Вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системы социального обслуживания в России весьма актуальны, особенно вопросы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социального обслуживания семьи и детей.

Правовое поле системы социальной работы, социального обслуживания и деятельности социальных служб формируется в русле основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения семей, детей и других категорий населения в Российской Федерации со всеми позитивными и негативными последствиями в их диалектическом единстве.

Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального обслуживания населения в целом предполагают полную и всеобъемлющую реализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихся улучшения социального обслуживания и социального обеспечения различных категорий населения, создание надежного правового механизма их реализации.

Социальная ситуация клиента и является предметом социальной работы, тем непосредственным полем, где прилагает усилия социальный работник. Одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы является семья [5, С.303].

2 Особенности деятельности социального работника

2.1 Общее понятие социального работника как субъект социальной работы

Как и любая другая деятельность, социальная работа представляет собой взаимодействие субъекта и объекта (социального работника и его клиента), протекающих при определенных общественных условиях. Помимо этих условий, ее успешное осуществление определяется тем, в какой степени социальный работник и его клиент удовлетворяет предъявленные к нему требования. Социальный работник должен быть квалифицированным специалистом в своей области, а так же обладать рядом моральных качеств, свидетельствующих о его гуманности. Что касается клиента, то от него требуется не только действительное желание решить свои проблемы, но и к социальному работнику. Иными словами, между социальным работником и его клиентом должно возникнуть доверительные отношения [15, С.105.].

Основанные на чувстве и доверии, отношения между социальным работником и его клиентами больше всего похожи на дружбу, они являются формой межличностных отношений, т.е. направленные на установление личных связей между людьми. Дружба, однако, предполагает равенство сторон, тогда как отношения между социальным работником и его клиентом не равны. Действительно, эти отношения предполагают помощь клиенту со стороны социального работника, но не наоборот. Доверяя социальному работнику, клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в этом являет психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы.

Поскольку социальный работник любого ранга — всегда активная сторона, можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми. В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация — это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования указанных объектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи, сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах.

Практика показывает (и у нас особенно), что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии – социальные работники [15, С.109-110.].

2.2 Профессиональный портрет социального работника и аспекты его деятельности

В научной литературе термин \"деятельность\" имеет весьма широкое распространение: \"деятельность рек\", \"высшая нервная деятельность\". Гегель, как известно, употреблял термин \"деятельность\" по отношению к движению. В философии термин \"деятельность\" обозначает понятие инструмента изучения общественной жизни в целом, отдельных ее форм, исторического процесса. Но и в этом случае происходит не однозначное его толкование: деятельность - это информационно направленная активность живых систем, обеспечивающая их самоподдержание (Э. Маркарян), деятельность есть проявление социальной активности (Г. Арефьева) и др [6, С.229.].

Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида деятельности с одной стороны, надо исходить из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, с другой, учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. В трудах Л. П. Буевой деятельность определяется как способ существования и развития общества и человека, всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Среди основных признаков деятельности она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественным условиям, обмен деятельностью, общение действующих индивидов.

В исследовании М.С. Кагана дан морфологический анализ деятельности (преобразовательная, ценностноориентационная, коммуникативная деятельность).

Автор выделяет три основных элемента деятельности: субъект, который направляет свою активность на объекты или другие субъекты; объект, на который направлена эта активность; сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.

По Б.Г. Ананьеву, деятельность имеет многоуровневый характер: во-первых, целостной деятельности, как исторически сложившейся системы программ, операций и средств производства материальных и духовных ценностей общества; во-вторых, отдельного акта - действия, включающего в себя цель, мотивы ее выдвижения и способы достижения; в-третьих, макродвижений, из которых посредством опредмечивания и построения программ строятся действия; в-четвертых, макродвижений, из которых строятся макродвижения [12, С.134.].

В этом случае первые два уровня соответствуют рассмотрению деятельности человека как субъекта, социального существа, как личности, а последние уровни определяют деятельность человека как природного индивида.

Разнообразие подходов к рассмотрению понятия деятельности и толкования самого термина способствует появлению множества оснований для классификаций различных форм и типов деятельности. В частности, в основу классификации часто кладется объект деятельности. Исходя из этого основания, можно говорить о правовой деятельности, медицинской, производственной и т.д.

Если это основание мы включим в систему социального пространства, где существуют различные формы деятельности, целью которых является оказание помощи индивидам или социальным группам по решению их самых разных проблем, то в этом случае выделится социальная деятельность, целью которой является оптимизация осуществления субъектной роли людей во всех сферах жизни общества и процесс совместного удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности. Этой деятельностью и является социальная работа.

Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности. К ним мы относим: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.

К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие:

1) увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

2) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

3) адаптация или реадаптация людей в обществе;

4) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

5) и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает [7, С.423.].

3 Формы и виды социальных услуг в России

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференсация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности.

Социальное обслуживание населения в одних работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, в других – как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, в-третьих, как принципиально важный сектор социальной сферы.

Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в области социальной работы, социальной педагогики и практической психологии.

Представление о сущности социального обслуживания внесли федеральные законы «об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

В федеральном законе «об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» в ст. 1 подчеркивается, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Некоммерческие организации - это профессиональные объединения и творческие союзы, добровольные общества и благотворительные фонды, а также ассоциации, советы, клубы, союзы. Также к ним относится огромная сфера жизни общества, которая отличается от государственных и бизнес структур. Она составляет независимую сферу организованных гражданских инициатив, направленных на совершенствование жизни общества без затребования на эти цели бюджетных ассигнований осуществляемых вне зависимости от материальной выгоды от этой деятельности для себя лично. Именно благодаря последней своей черте-альтруизму - некоммерческие организации в состоянии осуществить те проекты, которые могут быть отвергнуты коммерческим сектором в силу нерентабельности.

Таким образом, цель некоммерческих организаций - прежде всего направление инициативы “снизу” в социально-полезное русло. Этим и создается уникальная возможность плавного, безболезненного объединения “всеобщих государственных” интересов и интересов частных, индивидуальных - через форму интереса определенных общественных групп - в рамках гармоничного, не конфликтующего гражданского общества.

Подтверждение этому - успехи деятельности некоммерческих организаций, например, в США. Наибольшая активность работы некоммерческих организаций США наблюдается в деле охраны окружающей среды, обеспечении быта бездомных, улучшении условий жизни в труднодоступных местностях, медицинских исследованиях, организации образования за счет пожертвований в благотворительные фонды, создании и поддержании религиозных общин.

Таким образом, некоммерческие организации одинаково нужны и государству и бизнесу, так как они дополняют их, очеловечивают и уравновешивают, создавая и удерживая социальное равновесие. Грамотные, эффективно работающие и обеспеченные ресурсами некоммерческие организации нужны самому обществу, чтобы возникающие в нем проблемы и потребности могли решаться силами гражданских инициативы, не дожидаясь выделения на эти цели средств из госбюджета.

После революции 1917 года традиции благотворительной инициативы России были утрачены, государство не санкционировало создание независимых гражданских организаций. А те же организации, которые создавались, и, казалось, относящиеся к независимому сектору (спортивные и физкультурно-оздоровительные, научные; объединения в области культуры и искусства, профсоюзы, дома для детей и престарелых) создавались, функционировали за счет государства и под его контролем, являлись воплощением государственной политики. В отсутствие гражданского общества в СССР не существовало традиций независимых гражданских организаций, и государство не санкционировало их создание, за исключением большого количества огромных бюрократических организаций, которым особо не требуются ни доверие ни легитимность.

Условиями формирования гражданского общества в России 90-х годов явились: отмена и резкое сокращение централизованного финансирования социокультурной и гуманитарной областей и, как следствие, необходимость самоспасения науки, искусства, культуры, образования, просвещения; резкое ухудшение уровня жизни, потребность в спасении и самоспасении нуждающихся в помощи групп населения. Принятие закона СССР “Об общественных объединениях 9 октября 1990 года” также сыграло свою роль. Этот закон санкционировал создание следующих общественных объединений: политических партий, массовых движений, молодежных детских организаций, научных, культурно-просветительских и др. обществ и объединений граждан. Все это сейчас способствует созданию и развитию некоммерческого сектора в России, включая благотворительные и общественные организации, а также политические партии, профсоюзы, научно-технические и т.п. организации. Они создаются для решения крупных социальных проблем и человеческих нужд через предоставление людям возможности участвовать в улучшении благосостояния их сообществ. Вместе с этим встает ряд вопросов общего и финансового управления некоммерческими организациями, так как Россия не имеет того опыта управления, как например, богатейший опыт США и Британии. В России до сих пор не создана хорошая правовая база для функционирования таких организаций, практически отсутствует литература, связанная с вопросами налогообложения, юридической практикой, методами управления, проблемами финансирования в некоммерческих организациях, имеющих целый ряд отличий от своих аналогов за рубежом. Большинству российских некоммерческих организаций не достает профессионализма и навыков управления, сбора финансовых средств для их деятельности. Не выработаны эффективные способы взаимодействия некоммерческих организаций и государственных структур управления, бизнеса, а также средств массовой информации. Отсутствует полноценная база данных организаций, работающих в некоммерческих сферах.

Взаимоотношения некоммерческих организаций и государственных органов довольно сложны. Государственные социальные службы, привыкшие за долгие годы к монопольному праву на заботу, с появлением некоммерческих организаций стали относится к ним с недоверием и подозрительностью. Необходимость сотрудничества и взаимопонимания обе стороны стали понимать только в 1991-1992 годах. К этому моменту государственные органы уже не в состоянии были самостоятельно справляться со всеми проблемами, благотворительные организации лишились большого количества спонсоров, которые, попав в кризисную ситуацию, не имели больше возможности поддерживать некоммерческие проекты.

И все же гарантами финансовой стабильности российской благотворительности остаются прежде всего хорошие связи руководителя в государственном аппарате, на уровне федеральных и местных властей. Это позволяет надеяться на получение государственной денежной помощи.

Государственное финансирование является особенно важным в тех случаях, когда цели некоммерческой организации не столь привлекательны для частных доноров, или когда работа не дает немедленной видимой отдачи или при необходимости осуществления финансирования в течение всего года, так как фонды и частные доноры предпочитают начальное финансирование, новаторство и новые идеи.

Можно выделить несколько типов государственного финансирования:

Целевые правительственные гранды - безвозмездно дающие средства для определенных действий, указанных некоммерческой организацией.

Совместное финансирование организаций - не является формой прямого государственного финансирования. Правительство и некоммерческая организация вкладывают средства в проект, который управляется совместно. Это партнерство, где каждая сторона полагается на другую в поддержании жизнеспособности проекта.

Заключение

Эффективность социальной работы рассматривается как максимально возможное в данных условиях достижение целей по удовлетворению социальных потребностей населения при оптимальных затратах.

Большое значение в повышении эффективности социальной работы имеет микроуровень- непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента. Она имеет первостепенное значение для формирования профессиональной мотивации, для защиты клиентов, для смягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.

Для оценки эффективности труда социальных работников с целью разработки программ повышения эффективности деятельности, используется ряд специально разработанных научных методов: историковедческий (биографический), интервьюирование (собеседование), наблюдение, метод экспертной оценки, критического инцидента; а также методы оценки результативности труда: метод заданного (вынужденного) выбора, описательный метод, управление по целям (задачам), метод оценки по решающей ситуации, шкала наблюдения за поведением, метод классификации.

Поддержка экономических, политических и социальных условий есть базис для стабильности общества. Любые изменения в одной из этих сфер сразу же отражается на других. Как мы знаем из истории, игнорирование этих связей ведёт к социальной дестабилизации. С другой стороны, изменения в этой структуре необходимы для успешного развития общества. Улучшение жизненных условий населения – вот чаще всего цель реформ. Но в России жизненные условия различных групп изменились к худшему. В свете этих перемен потребность в социальной поддержке населению резко возросла, и продолжает расти по сей день.

Общий анализ показал, что службы социальной помощи являются неотъемлемой частью социальной политики современного Российского государства. Их необходимость – вопрос, не требующий обсуждения, их эффективность – проблема современной России. Налицо такие недостатки социальных служб в России, как:

- зацикливание работы только на «социально незащищённых слоях населения», тогда как другие обширные группы людей остаются без внимания;

- отсутствие единой социальной политики;

- низкая (скорее недостаточная) квалификация социальных работников;

- скудный набор социальных услуг.

Службы социальной помощи за рубежом дают интересный пример своего успешного функционирования.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации – М., Юридическая литература, 2003. – 58с.

2. Федеральный Закон РФ от 02.08.95г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста» // Консультант Плюс: Версия Проф.

3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. “О некоммерческих организациях” ст.8 // Консультант Плюс: Версия Проф.

4. Федеральный Закон РФ от 10.12.95г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Консультант Плюс: Версия Проф.

5. Сборник нормативных актов по социальной защите граждан России – М.: Юрист, 2002. – 402с.

6. Григорьев С.И. Теория и методика социальной работы. – М.: Диля, 2000. – 275с.

7. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для Вузов: 3-е издание.- Н.-Новгород: НИМБ, 2001г.- 720с.

8. Павленка П.Д. Теория и методика социальной работы. – М.: ГАСБУ, 2001. – 301с.

9. Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М.: ИСР, 2001. – 312с.

10. Работник социальной службы // Профессиональный журнал 2004. - №2. – С.94-102.

11. Саппс М. Опыт социальной работы. Введение в профессию. – М.: Социум, 2000. – 438с.

12. Теория и методика социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. - М.: Аспект – Пресс, 2000. – 189с.

13. Деньги и благотворительность - М. // Наука, 2001. - №4. – С.96-103.

14. Исторический опыт социальной работы в России - М. // Наука, 2000. - №7. – С.49-61.

15. Топчий Л.В. Кадры социальных служб России. Т.20/ Сер. Энциклопедия социального образования/ Под общей редакцией В.И. Жукова. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. - 220с.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика