Дипломная работа

«Психолого-педагогические условия развития креативности у школьников»

  • 66 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ

МОТИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ….6

1.1.Возрастные и психологические особенности развития мышления

в подростковом возрасте….6

1.2.Особенности творческого мышления подростков….10

1.3.Влияние мотивации учебной деятельности на уровень

креативности мышления…18

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МОТИВАЦИИ

НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ…28

2.1. Содержание, методы и программа исследования особенностей

креативности мышления и мотивации учебной деятельности….28

2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования креативности

мышления и учебной мотивации у подростков….33

2.3. Программа по проверке влияния мотивационного тренинга на

изменения креативности мышления у подростков и результаты тренинга….38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….56

ГЛОССАРИЙ…60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…62

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ….65

ПРИЛОЖЕНИЯ…66

Введение

В настоящее время цель процесса обучения в школе заключается не столько в сообщении учащимся некоторого объема знаний, сколько в развитии мышления с высоким уровнем креативности. Это обусловлено тем, что в информационном обществе знания меняются за 5-7 лет, поэтому важно не столько получить определенный объем знаний, сколько уметь их творчески переработать, осмыслить информацию. Также важно «научиться учиться», так как в современном обществе процесс обучения приобретает долговременный характер, распространяясь во времени на весь период жизни. Уметь учиться, значит, иметь мотивацию, ориентированную на познание и саморазвитие. Именно такая мотивация и способствует развитию высокого уровня креативного мышления.

Таким образом, можно сделать вывод, что перед педагогикой и школьной психологией стоит задача исследования специфики уровня креативности мышления школьников-подростков. Взаимосвязь уровня креативности мышления и учебной мотивации отмечалась в исследования российских авторов П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Л.В. Занкова, Н.В. Коротиной Своеобразие и динамика мотивов на разных возрастных этапах во многом определяют характер проявления и уровень креативности мышления. Результаты исследования в период преддипломной практики подтвердили гипотезу о том, что уровень креативности мышления взаимосвязан с доминированием познавательного мотива и мотива саморазвития. Высокий уровень креативности мышления у подростков с мотивацией достижения, а очень высокий с мотивациями познания и саморазвития. Поэтому целенаправленная стимуляция познавательного и мотива саморазвития посредством тренингового воздействия позволят повысить уровень креативности мышления у подростков.

Вопрос возможности повышения уровня креативности мышления посредством целенаправленного воздействия на мотивацию учебной деятельности изучены недостаточно, что и определяет актуальность выпускной квалификационной работы.

Цель выпускной квалификационной работы - теоретическое и экспериментальное изучение возможностей целенаправленного формирования творческого мышления подростков посредством преобразования их мотивационной сферы для выявления педагогическо-психологических условий развития креативности.

Объект исследования - процесс формирования творческого мышления у подростков.

Предмет исследования - влияние мотивационного тренинга на повышение уровня креативности мышления у подростков.

Гипотеза исследования. Применение тренинга, направленного на активизацию познавательного мотива и мотива саморазвития у подростков повышает уровень креативности мышления.

Задачи:

 рассмотреть возрастные психологические особенности развития мышления у подростков;

 рассмотреть особенности творческого мышления подростков;

 проанализировать мотивацию учебной деятельности у подростков, особенности ее формирования и ее на развитие креативности мышления у подростков;

 провести экспериментальное исследование особенностей креативности мышления и мотивации учебной деятельности в выборке подростков;

 провести в экспериментальной группе тренинг, стимулирующий познавательный мотив и мотив саморазвития;

 провести анализ результатов применения тренинга для повышения уровня креативности мышления у подростков.

Методологическая основа дипломного исследования:

1.Деятельностный и личностный подходы (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.А. Сосновский и др.);

2.Теория формирования мотивации в процессе учебной деятельности (Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, и др.);

3.Теория мотивационной регуляции мышления (A.M. Матюшкин, O.K. Тихомиров, Э.Д. Телегина и др.);

4. Исследования развития мышления и мотивации в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, и др.).

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

2. Психодиагностические методы;

3. Методы математической обработки данных (Т-критерий Вилконсона).

Методики. Были использованы следующие методики:

 Опросник на определение уровня креативности мышления Джозефа С. Рензулли и Робертом К. Хартмана;

 Методика диагностики личной креативности Е.Е. Туник.

 Методика диагностики учебной мотивации подростка М.В. Матюхиной;

 Знаковый критерий Вилконсона.

Достоверность результатов исследования обуславливается адекватностью исходных методологических, учетом современных разработок в области педагогической и возрастной психологии, использованием двух методов оценки креативности мышления, статистической значимостью полученных результатов, выявленной с помощью методов их математической обработки.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы школьными психологами для целенаправленного повышения уровня креативности мышления у школьников посредством применения, предложенного в работе мотивационного тренинга.

Фрагмент работы

Для закрепления активизированных мотивов учебной деятельности были применены тренинговые занятия, - «Отношение к ошибкам», «Против апатии», «Как достичь цели», «Актуализация своих целей», направленные на анализ собственных ошибок, преодоление лени и апатии в учебной деятельности, обучение целеполаганию в учебной деятельности.

На третьем этапе также было проведено занятие-семинар по самооценке собственной учебной мотивации и своего уровня креативности мышления.

Использование данного тренинга должно, на наш взгляд, повысить долю подростков с доминирующими мотивами саморазвития и познавательным, а также повысить их бальное значение в целом у подростков, что повысит уровень креативности мышления.

Заключение

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, что проведение тренинга, направленного на активизацию познавательного мотива и мотива саморазвития у подростков повышает уровень креативности мышления. В качестве предмета определен процесс влияния тренинга мотивации учебной деятельности на повышение уровня креативности мышления у подростков.

Методологическая основой выступили деятельностный и личностный подходы, теория формирования мотивации в процессе учебной деятельности, теория мотивационной регуляции мышления, исследования развития мышления и мотивации в подростковом возрасте.

Были применены методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы, психодиагностические методы, методы математической обработки данных (Т-критерий Вилконсона).

Теоретический анализ показал, что в подростковом возрасте креативное мышление получает толчок в развитии, входит в систему внутрипсихических связей учебно-познавательной деятельности, закрепляется под контролем личности. Поэтому подростковый возраст является одним из важных этапов для целенаправленного формирования высокого уровня креативности мышления. Для этого надо повышать значимость мотивов наиболее эффективно формирующих креативное мышление. Формирование мотивации в обучении должен иметь «развернутый» характер, который раскрывается многообразием знаний о себе, для того чтобы подросток мог ь оценить, проконтролировать и организовать собственную деятельность. Необходимо также учитывать возможности, склонности. И только в этом случае у подростка появится стремление к саморазвитию.

Познавательная мотивация появляется в условиях таких интеллектуальных задач, в процессе решения которых возникает проблемная ситуация, требующая от субъекта «открытия» нового знания или способа действия, обеспечивающего решение поставленной задачи. На формирование умственных способностей в большей степени влияет внутренняя познавательная мотивация, а также мотивация саморазвития и обучения.

Выборка составила 82 учащихся школы… Были отобраны подростки 8 класса в связи с тем, что в возрасте 14 лет уровень креативности мышления достигает своего пика, после чего в 9-10 классах происходит некоторый спад, повышение уровня креативности мышления наблюдается уже в 11 классе перед выпуском из школы, что обусловлено, на наш взгляд, целевой мотивацией на сдачу ЕГЭ и поступление в ВУЗ.

Были проведены констатирующий и формирующий эксперименты.

Доминирующая часть выборки подростков (62%) характеризуются средним уровнем креативности мышления, по методике Е.Е. Туник количество подростков со средним уровнем креативности мышления несколько выше-66%. В целом результаты по обеим методикам практически одинаковы.

Анализ соответствия результатов по обеим методикам показал, что практически все значения уровней креативности совпадают по качественным уровням. Доминирующая доля подростков в учебной деятельности мотивируются мотивом поощрения наказания, то есть учатся из страха наказания или стремления получить поощрение. Анализ соотношения распределения уровней креативности в зависимости от мотива учебной деятельности показал, что с ростом уровня креативности мышления количество подростков с мотивацией на саморазвитие и познавательным мотивом увеличивается.

Формирующий эксперимент включал три этапа. На первом выборка была разделена на две группы экспериментальную и контрольную по критерию примерно одинакового распределения по группам подгрупп с разными уровнями креативности мышления. На втором этапе с экспериментальной группой в течение 2,5 месяцев проводился мотивационный тренинг на развитие познавательного мотива и мотива саморазвития. На третьем этапе было проведено исследование динамики показателей креативности мышления и мотива саморазвития и познавательного мотива в контрольной и экспериментальной группах на основе тех же методик, что и в рамках констатирующего эксперимента.

Был применен тренинг, разработанный автором на основе мотивационного тренинга, разработанного в кандидатской диссертации Коротиной Н.В. Было выбрано 15 занятий из 30, предлагаемых Н.В. Коротиной, которые наиболее эффективно, на наш взгляд, стимулируют мотивы саморазвития и познавательный.

Изменения уровня креативности по обеим методикам в контрольной группе являются случайными и несущественными. Значимых существенных изменений в уровне креативности мышления за исследуемый временной период в данной группе подростков не произошло.

В контрольной группе повысилась доля подростков с коммуникативным мотивом учебной деятельности. Структура мотивации изменилась неблагоприятно для учебной деятельности. Это отражает характерную тенденцию, на наш взгляд, для 8-9 классов снижения успеваемости, подъем его уровня обычно происходи в 10-11 классах с повышением значимости мотивов долженствования и достижения.

Структура мотивация в учебной деятельности после проведения мотивационного тренинга в экспериментальной стала более благоприятной не только для роста креативности мышления, но и для повышения результатов учебной деятельности в целом. Однако, надо учитывать, что измерения проводились сразу после окончания тренинга и через определенный промежуток времени структура доминирующих мотивов в группе может измениться в худшую сторону, что свидетельствует о необходимости регулярного проведения мотивационных тренингов. Аналогичную роль, на наш взгляд, по формированию мотивов саморазвития и познавательного могут сыграть различные факультативы, кружки по интересам и др. Развитие мотивов саморазвития и познавательного не возможно при ограничении учебной деятельности подростка рамками стандартной учебной программы. Проводить мотивационный тренинг и различные внеклассные занятия, стимулирующие повышение мотивации интереса к учебе, познанию и саморазвитию, на наш взгляд, наиболее важно у подростков 13-14 лет, когда уровень общей мотивации к учебной деятельности несколько падает.

Изменения в экспериментальной группе по обеим методикам оценки креативности являются существенными. Анализ методом расчета Т-критерия Вилконсона показал, что произошедшие изменения в контрольной группе по методике Джозефа С. Рензулли и Роберту К. Хартмана значимы, но находятся на границе значимости, а в экспериментальной группе результат находится не только в зоне значимости, но и можно говорить о статистической существенности изменений уровня креативности мышления в экспериментальной группе, где проводился мотивационный тренинг.

По методике Е. Туник Т-критерий показал незначимость изменений в контрольной группе и высокую статистическую значимость в экспериментальной группе.

Таким образом, выдвинутая гипотеза полностью доказана в ходе эмпирического исследования.

Практическая значимость обуславливается тем, что результаты исследования могут быть использованы школьными психологами для целенаправленного повышения уровня креативности мышления у школьников посредством применения, предложенного в работе мотивационного тренинга.

Список литературы

1 Альтшуллер Т.С. Творчество как точная наука. – СПб.: Летний сад. 2009.

2 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Издательство «Питер», 2010

3 Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Просвещение, 1988.

4 Коротина М.В. Особенности творческого мышления подростков при различной мотивации: Дис.канд. психол. наук – М.: 2005.

5 Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер. 2006.

6 Матюхина М.В. Диагностика структуры учебной мотивации – СПб.: Питер. 2004

7 Матюшкин A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей. - В кн.: Психологические исследования деятельности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

8 Нестерова Наталья Васильевна. Формирование творческого мышления учащихся в локальной системе непрерывного профессионального гуманитарного образования : Дис. . канд. пед. Наук - Краснодар.: 2002

9 Пиаже Ж. Природа интеллекта // Избранные психологические произведения. - М.: Междунар. Пед.академия, 1994

10 Пчелинцева Ирина Геннадьевна. Способы взаимодействия интеллектуальных и практических умений в процессе развития творческого мышления учащихся : Дис. . канд. пед. наук – Тобольск.: 2000

11 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009

12 Фельдштейн Д.И. Психология развивающей личности - М.: Кнорус. 2007

13 Чернецкая Н.И. Исследование согласованности отдельных видов мышления с творческим мышлением//Дискуссия теоретиков и практиков. 2010 . №3. – С.73-76

14 Чернецкая Н.И. Контроль эффективности развивающей программы для творческого мышления школьников посредством корреляционного метода//Психология обучения. 2011. 39. С. 20-29

15 Чернецкая Н.И. Принципы развития творческого мышления школьников на основе его интегральной концепции//Известия саратовского университета. Серия: Педагогика. Философия. Психология. 2012. Т. 12. №1. С.76-79

16 Чернецкая Н.И. Творческое мышление в системе понятий современной психологии//Гуманизация образования. 2009. № 1. – С.115-120

17 Чернецкая Н.И. Творческое мышление как высшая форма мышления//Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. 2009. №2. С.225-230

18 Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации. 2012.

19 Якобсон П.М. Психологическая проблема мотивации поведения человека. — М.: Дашков и К. 2009

Примечания

есть глоссарий 25 понятий, речь защиты, раздаточный

Покупка готовой работы
Тема: «Психолого-педагогические условия развития креативности у школьников»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 66
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика