Дипломная работа

«Мусульманские традиции в архитектуре мечетей»

  • 75 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…3

ГЛАВА I. Особенности архитектуры мечетей в арабо-исламской культуре VII-XVIII вв. §1. Основные идеи ислама и их влияние на изобразительное искусство, и архитектуру ….7 §2. Зарождение архитектуры мечетей в эпоху арабского халифата VI-IX вв. ….….14 §3. Иранская архитектурная традиция X-XIV веков….23 §4. Турецкие традиции в строительстве мечетей…32

ГЛАВА II. Мусульманская архитектура в Башкортостане и Поволжье

§1. Строительство мечетей в Башкортостане в XIV-XVIII вв. .…38 §2. Художественные особенности мечетей Башкортостана XIX-XX века….45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. ….63

Приложение …. 68

Введение

Представленная работа посвящена теме влияния религиозных традиций на архитектуру мечетей Башкортостана.

Мы полагаем, что в современных условиях проблема данного исследования носит актуальный характер. Значительное количество научных работ, затрагивающих тему мусульманских традиций в архитектуре, содержат обширные материалы, касающиеся архитектуры Ближнего Востока, Ирана и Средней Азии, в то время как регион Поволжья и Южного Урала не получил достаточного внимания искусствоведов и историков.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к мусульманским традициям в архитектуре Башкортостана в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Выбор автором данной темы определяется также стремлением отдать «дань уважения» достижениям культуры ислама в ходе его исторического развития. Религия всегда глубоко проникала в различные сферы жизни общества, оказывала сильное влияние на формирование мусульманского менталитета. Слабое умение ориентироваться в настоящем обычно сопровождает непонимание прошлого и пренебрежение традициями. Места богослужения (неотъемлемая составляющая религии) - это не просто пространство, где осуществляются религиозные церемонии, но еще и место духовного очищения, общения человека с Всевышним. Устройство мест молитвы - это в то же время и своего рода индикатор отличительных особенностей различных конфессий и их представителей, а также - отражение представлений о духовном идеале представленном в ракурсе архитектуры религиозных построек. Ислам, как и всякая другая религия, нуждается в специальном месте, где верующие могли бы, собравшись предаваться молитве, посвятить свои мысли Аллаху. Эти функции и выполняет мечеть. Более того, в исламском мире мечеть является главным сооружением города в социальном, политическом и градостроительном отношениях.

Стремительное возрождение и развитие утраченной архитектуры культового зодчества Поволжья и Башкортостана с собственными специфическими особенностями понимания канонов исламской архитектуры не обошлось без некоторых трудностей в решении ряда важных вопросов. Для современных архитекторов до сих пор остаются не достаточно исследованными самые простые вопросы - это особенности проектирования мечетей, сами требования к ним которые включают в себя: градостроительные, архитектурно-типологические, художественно-образные, строительно-конструктивные, экономические и другие аспекты этой проблемы. В связи с тем, что строительство мечетей в течение десятков лет было предано забвению, а современный опыт отсутствовал, возрождение интереса к этой проблеме побудило отечественных зодчих искать ответы на возникшие вопросы в исторических образцах культовой архитектуры. Влияние исторической школы на современное строительство мечетей ощущается до сих пор.

В настоящее время существуют лишь единичные публикации, не позволяющие воссоздать полную картину процесса формирования архитектуры новых мечетей Башкортостана. Это обусловлено крайней ограниченностью материалов, которыми располагают республиканские библиотеки, а также немногочисленностью отечественных публикаций в периодической и научной литературе.

Учитывая актуальность проблемы, мы обратились к теме исследования мусульманских традиций в архитектуре мечетей Башкортостана.

В качестве цели исследования определим изучение мусульманских традиций строительства мечетей в Республике Башкортостан на протяжении истории с учетом опыта уже имеющихся исторических образцов культовой архитектуры. Хронологические рамки данного исследования охватывают период с VII по XX вв. и определяются временем возникновения первых мечетей в Аравии и на Ближнем Востоке и формированием архитектурных традиций до периода современности.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и следующие задачи:

1. Проследить влияние основных идей и канонов ислама на архитектуре мечетей раннего исламского периода.

2. Выявить художественные основные особенности архитектуры мечетей в арабо-исламской культуре, начиная с VII века и выявить стили в её развитии.

3. Изучить историю первых мечетей на территории Поволжья и Южного Урала, начиная с XVIII века и определить направления влияния различных стилей на исламскую архитектуру нашего региона.

4. Определить основные черты мусульманской архитектуры в Башкортостане и Поволжье в XIX –XX вв. и тенденции в современном строительстве мечетей.

Объектом данного исследования является архитектура в арабо-исламской культуре.

Предметом данного исследования состоит в анализе достижений в области архитектуры мечетей на территории Башкортостана.

Источниками информации для написания работы послужили труды крупных исследователей в области истории ислама, искусствоведения и религиоведения, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

В работе мы привлекали письменные исторические источники, в которых упоминается тема строительства мечетей в Башкортостане. Это, прежде всего указы русских монархов, , документы Духовного Магометанского собрания.

Литературу по проблеме рассматриваемой в данном исследовании, условно можно разделить на несколько групп: в первую группу можно отнести религиозно-аналитические работы, посвященные истории и особенностям мусульманской культуры, освещающие тенденции и проблемы ее развития, проблемы взаимосвязи религиозных традиций и архитектуры, например, связанные с некоторыми основными положениями религиозной исламской традиции канонические требования (ориентация всех мечетей на Мекку, особенности внутреннего убранства и т. д.). Среди них можно назвать следующие работы: «История Халифата» Большакова О.Г., «Ислам и Архитектура» Воронина В. Л., работы Грюнебаума Г. Э. «Ислам: образ жизни и стиль мышления» Еремеева Д.Е. , фундаментальное исследовании «Всеобщая история архитектуры» под редакцией Баранова А. двухтомное издание «Очерки истории распространения исламской цивилизации» особенно интересно в плане исследования средневековой истории исламского мира. Авторы собрали и обобщили большое количество документальных фактов по истории распространения в этих регионах ислама и развития различных ветвей исламской цивилизации. В центре их внимания - своеобразная культура и особенности верований многочисленных народов араба-иранского ареала.

В работе исследовательницы Рукайа Максуд - «Ислам» подробно освещаются история религии, методы ее изучения. Автор дает ясное представление об исламском образе жизни, о социальных и культурных аспектах исламского общества. В многотомном издании «Всеобщая история архитектуры» достаточно подробно представлены особенности сочетания общеисламских элементов в строительства мечетей и их местной (региональной) специфики. Особенно следует отметить среди других коллективную монографию «Всеобщая история искусства», где второй том посвящен средневековому искусству стран Востока. Рассматриваются основные регионы - Ближний Восток, Иран и Средняя Азия, Египет и Кордовский эмират.

Во вторую группу входят работы об архитектуре мечети: издание «Популярная история архитектуры» в котором рассматривается архитектура мечетей - авторы разбирают лишь самые значительные постройки, которые впечатляют своей уникальностью, размерами, планировкой, убранством интерьера и декором фасада. В книге приводятся сведения о наиболее грандиозных памятником мусульманского зодчества. Особенно следует остановиться на работе Халита Нияза «Мечеть и её архитектура», в которой очень подробно освещаются особенности зодчества мечетей, их эволюция, внутреннее убранство мечетей, составные части, динамика особенностей их расположения. Особенно следует отметить среди других работу Л. Г. Емохоновой «Художественная культура ислама» , в котором на примерах архитектуры купольной мечети Куббат ас Сахра в Иерусалиме, колонных мечетей в Дамаске и Кордове, мавзолея Гур Эмир в Самарканде, дворцов и садов Альгамбры книга очень образно демонстрируется каноны ислама. Особое внимание уделено в данной работе графическому оформлению интерьера мечетей, наиболее характерному для различных региональных школ - багдадской, ширазской, тимуридской, сефевидской, среднеазиатской.

Среди работ третьей группы - исследований, в той или иной мере затрагивающих вопросы зодчества мечетей Башкортостана, следует отметить следующие: Юнусова А.Б. «Ислам в Башкирии. 1917-1994» ; издание «Дорога к храму. История религиозных учреждений города Уфы» ; «Архитектурные памятники Башкирии» Калимуллина Б.Г. ; «Прогулки по старой Уфе» Ширгазина А.Л.; Калимуллиной Д.Б. «Памятники мусульманской архитектуры города Уфы». Все они содержат подробные описания памятников архитектуры Башкортостана и г. Уфы, материалы по истории их строительства и реставрации.

Тематика «Мусульманские традиции в архитектуре мечетей Башкортостана» еще не получила должного освещения в науке и до настоящего времени не являлась предметом монографического исследования.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. Особенности архитектуры мечетей в арабо-исламской культуре VII-XVIII веков

§1. Основные идеи ислама и их влияние на изобразительное искусство и архитектуру

Формирование взглядов мусульман происходило в особых религиозно-мировоззренческих условиях. Кочевое прошлое арабов сказалось и на мусульманской культуре. Она не стала городской в смысле дискретности восприятия пространства, когда оно вне города воспринимается как пустота.

При распространении ислама вся территория, начиная с Мекки, приобретает религиозную непрерывную значимость. Мусульманские храмы, где бы они ни находились, ориентированы именно на Мекку. Кроме того, мусульмане-горожане не изолировались от окружающей природы: отдельные зоны города должны были иметь выход в степь или пустыню, чтобы выгонять на выпас верблюдов и другой скот. Понятия природы как среды чуждой для человека в исламе не существует: все пространство является сферой человеческой деятельности. Через центр города проходила дорога. Прототипом служили Мекка и Медина. Логическим и фактическим центром является мечеть.

Для ислама характерно понимание Всевышнего (Аллаха) как непостижимой, иррациональной силой с неопределенным внешним обликом. Причем иррационализм ислама настолько последователен, что существует поговорка: «Не думай: есть тот, кто уже подумал». Поэтому любое изображение не только божества, но даже изображение людей и животных равносильно пренебрежению религией, так как это напоминает процесс сотворения который доступен только богу. Но священный текст, его каллиграфическое воплощение имеет сакральное значение.

Графическое изображение слова по мусульманским представлениям является как бы стадией воплощения божества вслед за идеями разума и словом звучащим. Но с другой стороны, если говорить о Коране и его изречениях, то слово изображенное оказывается на вершине иерархии, так как представляет собой послание самого Аллаха, «неподражаемое совершенство».

Непостижимость Всевышнего значительно увеличивает сакральный смысл его реальных воплощений. Мир оказывается символом бога, а мечеть - моделью и символом мира как бога.

Придавая изображению реальную форму, человек тем самым как бы оспаривал у Бога его исключительное право на творчество, нарушая главное положение ислама «Нет Бога, кроме Аллаха.».

Начиная с IX в. подобные утверждения появлялись и в богословских сочинениях, но всякий раз находился толкователь, разъяснявший, что запрет касается не изображений как таковых, а использования их в качестве объектов поклонения.

Художник, не смея уподоблять свои произведения Божьим творениям, не стремился воспроизводить земную реальность. Мусульманин воспринимал земной мир как иллюзию мира подлинного, сокрытого от глаз смертного.

Этот истинный мир совершенной красоты следовало постигать умозрительно, разумом, через цепь отвлечённых понятий и ассоциаций, вызываемых чтением Корана, произнесением молитв, начертанием и созерцанием священных надписей с цитатами из Корана, хадисами, именами Аллаха, Мухаммада и праведных халифов. Священное слово Корана, начертанное на входах-порталах и стенах зданий, написанное на переплётах и страницах рукописей, включенное в узоры на тканях, коврах, изделиях из керамики, стекла или металла, вплетённое в орнаменты на фонтанах и надгробиях, сопровождало мусульманина всю жизнь. Это слово вмещало в себя целый мир духовных переживаний верующего, давало ему подлинное эстетическое наслаждение. Каллиграфия и орнамент - декоративные формы воплощения представлений о бесконечном многообразии и красоте сотворённого Аллахом мира - стали основами художественного творчества мусульман.

Арабская графика отражает графический стиль мышления мусульман. Надписи воспроизводят имена Бога - Аллах, Творец, Всемогущий, Вечно Живой, имя Мухаммеда, изречения из Корана. Они - словно вечно длящийся диалог Бога и человека. Имена Аллаха и Мухаммеда пишут строгим почерком куфи, коранические цитаты - более нарядным почерком сульс.

Согласно эстетическим представлениям ислама, красота есть результат мудрой деятельности Аллаха на благо человеку и, следовательно, красивое должно быть, прежде всего, полезным, целесообразным. Руководствуясь этим принципом, правители Арабского халифата охотно использовали традиции и опыт покорённых народов. Занимая древние города Палестины и Сирии, арабы приспосабливали к своим нуждам городское хозяйство и существующие здания, как жилые, так и культовые, руководствуясь хадисом: «Самая бесполезная вещь, пожирающая богатство верующего, - строительство». Новые здания возводились лишь там, где в них возникала потребность.

Для формирования мусульманских понятий о красоте послужили основой архитектурные элементы мечети: «джамал» - божественная совершенная красота (купол мечети), «джалал» - божественное величие (минарет) и «сифат» - божественное имя (изречения из Корана на внешних поверхностях мечети).

С мечетью прежде всего, а также медресе (духовное училище) и мавзолеями, связаны общие черты, определявшие облик классического мусульманского города. Дополнительные составляющие - это такие общественные сооружения, как бани (хаммам), госпитали, фонтаны (сабил), караван-сараи, крытые рынки (сук или базар).

Мечеть (от араб. Масджид - «место поклонение») представляет собой основной центр и главный символ мусульманской религиозной жизни. При всем историческом и географическом многообразии архитектура мечети сохраняет ряд общих, унифицированных элементов. Главным из них является ориентированный на Мекку молитвенный зал. К нему примыкает мида - крытое помещение, в котором находились фонтан либо бассейн, либо родник. Здесь перед молитвой совершали малое омовение - вуду. В задней стене молитвенного зала: помещается михраб - ниша, указывающая верующим направление (кыблу), куда надо обращаться во время молитвы. Ориентировкой мечети определяется и местонахождение главного входа. естественно устраиваемого со стороны, противоположной той, куда должны обращаться молящиеся; так, в Средней Азии теперь главные двери мечетей устраиваются по возможности с восточной стороны. В михрабе видят символ мусульманского единства, ибо через него все взоры стремлены к духовному центру Вселенной - Каабе, или же символ мистического присутствия Мухаммеда в качестве имама на молитве. Место вокруг михраба - самое священное и наиболее укрепленное в мечети.

Над зданием мечети возвышается минарет (араб. манара), башня с балконом, с которой призывают на молитву. Согласно одной интерпретации, минарет символизирует мусульманское единобожие, сравниваемое с указательным перстом, который мусульманин во время молитвы поднимает вверх при произнесении формулы «Нет Бога, кроме Аллаха». В различных мусульманских центрах были созданы оригинальные и несхожие между собой формы минаретов. К числу древнейших памятников принадлежат квадратные в плане минареты Сирии, которые произошли от колоколен сирийских христианских церквей, в свою очередь наследовавших традиции римских башенных сооружений. Тип квадратного минарета утвердился в странах Северной Африки и Андалусии (Испания).

По поводу взаимоотношений религии и искусства следует сказать, что священная книга ислама - Коран - не содержит большого количества рекомендаций в этом плане. Ислам отличает потрясающая возможность гармоничного синтеза элементов разных культур. По мере распространения ислама в разных странах - от Испании до Индии, его искусство вбирало местные традиции этих стран. Первые мечети, предназначенные для коллективной молитвы, часто устраивались в зданиях, которые до того были предназначены совсем для других нужд.

Таким образом, в исламском искусстве и архитектурных традициях находят отражение основные идеи раннего мусульманского мировосприятия и миропонимания, обусловленные с одной стороны влиянием соседей (Византия, Иран), а с другой стороны - имевшем место кочевым бытом арабов, что проявилось в последующем в их определенной аскетичности и меньшей разборчивости при выборе мест отправления богослужения, а также в особой мистичности восприятия природы. Несколько странная, на первый взгляд, иррациональная форма восприятия Бога (Аллаха), неопределенность его внешнего облика, запрет его изображений, способствует более сакральному восприятию Его, а также священных текстов изображений «слов».

Сакрализируется в исламе и место отправления священных церемоний - мечеть, которая становится главным символом духовного мира мусульман. Уже в эпоху арабских завоеваний складывается несколько типов мечетей в зависимости от выполняемых функций.

В первую очередь, необходимо выделить мечеть для индивидуальных молитв «масджид», где отсутствует минбар, потому что он нужен только для пятничных богослужений. Во-вторых, формируется тип мечети «джума» (пятничная), для коллективных молений в пятницу в полдень, где имам произносит с кафедры краткую ритуальную проповедь - хутбу. Третьим вариантом стала загородная мечеть «мусалла», место молитвы или «идхан» (место Ид) - огромная открытая площадь, где нет ничего, кроме стены кыблы и михраба - другим словом мечеть в упрощенном варианте.

Заключение

Завершая данную работу, хотелось бы отметить, что она не претендует на всеобъемлющую полноту. Однако, анализ архитектурных достижений в строительстве мечетей на территории арабо-исламского мира и, в частности, Башкортостана, позволяет сделать несколько выводов.

Мечеть - молитвенный дом мусульман. Первая мечеть была построена Мухаммадом в Медине. Это была площадь для молитвы, обнесенная оградой с навесом. современный облик мечети был оформлен к началу IX века. Почти всегда к зданию мечети пристроены один или несколько минаретов - башен для первого призыва на молитву. Мечети подразделялись на две основные группы:

1. Масджид (квартальная, у татар - мэхэллэ мэчете) служила для ежедневных молитв, свершения похоронного обряда, общественным центром махалля;

2. Джами (соборная), которых могло быть разное число в зависимости от величины населенного пункта, были открыты всегда. В крупных городах существовали мусалла - загородные мечети для молений по годовым праздникам с большим стечением народа.

Архитектуру всех мечетей объединяет некая сумма общих правил, выполнение которых обязательно при возведении любой из них. Правила задают общее требование: обеспечить молящимся определенные условия для совершения необходимого ритуала. Намаз (ритуал молебна) требует размещения молящихся параллельными рядами лицом к Мекке. Это направление называется кыбла. Кыбла всегда обозначается михрабом (специальной нишей) с арочным или полусферическим венчанием, которых могло быть один или несколько, в зависимости от величины мечети. Михраб устраивался в садр (стене мечети, обращенной на Мекку). Столь же обязателен минбар (специальная кафедра для чтения проповеди), обычно справа (иногда слева) от михраба. Первым минбаром служило кресло Пророка Мухаммеда, и многие минбары традиционно копируют детали этого кресла. Оформление молельного зала должно быть скромным, чтобы не отвлекать молящихся от намаза, и в большинство мечетей это правило неукоснительно соблюдается. Напротив, михраб и минбар, даже при самом скромном решении интерьера, декорировались относительно пышно, именно с целью привлечения к себе внимания во время молитвы. Для минимально значительных мечетей обычен минарет (специальная башня при мечети), с которой муэдзин (азанчи) провозглашает азан, хотя первоначально азан провозглашался прямо с крыши мечети, специального возвышения, или с высокого близлежащего здания.

Развитие архитектуры мечети охватывает период VII - XVIII вв. и три региональных варианта - арабский, иранский и турецкий. Каждый из этих архитектурных типов имеет свои художественные традиции. Мечети в разных странах быстро приобрели формы, свойственные местным доисламским традициям зодчества. В Иране это был тип киоска с портальным входом, заимствованный из зороастрийского культа, в Средней Азии - тип четырехстолпного парадного зала. Аналогичные явления можно было наблюдать в архитектуре Сирии, Турции и других областей Переднего Востока, прямо наследовавших традиции христианской храмовой архитектуры региона, а также на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии.

В условиях более сурового, чем в Аравии климата происходила и постепенная трансформация места молитвы от полностью открытого двора в сторону защищенного от непогоды и отапливаемого здания средней полосы

Для раннеарабской архитектурной традиции характерной чертой является мечеть колонного типа, взаимодействуя с орнаментом растительным, иконографию всего мусульманского искусства определяет эпиграфический орнамент. Мечети были различной конструкции в зависимости от того, какую задачу выполняет конкретно каждая из них. Строительный материал определяется в зависимости от местности: Сирия-камень и т.п.

Строительным материалом иранского типа мечетей был обожженный кирпич. Особый иранский тип мечети определялся синтезом персидской традиции культово-сводчатого зодчества с исламской колонной сложился, ярчайшим образцом которого явилась соборная мечеть в Иране. В Иране и конструкция мечетей отличалась тем, что она состояла из четырех айванов или сводчатых галерей, которые были открытыми со стороны центрального внутреннего двора с наличием куполов и украшенных выступов. Приёмами украшения являлись орнаментация и резьба по дереву, фигурная кладка кирпичей, а с XII века - с цветной глазурью.

В турецком зодчестве мечетей основным строительным материалом был камень. Сельджукские строители добивались ясной гармонии стереометрически четкого в своих формах массивного блока наружных стен и купольных покрытий. Для ранних стамбульских мечетей Османского периода характерен композиционный прием, состоящий в расположении по бокам главного молитвенного зала небольших купольных помещений. В турецких культовых постройках этого времени в разных вариантах разрабатывалась тема большого купольного здания. Это придает особую величественность главному помещению мечети. Строительство мечетей великим турецким зодчим Синаном отличало особое внимание к внутреннего пространству мечетей. Декоративное начало в постройках Синана органично вошло в ткань художественного образа. Оно сказалось в живописном дроблении архитектурной формы множеством сводов, ниш и окон, а также в насыщении интерьера орнаментальными настенными росписями, богато инкрустированными мраморными панелями, цветным узором витражей. Большую роль в архитектуре турецкого типа играли украшенные богатой орнаментальной резьбой порталы, а также высокие тонкие минареты. Внешний облик турецких мечетей в целом определяется сочетанием замкнутого объема основной части постройки с высоким монументальным по форме входным порталом, украшенным богатой орнаментальной резьбой. Для украшения зданий снаружи по преимуществу использовали камень - белый и розовый мрамор. Архитектурный декор построен на контрастах света и тени, на сопоставлении гладкой неорнаментированной плоскости стены и деталей, плотно насыщенных рельефным орнаментом. Интерьер мечети полон блеска и красок благодаря голубым, зеленым и белым изразцам, которые сплошным ковром покрывают стены от пола и до арок.

Длительный тысячелетний отрезок времени истории мусульманской архитектуры на территории Поволжья и Южного Урала можно разделить на четыре периода.

Рубеж IX-X вв. до сер. XVI в - существование двух родственных мусульманских государств: Волжско-Камской Булгарии и Казанского ханства. На начальном этапе этого периода с привнесением в регион мусульманской культуры были заложены основы регионального градостроительства и монументальной кирпично-каменной архитектуры (мечети Биляра, Булгара и Южного Урала). Особенностью архитектуры мечетей Урало-Поволжского региона является использование в качестве основного строительного материала дерева. Особенностями планировки мечетей в местной архитектурной традиции является ориентировка на юг (в сторону Мекки), теплое, часто отапливаемое помещение и имеет местные элемент: тамбур, подпол, чердак, что объясняется местными климатическими условиями. Особенная черта - местный тип деревянной мечети с высоким минаретом. Характерной особенностью является простота и строгость внешнего фасада и при оформлении интерьера.

Середина XVI в. - начало XX в. - физическое уничтожение построек мусульманской типологии, распространении в регионе зданий и сооружений православно-христианской типологии привело к расцвету сельского народного зодчества. С развитием национального самосознания татарского и башкирского народов в конце XIX в. - начале XX в., произошло возрождение монументальных мусульманских культовых построек, хотя и в новой европеизированной форме и стилистике.

Третий период определяется временем советской власти. Воинствующий атеизм подорвал устои всех религиозных конфессий государства. Прекратилось развитие мусульманской культовой архитектуры, наблюдавшееся за последние полтора столетия до революционных перемен. В определенной степени, несколько видоизменившись, сохранились национальные особенности в сельском народном творчестве татар и башкир.

В современный период социальные перемены в государстве предопределили изменение отношения к религиозным конфессиям. Восстановление свободы вероисповедания повлекло возобновление строительства мечетей в городах и селениях. В строительстве новых мечетей прослеживаются две тенденции. Первая, при которой новые мечети повторяют традиционные решения. Вторая - отражает поиск новых современных стилистических решений при проектировании и строительства мечетей. Восстановлены сотни, возведены десятки новых мечетей; мусульманская культовая архитектура Урало-Поволжья выдвигается на позиции мирового уровня.

Следует отметить также мемориальные мечети, построенные в честь памятных для мусульман событий. Можно выделить кроме всего перечисленного, группу мечетей «для служебного пользования», то есть располагавшихся в составе какого-либо сооружения или комплекса сооружений (административного, учебного или жилого назначения), и подчиненных по отношению к нему. К таковым можно отнести мечеть при медресе.

Мечеть - важнейший элемент в городском плане здание, значимость которого определяется в социальном, и духовно - культурном плане.

Список литературы

1. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета О разрешении строить мечети по различным планам фасадам от 17 декабря 1862 г. //Навеки с Россией. Сборник документов и материалов: в 2 ч. Ч. 1 –Уфа.: Китап. 2007. С. 395-396

2. Положение о духовном магометанском собрании, составленное Симбирским и Уфимским, наместником С. А. Ильгестромом от 4 декабря 1789 г. //Навеки с Россией. Сборник документов и материалов: в 2 ч. Ч. 1 –Уфа.: Китап. 2007. С. 116-117

3. Предписание Оренбургского Военного губернатора Волконского начальнику 12-го башкирского кантона Нагайбакову о запрещении строить мечети без разрешения Магометанского собрания от 25 мая 1814г. //Навеки с Россией. Сборник документов и материалов: в 2 ч. Ч. 1. – Уфа.: Китап. 2007. С. 173-174

4. IIроект положения о компетенции Духовного Магометанского собрания, предложенный Симбирским и Уфимским, наместником С. А. Ильгестромом на решение императрицы Екатерины II от 5 декабря 1789 и. //Навеки с Россией. Сборник документов и материалов: в 2 ч. Ч. 1. – Уфа.: Китап. 2007. -С. 117-120

5. Указ об Учреждении должности уфимского муфтия и мусульманского Духовного собрания генерал-губернатору барону Игельстрому от 22 сентября 1788г. //Навеки с Россией. Сборник документов и материалов: в 2 ч. Ч. 1. – Уфа.: Китап. 2007. - С. 115-116

Литература:

1. Абдуллаева Ф. И. Персидская кораническая экзегетика: (Тексты, переводы, комментарии). – СПб., 2000. - 252 с.

2. Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в общественной и духовной жизни мусульманского населения Южного Урала в конце XVIII-XIX вв. – Уфа, 1994. - С. 78

3. Архитектура. Краткий справочник. Гл. ред. М. В. Адамчик: Гл. научн. ред. В. В. Адамчик и др.-М.: АСТ: Мн.: Харвест, 2005. - С. 624

4. Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. – М.:Вост. Лит., 2002. - С. 784

5. Бартольд В. В. Ислам. Сочинения. – т. 6. М. Вост. Лит, 1966. – С. 784

6. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. – Уфа.: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002. – С. 248

7. Беляев. Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннем средневековье. - М., 1966. - С. 342

8. Бертенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учебное пособие. – М.: Изобразительное искусство, 1983. - С. 384

9. Большаков О.Г.История Халифата (Ислам в 570-633 г). - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.- С. 312

10. Бретаницкий Л.С. «Художественное наследие Переднего Востока эпохи Феодализма. Избранные труды» «Советский художник», Москва.: «Советский художник», 1988. - С. 256

11. Воронина В. Л. Ислам и Архитектура (на примере Средней Азии) // Архитектурное наследство. № 32 - М., 1984. - С. 8-12

12. Всеобщая история архитектуры в 12 т. / Гл. ред. Баранов. т. 8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VI - IХ вв - М.: Строй издат, 1969. - С. 488

13.Грюнебаум Г. Э. фон. Классический ислам: очерки истории. 600-1258 гг. - М., 1988. - С. 324

14. Грюнебаум Г. Э. фон. Основные черты арабо-мусульманской культуры. - М, 1981. - С. 412

15. Дорога к храму. История религиозных учреждений города Уфы. - Уфа: типография СПТУ №1 1993. - С. 100

16. Емохонова Л. Г. Художественная культура ислама / Л. Г. Емохонова. - М.: Издательский центр «Академия». 2007. - С. 80

17. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990. С. 234

18. Засыпкин Б. Н. Монументальное искусство Советского Востока. - М.Л.,1931. С. 128

19. Ислам в Среднем Поволжье: История и современность. Очерки. – Казань: Мастер Лайн, 2001. –С. 530

20. Овсянников Ю. История памятников архитектуры. От пирамид до небоскребов - М.: «АСТ-ПРЕСС» «Галарт» 2001. С. 287

21. Калимуллин Б.Г. Архитектурные памятники Башкирии. Культовые сооружения- Выпуск III. – Уфа: Башкирское книжное изд-во - 1958г.

22. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. проф. В. И. Жукова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. – С. 23

23. Максуд Р. Ислам / Рукайя Максуд. - Пер. с англ., В. Новикова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 304 с.: ил. - (Грандиозный мир).

24. Малюга Ю.Я. Культурология. - М.: Инфра-М,1999 - С. 514

25. Масджид // Ислам. Энциклопедический словарь. Составители: Г. В. Милославский, Ю. А. Петросян, М. Б. Пиотровский. - М.: Наука, 1991.- С. 315

26. Навеки с Россией. Сборник документов и материалов: в 2 ч. Ч. 1 –Уфа.: Китап, 2007. С. 472

27. Популярная история архитектуры /Авторы.сост. К.А. Ляхова, Г.В. Дятлева, О.В. Лапшова, Е.В. Доброва, Ю.В. Рычкова - М.: Вече, 2001. – С. 528

28. Пулечкина О.П. «Прогулки по старой Уфе» архитектура XVI-XX веков –Уфа.: Китап, 1999. – С. 40

29. Очерки истории распространения исламской цивилизации. В двух томах. Т. 1: От рождения исламской цивилизации до монгольского завоевания. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - С.688

30. Очерки истории распространения исламской цивилизации. В двух томах. Т. 2: Эпоха великих мусульманских империй и Каирского Аббасидского Халифата (середина ХIII - середина ХVI в.). - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. - С.

31. Основы религиоведения: Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, КИ. Никонов и др.; Под рел. И.Н. Яблокова. - 4-е изд., - М.: Высшая школа, 2004. - С. 511

32. Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. Очерки искусства Средней Азии: Древность и средневековье. - М., 1982. - С. 548

33. Религиоведение: Учебное пособие. 4-е изд., исправлено и дополнено / Научный редактор д. ф. н., проф. А. В. Солдатов. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - С. 800

34 Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. – Уфа: Китап, 2006. - С. 376

35. Рябова С. В. Очерки по истории культуры цивилизаций Востока: Учебное пособие. - Уфа: Восточный университет, 2003. - С. 92

36. Савинов Д. Г. Взаимодействие кочевых обществ и оседлых цивилизаций в эпоху раннего средневековья // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. – Алма-Ата.: Наука, 1989. - С. 464

37. Сатарова Л. Алеем//ДИНА – дизайн и новая архитектура. - 1999 №2. - С. 8.

38. Тамерлан: Эпоха. Личность. Деяния. - М.: «Гураш», 1992. - С.544

39. Татары. – М.: Наука, 2001. - С. 581

40. Туякбаева Б. Т., Проскурин А. Н. Синкретическое искусство кочевых племен Центральной Азии и архитектурный орнамент // Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. – Алма-Ата: Наука, 1989. - С. 464

41. Халиков А. Х. Ислам и урбанизм в Волжской Булгарии. Биляр – столица домонгольской Булгарии//Ан СССР. Казан. науч. центр.- Казань, 1991. - С. 139

42. Халит Нияз Мечеть и ее архитектура. Изд-во «Иман». Г. Казань 1994. - С. 80

43. Художественные модели мироздания. взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Кн. I. - М.:НИИ РАХ, 1997. - С. 400

44. Художественная культура ислама / Л. Г. Емохонова. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - С. 80

45. Хузин Ф. Ш. Биляр и Волжская Булгария в трудах А. Х. Халикова // Биляр и Волжская Булгария. Изучение и охрана археологических памятников. Тезисы научной конференции. - Билярск, сент. 1997. - С. 86

46. Ширгазин А.Л., Калимуллина Д.Б. Памятники мусульманской архитектуры города Уфы. – Уфа.: Изд-во «Гилем». 2005. - С. 44

47. Этничность и конфессиональная традиция в Волго-Уральском регионе России: Сб. статей / Под. ред. А. Б. Юнусовой и А. В. Малашенко; Моск. Центр Карнеги. - М.,1998. - С. 124

48. Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. - Уфа, 1999. - С. 256

Периодическая печать:

1. Дорога к мечети // Альманах «Памятники Отечества» № 38 (2, 1997). М., 1997. - С. 192

2. Калимуллин Ф.Б., Д.Б. Калимуллина. Тюльпаны у нефтяного университета// Нефтегазовое дело, 2004. - С. 1-8

3. Ляля тюльпан. Мечеть. 1998. //Советская Башкирия. 1998. - С. 12-14

4. Якубовский А. Ю. Тимур // Вопросы истории. 1946. № 8-9. - С. 42-74

Справочная литература:

1. Ислам. Энциклопедический словарь. / под ред. Негря М. - М., 1991 - 315 с.

2. Краткая энциклопедия Башкортостан. – Уфа.: Башкирская энциклопедия, 1996. - 672 с.

3. Мусалла // Ислам. Энциклопедический словарь. Составители: Г.В. Милославский, Ю.А. Петросян, М.Б. Пиатровский. - М.: Наука, 1991.- 315 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Мусульманские традиции в архитектуре мечетей»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 75
Цена: 1900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика