Реферат

«Перспективы китайско-российских отношений»

  • 11 страниц
Содержание

Введение…2

1. Прочная основа конструктивных отношений стратегического партнерства…3

2. Основные задачи российско-китайского стратегического сотрудничества….4

3. Согласование политики российско-китайских отношений…6

4. Россия и Китай: стоит ли сотрудничать ?.….9

Список литературы….11

Введение

Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.

Необходимые внутренние предпосылки для этого есть. Китай обладает большой территорией является крупнейшей страной по численности населения; занимает важное геостратегическое положение и особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что Россия в настоящее время формирует свою экономическую политику. При этом очень важно учитывать опыт других стран.

Целью работы является анализ так называемого китайского экономического чуда.

Из цели работы следуют такие задачи как выявление сильных и слабых сторон экономической политики Китая, определение источников экономического роста, рассмотрение социально-экономического положения Китая.

Фрагмент работы

1. Прочная основа конструктивных отношений стратегического партнерства

Важным итогом развития китайско-российских связей за последние годы является утверждение конструктивных отношений стратегического сотрудничества. Это - новая современная модель межгосударственных отношений, благодаря которым закреплены уже достигнутые результаты и вместе с тем будут предприниматься новые шаги для развития сотрудничества в различных сферах. Основа их весьма прочна. Конкретно это проявляется в следующем:

а) Неизменна общая тенденция к постоянному углублению отношений между двумя странами.

б) Решение проблем, оставленных историей, устранило препятствия на пути развития китайско-российских связей.

Имеется в виду прежде всего решение «в основном» территориального спора, что геополитически гарантирует долголетнюю дружбу между двумя государствами. «Дальновидная позиция и взаимопонимание, достигнутое Китаем и Россией по вопросам, оставленным историей, обеспечивают чрезвычайно успешное развитие отношений между двумя странами и способность сохранения им долгосрочной стабильности».

в) Гарантия долгосрочной жизнеспособности двусторонних отношений, основанных на равенстве.

Одна из самых главных особенностей китайско-российских отношений заключается в том, что с самого начёта в основание их создания и развития были положены 5 принципов мирного сосуществования. В 1994 году когда закладывались отношения конструктивного партнерства, с российской стороны было дано недвусмысленное разъяснение, что оба государства являются полностью независимыми и что больше не будет разделения на «старшего к младшего братьев». Еще большую ясность внесла китайская сторона: эти отношения зиждятся на 5 принципах мирного сосуществования, страны не будут антагонистами, они не вступают в союз, становясь добрыми соседями, хорошими партнерами и друзьями, сотрудничая во имя общих интересов и совместного процветания. После того, как в 1996 г. между странами были установлены партнерские отношения стратегического сотрудничества, они на основе равноправия укрепляли и расширяли сферу взаимодействия, В своих отношениях стороны уважают единство и территориальную целостность друг друга, а также проявляют внимание к безопасности партнера. В международной сфере они стремятся к здоровому развитию международных отношений, выступают с многочисленными инициативами в целях создания нового международного порядка. Что касается сферы экономики, то здесь они активизируют сотрудничество и вместе с тем занимают позитивные позиции а отношении экономической глобализации. Благодаря утверждению и развитию равноправия между КНР и Россией их отношения явно вступают в новый исторический этап, на котором они могут усиливать двустороннее сотрудничество и одновременно взаимодействовать в важных международных вопросах.

3. Согласование политики российско-китайских отношений.

Для углубленного развития китайско-российских отношений необходимо укреплять согласованность в политической сфере и добиваться новых прорывов в подходах к некоторым проблемам. В связи с постоянными изменениями обстановки постоянно корректируются и отношения между крупными державами. Развитие китайско-российских отношений также должно соответствовать складывающейся ситуации. Кроме того, они должны также быть еще более практичными. В последние годы между странами заключено много соглашений, однако, в ходе реализации некоторых из них не были достигнуты поставленные цели, Это также затрагивает проблему политики и подходов.

1) В области стратегического сотрудничества двум странам необходимо дальнейшее укрепление доверия, согласование механизма развития отношений с многими странами. Новые моменты, выявившиеся в международных отношениях в последние годы, состоят в том, что между крупными державами постоянно корректируются отношения. В этом есть позитивная сторона, но есть н негативный фактор. Например, в общественном мнении России проявляется подозрительность и опасения, когда у КНР развиваются связи с другими государствами, особенно когда улучшаются китайско-американские отношения. В таких случаях некоторые представители российской общественности демонстрируют опасения, будто это «затрагивает интересы России», считая, что развитие отношений КНР и США приведет к «втягиванию» Китая в проектируемую Соединенными Штатами стратегическую систему и для России сложится неблагоприятное положение.

Далее, общеизвестно, что для политики США в отношении Китая характерна двойственность: в ней есть и «контакты», и сдерживание. Политика Китая в отношении США с самого начала принципиальна, развитие Китаем отношений со всеми странами не наносит ущерба третьим странам. Реальная же ситуация заключается в том, что и Китай, и Россия являются объектами давления со стороны США, которые не откажутся от своих замыслов создать «однополюсный» мир и поэтому не позволят России восстановить бывший Советский Союз и стать подлинно мощной мировой державой. Разумеется, они точно так же не хотят видеть и Китай сильной державой. Курс США ясен: в достаточно продолжительный период времени в будущем они не могут допустить, чтобы в мире появились страны, способные бросить вызов их интересам. Поэтому перед лицом силовой политики и своевольных действий США Китаю и России остается лишь укреплять взаимное сотрудничество, отстаивать справедливость, укреплять взаимное доверие, двигать вперед многополярность в мире и процесс создания нового международного политического и экономического порядка. Только так китайско-российское стратегическое сотрудничество сможет играть растущую роль.

2) В области внешней политики необходимо полностью использовать созданный двумя странами механизм регулярных встреч на высшем уровне, чтобы он непрерывно играл эффективную роль. В последние два года одним из важных результатов этих контактов и связи по «горячей линии» в чрезвычайных ситуациях является обсуждение в любое время важных проблем двусторонних отношений и международных инцидентов, согласование по ним политики. Такого рода механизм консультаций в условиях крупных изменений в современной международной обстановке особенно важен. Война в Косово подтвердила, что новый интервенционизм НАТО, возглавляемой США, заметно усилился, и Запад даже осмелился использовать силу для покорения очень маленькой страны. Этот блоковый интервенционизм стал угрозой, безопасности многих стран, он представляет собой новое изменение в глобальной тенденции многополярности. Поэтому многим государствам следует задуматься об этой реальности развития обстановки.

И Китай, и Россия являются объектами прессинга по различным проблемам и ситуациям со стороны стадных стран во главе с США. Однако в связи с развитием процесса экономической глобализации оба государства и той или иной степени занимают идентичную полицию в отношении Запада. Например, с одной стороны, Россия политически отчаянно сопротивляется давлению Запада во главе с США на ее сферу безопасности, а с другой стороны, экономически она очень нуждается в западной помощи. Поэтому по некоторым вопросам она постоянно идет на компромиссы и уступки, проявляя колебания и неустойчивость в своей внешней политике. Китай в сфере экономики также имеет довольно важные интересы в отношениях с западными государствами и, принимая некоторые решения, он также должен взвешивать все за и против. Однако его политический подход при этом отличается от российского. В этом отношении стороны должны активизировать консультации и согласования для поддержания взаимопонимания и противостояния западному неоинтервенционизму с единых позиций.

3) В экономической сфере правительства двух стран уже проявили большую активность, однако, по-прежнему лишь достижение еще большего взаимопонимания в наших подходах и политике даст возможность активнее мобилизовывать потенциал сотрудничества. Проблем в области экономического взаимодействия между Китаем и Россией довольно много, но много и возможностей для их устранения:

а) «Взаимодополняемость» в торгово-экономических связях не проявляется в должной мере, при этом препятствия в подходах являются важным сдерживающим фактором. Всем ясно, что Россия обладает невиданными природными ресурсами. Ее энергетические и лесные ресурсы н другие полезные ископаемые недостаточно освоены. Все эти богатства находятся в сибирских и дальневосточных районах, расположенных вблизи Китая. У Китая же - изобилие рабочей силы и возможностей освоения природных богатств. Это - чрезвычайно благоприятные условия для сотрудничества обеих сторон. В настоящее время в экономическом сотрудничестве западных стран с Китаем в очень большой степени используется многочисленная н дешевая китайская рабочая сила. Они вкладывают большие значительные прямые инвестиции в Китай, создавая там частные и смешанные предприятия. Это и есть форма сотрудничества, сочетающая финансовый капитал и рабочую силу. В результате резко растет торговля между КНР и западными странами, объем сделок становится все больше.

4.Россия и Китай: стоит ли сотрудничать?

Россия после нескольких лет идиллической дружбы с западом поняла, что с распростертыми объятиями ее там никто встречать не будет, что у Запада есть свои экономические и политические интересы, в которые наша страна со своей «сырьевой» экономикой и, с все еще сохраняющимися политическими амбициями на статус мировой державы, не всегда вписывается. А после натовских бомбежек Ирака и Югославии, в отношениях между Западом и Россией и вовсе наступило охлаждение. В этих условиях, в недрах американской политической элиты зреет решение создать НПРО, пересмотрев договор по ПРО от 1972 года, подписанный еще Брежневым и Никсоном. Россия в это время в лице своего премьер-министра Е.М. Примакова начинает разворачивать самостоятельную внешнеполитическую инициативу, которая увенчалась сенсационным делийским заявлением премьера от декабря 1998 года, где говорилось о возможности создания «стратегической оси» Москва – Пекин – Дели. Напомним, кстати, что сразу после этого частым гостем индийской столицы стал известный русофоб Збигнев Бжезинский. Инициатива Москвы, учитывая к тому же высокий авторитет Примакова на востоке, наделала много шуму. Вспоминал о примаковской инициативе в ноябре 2000 года, находившийся в Пекине с рабочим визитом сегодняшний премьер Михаил Касьянов. Но инициатива, так и осталась инициативой. Такой союз, как бы впечатляюще он не выглядел, в силу больших противоречий, прежде всего, между Пекином и Дели, попросту невозможен.

Поэтому Россия и Китай начинают особое внимание уделять встречам Шанхайской пятерки, созданной в 1996 году для решения пограничных проблем существовавших между СССР и КНР и доставшихся в наследство трем граничащим с Китаем среднеазиатским государствам – Казахстану, Таджикистану и Кыргызстану, а также России. Формальные и вялотекущие встречи глав государств, с 2000 года вступают в фазу оживления, а в июне 2001 года встреча глав государств прошла особенно активно. Шанхайская пятерка была преобразована в ШОС – Шанхайскую Организацию Сотрудничества, в которую на равных условиях было принято еще одно государство СНГ – Узбекистан. Так, Россия получила возможность реализовывать свои внешнеполитические интересы в блоке, состоящем ни только из стран СНГ, но и включающим в себя государство, которое является постоянным членом совета безопасности ООН и имеет самую динамичную в мире экономику (рост ВНП составляет до 9% в год). В середине июля этого года в ходе визита Председателя КНР Цзянь Цзэминя в Москву, ко всем декларациям и документам, подписанным в рамках ШОС, Россия и Китай планируют подписать полномасштабный договор о дружбе, в котором будут зафиксированы основополагающие принципы отношений между двумя странами. Срок предыдущего договора закончился 20 лет назад и в начале 80-х не был пролонгирован по небезызвестным причинам: в пограничных столкновениях между КНР и СРВ в 1979 году советская сторона формально не участвовала, но политическую, (а по некоторым данным и скрытую военную) поддержку Москва оказывала Ханою, а китайцы на границах с СССР держали значительные воинские формирования, опасаясь советского вторжения. Дэн Сяопин, верный последователь Мао, в политике взаимоотношения с Москвой, выдвинул призыв к созданию всемирного единого фронта борьбы против СССР, желая включить в него КНР, США, Японию и страны Западной Европы.

Заключение

Китайское политическое мышление складывалось тысячелетиями и имеет стратогемный характер, в котором искусство обмана («в улыбке прятать нож») приводит к победе над самоуверенным противником. Сегодняшнюю внешнюю политику России нельзя назвать самоуверенной, но в отличие от ельциновских времен, она приобретает определенную векторную направленность, что само по себе не так уж и плохо. И именно поэтому хочется верить, российские политики, выбрав тактический курс на сближение с Китаем, не забывают про наши национальные интересы, отстаивание которых возможно, очевидно, при умелом балансировании России между Западом и Востоком, и соблюдении выгод начинающей медленно крепнуть, российской экономики. Это невозможно, если не будет дружбы с нашими соседями. Это невозможно, если российская власть не будет исходить в своих действиях из интересов своего народа.

Список литературы

1. Гу Гуаньфу, Экспресс-информация № 3 -М.: ИДВ РАН, 2000. с. 42-51

2. Васильев П. - доктор экономических наук, эксперт-международник. Проблемы Дальнего Востока, № 3, 2001.

3. Александр Лукин. Независимая газета, 03 августа 2001

Покупка готовой работы
Тема: «Перспективы китайско-российских отношений»
Раздел: Международные экономические и валютно-кредитные отношения
Тип: Реферат
Страниц: 11
Цена: 110 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика