Дипломная работа

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

  • 68 страниц
  • 27 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ 8

1.1. Развитие способностей у детей как психолого-педагогическая проблема 8

1.2. Классификация современных музыкально-педагогических приемов учителя музыки 18

Выводы по первой главе 29

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ 31

2.1. Исследование исходного уровня развития способностей детей в учебной музыкальной деятельности 31

2.2. Педагогические условия развития способностей детей средствами современных музыкально-педагогических приемов 39

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 47

Выводы по второй главе 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Введение (выдержка)

Актуальность исследования. Современная ситуация в образовании представляет значительную свободу в использовании новых подходов, разработке педагогических технологий, способствующих развитию у учащихся личностного роста и развития. Введение новых ФГОС существенным образом меняет требования к результатам образования. Достичь этих результатов можно только при использовании современных педагогических методов и приемов обучения. Эффективность использования подобных технологий в образовательном процессе подтверждена исследовательскими работами ряда авторов (В.И. Андреева, В.П. Беспалько, В.И. Боголюбова, М.В. Кларина, В.Ю. Питюкова, Я.А. Савельева, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина, и др.).

К сожалению, сегодня большинство учителей музыки в основном продолжает работать традиционно. В то же время педагогикой и частными методиками наработано немало новых музыкально-педагогических приемов, учитывающих те изменения, которые произошли в последнее время в образовании, науке, обществе. Использование данных инноваций может способствовать постановке музыкального образования детей на более высоком уровне, в том числе в начальной школе, способствуя раскрытию творческого потенциала обучающихся, развитию их способностей. В этом состоит актуальность темы нашего исследования.

Степень научной разработанности. Изучение научной литературы по разрабатываемой тематике позволяет сделать вывод о том, что проблеме применения современных методов и приемов для развития способностей у детей младшего школьного возраста уделяется достаточно большое внимание.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Т.Д. Марцинковской и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории человеческих способностей, в особенности детей младшего школьного возраста, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов развития способностей на уроках музыки с использованием современных методов обучения.

Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы классификации современных методов преподавания музыки (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер и др.).

Среди авторов, в чьих трудах затрагивались вопросы развития способностей у младших школьников как психолого-педагогической проблемы можно назвать Д.Б. Богоявленская, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна и других.

Значительное место в контексте нашего исследования занимают работы ученых, отражающие роль современных методов обучения в сегодняшней системе образования. Над этими проблемами работали следующие авторы: А.Р. Зайнагов, Н.Г. Куприна, Т.Ф. Коренева, Д.К. Кирнарская и другие.

Однако, ввиду кардинальных изменений в процессе образования, связанного, в том числе, и со стремительным развитием технологий от современного учителя требуется высокая степень ответственности, т.к. перед ним ставится задача научить молодое поколение встраиваться в постоянные изменения в обществе, выработать умение перекладывать приобретенные теоретические знания на практическую платформу. Решение этих задач видится в повышении степени активности обучающихся в учебном процессе, которое возможно только при условии расширения спектра применения образовательных ресурсов учителем. А значит необходимо осуществлять поиск новых музыкально-педагогических приемов, основанных на современных методах обучения, отвечающих интересам и запросам современных детей, увлекающих их музыкой и, тем самым приобщающих их к лучшим музыкальным образцам, открывающих для них возможности познания музыкального искусства во всем его многообразии.

Изучение научной литературы и сегодняшней школьной практики показало, что, с одной стороны этому вопросу уделено немного внимания, с другой - до сих пор не дан ответ на вопрос о том, какие современные педагогические приемы можно эффективно использовать на уроках музыки.

Выявленное противоречие между необходимостью широкого использования современных педагогических методов и приемов на уроках музыки, направленных на развитие способностей детей при их обучении в начальной школе и крайне недостаточной ее изученностью. Это позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в установлении того, какие из современных музыкально-педагогических приемов будут более эффективными для развития способностей младших школьников.

Цель исследования – теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия развития способностей детей младшего школьного возраста средствами современных музыкально-педагогических приемов.

Объект исследования: процесс развития способностей младших школьников в учебной музыкальной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия развития способностей детей посредством современных музыкально-педагогических приемов.

В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что процесс формирования способностей младших школьников будет эффективным, если:

– обеспечить эмоциональный комфорт для школьников с целью раскрепощения и самовыражения себя через движения тела;

– использовать современные музыкально-компьютерных технологии на уроке музыки;

– изучать на уроках музыки не только лучшие образцы классической музыки, но и современный песенный репертуар для повышения интереса к музыкальным занятиям.

Задачи исследования:

1. Раскрыть психолого-педагогические проблемы развития способностей у детей младшего школьного возраста.

2. Охарактеризовать современные музыкально-педагогические приемы учителя музыки.

3. Исследовать исходный уровень развития способностей детей в учебной музыкальной деятельности

4. Разработать педагогические условия развития способностей у детей младшего школьного возраста в процессе музыкальной деятельности с опорой на современные методы и приемы.

5. Провести педагогический эксперимент и представить его результаты.

Методологической основой исследования послужили

– работы античных философов (Аристотель, Пифагор, Платон);

– исследования музыкальных философов и ученых (Г. Гегель, И. Гёте, Д. Дидро, Г. Лессинг, Ф. Шеллинг, Ф. Шиллер);

– исследования зарубежных психологов (Д. Гилфорда, П. Торренса, А. Маслоу);

– работы отечественных ученых (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер)

– авторы научных трудов по музыке (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы развития способностей младших школьников, что способствует повышению общего характера развития современной педагогики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют более эффективно планировать и осуществлять музыкально-педагогическую деятельность учителя в работе с детьми младшего школьного возраста. Результаты исследования могут служить основой для поиска научных подходов к проблеме классификации современных методов обучения в области музыкального образования. Результаты исследования обеспечивают педагогов-музыкантов научно-обоснованными выводами и рекомендациями по организации учебного процесса, направленного на развитие способностей младших школьников.

Для достижения цели и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

теоретические – комплексный анализ и синтез информации, полученной в результате проблемно-тематического изучения литературных печатных и электронных источников – психологической, историко-педагогической и социально-педагогической литературы;

эмпирические – наблюдение, метод экспертных оценок.

База исследования. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Физико-математический лицей №93», Республика Башкортостан, город Уфа.

Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

2.1. Исследование исходного уровня развития способностей детей в учебной музыкальной деятельности

Во второй главе данной исследовательской работы описан первый этап опытно-экспериментальной деятельности по развитию способностей учеников с помощью современных музыкально-педагогических приемов.

На данном этапе цель работы заключалась в том, чтобы выявить критерии исходного уровня знаний и умений двух экспериментальных групп. Которая в дальнейшем позволила на практике осуществить и доказать проблемы, обоснованные в первой главе данного исследования.

Эксперимент по развитию способностей у младших школьников проводился в условиях естественного учебного процесса на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Физико-математический лицей №93» г. Уфа, республика Башкортостан в 2021-2022 учебном году в период преддипломной педагогической практики. В исследовании приняли участие 52 человека младшего школьного возраста. Ученики были разделены на две экспериментальные группы. Первая группа занималась по традиционным методам обучения. В работе со второй группой были внедрены современные методы обучения.

Исследование проходило в три этапа: начальный этап, во время которого подбирался диагностический материал, проходило анкетирование в обоих группах для выявления уровня способностей в каждой из них; на втором формирующем этапе в экспериментальную группу №2 были внедрены разработанные с помощью современных методов обучения педагогические условия; финальный этап – повторная диагностика групп по тем же анкетам, что и на начальном этапе, затем был произведен подсчет и сравнение результатов обеих экспериментальных групп.

В процессе диагностики у учеников младшего школьного возраста определялся уровень развитости таких способностей как: ритмические способности, творческие (креативные), коммуникативные способности, а также их интерес и мотивация к уроку музыки.

Благодаря данной диагностике мы смогли определить уровень интереса детей к уроку музыки в обеих группах:

Ее целью было определить отношение ученика к уроку музыки и учебе в целом. Для проведения исследования нам понадобились: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

Для начала детям была дана установка представить школу будущего, такую, где ученики сами могли составлять свое расписание уроков. Перед детьми лежала страничка из дневника этой школы будущего, перед ними стояла задача заполнить дни недели такими уроками, какие они бы хотели. Любое количество уроков, любой выбор предметов, любое направление и хобби.

После того как расписание было заполнено мы сравнили расписание, составленное каждым учеником, основываясь на их реальном расписании занятий. Затем мы высчитали процент несоответствия уроков с реальными, а также процент несуществующих уроков, что позволило нам провести диагностику отношения ребенка к учебе и конкретным предметам, а также определить степень креативности.

2.2. Педагогические условия развития способностей детей средствами современных музыкально-педагогических приемов

По результатам диагностики на начальном этапе этой исследовательской работы выявили, что в первой группе у пятнадцати учеников (55%) – средний уровень развития способностей, у четырех (15%) – высокий, и у оставшихся восьми (30%) – низкий. Во второй экспериментальной группе результаты чуть отличались, но не сильно: у тринадцати учеников (52%) – средний уровень, у пяти (20%) – высокий и у семи (28%) – низкий.

Полученные результаты помогли нам в разработке педагогических условий, которые в дальнейшем мы внедрили в экспериментальную группу на втором формирующем этапе. Работа в первой группе была также, как и раньше построена на традиционных педагогических методах преподавания музыки.

Для второй группы был разработан цикл уроков на тему «Музыка стран мира» с учетом нормативных документов: ФГОС, Рабочей программы по музыке Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской для 1-4 классов составленной в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также стандартов Worldskills.

Занятия, направленные на развитие таких способности как: творческие, коммуникативные и ритмические, были созданы с учетом педагогических условий сочетающие в себе традиционные и современные методы преподавания урока музыки в младших классах.

Ниже представлены условия, обеспечивающие эффективность проведения занятий с детьми младшего школьного возраста:

– Обеспечение эмоционального комфорта для школьников с целью раскрепощения и самовыражения себя через движения тела;

– Использование современных музыкально-компьютерных технологий на уроке музыки;

– Смешение современного песенного репертуара и классической музыки, для привлечения интереса к урокам музыки у школьников.

В ходе педагогической деятельности было выявлено, что для развития способностей в ходе урока необходимо учесть следующие этапы:

1. Создать условия, которые помогут ребенку раскрепоститься и проявить свою фантазию и креативность;

2. Направить учеников на сплочение и коллективной работы, чтобы через командную работу проявить свои коммуникативные навыки;

3. Помочь детям раскрыть свои умения передавать характер музыки через пластическое интонирование и танцевальные движения;

4. Создать определенные условия для раскрытия аналитических навыков и умения анализировать прослушанное или исполненное произведение;

5. Обеспечить наличие современного музыкального оборудования на занятиях музыки: интерактивная доска, музыкальный проигрыватель, детские шумовые инструменты, записи классической и современной музыки и многое другое.

При использовании комплексного подхода в уроках музыки у учеников:

• Развивается самостоятельность и способность творчески подходить к выражению художественных образов и средств;

• Улучшается и накапливается навык работы в команде, вырабатываются основы общения между учеником-учеником, учеником-учителем;

• Создается благоприятная обстановка для раскрытия творческого потенциала детей, для общения взрослых и детей.

Цель занятий: развивать коммуникативные, творческие (креативные), ритмические способности у младших школьников, чтобы укрепить их интерес к предмету Музыка и помочь развить свои личностные качества.

В ходе занятий были максимально внедрены знания и навыки, полученные от участия в конкурсе Worldskills и основанные на рекомендациях ФГОС. Задания, разработанные для урока, вдохновляли учеников подключиться к учебному процессу, придумывать варианты решения этой задачи, плавно вели его от одного вида деятельности к другому. Сама тема: «Музыка народов мира» подталкивала детей к поиску новых движений, а история народа находила эмоциональный отклик в их сердцах. Для каждого вида деятельности на уроке была разработана задача, которая помогала раскрыть и развить способностей подрастающего поколения. Например, от истории мы двигались к танцевальным движениям. Перед учениками стояла задача прослушать инструментальное произведение и придумать три разных танцевальных движения. Для развития интереса и азарта в процесс урока мы включили соревнования. Разделив класс на три группы, мы дали задание придумать и разучить в команде танцевальные движения. Затем к танцевальным движениям мы добавили детские шумовые инструменты. предварительно рассказав детям об их возможностях и способах исполнения. Перед ними также стояла задача в группах придумать и закрепить одну ритмическую группу на инструменте.

Следующим этапом урока была body percussion. Под следующий отрывок инструментального произведения ученики, также разделенные на группы должны, были придумать ритмическую связку, состоящую как минимум из 4 звеньев.

После закрепления всех элементов каждая из групп демонстрировала классу концертное исполнение, состоящее из танцевальных элементов, использование музыкальных шумовых перестроений и body percussion. Музыка, движения и инструменты зависели от того народа, который изучался на уроке.

Следующим этапом урока было разучивание песни. Отличительной чертой от традиционных методов проведения урока музыки было то, что мы не только учили интонационно слова и мелодию, но инсценировали ее. Пластически, с помощью движений передавали смысл произведения.

Такие занятия пробуждали в детях неподдельный интерес к творчеству другого народа, а современные методы, используемые на уроке, помогали учениками взаимодействовать и общаться друг с другом, что создавала творческую и дружную обстановку в коллективе.

Конспект занятий были разработан на основе ФГОС, Рабочей программы по музыке Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской для 1-4 классов составленной в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также стандартов Worldskills.

Для реализации исследования развития способностей у младших школьников были разработаны следующие уроки (см. таблица 7, 8 и Приложение 1 и 2).

Заключение (выдержка)

В настоящее время, когда остро стоит вопрос времени, мотивации и вдохновения у подрастающего поколения, особое внимание стоит уделить тому, как и в какой форме преподносятся новые знания детям. В век стремительно развивающихся технологий, системе образования и методам обучения, которые в нее входят, тоже не следует отставать. И работу с детьми следует начинать не позже младшего школьного возраста. Именно тогда у детей закладываются взгляды на мир, а также формируется их самооценка, которая в значительной степени влияет на развитие способностей в будущем.

Тема данной исследовательской работы до сих пор является востребованной и насущной. И благодаря анализу литературы выдающихся ученых, педагогов и психологов, таких как Л.С. Выгодского, Б.М. Теплова, Н.А, Ветлугина, К.Б. Тарасова, Н.Г. Куприна, А.Н. Леонтьева, Н.А. Метлова, К. Орфа, и др., а также проведенный эксперимент только подтвердили проблему и значимость данной темы исследования. Благодаря чему мы могли сделать следующие выводы:

Развитие таких способностей, как: творческие способности, ритмические способности и коммуникативные способности универсальны и востребованы в современном обществе.

Развить эти способности поможет использование современных методов на уроках музыки. Проблемой классификации современных музыкально-педагогических методов занимаются многие исследователи и ученые по сей день.

На Начальном этапе своей работы мы смогли ознакомиться с разными методиками диагностики способностей младших школьников. На основе которых смогли разработать диагностику, позволяющую отследить прогресс данного эксперимента. И выполнить поставленную во введении задачу: экспериментально выявить динамику развития способностей у детей младшего школьного возраста в процессе музыкальной деятельности.

На третьем, заключительном этапе, нами была проведена повторная диагностика способностей обоих групп. В ходе которой выяснилось, что группа, в которой использовались современные методики преподавания, значительно улучшила свои результаты и смогла добиться определенных успехов в развитии таких способностей как: творческие, ритмические и коммуникативные. Первая группа, в которой занятия проводились по традиционной методике показала недостаточно хорошие результаты. Уровень мотивации к учебе значительно снизился, а развитие интересующих нас способностей продвинулось незначительно.

Из чего можно сделать вывод, что использование современных методов обучения на уроках с учениками младшего школьного возраста оказывает благоприятное воздействие на развитие их способностей, а также повышает интерес к уроку и учебную мотивацию. Что также является значительным успехом.

Список литературы

1. Агапова, И., Давыдова, М. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст]: талантливому педагогу – заботливому родителю / И. Агапова, М. Давыдова // Москва – Лада. 2006. – с. 224.

2. Адоньева, С. Б. Игра в секретку [Текст] / С. Б. Адоньева // Новое издательство – 2008. – с. 129.

3. Алексеева Г.Ю. Педагогические условия развития творческого потенциала учащихся младших классов [Текст] / дисс. канд. пед. наук / Г.Ю. Алексеева. – Оренбург, 2000. – с. 182.

4. Андреев, В.И. Педагогика [Текст] / учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – с. 608.

5. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж, 1998. – с. 100.

+ 36 источников

2900 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Татьяна
Тема работы: Денежная система РФ (понятие, элементы, правовые основы)

Спасибо! Сделали хорошо, а главное, что антиплагиат в норме!

Ольга
Тема работы: ""Семья и ее роль в воспитании личности.""

Благодарю, Вас, за курсовую работу.

Ирина
Тема работы: Бух.учёт в кредитных организациях

Огромная благодарность автору (Заявка №6141) за оперативное и профессиональное выполнение задания!!! Спасибо, выручили:)

Евгений
Тема работы: Организация проведения медицинских осмотров водителей

спасибо за труд.

Евгений
Тема работы: Место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства.

Работа сделана на отлично и вовремя,

светлана
Тема работы: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО БИЗНЕС - ПЛАН

спасибо за работу!