Реферат

«Варяги-создатели русского государства»

  • 23 страниц
Содержание

Введение 3

Истоки российской государственности 4

Норманнская теория 7

Какими чертами отличались походы викингов на Западе? 7

А как обстояло дело на берегах Волхова и Днепра? 9

Каковы были результаты словесных турниров в русской дореволюционной историографии? 17

Евразийская теория 19

Список использованных источников 23

Введение

Во времена радикальной общественной ломки, на крутых поворотах истории особенно обостренно внимание к истории . В ней хотят найти ответ на вопросы, поставленные жизнью сегодня. А иные проблемы и сегодня звучат также актуально, как и много десятилетий назад. Видимо потому, что решены были не лучшим способом или вовсе не решались. Одним из таких трудных и сложных вопросов является вопрос о государстве. Который уже раз Россия за тысячелетнюю историю заново создает свою государственность. Каким оно должно быть - наше российское государство? На каких принципах должно строится? Должны ли мы на российскую почву переносить западный опыт или можно обойтись своим, национальным? И сможем ли мы, сами, без «заморских» идей и зарубежных деятелей создать свое российское государство? Эти вопросы волнуют и правительство, и политиков, и простых людей. С этих позиций выбранная нами тема реферата актуальна.

Попробуем разобраться, как решается вопрос об истоках российской государственности в историографии, на сколько состоятельны выдвинутые в исторической литературе различные теории иноземного происхождения русского государства.

Фрагмент работы

Истоки российской государственности

(Критический анализ теорий происхождения российского государства)

История любого народа начинается с государства. Возникло государство, следовательно, история народа началась. Ибо всё, что связано с государственным образованием относится к этнографии. Как же начиналась государственность на Руси?

«. всё или почти всё историческое величие Руси ХI века (имеется в виду Русь эпохи Ярослава Мудрого) создано не «туземцами», а Византией.» . Характерное для зарубежной историографии утверждение. «Организация русского государственного образования не была результатом государственно-политических способностей славянства в России»; «государственной организации славяне не знали», «германский элемент проявляет в низшей расе свое умение создавать государство». Это писали норманнисты Миллер Г.Ф. , Байер Г.З. , Шлецер А.Л., Рамши Г. «Это низкопробный людской сброд, славяне, сегодня столь же не способны поддерживать порядок, как и много столетий назад, когда призывали варягов.»,- уверял мир Гиммлер. Евразийцы, говоря уже о Московской Руси, утверждали, что государственность привнесена на Русь из Азии. «Татары сообщили русским мощную централизованную государственность»,- Карамзин. «Татары сообщили России мощную централизованную государственность, которая вывела страну из многих бед»,- Л. Гумилев. «Русские князья переняли у ордынцев упрощенную азиатскую систему управления всей империей Чингизидов»,- Васильев. «Централизованная государственность обретена благодаря соприкосновению с организационной структурой татаро - монголов, благодаря заимствованию принципа «ханства»,- уверяет Полиевский. Русские ученые старой школы, современные историки утверждают, что «глубокие и мощные корни российской государственности лежат в национальной почве, «элемент политической государственности представлял единственную живую сторону отечественной истории, а развитие государства составляло ее национальное своеобразие».

Так, где же лежат истоки нашей государственности? На Востоке? В Европе? Или славяне - «туземцы» сами явились творцами собственной истории? Попытаемся выяснить на сколько состоятельны различные теории иноземного происхождения государства Российского. Начнем с «византийской». Вначале обратим наше внимание на времена вполне очевидного и мощного проявления русской истории - эпохе Ярослава Мудрого (1016 - 1054 гг.), носившего титулы цезаря и кагана, которые приравнивались к императорскому титулу. Какова Русь той эпохи? Огромная, особенно по тогдашним меркам, государственная территория, простиравшаяся от Белого до Черного моря, от речного бассейна Вислы до Коми. Развитие и прочные международные связи и отношения, что, в частности, выразилось в брачных союзах семьи Ярослава с правящими династиями восьми европейских держав. Обилие крупных по тем временам городов: Киев, Новгород, Псков, Смоленск, Ростов, Суздаль, Чернигов и т. д. Недаром Русь называли Гардарикой - страной городов. Эти города были тесно связаны с центральной властью. О военной мощи Ярославовой Руси свидетельствует тот факт, что в 1036 году были наголову разбиты напавшие на Киев печенеги, которые полтора века (с 889 г.) атаковывали многие соседние земли и народы. Чрезвычайно внушительно культурное творчество той эпохи. Ведь еще и сегодня покоряют своим величием воплотившие в себя многообразные человеческие усилия и устремления соборы святой Софии в Киеве (1037 г.) и Новгороде (1050 г.), духовная и просветительская деятельность Киево-Печерского монастыря, исполненная глубины смысла и совершенства «Слово о законе благодати» (1049 г.) митрополита Иллариона; дошла до нас воплощенная в слове правовая, законодательная воля, установившая основы государственного, общественного строя «Правда Ярослава», вошедшая в «Русскую Правду», устав о церковных судах и т. Всё перечисленное - только часть из того, что представляла собой Русь в середине XI века. Углубляясь на столетие назад, мы не обнаружим подобного воплощения государственного и культурного творчества. И истинное великолепие Ярославовой Руси может показаться, как некое чудо, возникшее из ничего. Легковесно, на наш взгляд, объяснить величие Руси XI века «деянием» Византии, которая по зрелости государственности и культуры превосходила все тогдашние страны Европы и Передней Азии, ибо она была прямой и единственной наследницей античного мира.

Норманнская теория

Проблема варягов - проблема общеевропейская. Время от времени со Скандинавии выкатывались людские волны. Шли они в двух направлениях. Одни направлялись по Днепру, другие огибали Западную Европу, и оба встречались в Константинополе, варяжский круг земель замыкался.

Какими чертами отличались походы викингов на Западе?

То были военные вторжения. История средневекового Запада неотделима от норманнских захватов, грабежей и дани. Знаменитая молитва “LIBERA NOS, DOMINE, A LIRОRЕ NORMANORИM” родилась не от хорошей жизни. Грабители нередко превращались в купцов или наемников.

Норманы завоевывали в Европе целые области. Принято называть Нормандию, Англию и Королевство обоих Сицилий. Некоторые историки, в частности Алпатов М.А., не связывают однако все эти завоевания с викингами. На долю викингов, по их мнению, можно отнести только завоевания современной Нормандии. Сначала пришельцы захватили устье Сены, затем всю Нейстрию, а в 912 г. Карл Простоватый - французский король - договором с Ролланом санкционировал захват, и , Нейстрия была прозвана Нормандией. Что касается Англии, то она оказалась не по силам викингам. С VIII века они совершали набеги на британские берега и колонизировали часть Англии, и началась борьба между заселенным датчанами северо-востока и англосаксонским юго-западом. Покорение Англии было совершено иными силами. В 1017 г. на Англию была брошена соединенная датско-норвежская армия Кнуда Великого ( 1017-1035 ), вскоре Англия освободилась, но вскоре последовало нормандское завоевание (1066). Армия Вильгельма Завоевателя состояла из рыцарей всей Франции и даже Италии. Вильгельму покровительствовал папский престол. Как видем, викинги тут ни при чём. Не имели они отношения и к завоеванию южной Италии. наемные рыцарские отряды из Нормандии (а среди них были не только викинги) вмешались в распри ю. Италии. Используя покровительство германских императоров Конрода II и Генриха VII, а также покровительство римских пап Николая II и Григория VII, рыцари захватили итальянские территории. Роберт Гюискар овладел югом Италии, после него была захвачена Сицилия, и в 1130 г. образовалось Королевство обеих Сицилий. Следует иметь в виду, что вовсех этих захватах дело происходило на небольших по размерам территориях. Это говорит о том, что силы самих норманнов были невелики, а сплотить вокруг себя силы больших западных воителей, способных завоевать крупные территории, норманны оказались не в состоянии.

А как обстояло дело на берегах Волхова и Днепра?

Здесь были свои особенности. В отличии от Запада встреча норманнов с восточными славянами и их финскими союзниками произошла в те времена, когда ни у кого из этих трех народов не было хранистов. Советские историки (Тихомиров М. Н., Рыбаков Б. Л., Черепнин Л. В., и др.,) доказали, что начало летописания на Руси приходится на конец X века, а первая летопись древней Руси ПВЛ писалась на рубеже XI- XII веков, т.е. она складывалась через 2,5 столетия после легендарного Рюрика. Картина, нарисованная летописцем, оказалась настолько неясной, что на помощь историографии пришли другие научные дисциплины : во второй половине 19 века в решении варяжской проблемы включились археологи, экономисты, лингвисты, этнографы, литературоведы. Варяжский вопрос стал комплексной научной проблемой. До сих пор столь представительный форум ученых, писателей, публицистов чинят допрос русским летописям, западно-европейским хроникам, вызывают в свидетелей фольклор и литературу, стараются разгадать свидетельства материальных памятников, исписан Монблан бумаги, чтобы разрешить этот варяжский вопрос.

- На Западе норманнов никто не приглашал. А у нас? Пришли они по челобитной или тоже явились без приглашения ?

Уже третье столетие исследователи всматриваются в несколько летописных строчек, повествующих о том, каким образом очутились варяги на земле славян и финнов. Строчки эти до крайности противоречивы. С чего начинается рассказ? “Варяги из заморья взимали дань с чуни и со словен, и с мери, и с всех кривичей. Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собою владеть.” (ПВЛ ч. т, с. 214).

Как видим речь идет о победоносном восстании славян финнов против варягов, взимавших с них дань. Во всех летописях (Начальный киевский свод, две редакции ПВЛ, Новгородская 4-ая летопись, Комиссионный список Новгородской 1-ой летописи) сказание о варягах начинается с одного и тогоже. Традиция непоколебимая!

“дань даяху варягам . и воссташа славяне, и кривичи, и

чудь, и мера на варягы и изгнаша их за море и начали

владети сами себе и городы ставити.”

Всё это не вызывает сомнения, что речь идет о потной драматизма войне славян и финнов против варягов. Но вдруг в летописи этот мотив , едва прозвучав, умолкает и неожиданно врывается рассказ о том, что славяне и финны, одумавшись, решили призвать варягов себе в князья, чтобы он судил ими по праву. “Земля наша велика и обильна, а порядка (наряда) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами” (ПВЛ ч.1,с.214).

Исследователи варяжского вопроса Шахматов А.А., Рыбаков Б.А. подметили в летописях еще одно противоречие. В киевском летописании рассказ о призвании варяжских князей появляется лишь в Своде 1073г., взятый из Новгородского Свода 1050г. (согласно Рыбакову - 1054). И в Киеве из этого сюжета исчезает Гостомысл и то, что в Киев князья были призваны из Новгорода, но само приглашение бережно сохранено. Так мирно, добровольно и всенародно была призвана на Русь самодержавная княжеская власть.

Чем объяснить подобные противоречия?

Историки дают только один ответ: во времена летописцев на киевском престоле действительно сидела варяжская династия, а летописцы - анольгеты княжеской власти - задним числом славили ее приход на русскую землю. В самом тезисе о добровольном призвании нет ничего невероятного. Ведь речь идет о Новгороде, где сложилась многовековая традиция приглашать князя со стороны. Известно, что в Новгороде шла как обостренная социальная борьба, так и борьба разных местных интересов, край шел на край, а побоища на волховском мосту вошли в историю как привычное явление. Междоусобица особенно обострилась, когда надо было выбирать нового князя. В подобных условиях князь со стороны был более удобен, ибо не бал связан ни с чьими интересами и мог считаться арбитром в столкновениях новгородцев. Практика призыва князей порой терпела притеснение сначала со стороны Киева, затем со стороны Москвы, но власть до времен Грозного, новгородцы боролись за это право. Обращение к варягам тоже не случайно. Известны ранние торговые связи Новгорода со Скандинавией и практика использовать наемные варяжские дружины против Киева. Версия о призвании варягов скорее всего сложилась в Новгороде. И она преследовала цель поставить Новгород выше Киева: Русское государство пошло от Новгорода! (Эту версию развивает Рыбаков Б.А.). Не исключено, что рассказ о призвании добровольном князей был создан самими варягами. Историки не могут точно сказать, с какого хронологического рубежа берет начало практика новгородцев приглашать князей со стороны.

Каковы были результаты словесных турниров в русской дореволюционной историографии?

Налицо несомненные положительные итоги. Были мобилизованы новые исторические факторы, в дело вступили археология, этнография, лингвистика, литературоведение - проблема варяжская стала комплексной научной проблемой. Изменился сам характер спора. Усилия учёных были теперь направлены на то, чтобы понять самого летописца - в какой обстановке он писал, какие вопросы современности его заботили, почему он именно так реконструировал события прошлого? На вершине этого направления стоял А.А. Шахматов. Не меньшее значение имел и отрицательный итог. Всё больше очевиднее становилась бесплодность норманнистов и их оппонентов в решении варяжского вопроса только собственными силами. Всё это породило ещё в дореволюционной русской историографии скептическое отношение как к тем, так и к другим. Убеждённым скептиком был В.О. Ключевский. Он назвал эти два течения - явлением потологии в историческом вопросе. Уж больно много места в спорах занял вопрос об этнической принадлежности Рюрика, а это вопрос сугубо второстепенный, ибо национальности и государственные порядки завязываются не от этнографического состава крови того или другого князя. не в том ключ к разъяснению начала русской национальной и государственной жизни. Подобные голоса не были одиноки в русской историографии. Очень решительно выступил против антинорманнистов В.Г. Белинский, против славянофильского подхода к проблеме. Придавать столь великое значение племенному происхождению Рюрика, значит только дискредитировать русскую науку. Но увлёкшись борьбой со славянофилами, Белинский проглядел, что варяжский вопрос родился как антирусское явление, совершенно не случайно этот вопрос появился именно в бироновское время (десятилетие). Не заметил Белин и антинаучной стороны норманизма, приписывающим варягам роль основателей русского государства. Конструируя “западническую” концепцию, Белин начисто перечеркнул роль Ломоносова в научной работе древнего периода русской истории. Белин показал полнейшую бесплодность борьбы норман и антинорманнистов в исторической науке. Ломоносов исходил из мирного призвания варягов, считал их славянами. Славянами он считал прибалтийские народы. Столетиями летописный сказ о призвании варягов служил делу единства русской государственности. Но вот Байер в немецком переводе прочитал Миллер сборнике Радзивиловский список ПВЛ. Его внимание привлекло одно - первым князем был Ружезими, следовательно русские не могли создать государственности, его создали шведы, победой над которой кичатся.

Несколько летописных строк мирно кочевавших из свода в свод в течении веков, теперь стали национально-политическим оружием. В сложных условиях 18 века они затронули острые вопросы современности. Для Байера, Миллера, Шлёцера - летописный рассказ приняли безоговорочно. Создание русского государства как некое одноактное явление. Но не может быть создание государства у многочисленного народа и на огромной территории столь несложным делом, да ещё превнесённом извне.

Евразийская теория

С норманской теорией тесно связана другая - Евразийская. Историк Мавродин В.В. пишет, что “евразийцы” заставляют нас вспомнить “смардный дух норманизма”, утверждая, что Чингисхан выполнял самой природой поставленную задачу и выступал, как осуществитель творческой миссии, как создатель и организатор исторически ценного задания.

Евразийское направление сложилось в ХХ-ые годы ХХ столетия среди русской эмиграции. К этому течению общественной мысли относится и поздний славянофил Н.Я. Данилевский. На сегодняшний дань позицию евразийства разделяют историк Гумелёв, писатель Б. Василевский, культуролог Г. Померанец и др. Суть евразийства сводится к тому, что они по-новому взглянули на роль и место России, её культуры в мировом процессе. Основатели евразийства смотрели на Россию не как на культурную провинцию Европы с запозданием повторяющей её зады. Евразийство имело сравнительно недолгую историю. Оно просуществовало немногим более 10 лет. Неоднозначно были встреченны их идеи. В политический спор с ними вступили в тот период такие видные русские мыслители, как Н.А. Бердяев, Г.В. Флоровский, П.Н. Милюков и др. Они оценивали евразийство, как “самообман”, как “тупик”.

Азиатский способ властвования в России связывали с монгольским нашествием ещё с карамзинских времён. “Московское государство возникло благодаря татарскому игу”, - писал Н. Трубецкой. “.русские князья переняли у ордынцев упрощённую систему управления.”- азиатскую диспотию, принцип “ханства”, - убеждает сегодня Васильев. На сколько состоятельны подобные утверждения? Действительно ли “татаро-монголы” виновны в том, что в Московской Руси утвердился самодержавный способ властвования, что в России роль государства неизмеримо больше, чем в Западной Европе?

Сигизмунд Герберштейн посетил Россию дважды в 1517 и 1526 г.г., до этого он побывал во многих европейских странах. Что же поразило и удевило путешественника в “северной стране”? Могущество великого князя Василия III :”Власть, которую он имеет над своими подданными, он далеко превосходит всех монархов целого мира. Всех одинаково гнетёт жестоким рабством. Все они называют себя холопами (Chlopi, Chlopn), т.е. рабами государя. Этот народ находит большое удовольствие в рабстве, чем в свободе”, - пишет он императору Фердинанду. Действительно уже в XV -XVI в.в. в Московии между государем (великим князем, царём) устанавливаются отношения, обозначенные формулой :“Яз холопи твой”. И это не являлось оскорблением, а воспринемалось как должное. Если в Европе монарх не мог назвать своего вассала холопом, то русские цари могли. Иван IV, казня своих сановников, приговаривал :”А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же”. Эти отношения называют княжеско - подданническими (государь-холоп).

Но возможно эти отношения Московская Русь унаследовала от Киевской Руси? Обратимся к летописям. Там описывается князь, советующийся со своей дружиной. Спокоойно пишет летописец о том, что один из князей задумал поход, не посоветовавшись с дружиной, и получил отказ: “А себе есм, князе замыслил, а не едем по тебе, мы того не ведали”. Или ещё один пример. После убийства Андрея Боголюбского в 1174 г. собрался съезд дружинников, который и решил кого именно приглашать на княжение. Князья не захотели с этим согласиться, договорились между собой по-другому. Дружина решительно пересекла эту попытку посягнуть на их право выбора. Эти примеры свидетельствуют, что в Киевской Руси преобладали дружинные связи. Старшая дружина (бояре) становились вассалами, младшие (отроки, “детьцкыя”) формировали княжеский двор. Старшая дружина имела право свободно выбирать себе сюзерена и переходить от одного князя к другому. Без ведома старшей дружины князь обычно не принимал важных решений. В каждой стране взаимосвязь сюзерена и вассала определялось историческими особенностями, но неизменно оставалось дружинное правило : князь или король - лишь первый среди равных.

Заключение

Итак, по времени прихода Батыя пути русского феодализма не были определены историей. Нельзя, конечно, исключить того, что и без ордынского ига в противоборстве вассально-дружинных отношений и княжеско-подданических победили бы последние. Но в реальности иго склонило чашу весов в сторону подданства. Было прервано, затем было даже замедленно чисто феодальное развитие. В Московской Руси сложилась обстановка “прифронтового государства”, лишились старых вольностей и не приобрели новых города. Деспотизм надолго стал нормой.

Список литературы

1. Джаксон Т.Н., 2001; w*w.janaberestova.narod.r*, 2001; Портал "Археология России", 2004

2. Ист.: h**t://w*w.istrodina.com/jakson.htm (Журнал "Родина").

3. Рыбаков Б. А. Мир истории. М., 1984. С 13-17, 36-38, 50, 66-68.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика