Дипломная работа

«Лексико-семантические особенности русской рок - поэзии»

  • 120 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА I. Выражение национального самосознания средствами рок-поэзии

1.1. Становление отечественной рок-поэзии (историко-литературоведческий комментарий)….….5

1.2. Русский рок как вертикаль русской культурной памяти…10

1.2.1. «Я» как средство самовыражения в русской рок–поэзии…11

1.2.2.Фразеологизация рок–текстов у А. Башлачева….12

1.3.Семантическое варьирование ключевых слов и образов в рок-поэзии….20

1.4.Интертекстуальность в русской рок-поэзии …22

Выводы по I главе….33

ГЛАВА II. Лексико-семантические особенности рок–поэзии Д. Ревякина…36

Выводы по II главе…61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….62

Список использованной литературы….68

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Разработка внеклассного мероприятия….75

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Тексты песен Д. Ревякина….83

ПРИЛОЖЕНИЕ 3….….118

Введение

Русская рок-поэзия возникла в конце шестидесятых годов ХХ века. До сих пор нет единого определения рок-поэзии, что объясняется неоднородностью самого явления. Эта неоднородность вызвана различными культурными влияниями (наследие русской литературы, англоязычная рок-поэзия, фольклор, восточная философия), по-разному проявившимися в творчестве каждого автора, территориальной разобщенностью нескольких течений рок-поэзии (Ленинград, Москва, Сибирь, Свердловск), резкими переменами в социальной жизни в конце ХХ века (перестройка, распад СССР), а также неповторимой индивидуальностью творчества каждого автора. На наш взгляд, отличительными чертами рок-поэзии является исполнение под рок-музыку, имеющую четкий ритм и предполагающую определенный состав инструментов в ансамбле, а также электроусиление звука; неразрывное сочетание текста, музыки и исполнения, интертекстуальность, а также трагическое или драматическое мироощущение автора. Вариативность бытования (концертное исполнение, студийных альбом, видеоклип, рок-спектакль) порождает вариативность текстов, что также может считаться одним из признаков.

Актуальность нашей работы очевидна: русская рок-поэзия – одна из составляющих современной русскоязычной литературы, а значит – современного русского языка. Русской рок-поэзией сегодня занимаются многие исследователи, было издано уже немало трудов, но ни одно исследование, сколько бы их не проводилось, не окажется в этой ситуации лишним.

Цель данной работы – исследование, анализ и попытка определения места рок-поэзии в языке. Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:

1. Изучение значения и места рок-поэзии в системе русской литературы и языка;

2. Выявление новых слов, встречающихся в текстах рок-поэтов (в частности – Дмитрия Ревякина («Калинов мост»), отметив наиболее яркие и характерные художественно-изобразительные средства, используемые поэтом;

3. Попытка соотнесения их с общей системой в составе современного русского литературного языка.

Объектом данного исследования является язык русской рок-поэзии (в частности – тексты песен Дмитрия Ревякина, стихи, его интервью, данные различным газетам и журналам, статьи, посвященные творчеству Ревякина и группы "Калинов Мост", записи выступлений разных годов, альбомы группы "Калинов Мост" "Вольница" (88-89гг), "Выворотень" (90г), "Узарень" (91г), "Дарза" (91г), "Ливень" (92г), "Пояс Ульчи" (94г), "Травень" (95г), "Оружие" (98г), а также сольные проекты Дмитрия Ревякина "Всякие разные песни" (88г), "Обломилась доска" (88г), "Охта" (88г), "Все поле в цветах" (96г), "Обряд" (97г).

Предмет исследования – тексты русских рок-поэтов.

Методы, используемые в работе, – метод лексикографического отбора, дефиниционный и сравнительно-сопоставительный (описание и сравнение словарных дефиниций), описательный, исследовательской работы, семантического анализа, статистический, сплошной выборки сопоставительный анализ 87 стихотворений Д. Ревякина разных периодов.

Материалом для исследования послужили тексты песен русских рок-поэтов рубежа ХХ-ХХIвв.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что окказиональная лексика ещё не исследовалась ранее в разрезе её употребления в рок-текстах.

Практическая значимость нашей работы состоит в том, что впервые со словообразовательной и лексической точек зрения описаны тексты такого представителя отечественной рок-музыки как Дмитрий Ревякин («Калинов Мост»). Всё это должно способствовать адекватному восприятию русской рок-поэзии. Мы полагаем, что наша работа может послужить полезным подспорьем более поздним исследователя нынешнего этапа в развитии русского языка на материале рок-текстов.

Структура работы обусловлена её целями и задачами: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (84 источников) и приложений.

Фрагмент работы

Глава I

Выражение национального самосознания средствами рок-поэзии

1.1. Становление отечественной рок-поэзии (историко-литературоведческий комментарий)

Исполнение стихов с музыкальным сопровождением – явление, имеющее давнюю традицию в русской литературе. Первые романсы появились в России во второй половине XVIIIв., народными песнями и романсам становятся произведения А.А. Григорьева, В.А. Жуковского, Н.А. Некрасова, Я.П. Полонского, А.С. Пушкина. Параллельно с профессиональной литературой сосуществовал жанр городского романса, создававшийся любителями. В жанре городского романса исполнял свои произведения А.Н. Вертинский, оригинальная исполнительская манера которого (декламационный стиль пения) оказала существенное влияние на развитие русского романса и песенного творчества поэтов, писавших свои стихи для исполнения под гитару». В ХХв. многие стихотворения становились песнями (стихи С.А. Есенина, М.А. Светлова, К.М. Симонова, М.И. Цветаевой). Также появилось понятие «поэт-песенник», т.е. поэт, чьи стихотворения изначально задумывались как песни и часто писались в тесном сотрудничестве с композитором (М.В. Исаковский, В.И. Лебедев-Кумач, Л.И. Ошанин, А.И. Фатьянов). Во второй половине ХХв. появляется авторская (бардовская) песня, стихи которой изначально были рассчитаны на исполнение под гитару.

Очевидно, однако, что особенности рок-поэзии продиктованы именно ее ориентированностью на англоязычную рок-музыку, которая представляет собой синтез афро-американских ритмов и европейской музыкальной и словесной традиции. Таким образом, русская рок-поэзия является результатом взаимодействия трех различных культур, что оказало влияние на многие ее поэтические особенности, и, благодаря тесной взаимосвязи текста и музыкальной основы, на метрико-ритмические особенности в частности. Это дает нам право говорить о системе стихосложения русской рок-поэзии как о неоригинальной - стык стиха и сверхстиховых признаков произведения, главным образом устойчивых ореолов, в том числе связанных с иноязычными культурами, культурным прошлым, вообще с иными культурными пластами и метрико-ритмической организации текста и способов его звуковой и зрительной реализации.

В эпоху своего возникновения и развития рок-культура сыграла роль и духовного стержня, прежде всего для молодых творческих людей. Именно они оказались чутки к дисгармонии во всех жизненных сферах: в области быта, социального устройства, в области идеологии и официальной культуры. Молодой возраст, в свою очередь, обеспечил рок-движению особую энергию и максимализм в выражении своего мнения. Особенности молодого возраста обусловили острую потребность в самоопределении в культурном и жизненном пространстве. Совокупность социальных (культурная и идеологическая ситуация в Советском Союзе 70-х годов) и антропологических причин (специфика молодежного мировосприятия) вместе с влиянием многочисленных литературных (направления романтизма, Серебряного века, современные художественные искания), мировоззренческих (например, субкультура хиппи), фольклорных (культура скоморошества, народная песенная культура) и других источников определили лицо русской рок-культуры.

По ряду причин (главные из них – логоцентричность многовековой русской культуры, богатая литературная, фольклорная, песенная традиции, «голод» по слову, связанный с особенностями эпохи «застоя») вербальная часть отечественных рок-произведений обозначилась как доминанта.

Рок-поэзия пережила годы своей востребованности в последнюю четверть ХХв. В ней запечатлены исторические реалии того времени, а также мироощущение рок-поколения, их надежды, жажда духовного саморазвития. В этом плане рок-поэзия интересна как источник культурологических, социологических и психологических открытий. Однако в поэзии таких авторов как А. Башлачев, Б. Гребенщиков, М. Науменко, Д. Ревякин, В. Цой, Ю. Шевчук, обнаруживается выход за исторические и злободневно-социальные рамки. Их сочинения могут быть соизмеримы с литературными произведениями, осмысляющими вечные вопросы индивидуального и общечеловеческого бытия. На современном этапе общественно-культурного развития наблюдается, с одной стороны, еще не совсем угасшее внимание общества к рок-культуре, с другой стороны, все возрастающий интерес к року научного сообщества – филологов (литературоведов, лингвистов), а также искусствоведов, культурологов, психологов, социологов, философов, этнологов, педагогов.

Причина научного интереса кроется, в том числе, в обозначившейся (по прошествии определенного времени) ценности явления рок-поэзии: ее этического, концептуального и эстетического потенциала. Нам думается, что изучение рок-поэзии как целостного явления своевременно именно сейчас, когда исследователь не находится настолько далеко от эпохи рок-культуры, чтобы идеализировать и мифологизировать ее, но имеет достаточную дистанцию, чтобы посмотреть отстраненно на эпоху существования рока и на его поэтическое наследие.

Некоторые исследователи заявляют о самодостаточности рок-поэзии еще в начале филологического постижения феномена рок-культуры. В первом («тверском») сборнике «Рок-поэзия: текст и контекст» преамбула «От редколлегии» содержит гипотезу о самостоятельности текста рок - произведения: «текст рок - композиции по аналогии с текстом фольклорным или драматическим может являться объектом самостоятельного изучения» [31]. В качестве доказательства самостоятельного статуса русской рок-поэзии выступают многочисленные сборники рок-поэзии, в том числе и антологии.

Рок-поэзия представляет собой важную, своеобразную часть современной культуры, является значимым звеном отечественного литературного процесса. Особенности рок-поэзии, её место в русской литературе и сущность её как явления культуры – проблемный вопрос для современной филологии. Исследователь Е.А. Козицкая даёт интересный и значимый для нас ответ на этот вопрос, опираясь на теорию литературной эволюции Ю. Тынянова и В. Шкловского: «В истории литературы существуют периоды, когда сложившиеся эстетические каноны теряют свой смысл, когда выясняется, что традиционные формы уже исчерпали свои возможности. В такие моменты литература, чтобы избежать полного паралича, должна выйти за пределы самой себя и там, вовне, почерпнуть новые жизненные силы: она должна вторгнуться в не-литературу, втянув в свою орбиту «жизненное сырье», задействовав «неэстетические» планы. Похожие причины вызвали и появление русской рок-поэзии» [31].

Опора на закономерности литературной эволюции позволяет Е.А. Козицкой сделать вывод (со ссылкой на Ю.М. Лотмана) о том, что в современном литературном процессе рок-поэзия занимает срединное положение между «вершинной письменной литературой» и фольклором, выполняя в определённой степени функцию массовой литературы [32]. Массовая литература, считает Козицкая, «выполняет роль резервуара, в котором обе группы текстов обмениваются культурными ценностями». В нынешней литературной ситуации функцию подобного резервуара «в какой-то мере <…> несут именно рок-тексты» [32]. Данное рассуждение, при всей его спорности, несет определенный конструктивный смысл и заслуживает тщательного рассмотрения.

Исходя из тезиса об однородности (или сходстве) явлений масскультуры и рок-поэзии, можно сделать вывод о присутствии в рок-текстах непременных структурных элементов «усреднённого сознания». При этом разумно утверждать, что основную долю в интересующей нас поэзии занимает, естественно, рок, или собственно поэтический компонент, а так называемая «концептуализация» находится на периферии актуальных для данной поэтики смыслов.

Тем не менее, влияние массового сознания на рок-поэзию весьма ощутимо, хоть и занимает в ней не главенствующую роль. Возможно, это даже пересечения подсознательного характера или же мало отрефлексированные авторами обращения к концептам, однако это не даёт нам права обойти факт данного пересечения стороной. Художественное творчество начинается с «появления возможности говорить», считал М.М. Бахтин: «Возможность говорить» всегда сопровождается «выбором языка», когда решающее значение приобретают «проблема тона», «проблема серьезности» [4].

Выводы по параграфу

1. Особенности рок-поэзии, её место в русской литературе и сущность её как явления культуры – проблемный вопрос для современной филологии.

2. Особенности рок-поэзии продиктованы именно ее ориентированностью на англоязычную рок-музыку, которая представляет собой синтез афро-американских ритмов и европейской музыкальной и словесной традиции.

3. Русская рок-поэзия является результатом взаимодействия трех различных культур, что оказало влияние на многие ее поэтические особенности, и, благодаря тесной взаимосвязи текста и музыкальной основы, на метрико-ритмические особенности в частности.

4. В известной степени, можно говорить о присутствии в рок-текстах непременных структурных элементов «усреднённого сознания».

Заключение

Отличительной особенностью русской рок-поэзии является ее система стихосложения, обусловленная тесной неразрывной связью текста и музыкальной основы. Так как формирование русской рок - поэзии происходило под большим влиянием англоязычной рок - поэзии и рок - культуры в целом, ее система стихосложения отчасти наследует черты англоязычной рок - поэзии: неупорядоченность междуударных интервалов при относительной упорядоченности количества ударных слогов, продиктованной связью текста с музыкальной основой песни. В свою очередь, эти особенности англоязычной рок - поэзии обусловлены влиянием блюза с его приемами «спетой речи» и «зова - ответа», позволявшими варьировать длину стихотворной строки. Выявление метрико-ритмических особенностей позволило нам говорить об особенностях русскоязычной рок - поэзии в целом в аспекте влияния на нее англоязычных образцов.

При освоении формы рок-н-ролла на русском языке увеличивается длина междуударных интервалов, количество ударных слогов обычно повторяется от строки к строке без изменений, что объясняется жанровой природой рок-н-ролла. Попытка применения равных междуударных интервалов в первом опыте по освоению рок-н-ролла привело к переносу некоторых ударений на безударные слоги. Позже перенос ударения на безударный слог (отрицательную частицу «не») используется автором как дополнительное средство выразительности.

Максимальное влияние на систему стихосложения рок - поэзии оказал прием «спетой речи». Формально он выражается в отказе от упорядочивания междуударных интервалов и неурегулированности количества ударных слогов в строке. Это приближает систему к тонической, что является необычным для русской песенной традиции, так как повторяющаяся мелодия обычно требовала повторяющегося ритма, а неупорядоченный тонический стих плохо согласуется с музыкой. Тем не менее, именно эта черта стала отличительной для рок-поэзии, так как использование подобного ритма придает песне исповедальный тон, дает автору возможность говорить со слушателем на живом, повседневном языке.

В ряде песен принцип «спетой речи», унаследованный от англоязычной рок - поэзии, проявляется в абсолютной реализации, то есть в тексте отсутствует какая-либо последовательность в расположении ударных и безударных слогов. Ритм становится непредсказуемым, но, тем не менее, он обусловлен музыкальной основой песни, временем звучания музыкальной фразы. Этот прием предоставляет автору возможность передавать живую речь героев, обращаться к слушателю на привычном для них языке, что позволяет использовать его в песнях с ярко выраженным медитативным началом, целиком основанных на сбивчивом внутреннем монологе. С этой же целью прием «спетой речи» используется и в песнях с урегулированным количеством ударных слогов в строке. Также неурегулированность ударных и безударных слогов проявляется в песнях большого объема с повествовательным началом. Но поскольку такой способ практически исключает возможность создания звукового курсива, поэт прибегает к упорядочиванию ударных слогов в строке для создания ритмической инерции.

Ритмическая инерция создается автором при помощи соблюдения одинакового количества ударных слогов в каждой строке или при помощи использования определенной последовательности строк с разным количеством ударных, образующих четкую схему. Отступления от заданного ритма в таких песнях заметны на слух, так как музыкальная основа песни подразумевает фиксированное количество сильных долей такта, то есть создают звуковой курсив, применение которого сходно в песнях обоих разделов.

Неизменное количество ударных слогов, то есть отсутствие звукового курсива, передает ощущение спокойствия. В некоторых из песен это передает состояние покоя и отсутствия событий, перемен как неестественного состояния.

В песнях с равным количеством ударных слогов в строке отсутствие отступлений от заданного количества ударных слогов является одним из средств создания стилизации.

При отсутствии отступлений от заданного количества ударных слогов в песнях с урегулированными неравносложными строками функцию звукового курсива может выполнять строфика: структуру рефрена, добавляя строку, образующую синтаксический параллелизм со второй строкой, притом, что остальные три строки припева повторяются без изменений, выражая главную мысль песни.

Основной ритм воспринимается автором как проявление нормы, и укороченные строки описывают нежелательные для героя ситуации, несовершенство окружающего мира, как это происходит в песнях.

Удлиненные строки являются применением приема «спетой речи» и используются автором для передачи внутренних монологов героя, его мрачных раздумий, также он применяется в песнях с большим объемом текста.

В песнях с неравносложными урегулированными строками выравнивание количества ударных слогов создает эффект ретардации, применяемый перед описанием драматических событий или для усиления комического эффекта. Это еще раз показывает, что звуковой курсив приобретает значение только в зависимости от контекста, в который он вписан.

Появление исповедального начала, и имитация живой речи заставляют автора обратиться к урегулированным неравносложным строкам.

В ходе работы над русскими рок-текстами мы сделали следующие выводы: 1. Особенности рок-поэзии, её место в русской литературе и сущность её как явления культуры – проблемный вопрос для современной филологии.

2. Особенности рок-поэзии продиктованы именно ее ориентированностью на англоязычную рок-музыку, которая представляет собой синтез афро-американских ритмов и европейской музыкальной и словесной традиции.

3. Русская рок-поэзия является результатом взаимодействия трех различных культур, что оказало влияние на многие ее поэтические особенности, и, благодаря тесной взаимосвязи текста и музыкальной основы, на метрико-ритмические особенности в частности.

4. В известной степени, можно говорить о присутствии в рок-текстах непременных структурных элементов «усреднённого сознания».

5. Главная особенность языка русской рок-поэзии – то, что этот язык описывает конкретные ситуации и взаимоотношения. Как язык субкультуры он не универсален определению, но оказывается вполне универсальным языком внутри субкультуры – способен адекватно обозначать всё необходимое.

6. Авторское "Я" в рок-поэзии реализуется с помощью местоимений по шести способам.

7. "Фразеологизация" рок-текстов А. Башлачева происходит не только за счет работы с уже имеющимися в языке идиомами. Можно предположить, что эстетическим идеалом, на который ориентируется речевой строй башлачевских песен, и является создание новых идиом.

8. Семантически варьируясь, ключевые слова рок-текстов выступают в качестве слов-образов, символов, воплощающих в себе смысл целого произведения или его части.

9. Обращение к образу А.С. Пушкина, к образам пушкинских героев, пушкинские цитаты у Бориса Гребенщикова и Майка Науменко демонстрируют, с одной стороны, принципиальную полемику с предшествующей культурной традицией и ее переосмысление с другой стороны, не менее принципиальна приверженность традиции, которая актуализируется в самом механизме цитирования - "подключение к авторскому тексту в том или ином масштабе смыслов текста-источника".

10. Рок подразумевает под собой отрицание рамок и границ. Рок-музыка - это не просто музыка, это борьба с самим собой, попытка осознать себя, понять мир. И, говоря о разрушение личности, хочется добавить то, что личность эта сформирована обществом, а оно часто ошибается. Может быть, стоит уничтожить свой собственный эгоизм и отказаться от обособления от окружающего мира ради вселенской любви?

11. В рок-поэзии Д. Ревякина явно прослеживается деление на периоды: налицо изменение образной структуры, усложнение лексики, "взросление" лирического героя.

12. Можно определить характерные для данного автора художественно-изобразительные средства: метафора, олицетворение, инверсия, использование неологизмов, диалектизмов - все они имеют ярко выраженную индивидуальность и придают стихотворениям Ревякина бесспорную узнаваемость.

13. Поэзия Ревякина - самобытна. Это проявилось в полной мере в третьем периоде творчества, в его обращении к прошлому, к древнему, общечеловеческому началу; в создании литературных неологизмов, в использовании диалектизмов, в двойственности его образной структуры, существующей одновременно и в прошлом, и в настоящем времени.

14. Рок-поэзия Ревякина самостоятельна, воспринимается независимо от его музыки, поэтому подвергается исследованию по законам литературоведческого анализа. Перед нами истинно-творческая натура и самобытная поэзия с особым художественным миром.

15. Суть творчества Д. Ревякина - это мир вечных чувств, которые не изменяются с течением времени, потому что существуют всегда. Поэтому автор часто соотносит прошлые, исторические времена с настоящим, с целью показать нам то, что раньше люди жили теми же чувствами: так же любили, так же боролись за свободу, за счастье, так же искали смысл жизни. Это не потеряло актуальность и сегодня, значит, чтобы разобраться с настоящим и предсказать будущее, надо обратиться к своему человеческому началу, к своим истинным чувствам, узнать себя.

16. В исследуемых нами текстах Ревякина обнаружено 141 лексическая единица авторского образования, из них: существительных - 85, глаголов - 31, наречий - 18 , прилагательных -7. Большинство слов (40) образовано Д. Ревякиным при помощи продуктивных и непродуктивных аффиксов: –арь, –ынь, –ень, –ерь, –ирь, –инь и т.п. Случаев скорнения - 11. Очевидно, это наиболее продуктивные способы образования новых слов, используемые Д. Ревякиным в процессе словотворчества. Фразеологических оборотов выявлено 24, все они также являются авторскими.

17. Дмитрий Ревякин - неуловимый, непредсказуемый и развивающийся поэт, привлекающий внимание своей неординарностью. И вполне возможно, что современная лингвистическая наука еще скажет свое слово о творчестве этого поэта.

Безусловно, русская рок-поэзия – неоднородное явление, и в творчестве других авторов могут наблюдаться черты иных систем стихосложения, обусловленные влиянием иных культурных традиций. Тем не менее, принадлежность любого автора к рок-традиции подразумевает наличие в его системе стихосложения тех или иных черт, так как в любом случае обращение к рок - традиции связано с обращением к западной рок-музыке.

В данной работе мы сделали очередной шаг по освоению понятия рок - поэзии, ее источников и особенностей. В дальнейшем установленные нами особенности могут быть использованы для определения принадлежности творчества того или иного автора-исполнителя к рок-традиции.

Список литературы

1. Алексеев И.С. «Рок-культура в публичном пространстве Санкт - Петербурга 1990-х годов»: автореферат дис. . канд. социол. наук. – СПб, 2003;

2. Альтернатива. «Опыт антологии рок – поэзии». – М.: Объединение «Всесоюзный молодежный книжный центр», 1991. – 238с.

3. Барт Р. «Смерть автора». Пер. С.Н.Зенкина // Барт Р. «Избранные работы: Семиотика. Поэтика». М.,1994. С.384-392.

4. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 5. – М., 1996.

5. Бережкова М.С. «Семантика поэтического текста и подтекст // Исследования по семантике. – Уфа: Изд. Башкирского гос. ун-та им. 40-летия Октября, 1984. – С. 141-145.

6. Васильева А.И. Российская рок-музыка 1970-х–1980-х как социокультурное явление: опыт культурологического анализа: автореферат дис. … канд. культурологии. – Челябинск, 1999;

7. Виролайнен М.Н. Культурный герой Нового времени // Легенды и мифы о

Пушкине. СПб., 1995. С.335.

8. Власова Г.Б. Рок-культура – феномен ХХ века: автореферат дис. … канд. философ. наук. – Ростов-на-Дону, 2001;

9. Волков К., "Злой пророк", "Hot Rock"h**t://w*w.yspu.yar/fghju.r*

10. Гнедовский М. Майк, или Секретная лаборатория российского рок-н-ролла//РОССИЯ/RUSSIA. М., 1998. Вып.1[9]: Семидесятые как предмет истории русской культуры. С.186.

11. Голубева Т.Л. О феномене рок-культуры // Духовные ценности современной молодежи. – М., 1988;

12. Гончарова Н. Б. Специфика социологизации подростков современного крупного города: вхождение в рок-культуру: автореферат дис. … канд. социол. наук. – Ростов-на-Дону, 2002;

13. Горбачёв О.А. Частотный указатель текстов песен группы «Кино» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 2000. - №3. – С. 54-83.

14. Гребенщиков Б. Песни. – Тверь, 1997. – 528 с.;

15. Даль В.И., "Толковый словарь живого великорусского языка", М., 1999г.

16. Дидуров А. Солдаты русского рока. - М., 1994. - С. 20-24, 41-45.

17. Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993. С.38.

18. Елисова М.О. Диапазон смыслового варьирования ключевых слов «дождь» и «ливень» в поэзии Б.Пастернака // Русский язык и литература. – 1998. - № 5-6. – С. 34-38.

19. Житинский А. Семь кругов беспокойного лада // Башлачев А. Посошок: Стихотворения. - Л; 1990

20. Жолковский А.К. О гении и злодействе, о бабе и о всероссийском масштабе. (Прогулки по Маяковскому) // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М.,1994. С.246-282.

21. «Золотое подполье»: полная иллюстрированная энциклопедия рок - самиздата. Нижний Новгород: Деком, 1994.

22. Ивлева Т.Г. Пушкин и Достоевский в творческом сознании Бориса Гребенщикова.

23. Иванова Т., "Калинов Мост" на берегах Невы", "Fuzz", июль-август, 1999г., стр. 24-25

24. Калугина Н. "Maxidrom"h**t://w*w.yspu.yard/dsrt.r*

25. Касьянова Е. В. Рок-культура в контексте современной культуры: дис. . канд. филос. наук. – СПб, 2003.

26. Квятковский Г.Ю. Рок-культура как объект социологического анализа. – Челябинск, 2003. – 145 с.

27. Климов О., "Калинов Мост", "Музыкальная газета", 1998г., стр. 11.

28. Кнабе Г.С. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. – 1990. – № 8.

29. Козицкая Е.А. Академическое литературоведение и проблемы исследования в русской рок - поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 3. Тверь, 1999. C. 21-26.

30. Козицкая Е.А. «Чужое слово» в поэтике русского рока// Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 1. Тверь, 1997. С. 49 – 56.

31. Козицкая Е.А. Цитата в структуре поэтического текста: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 1998. С.12.

32. Коныгина Н., "Пессимистичный оптимист Ревякин", "Пульс", №1, 1998г., стр. 12-13.

33. Кушнир А., "100 магнитоальбомов советского рока", – М., 1999г.

34. Логачева Т.Е. Русская рок-поэзия 1970-1990 гг. в социокультурном контексте: автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1997;

35. Лосев В.В. О “русскости” в творчестве Александра Башлачева // Русская литература ХХ века: образ, язык, мысль: Межвуз. сб. науч. трудов. – М.: МПУ, 1995. С. 103.

36. Майк: Право на рок. – Тверь, 1996. – 288 с.;

37. Малый атлас мира. – М., 1981г.

38. Марголис М., О Ревякине с любовью, "Неделя", 24 февраля 1997г.

39. Махов А.Е., Морозова И.А. "Играющий бес": К интерпретации понятия игры у Пушкина // А.С.Пушкин и мировая культура. – М., 1999. С.225.

40. Медриш Д.Н., "Литература и фольклорная традиция". – СПб, 1993., С. 186-207.

41. МЕЗЕНЦЕВА Ю.Ю. Ташкент, 2001 Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 2001. h**t://poetics.nm.r*/[1]

42. Мифологический словарь. – М., 1991. С.92.

43. Мякотин Е.В. Рок-музыка. Опыт структурно-антропологического подхода: автореф. дис. . канд. искусствоведения. – Саратов, 2006

44. Нагина И. Последний витязь - Дмитрий Ревякин. – Новосибирск, 2000.

45. Назарова И.Ю. Алисоманы и киноманы: опыт фольклорно-этнографического исследования // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. – Вып. 2. – С. 168-175.

46. NAUTILUS POMPILIUS. Введение в Наутилосоведение. – М., 1997. – 400 с.; Слово рока. – СПб., 1992. – 96 с.

47. Нежданова Н.К. «Крест» и «звезда» Виктора Цоя // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 2001. - №5. – С.142-151.

48. Нефёдов И. В. Влияние контекста на семантику неопределённого местоимения «кто-то» в поэзии В. Цоя // Тезисы докладов 10 студенческой научной конференции. Изд-во РГПУ, Ростов н/Д, 2000.-С. 67-68.

49. Нефёдов И. В. Отношения местоимений к системе частей речи // Тезисы докладов студенческой научной конференции. Изд-во РГПУ, Ростов н/Д, 2002.С.38-39.

50. Нефёдов И. В. Прономинальный способ отображения действительности в рок - поэзии // Наука и образование. Известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского государственного педагогического университета. Ростов н/Д, 2002, №3. - С.160-165.

51. Нефёдов И.В. Философская основа лингвистической категории определённости-неопределённости // Сборник тезисов докладов студенческой научной конференции. – Ростов н/Д, 2003. - С.5-6.

52. Нефёдов И.В. Неопределённые местоимения как одно из языковых средств выражения категории определённости-неопределённости в рок - поэзии // Наука и образование. Известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского государственного педагогического университета. – Ростов н/Д, 2003, №1. -С. 195-202.

53. Нефёдов И.В. Семантическая характеризация личных местоимений в рок - поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 7. Изд-во Тверского госуниверситета. – Тверь, 2003. — С.208-214.

54. Николаев А.И. Словесное и до-словесное в поэзии Александра Башлачева // Вопросы онтологической поэтики. – Иваново, 1998. С.203-208.

55. Палий О.В. «Рок-н-ролл» - славное язычество (источники интертекста в поэзии А. Башлачева) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 2 . – Тверь, 1998. С. 67-73.

56. Парамонов Б. Конец стиля. М-СПб.,1999.

57. Полупанов В., "Светлая печаль Димы Ревякина", "АиФ - Я молодой", №11, 1996г.

58 Полупанов В., "Есть в нас что-то такое, что не дает сгинуть", "Я молодой", 1997г., стр.5.

59. Пурин А. Метаморфозы гармонии //Заболоцкий Н. Столбцы: столбцы, стихотворения, поэмы. СПб,1993. С.29.

60. Пушкин А.С. Поэт и толпа //Пушкин А.С. Собр. соч.: В 3т. Т.1. Стихотворения; Сказки; Руслан и Людмила: Поэма. М.,1985. С.435

61. Радке Э. Русская рок-музыка и ее функция в культурном советском пространстве: магистерская работа. – Дрезден, 2001.

62. Русское поле экспериментов. М., 1994. С.233–234.

63. Сайт гр. "Калинов Мост" (w*w.kalinovmost.r*)

64. Свиридов С.В. Мистическая песнь человека (эсхатология А. Башлачева) // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 1. – Тверь, 1997. С. 94-107.

65. Свиридов С.В. Поэзия А. Башлачева: 1983-1984 гг. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 3. – Тверь, 1999.С. 162-172.

66. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. – М., 1997.

67. Словарь иностранных слов и выражений. – М., 1997г.

68. Смирнов И., "Время колокольчиков", М., 1994г., стр. 31-34.

69. Соседов С., "Калинов Мост" вооружился", "Трибуна", №21, 1998г.

70. Сурова О., "Русская душа - это когда очень красиво, очень духовно, но совсем непонятно", "Айда!", 1997г., стр. 36.

71 Тексты Е.Летова цит. по: h**t://grob.by.r*/

72. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. – М., 1991.

73. Троицкий А. Бард-рок // Рок-музыка в СССР. Опыт популярной энциклопедии. – М., 1990. с.52-53.

74. Урубышева Е.В. "Творчество А. Башлачева в циклизации «Русского альбома» БГ" // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 4. – Тверь, 2000. С. 207-215

75 Урюпин Д., "Норовистый сибиряк в центре зла", "Fuzz", сентябрь 1997г., стр.21-22.

76. Цветаева М. Стихотворения. Поэма. - М. 1991. - С.323.

77 Черняков А.Н., Цвигун Т.В. Поэзия Е. Летова на фоне традиций русского авангарда (аспект языкового взаимодействия) //Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып.2. – Тверь,1999. С.86-94.

78. Шидер М. Литературно-философская направленность русской рок - лирики // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 5. – Тверь, 2001. С. 202 – 205.

79. Шинкаренкова М.Б. Метафизическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии: автореф. дис. … канд. филол. наук (специальность 10.02.01 – русский язык). – Екатеринбург, 2005.

80. Шостак Г.В. Рок-поэзия как предмет изучения на уроках русской литературы //Традиционное и новаторское в преподавании литературы в школе и вузе. Материалы международной научно-практической конференции 20-21.11.2001. — Брест: Брест. гос. ун-т, 2002. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://shostak.iatp.by/doc/article/POESIA.htm.

81. Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт этнографического исследования системы. 1986-1989. – СПб., 1993.

82. Янушкевич М. А. Проблема изучения античных реминисценций в русской бард - рок - поэзии // Гуманитарий. – 2003. – N2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: h**t://w*w.blackalpinist.com/scherbakov/Praises/antic.html.

83. Яранцева И., "Музыкальный магазин" h**t:/doc/article/POESIA.htm.

84.h**t://w*w.yspu.yar.r*

Покупка готовой работы
Тема: «Лексико-семантические особенности русской рок - поэзии»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 120
Цена: 2100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика