Дипломная работа

«Традиции семейного чтения в культуре xix века (на примере семьи аксаковых)»

  • 55 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ 19 ВЕКА

1.1. Традиция домашнего чтения в дворянских семьях ….….….….….6

1.2. Роль усадебных библиотек в развитии культуры

семейного чтения ….….….…14

ГЛАВА I I. ТРАДИЦИЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ В СЕМЬЕ АКСАКОВЫХ

2.1. Литературные вечера в семье Аксаковых ….22

2.2. Отражение явлений домашнего чтения в творчестве

С.Т. Аксакова ….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….….….42

ПРИЛОЖЕНИЕ….45

Введение

Весь мир в настоящее время озабочен проблемой формирования, развития и сохранения интереса к чтению. Она остро осознается, активно обсуждается. Только теоретических предпосылок книжной культуры, необходимой для изменения сложившейся ситуации, недостаточно. Вернуть интерес к книге, преобладающий над тягой к компьютерным играм, – задача важная, для ее решения нужен положительный опыт прошлых веков.

В России существовал уникальный период, когда домашнее чтение было лучшей школой воспитания и образования. Этот образец книжной культуры был представлен в дворянских семьях.

Одной из главных традиций в них являлось домашнее чтение. Воспитание подрастающего поколения, формирование их мировоззрения естественным образом происходило в дворянской семье в процессе досуга, обращения к книгам, в атмосфере литературных и музыкальных вечеров. Книга в дворянской семье не являлась только немым помощником в воспитании. Для более яркого и глубокого восприятия прочитанных книг домочадцы разыгрывали спектакли, музицировали, читали вслух. В дворянской семье общение с книгой носило активный характер, и интерес к ней сохранялся на протяжении всей жизни.

Аксаковы являются ярким примером такой русской дворянской семьи, которая берегла традиции национального быта и сословного уклада. По мнению В.А. Кошелева, феномен аксаковской семьи в высшей степени показателен для отечественной культуры. Как известно, дом Аксаковых в Москве был центром славянофильства. Сам Сергей Тимофеевич считал себя истинно русским человеком и берег в своем доме дух русской старины и патриархальный уклад.

«Дом Аксаковых, – вспоминает И.И. Панаев, – с утра до вечера был полон гостями. В столовой ежедневно накрывался длинный и широкий стол по крайней мере на 20 кувертов [Куверт (фр. couvert) – столовый прибор]. Хозяева были так просты в обращении со всеми посещавшими их, так бесцеремонны и радушны, что к ним нельзя было не привязаться. Я по крайней мере полюбил их всей душой» (31. 9).

Естественно, что в семье Аксаковых следовали традициям семейного чтения. Широко известны Аксаковские «субботы», на которые собирались знаменитые актеры, писатели, приятели писателя. На этих вечерах велись активные дискуссии, читались вслух новые произведения, шло их бурное обсуждение, собеседники делились впечатлениями и мыслями. Примечательно, что в этих вечерах наравне со взрослыми участвовали и дети С.Т.Аксакова, впитывая в себя дух истинной культуры.

Объектом исследования в нашей работе выступают явления домашнего чтения в культуре XIX века.

Предмет исследования – это феномен домашнего чтения в семье Аксаковых. Материалами исследования стали письма, воспоминания, художественные произведения С.Т. Аксакова.

Цель исследования: установить место и роль семейного чтения в культуре XIX века на примере аксаковской семьи.

Задачи исследования:

1. определить этапы формирования традиции домашнего чтения в дворянской семье;

2. рассмотреть причины его популярности;

3. найти и прокомментировать поучительные факты обращения к книге в семье Аксаковых;

4. рассмотреть произведения С.Т. Аксакова в контексте традиций семейного чтения.

Работа состоит из трех глав. В первой главе характеризуется семейное чтение в контексте культуры XIX века, рассматривается формирование традиции домашнего чтения в дворянских семьях, выявляются причины его популярности в жизни русских дворян, приводятся историко-культурные факты, подтверждающие широкое распространение в дворянской среде семейного чтения. Один из параграфов этой главы посвящен усадебным (дворянским) библиотекам, которые были важнейшим атрибутом культурных гнезд в России.

Вторая глава посвящена конкретному рассмотрению традиции домашнего чтения в семье Аксаковых. В этой части работы на материале воспоминаний и писем писателя даются комментарии к фактам из жизни писателя, в частности Аксаковским «субботам», на которые приходили театральные и литературные деятели-приятели С.Т. Аксакова и, конечно, собиралась все его большое семейство.

Мы приводим отрывки из воспоминаний детей писателя, посвященных литературным вечерам, на которых, например, Н.В. Гоголь читал свои произведения. В отдельном параграфе рассматривается мемуарная проза С.Т. Аксакова: «Детские годы Багрова-внука» и «Семейная хроника». Эти произведения комментируются в контексте традиций семейного чтения.

Также в работе представлены методические рекомендации, полезные для организации семейного чтения, разработано внеклассное мероприятие по теме исследования.

Его актуальность заключается в необходимости повышения интереса к чтению посредством обращения к опыту предшествующих поколений.

Практическая значимость исследования определяется возможностями использования ее материалов в школьной и вузовской практике преподавания русской литературы.

В своей работе мы обращались к психолого-педагогическим, культурологическим и историко-литературным трудам, в частности, к работе Н.Л. Голубевой, в которой обобщен материал о семейном чтении как форме общения между детьми и родителями, а также к книгам Ю.М. Лотмана: «Беседы о русской культуры», «Несколько мыслей о типологии культур» и другим исследованиям ученого, а также к воспоминаниям известных литераторов и театралов.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1.

Семейное чтение в контексте культуры ХIХ века

1.1. Традиция домашнего чтения в дворянских семьях

Чтению в быту русских дворян уделялось большое внимание. Идеалом для них служила крепкая, дружная семья, которая формировалась благодаря обращению к книге. В XIX веке не было другой возможности социализировать детей. Именно чтение помогало закладывать основы нравственности и духовности, которые были определяющими для человека того времени. Такой стиль воспитания был достаточно распространен в XIX веке.

Домашнее чтение пробуждало интерес к активной деятельности в помощь обществу, развивало воображение, способствовало повышению интеллектуального уровня. Со временем чтение журналов, книг, литературных газет, писем входило в привычку, начинала распространяться практика чтения вслух. Книги также продолжали читать про себя, наедине с собой. Но именно чтение вслух, по большей части вечернее, становилось особым родом дворянских занятий, главным досугом всей семьи.

Поскольку изучение дворянского уклада жизни имеет большое значение и для современной отечественной системы культурных ценностей, важно понять мотивы обращения русского дворянства к книгам. Усадебные библиотеки играли исключительную роль среди разнообразных интересов дворян. Не музицирование, живопись, театр или коллекционирование старинных вещей и редких растений, а именно библиотека становилась символом старинной культуры дворянского рода.

Дворянским детям предоставляли комфортные условия общения с книгами, которые формировали позитивное отношение к процессу чтения, а также способность к самостоятельному анализу и оценке значимых явлений и событий, происходящих в обществе и в мире.

Изучение отношения дворян к книгам, выяснение причин результативности воспитания книжной культуры в семье позволят решить и современные проблемы в области семейного чтения. Обращение к проблеме образовательных и культурно-исторических традиций дворянских семей является важным в связи с необходимостью полноценного восстановления, сохранения и развития отечественного культурного наследия для его передачи молодому поколению.

Изучать феномен усадебных библиотек и разнообразные формы общения с книгой, способствовавшие развитию книжной культуры в дворянской семье, необходимо по двум основным причинам. Если мы будем знать, на чем основывалась классическая книжная культура, то, во-первых, представим себе духовную базу, на которой строилось цивилизованное общество, во-вторых, поймем, как именно книга позволяла пользователям усадебных библиотек решать и духовные, и прагматические задачи. Этот опыт можно использовать и в современных семьях.

Наличие традиции чтения вслух можно рассматривать как уровень степени развития и благополучия в личностном и духовном отношениях. Из всех возможных форм времяпровождения дворян чтение в кругу семьи отличалось наибольшем воздействием на детей в воспитательном плане.

Обращение к воспоминаниям дворян показывает, что главный фактор пристрастности к постоянному семейному чтению в семьях содержался в формировании соответствующей привычки с детства. О семейном чтении, о совместных декламациях, о прочтении своих творений вслух имеются сведения в воспоминаниях многих русских дворян.

О семейном чтении в своих воспоминаниях сообщали С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, А.И. Куприн, И.А. Бунин. Дневники и воспоминания дают обильный материал для демонстрации того, какую роль играло чтение вслух в дореволюционную эпоху. Прежде всего, была широко распространена практика коллективного чтения, когда в кругу семьи или дружеской компании (или наедине с другом, возлюбленной) довольно большие по объему произведения читались вслух лицом, способным прочесть текст наиболее четко и выразительно, либо по очереди.

Вот несколько примеров. В.И. Панаев вспоминал, как в конце XVIII века, когда он был ребенком, «при наступлении долгих зимних вечеров сестра Татьяна учредила раза три в неделю чтение вслух. Матушка и все мы собирались в гостиную, садились вокруг стола: сестра читала – мы слушали» [33,213].

В.А. Инсарский, сын уездного чиновника, так вспоминал о жизни в Пензе в 1820-х гг.: «Если случались зимние <.> вечера, когда мы не ходили в гости и к нам не приходили гости, когда мы не давали балов <.> и когда не давалось таких балов ни у кого из наших знакомых – тогда вечера эти посвящались чтению». Бывало это и в тесном семейном кругу. Отец вечерами «усаживал всю семью» вокруг большого круглого стола, за которым обедали и пили чай, читал вслух и разъяснял непонятные места [21, 265].

П.П. Семенов-Тян-Шанский писал в своих мемуарах о жизни в помещичьей усадьбе в 1830-х гг.: «Собравшиеся к нам гости заслушивались отца, когда он читал громко приходившие к нам сочинения Пушкина, Жуковского, а также произведения тогдашнего драматического искусства» [39, 84].

И.М. Сеченов писал: «"Мертвые души" мне удалось слышать вскоре по их выходе в свет в чтении большого приятеля нашего дома курмышского судьи Павла Ильича Скоробогатого. Он славился умением читать и, очевидно, любил читать в обществе. По крайней мере, каждый раз, что он приезжал к нам, его упрашивали прочитать что-нибудь новое, и он охотно делал это, привозя иногда даже с собою литературные новости. Таким образом в один из его приездов и были прочитаны им "Мертвые души"» [40,11].

Зоолог и писатель Н.П. Вагнер, увлекавшийся в детстве (в середине 1840-х гг.) романами А. Дюма, П. Феваля, А. Вельтмана и др., вспоминал, что «впечатление, производимое этими романами, еще усиливалось от того, что они читались, как новинки, в семейном кругу, где общий интерес захватывал каждого и увеличивался общим настроением» [10, 34].

Русский поэт, критик М.А. Дмитриев рассказал про свою жизнь с женой в конце 1820-х гг.: «По вечерам, особенно зимою, оставаясь одни, читали мы вместе: по большей части она, а я слушал. Здесь, кроме удовольствия, производимого самим чтением, оно доставлялось еще и тем, что возбуждало мысль нашу и служило поводом иногда к самым интересным суждениям и разговорам между нами по случаю какой-нибудь мысли, какого-нибудь происшествия, встреченного в книге» [16, 82].

М.К. Морозова так вспоминает о чтении вслух: «После детских книг – «Истории маленькой девочки», «Хижины дяди Тома», «Робинзона Крузо» – я читала и без конца перечитывала «Багрова-внука» и «Семейную хронику» С.Т. Аксакова, потом Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Тараса Бульбу»… немного позже пришло увлечение Тургеневым, Гончаровым, Лермонтовым» [16, 93].

Прелесть таких вечеров ярко описал И. Бестужев-Лада: «… Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства – чаще, понятно, глава семьи, но это совсем необязательно, – читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное» [5, 40].

Широко было распространено и авторское чтение перед публикой своих произведений. В дневнике А.Я. Панаевой мы находим такую запись: «После вечера в одном светском салончике, где Писемский читал свой новый роман, Тургенев, явившись на другой день к Панаеву, в отчаянии говорил: «Нет, господа, я более ни за какие блага в мире нигде не буду присутствовать при чтении Писемского, кроме как в нашем кружке. Это из рук вон, до чего он неприличен! Я готов был сквозь землю провалиться от стыда. Вообразите, явился читать свой роман, страдая расстройством желудка, по обыкновению, рыгал поминутно, выскакивал из комнаты и, возвращаясь, оправлял свой туалет – при дамах! Наконец, к довершению всего, потребовал себе рюмку водки, каково? Судите, господа, мое положение! – плачевным голосом произнес Тургенев. – И какая бестактность, валяет себе главу за главой, все утомились, зевают, а он читает да читает. Хозяйку дома довел до мигрени. Боже мой, уродятся же на свете такие оболтусы! Мне, право, стыдно теперь показаться в этот дом. И какая у Писемского убийственная страсть всюду навязываться читать свои произведения? Нет!. Я теперь проучен, не покажусь нигде в обществе, если узнаю, что там находится Писемский». Что касается Писемского, то он остался очень доволен своим чтением и рассказывал, что произвел фурор» [34, 105].

Особую роль домашнее чтение играло в воспитании подрастающего поколения, и главное место здесь отводилось женщине-матери. «Женский мир был неотделим от детского, и женщина-читательница породила ребенка-читателя. Чтение книги вслух, а затем самостоятельная детская библиотека – таков путь, по которому пройдут будущие литераторы, воины и политики» [28,83].

Чтению уделялось большое внимание, и поэтому оно выполняло функцию развивающую и воспитывающую. Для дворян работа с книгой становилась серьезным занятием, страницы воспоминаний и личных дневников были наполнены переживаниями и раздумьями о прочитанном. Работа с книгой была ежедневным трудом, к которому подключались молодое поколение, их родители и учителя.

Войдя в жизнь, книга становилась обязательным спутником детства. У ребенка были очень интересные книги, – конечно, прежде всего романы: ведь дети читали то, что читали женщины. Женская библиотека, женский книжный шкаф формировали круг чтения и вкусы ребенка. Романы кружили голову: в них присутствовали героические рыцари, которые спасают красавиц, служат добродетелям и никогда не склоняются перед злом. Книжные впечатления очень легко соединялись со сказкой, которую ребенок слышал от няни. Роман и сказка не противоречили друг другу.

Для дворянских детей издавались журналы: «Детский отдых», «Семейные вечера» и «Детское чтение». Содержание этих журналов было чрезвычайно интересным и также обсуждалось в ходе совместного чтения.

В 1869 году в Петербурге начинает выпускаться журнал «Детское чтение» под редакцией А. Острогорского. Как считали критики, он был лучшим среди аналогичных детских изданий. Каждый номер состоял из рассказа или повести, очерка о природе, о жизни животных, в нем находились советы начинающим садоводам, размещались рецензии книг, давались советы воспитателям и родителям, содержались игры и загадки. А. Острогорский стремился дать максимум полезной информации для подрастающего поколения.

«Семейные вечера» – детский журнал с картинками, основанный в Санкт-Петербурге в 1864 году М.Ф. Ростовской и В.Н. Майковым. С 1865 года издательницей и редактором была одна М.Ф. Ростовская, с 1870 года в течение двадцати с лишним лет – С.С. Кашпирева.

Издание выходило ежемесячно двумя книжками для старшего и младшего возрастов. Позже к отделу для детей младшего возраста прибавился еще отдел для самых маленьких детей. Детский отдел состоял преимущественно из рассказов, повестей и сказок; в отделе для юношества повести и рассказы чередовались со статьями научного содержания. В 1891 году журнал перешел в собственность Э.А. Арнгольда, а с 1892 года – А.М. Вольфа и выходил под редакцией А. Германа, изменив свое название на «Литературные семейные вечера» и утратив свое первоначальное значение только детского журнала.

Годовое издание журнала включало в себя 24 книги, составленные по следующей программе:

– стихотворения, повести и рассказы как русских так и иностранных

писателей;

– биографии замечательных людей.

– очерки народных обычаев, предания разных стран, картины частной жизни

в разные эпохи;

– путешествия;

– статьи по части отечественной и всеобщей истории;

– статьи по естественным наукам;

– разборы замечательных сочинений;

– известия о замечательных открытиях, изобретениях и наблюдениях.

Все статьи были тщательно распределены таким образом, что первый отдел издания распадался на две половины, из которых первая составляла вполне пригодное чтение для детей от 8 до 14 лет, а вторая предназначалась для детей от 5 и до 8 лет. Другой же отдел заключал в себя по преимуществу статьи, приспособленные для семейного чтения, чтобы все члены семьи нашли в этом отделе тексты, которые были прочитаны бы с большим интересом и пользой.

Заключение

Современное общество нуждается в возрождении интереса к книжному чтению. Конечно, изменился его формат: появились аудиокниги, электронные тексты и т.п., но сама книга как достижение человеческой культуры не может уйти из обихода, в том числе и семейного. Домашнее чтение по-прежнему остается важнейшим фактором семейного воспитания и образования.

Феномен аксаковской семьи – яркий тому пример. Духовный настрой в доме С.Т. Аксакова во многом обеспечивался ритуалом семейного чтения, музыкальными и театральными вечерами, на которых присутствовали все домочадцы, а также гости, постоянные участники знаменитых аксаковских суббот.

Именно в доме автора «Семейной хроники» домашнее чтение превратилось в крепкую традицию, которой следовали ежедневно. Оно стало существенной, неотъемлемой частью жизни. Об этом свидетельствуют письма Аксаковых, мемуары, в которых содержится немало интересных и поучительных примеров.

На наш взгляд, традиция семейного чтения в XIX веке вполне может быть продолжена и в наше время, тем более что она укоренена в почве отечественной культуры, в системе ее ценностей. Ведь по-прежнему издаются детские и юношеские журналы, имеются их цифровые аналоги в Интернете.

Современная семья может воспользоваться опытом Аксаковых в организации домашнего чтения, домашней библиотеки, домашних праздников на литературной основе. Все это может помочь заложить основы нравственности и духовности, привить навыки культурной жизни, организовать интересный досуг семьи в целом и детей в частности.

Нельзя полагать, что семейное чтение – это элитарный и архаический атрибут жизни в дворянской усадьбе. Его можно и нужно возродить в современном обществе, в котором условий для раннего приобщения детей к мировой литературе и культуре еще больше.

В нашей выпускной работе достаточно подробно рассмотрена одна из традиции XIX века – семейное чтение. Оно занимало приоритетное место в жизни дворян, став своеобразным символом эпохи. Культ потребности в чтении стал лучшей отличительной чертой воспитания в семьях дворян. Для подрастающего поколения, воспитанного в усадьбе на любви к чтению, работа в собственной библиотеке с детства становилась серьезным трудом.

Страницы дневников многих известных людей были заполнены настойчивыми раздумьями о том, что и как читать. Именно в XIX веке чтение рассматривалось как важнейшая обязанность, при которой личность возвышалась до рефлексии, а процесс домашнего чтения становился средством понимания человеком самого себя.

Проанализировав в первой главе предпосылки и этапы формирования традиций семейного чтения, выявив роль усадебных библиотек в жизни дворян мы сделали следующие выводы:

1. Традиция заводить обширные библиотеки получила свое развитие в XIX веке. Книги собирались несколькими поколениями дворян, в результате чего тематика домашних книжных собраний становилась обширной и разнообразной. Работа с многочисленным составом домашнего фонда требовала специальных знаний обращения с книгами, способствовала формированию читательской культуры. Овладение книжной культурой дворяне воспринимали как необходимый умственный и духовный труд в жизни. Читательская культура дворян, находящаяся на высоком уровне, стала важнейшим компонентом светской культуры.

2. Мода на чтение качественной литературы способствовала разностороннему развитию дворян, их познавательных интересов, творческих способностей, воспитанию гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом, гордости за национальную культуру. В какой бы отдаленной усадьбе не находились дворяне, благодаря книгам они не чувствовали себя оторванными от мира.

3. В формировании читательских домашних традиций отмечена особая основательность. Установлено, что процесс формирования книжной культуры в дворянской семье был длительным и сложным. Комплекс домашних досуговых традиций, ориентированных на интерес к чтению, представлял оригинальную методическую систему воспитания книжной культуры. Она осуществлялась в единстве творческой и педагогической деятельности, направленной на воспитание гармонично развитой личности. В связи с этим эффективны были чтения вслух, театральные постановки, литературное лото.

4. Ежедневное обращение к книгам оживляло жизнь семьи и делало ее эмоционально насыщенной. Для детей, выраставших в обстановке духовного и интеллектуального единения, читающие родители становились образцом для подражания. Совокупность различных форм работы с книгой способствовала ненавязчивому воспитанию книжной культуры и возникновению ежедневной потребности в чтении.

5. Чтение вслух как одна из основных форм общения с книгой способствовала развитию способности к самоанализу и самопознанию, являлось особым тренингом чувств, так как появлялась возможность испытать сильные эмоциональные переживания. В процессе чтения вслух происходил диалог, на основе которого члены семьи обогащали себя духовно, укрепляли дружеские и семейные связи.

Во второй главе мы обратились к творчеству С.Т. Аксакова. В контексте данной работы его жизнь и творчество наглядно и емко демонстрирует роль семейных традиций в воспитании и формировании личности человека. В историю русской культуры вошло не только наследие Аксаковых, чрезвычайно разнообразное, но и сам мир семьи как совершенно уникальный, представляющий собою не просто синтез нравственно-эстетических дворянских традиций, но их особый духовный вариант.

В то же время семья Аксаковых – как показательный феномен позволяет говорить об уже сложившейся к 30-40-м годам XIX века культурной роли семейного сообщества. Дом Аксаковых являлся, безусловно, сердцем, средоточием духовного общения лучших умов России нескольких поколений. На фоне таких известных петербургских и московских кружков и салонов, как кружки А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н. Станкевича, салоны З.А. Волконской, А.П. Елагиной, Е.А. Карамзиной, и других, дом Аксаковых выделялся постоянством, широким спектром культурных интересов и традиций, особой теплотой.

В воспоминаниях С.Т. Аксакова, в его эпистолярном наследии, в художественный произведениях не раз упоминаются вечера семейного чтения, декламации произведений авторами, литературные вечера. Все это свидетельствует о том, что процесс чтения книг и декламирования был неотъемлемой частью досуга дворянской семьи. Чтение имело много форм и проявлений, и все они способствовали общению между старшими и младшими членами семьи, укреплению семейных связей, воспитанию, развитию чувств и мышления.

Во второй главе мы проанализировали в контексте семейного чтения повесть С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», тем более, что она оказалась очень ценным материалом, так как 12% (40 страниц) в ней посвящены именно чтению.

Аксаков уделяет самое существенное внимание вопросам чтения, потому столь часты в ней эпизоды с подробным описанием взволнованного состояния читающего ребенка. Формирование сложного внутреннего мира Сережи Багрова, без сомнения, происходило под влиянием прочитанных книг. Автор в повести указывает на разные способы общения с книгой, на богатство выбора книг для детского чтения, подчеркивает роль матери и семьи в воспитании юного читателя.

Таким образом, в XIX веке наряду с многочисленными семейными традициями особую роль играло семейное чтение. Любовь к чтению была показателем образованности дворян, а потребность в организации домашней библиотеки – критерием их интеллектуального развития.

Материалы проведенного исследования могут широко использоваться в школьной и вузовской практике преподавания литературы. Примером такого применения является разработанное внеклассное мероприятие, посвященное семейным традициям. Данная работа может послужить источником дальнейшего изучения традиции семейного чтения как в XIX веке, так и в настоящее время.

Список литературы

1. Абраменкова В.В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка. – М., 2005.

2. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Выпуск I. – М., 1908.

3. Аксаков С.Т. Собрание сочинений в 5 т. Под ред. С.И. Машинского.– М.: Правда, 1966.

4. Аксаковский сборник /Аксаковский фонд; Мемориальный дом-музей С.Т.Аксакова; Ред.-сост. Г.О.Иванова.– Уфа, 1998.

5. Аксаковский сборник /М-во культуры и нац. политики РБ. Нац. музей РБ. Аксаковский музей РБ. Аксаковский фонд; Отв. ред. Г.О.Иванова. Гл. ред. М.А.Чванов. – Уфа, 2005.

6. Алтухова Г. Кодекс этики //Библиотека. – 1997. – № 8.

7. Аусенко Е. Талант быть собеседником //Библиотека. – 1997. – № 12.

8. Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения: Учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2006.

9. Бестужев-Лада И. Окно в мир: размышления социолога о необходимости традиции семейного чтения вслух//Библиотекарь.-1986.-№3.

10. Вагнер Н. Как я сделался писателем? // Рус. школа.–1892.–№ 1.

11. Вл. Соловьев. Национальный вопрос в России. Собрание сочинений. – СПб., 1911 – 1914.

12. Гончаров И.А. Обрыв. Собрание сочинений в 8 т. Т.6. –М. 1980.

13. Григорьев А.А. Воспоминания. – М.-Л., 1930.

14. Гудков Г.Ф., Гудкова З.И. С.Т. Аксаков. Семья и окружение. Краеведческие очерки – Уфа : Башк. кн. изд-во, 1991.

15. Дмитренко С.Ф. Краткая летопись жизни и творчества С.Т. Аксакова // Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Аленький цветочек. / Сост., предисл., коммент., справ., метод. материалы С.Ф. Дмитренко. – М.: Олимп; ООО «Фирма» Издательство АСТ», 1998.

16. Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни.– М., 1998.

17. Иван Сергеевич Аксаков в его письмах. – М., 1888.

18. Иванова А. Еще раз о кодексе //Библиотека. – 1998. – № 9.

19. Иванова Л.В. Домашняя школа Самариных//Мир русской усадьбы: очерки. – М.: Наука, 1985.

20. Из писем к М.А. Максимовичу. (Письма С.Т. Аксакова) // Киевская старина. – 1883. – Т. 5.

21. Инсарский В.А. Половодье.– СПб., 1875.

22. Ключевский В.О. Курс русской истории. – СПб, 1904.

23. Кошелев, В.А. Аксаков Сергей Тимофеевич // Русские писатели.

1800 – 1917 : Биографический словарь. – М. : Сов. энцикл., 1989.

24. Левина Е.Н. К вопросу об отражении мотивов переписки с матерью в творчестве И.С. Тургенева // Спасский вестник. – 2004 – № 10.

25. Летопись жизни и творчества С.Т. Аксакова (1791-1859 гг.)/Сост. В.В. Борисова, Е.П. Никитина. – Уфа: Изд.во БГПУ, 2010.

26. Линкова И.Я. Семейное чтение – университет для родителей // Библиотека и досуг. – Л. 1990.

27. Лобанов М.П. Сергей Тимофеевич Аксаков. – М: Мол. гвардия, 1987.

28. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). – СПб.: Искусство, 1994.

29. Машинский, С.И. С.Т. Аксаков: Жизнь и творчество. – М. : Худож. лит.,1973.

30. Морозова М.К. Мои воспоминания (1873-1891)//Наше наследие. – 1991. – №6

31. Нагарова Н. Новый взгляд на старые проблемы //Библиотека. – 1997. – № 12.

32. Олейников А. Не ребенок, но еще и не взрослый //Библиотека. – 1999. – № 10.

33. Панаев В.И. Воспоминания // Вестник Европы.–1867. –Т. 3.

34. Панаева А. Воспоминания. 1824-1870./Испр.издание под ред. и с прим. К.Чуковского. – Ленинград. 1927

35. РГАЛИ ф. 10 оп. 3 ед. хр. 78

36. Самохина, Е. Человек дни откровения //Библиотека. – 1997. – № 6.

37. Семейное чтение// Школьные технологии. – 2002. – №3.

38. Семенова А. Удивись сам и удиви других //Библиотека. – 1998. – № 5

39. Семенов-Тян- Шанский П.П. Мемуары. – Петербург. 1917.

40. Сеченов И.М. Автобиографические записки. – М., 1945.

41. Сидорова М.В. Рыскино – мой рай земной. Тверское имение Дубельтов //Русская усадьба: сборник общества изучения русской усадьбы. – 2001–Вып.7.

42. Смирнов В.Д., Аксаковы, их жизнь и литературная деятельность. – СПб., 1895.

43. Соловьева Ю.И. Традиция семейного чтения, как фактор духовного развития ребенка. – М., 2005.

44. Сухотина-Толстая Т.Л. Дневник / предисл. Т.Н. Волковой. – М.: Современник, 1979.

45. Толстой Л.Н. Об искусстве и литературе. Т. 1. – М. 1958.

46. Федоренко В. Книгоношество на новый лад //Библиотека. – 1997. – № 2.

47. h**t://bibliotekar.r*/bes/148.htm

Примечания

Есть доклад

Есть презентация

Есть АННОТАЦИЯ

Покупка готовой работы
Тема: «Традиции семейного чтения в культуре xix века (на примере семьи аксаковых)»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 55
Цена: 2700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика