Реферат

«Московский Кремль»

  • 30 страниц
Содержание

Введение…

1.Кремль…

2. Стены и башни Кремля….

2.1. Водовзводная башня

2.2. Боровицкая башня.

2.3. Комендантская башня.

2.4. Оружейная башня.

2.5. Троицкая башня.

2.6. Кутафья башня.

2.7. Никольская башня.

2.8. Средняя Арсенальная башня.

2.9. Угловая Арсенальная башня.

2.10. Сенатская башня.

2.11. Спасская башня.

2.12. Царская башня.

2.13. Набатная башня.

2.14. Константино-Еленинская башня.

2.15. Беклемишевская башня.

2.16. Петровская башня.

2.17. Первая Безымянная башня.

2.18. Тайницкая башня.

2.19. Благовещенская башня.

3. Соборная площадь….

4. Успенский собор….

5. Благовещенский собор….

6. Аpхангельский собоp….

7. Церковь Ризположения…

8. Патpиаpшие палаты и собоp "Двенадцати апостолов"…

9. Колокольня Ивана Великого и звонница…

10. Царь - колокол….

11. Царь-пушка….

12. Госудаpственный Кремлевский Дворец…

13. Потешный двоpец…

14. Теpемной двоpец….

15. Резиденция Президента Российской Федерации….

16. Здание пpавительства (бывшее здание Сената)…

17. Здание бывшего Аpсенала….

18. Государственная Оружейная палата….

19. Грановитая палата….

20. Большой Кpемлевский Двоpец….

21. Красная площадь….

22. Мавзолей В.И.Ленина….

Заключение….

Список использованной литературы….

Введение

История Московского Кремля тесно связана с историей возвышения Москвы и борьбы ее с татаро-монгольским игом, с историей объединения русских земель в единое централизованное государство, со всей историей нашей Родины. Отсюда, от кремлевских ворот, расходились дороги во все концы русской земли. Отсюда выступали в походы русские войска, и сюда возвращались они в триумфальных шествиях после победы. На его площадях оглашались постановления правительства. В Кремль устремлялся восставший народ, властно заявляя о своих требованиях.

В архитектурно-планировочной истории Кремля можно наметить четко выраженные периоды, обусловленные экономическим и социально-политическим развитием государства.

Первый период хронологически определяется ХII — началом ХIV в., когда архитектурный облик Кремля формировался дерево-земляными укреплениями и деревянными сооружениями жилых, общественных и хозяйственных зданий. От этого времени памятников не сохранилось.

Второй период занимает время между XIV в. и третьей четвертью ХV вв., когда возводятся белокаменные укрепления, храмы и даже жилые дома, значительно расширяется территория Кремля. От этих строений сохранилось несколько фрагментов, дающих возможность представить в какой-то мере художественный идеал общества того времени.

Третий период охватывает последнюю четверть ХV в., ХVI и ХVII вв. В это время были созданы произведения искусства, до сих пор составляющие художественную славу Кремля, определяющие эстетическую ценность и своеобразие его облика.

Четвертый период можно условно установить в границах с начала ХVIII в. до Октябрьской социалистической революции. Эти два столетия характеризуются заменой древних сооружений новыми, более отвечающими требованиям своего времени, а также созданием регулярной планировки. Появились большие плац-парадные площади, были возведены Арсенал, Сенат, Новый дворец, Оружейная палата. Лишь стены, башни и Соборная площадь, оставленные неприкосновенными, по-прежнему определяли облик национальной исключительности.

После Октябрьской социалистической революции в Кремле были проведены новые планировочно-строительные работы. Возведены здания Дворца съездов и Верховного Совета СССР, разбиты сады и скверы.

Фрагмент работы

Кремль.

История Кремля тесно связана с историей Москвы, да и не только Москвы но и Русского государства в целом. Как утверждает древнейший памятник летописания Руси Ипатьевская летопись (XV в.), в 1147 г. суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил на совет в небольшой городок Москву новгород-северского князя Святослава Ольговича. "Приди ко мне, брате, в Москов",-обращался Юрий к Святославу. Это было первое летописное упоминание о Москве. Однако это не значит, что 1147 г. следует считать годооснования Москвы. Труды советских ученых доказывают, что место, на котором находится Москва, была населено примерно 5 тыс. лет назад.

Как прошла встреча двух князей, летописи до нас не донесли. Хотя можно предположить, что был заключен военный союз, в результате которого Юрий Долгорукий

в целях защиты западных границ Суздальского княжества построил города-крепости: Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154) и Москву (1156). В данном случае речь идет не

об основании Москвы, а о сооружении крепостных укреплений - деревянных стен, положивших начало строительству Кремля.

Правда, выстроенная Долгоруким цитадель не была первым фортификационным сооружением на территории современного Кремля. Археологи доказали, что в начале XII в. здесь существовала небольшая крепость, возможно, замок местного феодала.

Итак, в 1156 г. на Боровицком холме возводится крепость с восьмиметровым валом и мощной по тем временам деревянной стеной, достигавшей 3 м в высоту и 1200 м в длину. Примерно в таком виде укрепление просуществовало до зимы 1237/38 гг , когда полчища хана Батыя разграбили и сожгли Москву, а вместе с ней и Кремль.

За последующие два с лишним столетия много испытаний выпало на долю Москвы и ее цитадели. Княжеские междуусобицы, иноземные нашествия, бесчисленные пожары, казалось , должны были погубить город. Но Москва выстояла, более того, она стала центром, объединившем русских людей в борьбе за независимость.

Вместе с городом растет и крепнет Кремль. В 1339-1340 гг. при Иване Калите возводятся мощные оборонительные укрепления, а за ними хоромы великого князя, митрополичьи палаты, белокаменные соборы. Москва становится политическим и духовным центром Русь, а Кремль - резиденцией великих князей и митрополитов.

В 1367-1368 гг. князь Дмитрий Иванович (впоследствии названный Дмитрием Донским), опасаясь очередного монголо-татарского нашествия, обносит крепость белокаменными стенами и башнями, расположенными примерно на расстоянии 60 м от прежних дубовых укреплений. Площадь Кремля достигает почти современных размеров.

Куликовская битва (1380) явилась поворотным моментом в истории Московского княжества. Она способствовала освобождению Руси от монголо-татарского ига и образованию централизованного Русского государства. Во второй половине XI в. великий князь всея Руси Иван III Васильевич разворачивает в столице молодой и быстро крепнувшей державы грандиозное строительство. В первую очередь, конечно, перестраивается Кремль. Крупнейшие западноевропейские архитекторы, приглашенные в Москву, разрабатывают проекты реконструкции княжеской и митрополичьей резиденции. В 1485-1495 гг. возводятся существующие и поныне зубчатые кирпичные стены протяженностью более 2 км и высотой от 5 до 19 м, одновременно сооружаются 18 больших и малых башен, строят Успенский собор (1475-1479), Благовещенский собор (1484-1489, Каменный государев дворец с Грановитой палатой (1487-1491), закладывается княжеская усыпальница - Архангельский собор (1505)

К концу XV - началу XVI в. Московский Кремль становится самым значительным фортификационным сооружением в Европе. Причем его башни, соборы, гражданские постройки совершенны не только по своей архитектуре, но и по интерьерам и отделке. В XVII в. кремлевские башни, кроме Никольской, украшаются многоярусными шатрами, выполненными в традициях древнерусского зодчества. Ярко-зеленая черепица, белокаменные грани, золоченые флюгера - все это создавало впечатление праздничности, нарядности. Возводятся также гражданские и культовые постройки: Теремной дворец (1635-1635), Потешный дворец (1651-1652), Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов (1642-1656).

Стены и башни Кремля.

Стены и башни Кремля, которые стоят и сейчас, были выстроены при великом князе всея Руси Иване III Васильевиче в 1485-1495 гг. Возвели их итальянские архитекторы Антон Фрязин (Антонио Джиларди), Марко Фрязин (Марко Руффо), Петр Фрязин (Пьетро Антонио Солари), Алевиз Фрязин Старый (Алоизио да Каркано). Все эти зодчие, как не странно, не братья и даже не однофамильцы. Просто на Руси в то время "фрягами" или "фрязинами" называли итальянцев.

Кремлевские башни по своей конфигурации делятся на круглые и четырехугольные. Это не прихоть архитектора, а своеобразный фортификационный прием. Расположенный на Боровицком холме, Кремль в плане имеет неправильный треугольник площадью 27.5 га, с юга омываемый Москвой-рекой, с северо-запада ограничиваемый Александровским садом, а с востока - Красной площадью. По углам треугольника располагались круглые башни - Угловая Арсенальная, Водовзводная и Беклемишевская, которые были наиболее прочными и позволяли вести обстрел вкруговую. В том месте, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги, возводились мощные четырехугольные башни с проездными воротами - Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская. С наружной стороны их защищали стрельницы. Остальные башни располагались между угловыми и проездными и носили сугубо оборонительный характер. До XVII в. (когда появились шатры) башни заканчивались зубцами, под которыми были машикули - навесные бойницы для ведения ближнего боя. Они сохранились до наших дней почти на всех башнях.

Общая длина кремлевских стен 2235 м , толщина от 3.5 до 6.5 и и высота от 5 до 19 м. От башни к башне можно пройти по боевому ходу шириной 2-4 м , проложенному по веру стены. Снаружи его прикрывают 1045 двурогих зубцов высотой 2-2.5 м и толщиной 65-70 см , изнутри - парапетная стенка. Когдо-то над стеной была двускатная деревянная кровля, укрывавшая стрельцов в непогоду и предохранявшая стену от дождя, снега и ветра. В XVIII в. она сгорела и больше не восстанавливалась за ненадобностью.

В 1973 г. в Московском Кремле начались большие ремонтно-реставрационные работы. На некоторых башнях были заменены поврежденные участки кладки. На Сенатской, Боровицкой, Водовзводной и Беклкмишевской башнях черепичное покрытие шатров заменили листовой медью, изготовленной в виде черепицы.

Московский Кремль имеет 20 башен. Самая "старшая" из них Тайницкая (1485), самая "юная" - Царская (1680).

Рассмотрим башни по отдельности.

Благовещенский собор.

В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484-1489 годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над г лереями собора и две ложные - таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение. В 70-х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С дворцом собор соединялся специальным переходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты. Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и много других декоративных элементов. C площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают в галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы ("Чудо с пророком Ионой", "О тебе радуется", "Троица", "Древо Иесеево", "Подвиги монастырских затворников" и другие). В простенках, на склонах сводов и на пилястрах изображены в полный рост античные философы и писатели: Аристотель, Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие - в то время на Руси образованные люди были знакомы с их произведениями. Из галереи через портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть храма. Самой большой ценностью собора является иконостас. Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд называется "праздничным" - на его иконах изображены различные христианские праздники. Семь икон с левой стороны ряда (кроме четвертой, она написана неизвестным псковским мастером XVI века) - "Благовещание", "Рождество Христово", "Сретение", "Крещение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря" и "Вход в Иерусалим" - прин длежат кисти Андрея Рублева. Остальные иконы в этом ряду иконостаса- "Тайная вечерня", "Распятие", "Положение во гроб", "Сошествие в ад", "Вознесение", "Сошествие святого духа", "Успение"- выполнены художником Прохором с Городца. Главный ряд иконостаса - деисусный (от греческого слова "деисус"- моление). Он расположен ниже праздничного. Основная тема ряда - заступничество святых (они изображены в полный рост) за простых смертных перед богом. Большинство икон этого ряда (кроме "Архангела Михаила" и "Апостола Петра") написано Феофаном Греком. Немалый интерес представляет и стенопись собора, выполненная в 1508 году артелью художников, возглавляемой Феодосием, сыном прославленного Дионисия. Здесь есть и традиционные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое место в росписи занимают сюжеты на тему Апокалипсиса (справа и слева от иконостаса на сводах под хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо библейских сюжетов в росписи стен можно видеть сугубо светские мотивы - изображение византийских императоров и русских князей (столбы центральной части храма и пилястры). У западной стены, согласно обычаю, устроены хоры для царицы и ц рских детей. Очень необычно выглядит пол собора. Во времена Ивана Грозного пол был выложен плитками из драгоценной агатовидной яшмы. Над выходом из собора обращает на себя внимание настенная роспись с изображением Спаса Нерукотворного, выполненная известны русским живописцем XVII века Симоном Ушаковым.

Царь - колокол.

Вот уже более 150 лет у подножия колокольни Ивана Великого в Кремле на белокаменном постаменте хр нится уникальный памятник русского художественного литья XVIII века - зн менитый Царь-колокол. Еще в XVI-XVII веках в Москве, на Пушечном дворе, отлив ли колокола больших размеров, которые не дошли до наших дней. Иногда они разбив лись от времени, от слишком сильных ударов, но чаще всего получали повреждения во время пожаров. Так случилось и с Большим Успенским колоколом работы мастера Александра Григорьева, вес которого, по-видимому, достигал 8 тысяч пудов. Во время сильного пожара в Москве в 1701 году он упал и разбился на множество кусков. Позже было решено перелить его в новый колокол, увеличив при этом количество металла до 10 тысяч пудов. Согласно указу императрицы Анны Ивановны от 1730 года, отливка колокола возлагалась на Московскую канцелярию артиллерии и фортификации. Вести работу по проектированию и отливке колокола было поручено московскому мастеру Ивану Федоровичу Моторину, потомственному литейщику. Для установки формы будущего гиганта соорудили литейную яму десятиметровой глубины. Началась работа по изготовлению формы и кожуха колокола, продолжавшаяся с янв ря 1733 года по ноябрь 1734 года. Над изготовлением декоративных украшений и н дписей работали мастера пьедестального дела Василий Кобелев, Петр Галкин, Петр Кохтев, Петр Серебренников, формовщик Петр Луковников и скульптор Федор Медведев. Первая попытка отлить колокол окончилась неудачей. Вышли из строя литейные печи, вспыхнувший в Кремле пожар повредил деревянные конструкции. Восстановительные работы продолжались до ноября 1735 года. В это время умирает Иван Моторин. Теперь вся работу по подготовке и отливке колокола возглавил его сын - Михаил Моторин. Наконец, 25 ноября 1735 года Царь-колокол был отлит. На весь процесс отливки потребовался всего 1 час 12 минут. Габариты Царь-колокола весьма внушительны: вес его - более 200 тонн, высота 6 м 14 см, диаметр 6 метров 60 сантиметров. Последние исследования, проведенные в период реставрационных работ (1979-1980 годы), показали, что Царь-колокол изготовлен из типичной колокольной оловянистой бронзы с содержанием примесей и металлов (золото и серебро). Во время пожара в мае 1737 года от нер вномерного охлаждения колокол дал несколько трещин, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. Более 100 лет пролежал Царь-колокол в литейной яме. Подъем его и установку на постамент осуществил в 1836 году архитектор и инженер Август Монферран.

Заключение

История Московского Кремля тесно переплетена с важнейшими событиями жизни Русского государства. Москва — маленькое поселение, выполнявшее в ХII в. военно-оборонительные функции, стала сначала резиденцией правителей небольшого феодального княжества, затем — центром общерусского движения за национальное объединение, позже — всемирно известными центрами культуры, архитектуры и живописи, религии, и, наконец, столицей Российского государства.

Этот процесс сопровождался постоянным ростом города; в начале ХIV в. современники отделяют Кремль от Москвы. В это время он становится городской крепостью, в которой сосредоточены двор великого князя, государственное управление и главные религиозные реликвии. Постепенно в сознании народа Кремль превращается в символ всего государства. Именно поэтому во всех войнах против русского народа: нашествий орд татаро-монгольских завоевателей в ХIII — XV в.в., польско-литовско-шведских войск в начале XVII в., во время войны с Карлом ХII шведским в ХVIII в., похода на Россию Наполеона, наконец, нападении гитлеровской армии, конечной целью военных действий становилась задача захватить Москву и ее сердце — Кремль.

С жизнью Кремля тесно связаны эпохи Октябрьской революции и Великой Отечественной войны; здесь размещались высшие органы Советского правительства, здесь принимались важнейшие исторические решения.

Кремль является красивейшим памятником древней русской культуры, он также приобрел большое политическое и идеологическое значение в жизни народа и государства. Политическое и идеологическое значение Кремля всегда получало свое выражение в его архитектурно-пространственном облике. На каждом этапе что-то разрушалось, что-то возводилось вновь, но всегда оставалось то, что приобрело непреходящую историческую, художественную и культурную ценность. Ожерелье стен с неповторимым ритмом шатров башен, гармония ансамбля Красной площади, торжественная красота Соборной площади безусловно останутся как вехи преемственности художественной одаренности народа. Памятники архитектуры Кремля в своих формах доносят до нас художественные идеалы наших предков в годины больших событий отечественной истории.

Восемьсот лет назад Москва зародилась на месте Кремля и выросла вокруг него, как выросла вокруг Москвы Россия. Кремль обусловил радиально-центрическое развитие плана древней столицы. Являясь композиционным центром Москвы, он не только собрал вокруг себя огромный город в единое целое, но позже и сам органично включился в живописный его силуэт. Несмотря на застройку города новыми высокими зданиями, Кремль, как и прежде, продолжает царить над столицей, перекликаясь башнями стен с архитектурой высотных сооружений новой Москвы. Трудно представить Москву без Кремля. Это святое место дорого для всех россиян. Кремль — сердце Москвы и России.

Список литературы

1. Иванов В. Н. “Московский Кремль”, Москва 1971 г.

2. “Художественные памятники Московского Кремля”, Москва 1956 г.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика