Курсовая работа

«Инвестиционная политика как структурообразующий инструмент развития»

  • 20 страниц
Содержание

Введение 3

1. Характеристика инвестиционной политики 4

1.1. Инвестиции и их значение 4

1.2. Понятие инвестиционной политики 5

2. Особенности региональной инвестиционной политики 7

2.1. Современное состояние 7

2.2. Тенденции развития 13

Заключение 18

Список использованной литературы 20

Введение

В рыночных условиях экономика страны не может обойтись без инвестиций. Повышение инвестиционной активности является главным фактором преодоления спала производства, увеличения количества рабочих мест, реализации структурных сдвигов в экономике, обеспечения устойчивого экономического роста.

Региональная инвестиционная политика играет ключевую роль в экономическом развитии страны. В зарубежных странах региональная инвестиционная политика представляет собой определённую структуру, влияющей на развитие страны.

В нашей стране региональная инвестиционная политика находится на стадии развития и, к сожалению, это развитие происходит очень медленно. В большинстве регионах России катастрофически не хватает инвестиционных средств для дальнейшего развития, либо для выхода из кризиса. Поэтому тема «Инвестиционная политика как структурообразующий инструмент развития» является актуальной.

Целью курсовой работы является изучение инвестиционной политики и её влияние на развитие экономики.

К основным задачам можно отнести:

1. Раскрытие характеристики инвестиционной политики.

2. Рассмотрение особенностей региональной инвестиционной политики.

Данная работа состоит из двух разделов. Первый раздел описывает понятие инвестиций, их значение, а также понятие инвестиционной политики.

Второй раздел раскрывает современное состояние и тенденции развития региональной инвестиционной политики.

При написании работы были использованы учебники и учебные издания по национальной экономике, региональной экономике. Кроме того, использовались статьи из журналов.

Фрагмент работы

Региональный фактор в столь обширной стране, как, Россия, играет ключевую роль в экономическом развитии и инвестиционном процессе.

Одной из самых сложных проблем, решаемых в процессе перехода российской экономики к рынку, стало перераспределение полномочий и прав между федеральным центром и региональными властями в области инвестиций.

Конституция Российской Федерации, Федеративный договор определили главный вектор преобразований, то есть расширение прав и полномочий в этой области субъектов российской Федерации – республик в её составе, краёв, областей, автономий, округов, городов федерального назначения, а также самые общие контуры в виде сфер ведения федерального центра, регионов и их совместного ведения.

В реальной жизни процесс экономической регионализации в инвестиционной сфере идёт весьма сложно и противоречиво, что объясняется такими факторами как тяжёлое наследие старой планово-распорядительной системы и просчётами в процессе реформирования, предопределявшие во многом стихийное, хаотичное развитие инвестиционного процесса в регионах.

Совокупность факторов, определяющих инвестиционный климат, обусловили не одинаковую инвестиционную ситуацию в российских регионах, а также её прогрессирующую дифференциацию. К таким факторам относятся:

1. Обеспеченность природными ресурсами.

2. Обеспеченность инфраструктурой.

3. Обеспеченность производственным, экспортным, кадровым потенциалом.

4. Продвинутость рыночных реформ.

Слабым местом государственной инвестиционной политики оказался региональный аспект. Главным инструментом государственной инвестиционной политики являются не законодательные акты, а многочисленные индивидуализированные указы и постановления по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации. Указы не содержат ясных критериев принимаемых решений. Поэтому региональная инвестиционная политика находится в зачаточном состоянии, а процесс её становления неопределённо затянут.

Под региональной политикой понимается комплекс мер государственного воздействия на региональное развитие посредством инвестиционных решений [9, с. 210].

Несмотря на проводимые реформы и кризисы, в стране удалось сохранить единое инвестиционное пространство с достаточно свободным межрегиональным переливом инвестиций. В то же время проблемой для российских регионов стала нехватка средств для финансирования инвестиций. Страна переживает инвестиционный спад, глубина которого превосходит общее сокращение производства. В целом за период радикальных реформ объём инвестиций сократился более чем втрое. Постоянно снижается доля бюджетов всех уровней в финансировании инвестиций. В настоящее время доля инвестиций составляет менее одной пятой.

Несмотря на это, возможности федерального бюджета в области финансирования на региональное развитие постоянно сокращаются.

Российские регионы не располагают стабильной налоговой базой для финансирования необходимых инвестиций, поскольку нормативы отчислений от налоговых поступлений в их бюджеты постоянно меняются.

В сочетании с постоянным урезанием централизованных источников подобные меры ставят многие регионы в критическое положение. Ряд субъектов Российской Федерации оказался не в состоянии финансировать инвестиции даже в отраслях жизнеобеспечения.

В настоящее время наблюдается довольно резкая дифференциация российских регионов с точки зрения инвестиционной ситуации. Наименьшая глубина инвестиционного спада отмечена в Центральном и Северо-Западном районах. Сильно пошатнулось положение индустриальных районах Урала и Западной Сибири. Самые неблагоприятные показатели отмечены в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Прослеживается заметная тенденция ухудшения инвестиционного климата по мере продвижения с запада на восток страны.

Во многих регионах инвестиционный спад продолжает углубляться со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. К таким последствиям можно отнести:

- прогрессирующую деградацию производственного аппарата и социально-бытовой инфраструктуры;

- угрожающий рост аварийности;

- ухудшение экологической ситуации.

Заключение

Кризис в российской экономике остро проявился и в инвестиционной сфере. Его отличительными особенностями являются:

1. Во-первых, резкий спад объёма инвестиций, глубина которого в материальном производстве превысила все допустимые пределы.

2. Во–вторых, переход инвестиций в сырьевые отрасли экспортной направленности, который ухудшил структуру экономики и закрепил структурную диспропорцию.

Государство практически устранилось от регулирования инвестиционной деятельности, а механизм самонастройки оказался неэффективным.

Восстановление инвестиционного процесса предполагает разработку и реализацию государственной стратегии в инвестиционной деятельности, то есть мобилизацию ресурсов и контроль за их эффективны использованием. Государственных инвестиций в России недостаточно.

Главным направлением инвестиционной политики любого из регионов России является реабилитация основного капитала в реальном секторе экономики и изменение базы денежно-кредитной эмиссии с акцентом на возможности и потребности внутреннего хозяйственного оборота.

Совершенствование инвестиционной политики предполагает решение двух проблем:

1. Ускоренное накопление денежно-кредитных ресурсов для финансирования инвестиций в реальном секторе экономики и поддержание производственного аппарата в состоянии, отвечающем приоритетам инвестиционной деятельности.

2. Механизм текущего и стратегического управления основными инвестиционными потоками.

Инвестиционная деятельность в регионах регламентируется лишь отдельными законодательными актами, издаваемыми по мере обострения тех или иных противоречий, конфликтных ситуаций или кризисных явлений.

Предельно остро встают вопросы нерегулируемой в пределах региона деятельности финансовых организаций нерезидентов. Их деятельность наносит очевидный ущерб местной экономике, прежде всего, в части несбалансированного извлечения денежных средств из региональных источников.

Также необходимо принять нормативные документы в пределах предоставления региону полномочий по вопросам финансовой деятельности внутри региона в виде общих правил, инструкций, рекомендаций, комментариев, методик, а также упорядочить деятельность внерегиональных банков и других финансовых организаций, занимающихся привлечением средств частных инвесторов и сбережений населения.

Таким образом, осуществление глубоких социально-экономических преобразований в России невозможно без учёта особенностей регионов в рамках продуманной государственной региональной политики, в том числе в сфере инвестиций. Сама жизнь диктует необходимость ускорения разработки научной концепции региональной инвестиционной политики в стране, базирующейся на обобщении отечественного и зарубежного опыта с учётом особенностей страны и переходного периода.

Список литературы

1. А.Г. Гранберг. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – 2-е издание. – М.: Изд. Дом ГУ ВШС, 2004. – 472 с.

2. А.Г. Гранберг. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – 4-е издание. – М.: Изд. Дом ГУ ВШС, 2004. – 421 – 468 с.

3. Родионова И.А. Экономическая география. Полный курс для поступающих в вузы: Учебно – справочное пособие. В 2-х томах. Т.2/И.А. Родионова. – М.: Издательство «экзамен», 2003. – 416 с.

4. Национальная экономика: Учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ, 2000. – 178 с.

5. Региональная экономика: Учебно-практическое пособие для вузов. – М.: МЭСИ, 2004. – 136 с.

6. Системный анализ экономики региона. Часть 1: Учебное пособие/Составители и научные редакторы К.В. Павлов, М.И. Шишкин.- Ижевск: Удмуртия, 2000. – 360 с.

7. Системный анализ экономики региона. Часть 2: Учебное пособие/Составители и научные редакторы К.В. Павлов, М.И. Шишкин.- Ижевск: Удмуртия, 2000. – 364 с.

8. Современная экономика. Лекционный курс: многоуровневое учебное пособие. Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.

9. Управление региональной экономикой: Учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ, 2003. – 148 с.

10. Финансы. Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. – М., 2004 - №5. – 80 с.

11. Финансы. Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. – М., 2004 - №10. – 80 с.

12. Вопросы экономики. №1. 1997. – 42 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Инвестиционная политика как структурообразующий инструмент развития»
Раздел: Менеджмент
Тип: Курсовая работа
Страниц: 20
Цена: 200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика