Курсовая работа

«Технология изготовления узелкового батика»

  • 45 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1.Теоретческие основы освоения технологии узелкового батика 6

1.1 История возникновения узелкового батика 6

1.2 Виды узелкового батика 20

1.3 Методические рекомендации освоения технологии изготовления узелкового батика на кружковых занятиях по ДПИ в СОШ 22

Глава 2. Практические основы освоения технологии

узелкового батика 29

2.1 Материалы, инструменты оборудования для занятий по узелковому батику 29

2.2 Разработка плана – конспекта кружкового занятия на тему «Узелковый батик и его виды» 31

Заключение 36

Список использованной литературы 37

Приложения 38

Введение

Актуальность. В нынешнее время, зачастую, встречается много аналогов, банальности, как среди одежды так и в бытовых предметах интерьера.

Большинство людей не хочет быть на кого-то похожим, повторять чей-то стиль, вкус. Как говорится на вкус и цвет товарища нет. Поэтому каждый стремится быть уникальным даже в каких-то деталях, начинает искать необычное, оригинальное, чтобы дополнить свой образ, погружается в самовыражение.

Сейчас существует большое количество поучительной литературы, как сделать свой мир ярче, разнообразней. Так вот, узелковый батик, как и батик в целом относится как раз- таки к нечто необычному, бесценному.

Абсолютно каждый человек был бы рад такому подарку, как прекрасное панно, шелковый платок, предмет интерьера (шторы, скатерти) и т.д.

Ремесло ручной росписи ткани появилось практически одновременно с возникновением ткачества. Шло время, менялись технологии, появлялись новые материалы и оборудование. Процессы украшения тканей механизировались. Современный уровень развития ткацкого производства достиг небывалых высот. В наши дни мы имеем широчайший выбор тканей разнообразной фактуры и расцветки. Но, тем не менее…

Извечное стремление людей выглядеть неповторимо, оставаясь в рамках моды, подпитывает постоянный интерес к изделиям рукотворным. Ручная вязка, вышивка, изделия домашнего ткачества всегда притягательны. Не снижается интерес и к ручной росписи ткани. Переосмысленная и переработанная в соответствии с требованиями времени, эта техника заняла достойное место среди других видов декоративно – прикладного искусства.

Родиной батика принято считать Индонезию. Там одежду из расписных тканей носили только богатые люди, потому что процесс их изготовления довольно трудоемок, и, соответственно, они стоили не дешево.

Современный батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств – акварели, пастели, графики, витражи, мозаики.

Авторский батик, в отличие от набивной ткани, всегда неповторим. Вы видите движение руки художника, индивидуальность приемов работы: каждая линия, штрих, пятно выдают его характер, темперамент, вкус и пристрастия.

Батик открывает безграничные возможности для экспериментов и поисков. В последние десятилетия художники разных стран обратили особое внимание на традиционные способы крашения тканей. Они развили древние приемы, и текстильное ремесло вышло на новый виток своей истории, увлекая все большее число художников – и профессионалов, и любителей, и даже тех, кто до сих пор не подозревал в себе художественных способностей.

Объект: процесс совершенствования навыков учащихся на кружковых занятиях по ДПИ в СОШ, раскрытие технологии узелкового батика в полной мере.

Предмет: методические рекомендации по совершенствованию навыков учащихся на кружковых занятиях по ДПИ в СОШ.

Цель работы: проведение теоретического занятия с учащимися, с последующим небольшим практическим упражнением в технике узелкового батика.

Основные задачи:

- собрать текстовый и иллюстративный материал «Батик»,

- освоить основные приемы росписи ткани,

- разработать план- конспект урока в совершенствовании навыков в технике узелкового батика учащимися на кружковых занятиях по ДПИ в СОШ.

-провести занятие с учащимися на кружковых занятиях по ДПИ в СОШ.

Методы исследования:

- изучение методической литературы по исследуемой теме, программ и планов- конспектов уроков по данной тематике;

- исследование условий совершенствования навыков учащихся на кружковых занятиях по ДПИ в СОШ;

- наблюдение за ходом работы учащихся на кружковых занятиях по ДПИ в СОШ.

Практическая значимость курсовой работы заключается в совершенствовании знаний умений и навыков учащихся на кружковых занятиях по ДПИ в СОШ, развитие их творческого потенциала, воображения, мышления.

Фрагмент работы

Глава 1.ТЕОРЕТЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ УЗЕЛКОВОГО БАТИКА

1.1 История возникновения узелкового батика

Батик - древнее, удивительно многообразное искусство. Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира — индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика. Явайских узоров известно около десяти тысяч, и все они на редкость разнообразны.

Роспись ткани на индонезийских островах была неотъемлемой частью ритуала поклонения богам. До сих пор считается, что каждое полотно древних мастеров наделено волшебной силой, а каждый узор-символ имеет свое значение. Батик считался исключительно женским ремеслом.

Одним из основных символов индонезийской культуры, наиболее часто изображаемых в батике, является крис — древнейшее оружие яванцев. Крис всегда считался очень мощным сакральным объектом. Его части — клинок, рукоять — имеют особую символику. В зависимости от того, какая фигурка была вырезана на рукояти, каким был узор на клинке, кинжал приносил богатство, удачу, охранял владельца от неприятностей. [2]

Символика, которую нес в себе кинжал, должна была подходить владельцу, к его статусу, в противном случае кинжал приносил беды. Поэтому владелец выбирал кинжал очень тщательно, согласно традиции он должен был положить новый кинжал под подушку. Если после этого ему снились дурные сны, то кинжал нужно было менять. Между кинжалом и владельцем должна быть особая связь. Крис старались не вынимать без повода из ножен и не указывать ни на кого обнаженным острием. Во время исполнения ритуальных танцев с обнаженными кинжалами, исполнители должны были коснуться острием земли, чтобы снять негативное влияние.

Ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика. «Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик - воплощение мужского и женского аспектов мироздания». Крис и батик как единство всего сущего. Такая философско-символичная связь предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет древние корни. Мир и миф сплетаются, становясь единым целым. Подобные обряды просматриваются во многих культурах. Почти у каждого народа мужским символом власти, богатства, удачи, охоты являлся нож, назывался он у всех по-разному, а женский символ – платочек, плат, шаль, лента. И ни один обрядовый праздник, ритуальный танец не проходил без этих вещей. «Лезгинку» танцуют с ножами, «Калинку-малинку» с платочками. Опять же, вспомним, что все народные танцы танцуют по кругу, вот вам отражение представления о цикличности жизни (круг жизни). Каравай с солью преподносят на расшитой, расписанной ткани.

Символическое значение батика у индонезийцев проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов.

Индонезийский классический батик малоцветен. В гамме присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и самая яркая краска — индиго (синий). [3]

Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Резервом для создания узоров служила специально приготовленная рисовая паста, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани.

Классический горячий батик - очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько дней. Сначала ткань держали в воде 1-2 дня для размягчения, потом стирали, сушили. Затем кипятили в рисовом крахмале 15 минут. После повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным вальком.

Роспись делали с помощью изобретенного в 17 веке прибора "чантинга". Нагретый воск чантингом наносили на поверхность ткани, создавая узор. Ткань, с нанесенным рисунком, на несколько часов погружали в раствор красителя. Во время крашения ее осторожно переворачивали, стараясь, чтобы восковой слой не растрескался. Потом высушивали и снова наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. [1]

Последний цвет, как правило, черный или темно-коричневый. Так окрашивание куска ткани могло длиться от нескольких дней до недель. После окончания крашения ткань снова высушивали. На поверхности многократно натягиваемой и окрашиваемой ткани появлялись небольшие трещины - они создавали дополнительный узор.

Современные художники наносят такие трещины специально, придавая им различные вид и направление в соответствии с замыслом. Последняя операция - удаление с ткани воска. Для этого ее погружали в котел с горячей водой.

Настоящий художник по ткани это носитель культурных традиций своего народа. Занятие батиком требовало много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это вело к расцвету искусства батика.

Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи различных тканей. В основе всех этих приемов росписи, за исключением техники свободной градуированной росписи, лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор. Этот способ получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Китае, Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах.

Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батик, ранних образцов таких тканей не было обнаружено. Самые древние ткани с рсписью найдены в Египте, и датируются они V-м веком нашей эры. Среди иных находок образцов батика, имеющих столетия - японские ширмы периода Нара (646-794 г.г.). Считается, что они были расписаны или китайскими художниками, эмигрировшими в Японию, или на их родине. Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об окрашивании ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. до н.э. считается, что именно китайцы изобрели технологию производства шелка(хотя есть данные, что еще в I-м тысячелетии до н.э. его вполне могли производить в Индии). Но то, что батик применяли в Китае во времена династии Суй (710-794), известно абсолютно точно.

Так или иначе, но история батика, развитие техники батика прочно связаны с Китаем, ведь именно оттуда батик распространился по всему миру - вместе с шелком. Нежная, легкая и удобная материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Именно поэтому этот торговый путь и получил название Великого Шелкового пути. Есть свидетельства того, что к 1677 году торговля шелком из Индии распространилась на о.Ява и в Персию.

Во времена китайских династий Суй (581-618 гг.) и Тан (618-907 гг.) Япония находилась под большим влиянием Китая, поэтому вполне возможно, что именно тогда батик из Китая был экспортирован в Японию. Об этом свидетельствуют и ширмы, относящиеся к периоду Нара (646-794гг.)

В Японии в VIII веке батик был широко распространен. Всем известно, что Япония всегда славилась великолепно отделанными кимоно.

В те времена японцы много времени проводили сидя на татами со скрещенными ногами. Для удобства им необходима была одежда, которая бы не стесняла движений и в которой удобно было бы сидеть на татами.

Кроме того и в Японии и на всем остально Востоке не было принято демонстрировать свою фигуру. Так появились кимоно. Кроме удобства эта одежда позволяла обозначать свой социальный статус, что привело к бурному развитию декоративно-прикладного искусства, в частности техники батика.

Батик с примененнием воска в Японии часто сочетали с другими техниками окраски - например, с узелковой техникой. (На ткани определенным образом завязывают узелки, после чего опускают ткань в красильный раствор и, вытащив, развязывают узлы. В результате получаются узоры из концентрических кругов.)

В начале IX века Миязаки Юдзен создал стиль росписи ткани при котором используются трафареты, и крашение с защитным составом.Его работы имеют характерные детали - тщательно выполненный рисунок располагается в пределах четко выделенных участков.

Существует мнение, что одними из первых технику батика начали использовать мастера острова Ява. Очень быстро окрашивание ткани на острове из ремесла развилось в искусство, в котором достигли высот такие мастера как Йоджакарта, Соло, Индрамаю, Гарут и др., чьи имена сегодня носят центры батика о.Ява известные сегодня во всем мире.

Т.к. батик требует много времени, то изначально одежду с узорами носили лишь аристократы. Свое свободное время они посвящали росписи ткней. Постепенно к этой тонкой и очень трудоемкой работе стали подключать и слуг.

На острове Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, стиль чеплокан (с повторяющимися узорома) или кавунг (с круговыми элементами). На центральной Яве используют более темные краски, чем на северном берегу острова, где ткани расписывают в основном в коммерческих целях. Китайские и арабские купцы часто посещали о.Ява. В угоду вкусам заморских покупателей традиционные мотивы несколько изменились.Например, в ярких красках - розовой, желтой и синей, которыми искусно изображали птицы и цветы, четко прослеживается влияние Китая.

Запрет исламом на изображение людей и животных наложил свой отпечаток на мотивы батика о.Ява. Изображения на ткани стали более стилизованными, а среди красок начал преобладать священный для мусульман зеленый цвет. В то же время голландские купцы предпочитали европейские мотивы - их привлекали букеты, бабочки и птицы. Интерес к батику в Европе подхлестнула и книга по его истории, написанная генерал-губернатором о.Ява Томасом Раффлсом. В 1835 году в голландском городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за ней аналогичные предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме. Европейцы внесли ряд усовершенствований в технологию массового производства батика. Воск начали наносить с помощью печатных штампов, что значительно удешевляло производство и позволяло получать очень сложные узоры. Для тканей с раппопортным узором штампы подгонялись один к другому. Происходил активный обмен техникой батика - индонезийские специалисты обучали европейцев, и в свою очереди привозили и внедряли новые приемы и технологии у себя на родине.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны.

Батик использует художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, графики, витража,и др. Современные материалы для росписи значительно упрощают роспись тканей и позволяют расписывать детали одежды, предметы интерьера (шторы, постельное белье, ширмы, подушки и др. ), создавать панно на шелке даже начинающим художникам по ткани.

Батик Маргариты Чернышевой - это сочетание древних китайских и японских техник с использованием современных материалов. Свобоная техника росписи ткани позволяет как создавать высокохудожественные произведения искусства, так и расписывать одежду для повседневной жизни, расписывать шарфы, галсьуки, кашне и другие изделия из шелка, которые могут стать изумительным подарком другу, коллеге или любимому начальнику.

Батик Маргариты Чернышевой - это роспись шелка для ведущих музеев России, батик для подиума RFW, обширная коллекция подарков из шелка с росписью.

Обучение батику по авторскому курсу Маргариты Чернышевой позволяет создавать интересные произведения росписи ткани при любом уровне подготовки художника.

С глубокой древности для украшения ткани применялось окрашивание с использованием различных резервирующих средств, таких как разогретый воск или смола. Техника резервирования была известна во многих странах: в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, в африканских странах, но родиной батика традиционно считается остров Ява в Индонезии. Считают, что здесь батик начал развиваться в начале нашей эры. Традиционный яванский батик - это традиционные ткани, которые используются как повседневная и праздничная одежда большинством населения Индонезии — причем и мужчинами и женщинами, она считалась священной и употреблялась в качестве оберега.

Заключение

Батик- это прекрасная возможность самовыражения, демонстрации индивидуальности, личностных предпочтений, уникального вкуса.

Если создать вещь своими руками с собственным рисунком узором, то можно со стопроцентной уверенностью сказать, что такого уж точно не будет ни у кого.

Батик открывает безграничные возможности для экспериментов и поисков. В последние десятилетия художники разных стран обратили особое внимание на традиционные способы крашения тканей. Они развили древние приемы, и текстильное ремесло вышло на новый виток своей истории, увлекая все большее число художников – и профессионалов, и любителей, и даже тех, кто до сих пор не подозревал в себе художественных способностей.

Список литературы

1. Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани. - Л., «Академия», 1931,206с.

2. Блиничева И.Б., Мельников Б.Н. Искусство отделки тканей - в твоих руках."Легпромбытиздат", 1985, 96 с.

3. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. Учеб. пособие для студентов вузов. Магнитогорск: АРС-Экспресс,1996.-206 с.

4. Гильман Р.А. Шитье и рукоделие. Энциклопедия.- М.: Просвещение, 1994.

5. Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.- М.: Просвещение, 2007.

6. Давыдов С. Батик: техника, приемы.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.

7. Дворкина И. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. – М.: ОАО «Радуга». – 2000. –160с.

8. Искусство батика. Энциклопедия художника. – М.: «Внешсигма». – 2000. - 110с.

9. Новикова О. В. Шарфы, платки, косынки, шали. – М.: «Вече». – 2001 – 175с

10. Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. М.: Профиздат, 2000.- 93 с.

11. Скребцова Т.О., Дальниченко Л.А. Шелковые картины в технике холодного батика. Ростов на Дону.: Феникс, 2007.

12. Танкус О. В., Гороховская Л. М- и др. Технология росписи тканей. М., 1969.

13. Темерин С.М. Роспись по ткани. Пособие для художников и мастеров. «КОИЗ»,1952,66с.

14. Художественная роспись тканей. Давыдова Ю. Роспись по шёлку.

Примечания

Есть приложения.

Покупка готовой работы
Тема: «Технология изготовления узелкового батика»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 45
Цена: 1600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика