Реферат

«Социология в системе юридических наук»

  • 21 страниц
Содержание

Введение 3

1 Предмет и объект социологии 4

2 Место социологии в системе юридического образования 6

3 Диалектика социальных норм и социальных процессов 9

Заключение 19

Список используемой литературы 21

Введение

В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако здесь можно возразить. Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук — теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную деятельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства — только искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.

Следовательно, социология — это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и 'новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Фрагмент работы

1 Предмет и объект социологии

Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография, право, философия и др.). Социология наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе.

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа и общества, которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в понимании общества состоит в том, что общество представляется в виде базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный объект—человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть не что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей, преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специфическая черта деятельности человека. Целеобразная деятельность включает множество различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и динамичный характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив определенный результат корректируют на его основе свою последующую деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование и развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали переход к высокой ступени развития общества с разрешением противоречия между стихийностью и сознательностью.

Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития полученный результат отличается от исходных предпосылок, превращается в новые условия, средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели. Реализация высоких целей направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным становится анализ отношений между ними и внутри их. Особую актуальность приобретает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей, групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целостности. Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.

2 Место социологии в системе юридического образования

На современном этапе развития общества предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке юристов. Юридическая профессия никогда не сводилась к простому знанию нормативных актов и техники их применения, от юристов всегда требовалось руководствоваться не только буквой, но и духом закона, действовать не только технично, но и с пользой для общества. В современном этапе эти требования многократно усложняются в силу происходящих социальных перемен. В этих условиях право как органичная часть общества не может оставаться неизменной. На плечи юристов легла ответственная и сложная задача - разработка и осуществление комплекса правовых реформ. Это требует высокой культуры социально-правового мышления, в формировании которого призвана внести свой вклад социология права.

Социология права как научная дисциплина получила официальный статус в 1962 году на 5 Международном социологическом конгрессе. Но, конечно, сама социология права в ее собственно социологическом варианте (не говоря уже об органичной взаимосвязи социальных и правовых воззрений на протяжении всего развития социальной мысли) начинает складываться гораздо раньше в связи с возникновением и развитием социологии. Поскольку право является важнейшим социальным регулятором, постольку социально-правовая проблематика присутствует в работах многих крупных социологов, начиная с таких классиков, как О. Конт, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм. Социолого-правовые подходы имеют свою традицию и в отечественной науке: достаточно напомнить об эмпирических исследованиях в области права и представителях социологической школы права в дореволюционной России.

Сейчас социология права обрела в нашей стране второе дыхание и как научная , и как учебная дисциплина . Это обусловлено целым рядом взаимосвязанных факторов. Во-первых - официальное возрождение социологической науки в России, и как следствие - активное освоение ее различных направлений, в том числе и социологии права. В советский период социально-правовые исследования должны были укладываться в рамки марксизма-ленинизма, не исчерпывающего всего богатства современной социологии. Во-вторых, существует огромная практическая потребность в развитии отечественной социологии права. Это объясняется насущной необходимостью познания современного российского общества, и в частности - его социально-правовых измерений. В-третьих, активизация социологии права гармонирует с такими тенденциями развития отечественного юридического образования как преодоление традиционно доминирующей догматической парадигмы в профессиональной подготовке юристов и усиление ее практической ориентации.

Таким образом, существуют серьезные предпосылки для обретения социологией права статуса учебной дисциплины. Пока социология права не входит в государственные стандарты профессиональной подготовки ни по юридическим, ни по социологическим специальностям. Но сама жизнь подталкивает юридические вузы к освоению этой актуальной области науки и практики.

Социология права может внести существенный вклад в совершенствование профессиональной подготовки современных российских юристов. Эта дисциплина обогащает палитру профессиональных знаний будущих правоведов. Приращение знаний в этом направлении дает не количественный, а качественный эффект. Социология права - это органичная часть научных знаний о праве, выполняющая важные функции не только информационного, но и методологического характера. Это объясняется тем, что большинство наук о праве представлено юридическими дисциплинами. Они, благодаря специфике объекта, предметов и методов, формируют особый подход к праву, который при всей своей ценности не может быть исчерпывающим. Такое сложное и многогранное явление как право не сводится только к юридическому измерению. Такую ограниченность призваны компенсировать неюридические науки о праве. В частности, социология права рассматривает право с помощью методов и в рамках парадигм, присущих социологии. Ее изучение благотворно влияет на профессиональное мышление будущих юристов. Социология права акцентирует внимание не на умозрительных теоретических конструкциях, а на реальных социальных механизмах генезиса и действия правовых норм. Это культивирует в профессиональном мышлении юристов нацеленность на такие проблемы как социальная обусловленность права, необходимость учета социокульурной специфики, анализ социальных последствий и социальной эффективности конкретных правовых норм.

Нацеленность на анализ реального, а не должного, положения дел позволяет социологии права выполнять критическую функцию в системе научных знаний о праве. ".если, - по образному выражению французского ученого Ж. Карбонье, - для представителя юридической догматики право - это бог, то социолог считает нужным руководствоваться методологическим атеизмом" . Такой подход к праву не является чужеродным, внешним, он адекватен социальной природе самого права и потому должен занять свое место в профессиональном мышлении современных российских юристов. Профессиональная подготовка призвана способствовать тому, чтобы социально-правовая направленность закладывалась в фундамент юридического мышления. Это соответствует как потребностям практики, так и структуре научных знаний о праве. Основой юридического мышления является теория права. Но она может пониматься по-разному: в узком смысле - как юридическая теория права, и в широком смысле - как общая теория права, "т.е. как своего рода метатеория, охватывающая все теоретическое знание о праве, независимо от его научно-теоретического профиля" . Социология права является органичной частью общей теории права. В отечественном правоведении и юридическом образовании в последние годы наметилась явная тенденция к возрастанию роли общей теории права . Преподавание социологии права в юридических вузах способно внести свой вклад в решение этой проблемы.

3 Диалектика социальных норм и социальных процессов

Термин "диалектика" происходит от греческого слова dialegomai, обозначающего "веду беседу, рассуждаю". Этот термин имеет три значения. Диалектикой называют, во-первых, естественный ход событий, развертывание и разрешение противоречий, образование единства, связь и обособленность в мире и т.д. Говорят о диалектике вещей, процессов, социальных революций. Эта диалектика в самом мире является объективной, в сознании - субъективной. От нее отличается учение об этом естественном ходе событий, объективных законах связи противоположностей. Это второе значение термина - диалектика, входящая как теория, как учение в философию.

Диалектика исследует отношения всеобщих противоположностей, всеобщие законы. Для того чтобы конкретнее представить задачи диалектики, нужно усвоить еще и следующие положения о ней. Ее называют наукой о всеобщей связи, учением о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности вида.

Социальная диалектика - диалектика развития общества и в целом исторического процесса. Выступает как система взглядов о взаимодействии различных сторон общественной жизни, развитии общества и присущих ему противоречиях. К основным проблемам социальной диалектики относятся: взаимодействие объективных и субъективных факторов общественного развития; взаимодействие экономических, политических, духовных и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни; взаимодействие субъектов исторического процесса; проявление побудительных сил деятельности людей, взаимосвязь их потребностей, интересов, целей и идеалов; отрицание и преемственность в общественном развитии. Каждая из перечисленных проблем заключает в себе множество других. Их творческое решение составляет основное содержание социальной диалектики, применение которой является важнейшим условием научного анализа развития общества.

Весьма относительными являются наши знания о логике и диалектике социальных процессов в обществе, а также о социальной субъектности власти. Политический процесс рассматривается в категориях весьма абстрактных: трансформация, переходный период, модернизация, системный кризис. Вначале дается политологическая квалификация, а затем под нее подгоняются конкретные факты.

Теория государства и права обращает свое внимание главным образом на социальные нормы. Потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами.

Исследование социальной нормы сопряжено с анализом общественных отношений, деятельности индивидов. Общество всегда является результатом взаимодействия людей, выражает итог связей и отношений индивидов их деятельности.

Из этого следует, что изучение предметной, практической деятельности людей-необходимая предпосылка исследования общественных отношений, социальной организации общества. Общественные отношения и деятельность неотъемлемы друг от друга, эти явления взаимосвязаны, хотя и не тождественные. Общественные отношения выступают в качестве формы человеческой деятельности. Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадии людей к человеческому обществу, с прогрессом социализации отношений с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа . При помощи социальных норм достигается наиболее целесообразное взаимодействие людей, решаются задачи, которые не под силу отдельному человеку.

Люди не просто “относятся друг к другу “ за категорией “отношение” стоят интересы человека, его потребности в общении, во взаимном обмене материальными и духовными ценностями. Каждому типу общественного развития, с его особенностям производства, материальной и духовной культуры присущ свой характер обмена, объективирующегося в устойчивых, повторяющихся общественных связях, формах деятельности людей. Эта деятельность неотделима от сознания и воли людей, которые являются ее предпосылкой и регулятором, определяют ее цели. Социальные нормы образуются в результате сознательно-волевой деятельности людей как высшей формы отражения объективного мира. В своей совокупности они выражают закономерности общественного развития, познаваемые людьми в процессе общения и освоения окружающей действительности и конкретизируемые в виде социальных норм .Так, для того чтобы общество могло существовать, люди должны продолжать свой род, добывать продукты питания, соблюдать элементарные запреты. Выработка соответствующих правил и является сознательно волевой деятельности людей по отношению объективных закономерностей общественного развития, в результате которой устанавливаются социальные нормы.

Действуя сознательно люди не свободны в выборе характера деятельности, т.к. должны считаться объективными предпосылками человеческого существования. Ставя перед собой определенные цели, люди не могут не учитывать той объективной детерминации, которая предстает как общественная необходимость.

Социальные нормы имеют всеобщий характер. Выражая определенное правило поведения, социальная норма распространяет свое действие не только на конкретное лицо (т. е. имеет не конкретный характер), но на всех лиц, оказавшихся в сходных ситуациях. Для социальных норм именно как для всеобщих правил поведения характерны многогранность применения длительность действий, неопределенность адресата (адресуется всем, кто оказывается в определенном качестве, в определенных условиях, предусмотренных социальными нормами) .

Социальное взаимодействие людей объективно проявляется в повторяющихся актах производства, обмена, распределения, многообразных общественных связях и отношениях. На самых ранних этапах развития общества одновременно с возникновением труда и обмена появляется, и потребность их упорядочить. Многократная повторяемость определенных актов деятельности, явлений и событий особая черта исторического процесса, выявляющая внутреннюю закономерность его развития.

Подводя итог вышесказанному мы можем отметить, что социальные нормы это сознательно волевая деятельность людей, общеобязательные правила поведения людей в их взаимоотношениях между собой, определяемые в конечном итоге опытом исторического развития, национальными особенностями, существующими экономическими и политическими отношениями и обеспечиваемые в исполнение сознательностью масс, а также в необходимых случаях мерами государственного принуждения, либо общественным воздействием. Социальная норма не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки становятся правилом .

Таким образом, социальная норма формируется в ходе сознательной, целеполагающей деятельности людей, обусловленной, в конечном счете, объективными факторами, придающим нормам “объективную властность” .

Объективный характер социальной норм определяется следующими обстоятельствами:

1. социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в само регуляции, в поддержании стабильности и порядке

2. норма неотделима от отношений обмена, характер которых также детерминирован способом производства и распределения

3. материальные и духовные блага, выступающие объектом обменных операций, не произвольны, а заданы существующими экономическими и социально культурными условиями.

Вместе с тем в социальной норме неизменно присутствуют субъективные качества, поскольку потребность общества в поддержании устойчивости субъективно осознается классами, индивидами, социальными группами. Результатом такого осознания является стремлением взять под защиту одну группу норм “перекрыть” действие других, приспособить определенные нормативные системы к наиболее оптимальному обслуживанию общих, классовых или групповых интересов. Такое субъективное осознание социальной значимости объективных социальных норм играет чрезвычайно важную роль в установлении в обществе ценностных эталонов и стандартов, усиление воздействия социальных норм на сознание и поведение людей.

В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создаёт правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними .Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического лица. Они в праве иметь храмы, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер. Гражданину Российской Федерации предоставлено право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию . Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды связанные с вступлением в брак, рождением ребёнка, и другие, однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния. Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учётом исторических традиций.

КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ: есть установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования. Они регулируют отношения внутри данной организации, порядок ее деятельности, взаимоотношения, составляющих данную организацию, порядок вступления и выхода из данной организации. Корпоративные нормы обеспечиваются мерами, предусмотренными данной общественной организацией. Специфическая их особенность состоит в том. Что их действие ограничено пределами той или иной общественной организации и вследствие этого, как считает С.С.Алексеев, носят локальный характер . Корпоративные нормы стоят на стыке между нравственными и правовыми нормами. С правом нормы общественных организаций объединяет их формальная определенность, четкая констатация прав и обязанностей, а также санкции применяемые за их нарушение. Нормы общественных организаций тесно связаны с нравственностью единством принципов.

Особое положение в системе социальных норм занимают

НОРМЫ ОБЫЧАЕВ, ТРАДИЦИЙ: это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, и в результате их многократного повторения становятся для них привычками. Обычаи когда-то были либо моральными, либо религиозными нормами, но со временем их истинное значение было забыто. Люди, следуя обычаям, уже не говорят, хорош или плох тот или иной вариант поведения, а поступают определенным образом в силу привычки. Многие обычаи складываются на определенной территории, носят национальный характер и твердо укореняются в общественной жизни. Обычай опирается на силу привычки и существует в силу наличия фактических отношений. Здесь права и обязанности совпадают, это является главным отличием его от других социальных норм. В этом выражается его регулятивная особенность. Традиции по сравнению с обычаями имеют гораздо меньшую историю, а в будущим они могут перерасти в обычай .

Приведенная выше классификация есть общепринятая и наиболее распространенная.

Социальные нормы приобретают качество юридических вследствие того, что объективно способствуют функционированию социального целого определяя одинаковый для всех масштаб поведения участников общественной жизни, они обеспечивают их как элементов единой социальной системы и закрепляют связи множества отдельных индивидов в коллектив, общество. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития. Право закрепляет условия, при которых индивид в состоянии удовлетворить свои потребности, лишь удовлетворив потребности другого. Массовые несоблюдения этих условий может привести к разрушению баланса общественных связей той основы, на которой держится современная социальная система, поэтому нормы их закрепляющие общеобязательны. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормального взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом. Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает, во-первых, значение социальной нормы и ее осознание, во-вторых, мотив (желание следовать этой норме) и, в-третьих, само действие (реальное поведение)

Заключение

Определить социологию как систему знаний — значит дать конкретное представление об изучаемом объекте в виде органически связанных между собой теорией: теории личности, теории малых групп, слоев (семьи, трудовых коллективов и т. п.), теории общества как социальной системы и теории мирового сообщества. Последовательность теорий отражает объективные связи и отношения между социальными общностями как объектами и субъектами социальной деятельности. Ведь любая малая группа, социальный слой, социальная общность имеет свою специфику, обладает категориями, то есть объединительными свойствами, но ее нельзя понять, абстрагируясь от личности, из которых они состоят. Но вместе с тем существует и «обратное» движение: представление о личности при анализе малых социальных групп, слоев, социальных общностей, когда представление о личности становится богаче и конкретнее потому, что личность здесь ставится в новые связи и отношения.

Восхождение от абстрактного к конкретному совершается не только в результате перехода от одной теории к другой, но и в пределах каждой из них. Основными направлениями процесса перехода от одной теории к другой в социологии личности есть, во-первых, последовательное раскрытие различных свойств (потребностей, интересов, ценностей социальных установок и т. д.) личности, которые завершаются системным определением личности как объекта и субъекта; во-вторых, осуществление перехода от анализа личности к раскрытию ее деятельности, образа жизни, их условий, средств и результатов; в-третьих, анализ межличностных отношений, складывающихся в процессе ее деятельности, поведения и общения, глубокого познания личности; в-четвертых, выяснение социальных норм и отклонений в деятельности личности, ее поведения в отношениях, определение типа личности.

В современной социологии преодолевается противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Поиск истины социологией связывается с раскрытием возможностей преобразований объектов в соответствии с гуманистическими ценностями. Современная социология рассматривает личности, различные общности и социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности. Здесь-то в системе социологических знаний важное место занимает осевая проблематика, интересы, ценности, социальные установки — все то, что определяет мотивацию поведения и деятельности людей. Процедура анализа деятельности личности, общности людей осуществляется в науке в такой же роли, что и обряд в религии или уголовно-процессуальном кодексе в доказательстве вины. Если не соблюдена процедура вывод не может считаться легитимным (законным), то есть научным. Конечно же, содержание социологии имеет в основе субъективно-объективный характер. Игнорирование такого обстоятельства делает невозможным изложение ее как системы знаний.

Исходя из выше сказанного можно сказать, что социология — это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и 'новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества.

Список литературы

1. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001.

2. Глазырин В.А. Юридическая социология - поиск предметного определения // Российский юридический журнал, 2000, 1.

3. 1; Лапаева В.В. Социология права как юридическая дисциплина.// Социс, 1999, 7.

4. Тадевосян Э.В. Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-гуманитарные знания, 2000, 2.

5. Социология права. Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000.

6. Персесянц В.С. Социология права. М., 2000.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика